Ионно молекулярные уравнения задачи с решениями

Записи молекулярных и ионно-молекулярных уравнений реакций обмена

Решение задач на составление химических уравнений реакций

Задание 193.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) Na3PO4 и СаСI2 б) К2CO3 и ВаСl2; в) Zn(OH)2 и КОН.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием осадков Са3(РО4)2 и BaCO3 соответственно в реакциях (а) и (б), а в реакции (в) ионы ОН — связываются с нерастворимым основанием Zn(OH)2 с образованием комплексного иона [Zn(OH)4]2-. Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) Na + , C l- ; б) K + , Cl — ; в) K + ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

Задание 194.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:
Fe(OH)3 + 3H + = Fe + 3H2O
Cd 2+ + 2OH — = Cd(OH)2
H + + NO2 — = HNO2
Решение:
В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, а в первой реакции ещё и нерастворимое основание Fe(OH)3 следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов и нерастворимого основания. Например:

Задание 195.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) СdS и HCl; б) Сг(ОН)3 и NаОН; в) Ва(ОН)2 и СоСl2.
Решение:
Молекулярные формы уравнений реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием слабого электролита H2S при растворении малорастворимого соединения ) CdS в реакции (а), растворение малорастворимого основания Cr(OH)3 в щёлочи с образованием комплексного иона [Cr(OH)6] 3- в реакции (б) и образование осадка Co(OH)2 в реакции (в). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) Cl — ; б) Na + ; в) Ba 2+ , Cl — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

а) CdS + 2H+ = Cd 2+ + H2S↑;
б) Cr(OH)3 + 3OH- = [Cr(OH)6] 3- ;
в) Co 2+ + 2ОН — = Co(OH) ↓ 2.

Задание 196.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:
а) Zn 2+ + Н2S = ZnS ↓ + 2H +
б) НСО3 — + H + = Н2O + СО2 ↑;
в) Аg + + Сl — = АgС1 ↓
Решение:
В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов. Например:

Задание 197.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) Н2SO4 и Ва(ОН)2; б) ЕеСl3 и NH4OH б) ЕеСl3 и NH4OH; в) СH3COONa и HCl.
Решение:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием осадка BaSO4 и слабого электролита Н2О в реакции (а) и осадка Fe(OH)3 в реакции (б), а также образование слабого электролита СH3COOH в реакции (в). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [б) NH4 + , Cl — ; в) Na + , Cl — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

а) 2H + + SO4 2- + Ba 2+ + 2OH — = BaSO4 ↓ + 2H2O;
б) Ее 3+ + 3OH — = Fe(OH)3 ↓ ;
в) СH3COO — + H + = СH3COOH.

Задание 198.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) FeCl3 и КОН; б) NiSO4 и (NH4)2S; в) МgCO3 и HNO3.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием осадков Fe(OH)3 и NiS в реакциях (а) и (б); растворение осадка МgCO3 и выделение газа СО2 и слабого электролита Н2О в реакции (в). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) K+, Cl — б) NH4 + , SO4 2- ; в) NO3 — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

Задание 199.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:а) Ве(ОН)2 + 2ОН — = ВеО2 2- + 2Н2О
б) СН3СОО — + Н + = СН3СООН
в)Ва 2+ + SO4 2 = BaSO4
Решение:

В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, а также растворение осадка Ве(ОН)2, следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов. Например:

Задание 200.
Какие из веществ — NaCl, NiSO4, Ве(ОН)2, КНСО3 — взаимодействуют с раствором гидроксида натрия. Запишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения этих реакций.
Решение:
а) NaCl и NaOH – сильные электролиты, которые в водных растворах диссоциируют:
NaCl ⇔ Na + + Cl — ; NaOH ⇔ Na + + OH — . При смешении растворов NaCl и NaOH не происходит связывание ионов Na+, Cl — и ОН — друг с другом с образованием осадка, газа или слабого электролита, поэтому реакция не протекает.

б) NiSO4 и NaOH — электролиты, которые в водных растворах диссоциируют:
NiSO4 ⇔ Ni 2+ + SO42-; NaOH ⇔ Na + + ОН — . При смешении растворов NiSO4 и NaOH происходит связывание ионов Ni 2+ и ОН — друг с другом с образованием малорастворимого электролита Ni(OH)2, реакция протекает:

NiSO4 +2NaOH = Ni(OH)2 ↓ + Na2SO4 (молекулярная форма);
Ni 2+ + 2ОН — ⇔ Ni(OH)2↓ (ионно-молекулярная форма).

в) Ве(ОН)2 и NaOH взаимодействуют друг с другом, так как происходит связывание ионов ОН — с молекулами Ве(ОН)2 с образованием комплексного иона [Be(OH)4] 2- , при этом происходит растворение осадка:

г) КНСО3 и NaOH – сильные электролиты, которые в водном растворе диссоциируют:
КНСО3 ⇔ К + + НСО3-; NaOH ⇔ Na + + OH — . Реакция не протекает, потому что при смешении растворов этих соединений связывание ионов с образованием осадка, газа или слабого электролита не происходит.

