урок — презентация 8 класс по теме «Ионные уравнения реакции»
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме
Ионные уравнения реакции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_ionnye_uravneniya_reakcii_soverver.ppt | 796.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Ионные уравнения реакции Вспомним реакцию нейтрализации.
Протекающая реакция описывается следующим уравнением 2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O
2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O Отражает ли эта запись в истинном свете проведенную реакцию? Разве в растворе есть молекулы KOH, H 2 SO 4 и K 2 SO 4 — ведь это электролиты? Что же в действительности произошло?
В растворе ионы 2 KOH = 2K + + 2OH — H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2- K 2 SO 4 = 2K + + SO 4 2-
Поэтому реакция записывается в ионном виде 2 K + +2OH — + 2 H + +SO 4 2- = = 2K + + SO 4 2- + 2H 2 O а сущность H + + OH — = H 2 O
Реакция нейтрализации между H 2 SO 4 и Ba(OH) 2 это другая реакция, так как в результате образуется нерастворимая соль BaSO 4
Молекулярное уравнение H 2 SO 4 + Ba(OH) 2 = = BaSO 4 ↓ + 2H 2 O Ионный вид 2H + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2OH — = =BaSO 4 ↓ + H 2 O
Проделаем реакцию между карбонатом калия и соляной кислотой.
Что мы наблюдаем ?
Запишем уравнение реакции. Проверим.
Молекулярное уравнение K 2 CO 3 + 2 HCl = 2KCl + H 2 O + CO 2 ↑ Полный ионный вид 2 K + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl — = = 2K + + 2Cl — + H 2 O + CO 2 ↑ Краткий ионный вид CO 3 2- + 2H + = H 2 O + CO 2 ↑
Правила составления ионных уравнений реакции Сильные электролиты записывают в виде образующих их ионов ( с учетом индексов и коэффициентов).
Формулы слабых электролитов ( в т.ч. H 2 O ), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме
Если вещество выпадает в осадок, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз ( ↓ ); а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх ( ↑ ).
Проделаем реакцию между сульфатом меди(2) и гидроксидом натрия.
Что мы наблюдаем ?
Запишем уравнение реакции. Проверим.
Молекулярное уравнение: CuSO 4 + 2NaOH = = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 Полное ионное уравнение: Cu 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH — = = Cu(OH) 2 ↓ + 2Na + + SO 4 2- Сокращенное ионное уравнение: Cu 2+ + 2OH — = Cu(OH) 2 ↓
Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически осуществимы (протекают до конца) только в тех случаях, когда в результате реакции образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество.
Тестовый контроль № 1 Дополните. Частицы заряженные положительно называются ________________________________ Частицы заряженные отрицательно называются _____________________________
№ 2 Продукты реакции нейтрализации 1. Соль и вода 2. Соль и основание 3. Соль и кислота
№ 3 Реакция ионного обмена, идущая до конца 1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2 → 2. MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 →
№ 4 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие три равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу: а) Ca(OH) 2 → → Ca 2+ + 2OH — б) Ca(NO 3 ) 2 → → Ca 2+ + 2NO 3 — в) HNO 3 → H + + NO 3 — г) HCl → H + + Cl — д) KOH → K + + OH — е) Al 2 (SO 4 ) 3 → → 2Al 3+ + 3SO 4 2-
№ 5 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие две равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу: а) NaOH → Na + + OH — б) Ba(NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 — в) Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH — г) NaCl → Na + + Cl — д) BaCl 2 → Ba 2+ + 2Cl — е) Na 2 CO 3 → 2Na + + CO 3 2-
Ответы № 1 Частицы заряженные положительно называются Катионы Частицы заряженные отрицательно называются Анионы № 2 1. Соль и вода
№ 3 1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2 → № 4 1-я группа (схемы электролитической диссоциации щелочей ) : а) Ca(OH) 2 →Ca 2+ +2OH — д) KOH →K + +OH — 2-я группа (схемы электролитической диссоциации кислот ) : г) HCl → H + + Cl — в) HNO 3 → H + + NO 3 — 3-я группа (схемы электролитической диссоциации солей ) : б) Ca(NO 3 ) 2 → Ca 2+ + 2NO 3 — е) Al 2 (SO 4 ) 3 → → 2Al 3+ + 3SO 4 2-
№ 5 1-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений натрия ) : а) NaOH → Na + + OH — г) NaCl → Na + + Cl — е) Na 2 CO 3 → 2Na + + CO 3 2- 2-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений бария ) : б) Ba(NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 — в) Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH — д) BaCl 2 → Ba 2+ + 2Cl —
Домашнее задание § 37 , упр 1 — 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация по теме: Решение Уравнений 5 класс
Урок математики по теме Решение уравнений первый в теме. Рассчитан на детальное повторение правил решения простейших уравнений, усвоенных в начальной школе. Презентация содержит краткую историческую с.
Технологическая карта урока 11 класса на тему «Химические реакции»
Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса.
Урок 8 класс Решение квадратных уравнений
Цель урока: Учащиеся должны знать формулу квадратного уравнения, знать формулу корней квадратного уравнения.
Урок в классе. Решение линейных уравнений.