Реакции ионного обмена. Карточки-задания и алгоритм составления ионных уравнений

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Карточки-задания на составление ионных уравнений реакций

Закончите уравнения реакций. Составьте полное и сокращенное ионное уравнения этих реакций.

При выполнении задания можно воспользоваться страничкой приложения 1 .

Закончите уравнения реакций. Составьте полное и сокращенное ионное уравнения этих реакций.

При выполнении задания можно воспользоваться страничкой приложения 1.

Закончите уравнения реакций. Составьте полное и сокращенное ионное уравнения этих реакций.

При выполнении задания можно воспользоваться страничкой приложения 1.

Реакции ионного обмена. Условия протекания.

Реакции ионного обмена – это реакции между ионами, образовавшимися в результате диссоциации электролитов.

Реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:

Если образуется осадок  (нерастворимое в воде вещество):

NaCl + AgNO 3 = AgCl + NaNO 3

Если образуется газообразное вещество  :

2 Na + + C O 3 2- + 2Н + + 2С l — = 2 Na + + 2 Cl — + Н 2 O + СО2

Если в растворах нет таких ионов, которые могут связываться между собой с образованием осадка, газа, или воды Н 2 O , то реакция является обратимой.

Составление ионных уравнений.

Простые вещества, оксиды, нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.

Алгоритм составления ионного уравнения реакции.

Записать молекулярное уравнение реакции. Расставить коэффициенты.

С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества

Составить полное ионное уравнение, записывая растворимые в воде вещества в виде ионов, а нерастворимые вещества, газообразные вещества и воду в виде молекул.

Составить сокращённое ионное уравнение, найдя одинаковые ионы в уравнении слева и справа и сократив их.

3 Na ОН + FeCl 3 = Fe (ОН) 3  + 3 NaCl

3 Na ОН + FeCl 3 = Fe (ОН) 3  + 3 NaCl

3 Na + +3ОН — + Fe 3+ +3 Cl — = Fe (ОН) 3  + 3 Na + +3 Cl —

3ОН — + Fe 3+ = Fe (ОН) 3

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 945 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 396 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 28.08.2016
  • 1035
  • 2
  • 28.08.2016
  • 2368
  • 22
  • 27.08.2016
  • 2364
  • 14
  • 27.08.2016
  • 645
  • 0
  • 26.08.2016
  • 455
  • 0
  • 26.08.2016
  • 563
  • 4
  • 26.08.2016
  • 1074
  • 4

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 28.08.2016 24344
  • DOCX 19.9 кбайт
  • 693 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гуторова Наталья Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 5 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 39239
  • Всего материалов: 11

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задачи к разделу растворы электролитов

Задачи к разделу растворы электролитов:
Задача 1. Напишите уравнения реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах между серной кислотой и гидроксидом калия.

Решение.

2H + + SO4 2- + 2K + + 2OH — = 2K + + SO4 2- + 2H2O

Задача 2. Напишите все возможные уравнения реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах между следующим кислотами и основаниями: NaOH, Mg(OH)2, Н2SO3, H3PO4

Решение.

Na + + OH — = Na + + HSO3 — + H2O

2Na + + 2OH — + 2H + + HPO4 2- = 2Na + + HPO4 2- + 2H2O

3Na + + 3OH — + 3H + + PO4 3- = 3Na + + PO4 3- + 3H2O

Mg (OH)2 + 2H2SO3 = Mg 2+ + 2HSO3 — + 2H2O (H2SO3 не диссоциирует, так как является слабой кислотой)

Задача 3. Составьте по три молекулярных уравнений реакций, которые выражаются ионно – молекулярными уравнениями:

а) Mg 2+ + CO3 2- = MgCO3

б) H + + OH — = H2O

Решение.

а) Mg 2+ + CO3 2- = MgCO3

б) H + + OH = H2O

Задача 4. Вычислить концентрацию ионов ОН — и NH4 + в 0,5 М растворе NH4OH, если константа диссоциации К = 1,8×10 -5 .

Решение.

Концентрация каждого иона равна произведению степени диссоциации α на общую концентрацию электролита С, т.е.

[OH — ] = [NH4 + ] = (K·C) 1/2 = (1,8×10 -5 ·0,5) 1/2 = 0,003 M

Задача 5. Сколько граммов ионов Ва 2+ содержится в 200 мл насыщенного раствора карбоната бария, если ПРВаСО3 = 8×10 -9 .

Решение.

Выразим ПР (BaCO3) через растворимость S. По уравнению в насыщенном растворе содержится S моль/л ионов Ва 2+ и S моль/л ионов СО3 2- . Отсюда

ПР (ВаСО3) = [Ва 2+ ]×[СО3 2- ] = S×S = S 2

Так как [Ва 2+ ] = S, Mr (Ba) = 137 г/моль, то в 0,2 л содержится

m = 8,94×10 -5 ×137×0,2 = 0,0024 ионов Ва 2+

Задача 6. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между:

а) хлоридом кобальта и сульфидом калия;

б)гидросиликатом калия и гидроксидом калия.

Чему равна концентрация каждого иона в насыщенном растворе сульфида серебра?

Решение.

а) CoCl2 + K2S = CoS↓ + 2KCl

Co 2+ + 2Cl — + 2K + + S 2- = CoS↓ + 2K + + 2Cl —

K + + HSiO3 — + K + + OH — = 2K + + SiO3 2- + H2O

Чему равна концентрация каждого иона в насыщенном растворе сульфида серебра?

Для нахождения концентрации каждого иона воспользуемся выражением для произведения растворимости сульфида серебра.

Обозначим [Ag + ] = 2х, [S 2- ] = х, тогда

ПР = (2х) 2 ·х = 4x 3

Подставляя в уравнение значение ПР (табличные данные), найдем х:

[Ag + ] = 2·3,4·10 -4 = 6,8·10 -4 [S 2- ] = 3,4·10 -4

Задача 7. Какое из веществ: гидрокарбонат калия, сульфат кадмия, гидроксид бария будет взаимодействовать с серной кислотой? Выразите эти реакции молекулярными и ионно-молекулярными уравнениями.

В растворе хлорноватистой кислоты концентрации 0,1 М степень диссоциации равна 0,025 %. При какой концентрации раствора степень диссоциации увеличится в три раза?

Решение.

Взаимодействие веществ возможно, если в результате реакции образуется неэлектролит, нерастворимое или газообразное соединение.

Из трех предложенных веществ с серной кислотой будет взаимодействовать только гидроксид бария. Протекает реакция нейтрализации с образованием осадка и воды.

В растворе хлорноватистой кислоты концентрации 0,1 М степень диссоциации равна 0,025 %. При какой концентрации раствора степень диссоциации увеличится в три раза?

Найдем значение константы диссоциации при С = 0,1 М

K = α 2 C1/(1-α)

K = 0,00025 2 0,1/(1-0,00025) = 6,25·10 -9

Найдем концентрацию раствора при которой степень диссоциации увеличится в три раза

α = 0,00025·3 = 0,00075

С2 = (1-0,00075)· 6,25·10 -9 / 0,00075 2 = 0,011 М

Задача 8.Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются следующими ионно-молекулярными уравнениями:

б) NH4 + + OH — = NH4OH.

Чему равна растворимость cульфида кадмия в моль/л и г/моль?

Решение.

б) NH4 + + OH — = NH4OH

NH4 + + Cl — + K + + OH — = NH4OH + Cl — + K +

Чему равна растворимость cульфида кадмия в моль/л и г/моль?

Используя табличные данные, найдем произведение растворимости CdS:

Обозначим [Cd 2+ ] = [S 2- ] = х, тогда

ПР(CdS) = [Cd 2+ ] · [S 2- ] = х·х = х 2

Произведение растворимости и растворимость связаны соотношением:

ПР = S 2 , откуда S = ПР 1/2

S = х = [Cd 2+ ] = [S 2- ] = (1,6·10 -28 ) 1/2 = 1,26·10 -14 моль/л

S·М = 1,26·10 -14 ·144,4 = 1,82·10 -12 г/л

Задача 9. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между:

а) сульфат железа и нитрат стронция;

б) нитрит натрия и соляная кислота.

Вычислите концентрации всех ионов в 2%-ных растворах сульфата калия и нитрата свинца, если степень диссоциации равна 70%.

Решение.

б) NaNO2 + HCl = NaCl + HNO2

Na + + NO2 — + H + + Cl — = Na + + Cl — + HNO2

Вычислите концентрации всех ионов в 2%-ных растворах сульфата калия и нитрата свинца, если степень диссоциации равна 70%.

Примем, что ρ(растворов) = 1 г/мл, V(растворов) = 1000 мл, тогда

m = V·ρ = 1000·1 = 1000 г.

Определим, сколько грамм растворенного вещества содержится в 1000 г раствора

2 г вещества содержится в 100 г раствора

Найдем молярную концентрацию каждого раствора:

См = n/V = m/(M·V)

K2SO4:М = 39·2 + 32 + 16·4 = 174 г/моль
См = 20/174·1 = 0, 11 М
Pb(NO3)2М = 207 + (14+16·3)·2 = 331 г/моль
См = 20/331·1 = 0, 06 М

Далее определим концентрации всех ионов:

[ион] = n· См·α

[K + ] = 2·0,11·0,7 = 0,154 М [SO4 2- ] = 0,11·0,7 = 0,077 М [Pb 2+ ] = 0,06·0,7 = 0,042 М [NO3 — ] = 2·0,06·0,7 = 0,084 М


источники:

http://infourok.ru/reakcii-ionnogo-obmena-kartochkizadaniya-i-algoritm-sostavleniya-ionnih-uravneniy-1168516.html

http://zadachi-po-khimii.ru/obshaya-himiya/zadachi-k-razdelu-rastvory-elektrolitov.html