урок обобщение по теме Линейные уравнения. Форма урока — путешествие по достопримечательным местам села.
Конспект урока «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»
Урок формирования знаний, умений, навыков с использованием технологии проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникативные технологий.
Конспект урока. 7 класс Тема: Решение уравнений содержащих умножение и деление.
Цель: отработать навык решения уравнений содержащих умножение и деление. Закрепить знание компонентов. Формирование навыка использования полученных знаний в новых условиях.
урок-презентация «Решение систем рациональных уравнений графическим способом» по УМК Мордковича А.Г.
Цель урока — повторение и закрепление изученного материала. .
Презентация по химии «Реакции ионного обмена» 8 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв»
ТЕМА УРОКА: «РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА»
Реакции ионного обмена– это
реакции между ионами.
положительно или отрицательно заряженные частицы
Цель: сформировать понятия о реакциях ионного обмена и условиях их протекания.
- познакомиться с реакциями ионного обмена и научиться их составлять;
- продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных;
- развитие познавательного интереса и учебной мотивации.
ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Алгоритм составления уравнений реакций ионного обмена
1. Записать молекулярное уравнение реакции
Даны растворы хлорида железа(III) и гидроксида калия. Написать молекулярное и ионные уравнения реакции между этими растворами.
2. Подчеркнуть формулы электролитов (формулы кислот, оснований, солей)
Используя таблицу растворимости определить растворимость электролитов и записать результат над формулами (Р, М, Н).
3. Написать полное ионное уравнение реакции.
Необходимо учитывать индексы у ионов и коэффициенты в уравнении реакции.
4. Для составления сокращённого ионного уравнения надо найти одинаковые ионы справа и слева от знака равенства и вычеркнуть их.
5. Записать уравнение без вычеркнутых ионов.
. Реакции ионного обмена записывают тремя уравнениями: молекулярное полное ионно-молекулярное сокращенное ионно-молекулярное
2. Ничего не пробовать на вкус, нюхать летучие вещества с осторожностью.
Правила техники безопасности :
1. Пользуемся малым количеством реактивов, стараемся их не проливать, чтоб вещества не попадали на кожу лица и рук.
3. Содержать рабочее место в чистоте и порядке.
о прохождении реакции
Задание для группы № 1
- Наблюдение: выделение газа.
- Молекулярное уравнение : Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
- Полное ионное уравнение реакции: 2Na + + CO3 2– + 2H + + 2Cl –→ 2Na+ + CO2↑ + H2O + 2Cl –
- Cокращенное ионное уравнение реакции: CO3 2– + 2H + = CO2↑ + H2O Вывод: реакция идет до конца.
Задание для группы № 2.
- Наблюдение: выпадение голубого осадка.
- Молекулярное уравнение : CuCl2 + 2NaOH → 2NaCl + Cu(OH)2↓
- Полное ионное уравнение реакции: Cu 2+ + 2Cl – + 2Na + + 2OH –→ 2Na + + 2Cl – + Cu(OH)2↓.
- Cокращённое ионное уравнение реакции: Cu 2+ + 2OH –→ Cu(OH)2↓ Вывод: реакция идет до конца.
Задание для группы № 3
- Наблюдение: при добавлении фенолфталеина раствор стал малиновым, а затем обесцветился
- Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой: NaOH + HCl → NaCl + H2O (слабый электролит)
- Полное ионное уравнение реакции: Na+ + OH– + H+ + Cl– →Na+ + Cl – + H2O
- Cокращённое ионное уравнение реакции: H + + OH– → H2O Вывод: реакция идет до конца.
Как называется реакция взаимодействия сильной кислоты с щелочью? Реакция нейтрализации Задание для группы № 4 Наблюдение: признаков не наблюдается Молекулярное уравнение: NaOH + KCl → NaCl + KOH Полное ионное уравнение реакции : Na + + OH– + K+ + Cl– → Na+ + Cl– + K+ + OH– Вывод: данная реакция не имеет практического смысла, т.к. не происходит связывания ионов. .
СЛАБЫЙ ЭЛЕКТРОЛИТ (ВОДА)
Условия протекания реакций ионного обмена до конца
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Тест «Проверь себя»: Тест «Проверь себя»: 1) Ионные реакции – это реакции между: а) нейтральными атомами б) ионами в) молекулами г) протонами 2) Реакции нейтрализации – частный случай реакции: а) обмена б) замещения в) соединения г) разложения 3) Какое из приведенных веществ выпадает в осадок: а) MgS б) KОН в) HNO3 г) Na2SO4 . 4) Какое вещество надо добавить к соляной кислоте, чтобы в результате реакции выделился газ: а) KOH б) NaOH в) Na2CO3 г) AgNO3 5) Какое вещество является малодиссоциирующим: а) H3PO4 б) KOH в) Na2SO4 г) H2O Ответы:
- 1. б
- 2. а
- 3. а
- 4. в
- 5. г
Этап проверки знаний
РЕФЛЕКСИЯ
— Cегодня на уроке я научилась(ся)……
- Мне было сложно…
- Особенно интересным было…
Этап подведения итогов
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 38, выполнить задания в карточках (разноуровневые).
Этап информации о домашнем задании