Ионные уравнения 8 класс химия презентация

урок — презентация 8 класс по теме «Ионные уравнения реакции»
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Ионные уравнения реакции

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_ionnye_uravneniya_reakcii_soverver.ppt796.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: Ионные уравнения реакции Вспомним реакцию нейтрализации.

Протекающая реакция описывается следующим уравнением 2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O Отражает ли эта запись в истинном свете проведенную реакцию? Разве в растворе есть молекулы KOH, H 2 SO 4 и K 2 SO 4 — ведь это электролиты? Что же в действительности произошло?

В растворе ионы 2 KOH = 2K + + 2OH — H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2- K 2 SO 4 = 2K + + SO 4 2-

Поэтому реакция записывается в ионном виде 2 K + +2OH — + 2 H + +SO 4 2- = = 2K + + SO 4 2- + 2H 2 O а сущность H + + OH — = H 2 O

Реакция нейтрализации между H 2 SO 4 и Ba(OH) 2 это другая реакция, так как в результате образуется нерастворимая соль BaSO 4

Молекулярное уравнение H 2 SO 4 + Ba(OH) 2 = = BaSO 4 ↓ + 2H 2 O Ионный вид 2H + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2OH — = =BaSO 4 ↓ + H 2 O

Проделаем реакцию между карбонатом калия и соляной кислотой.

Что мы наблюдаем ?

Запишем уравнение реакции. Проверим.

Молекулярное уравнение K 2 CO 3 + 2 HCl = 2KCl + H 2 O + CO 2 ↑ Полный ионный вид 2 K + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl — = = 2K + + 2Cl — + H 2 O + CO 2 ↑ Краткий ионный вид CO 3 2- + 2H + = H 2 O + CO 2 ↑

Правила составления ионных уравнений реакции Сильные электролиты записывают в виде образующих их ионов ( с учетом индексов и коэффициентов).

Формулы слабых электролитов ( в т.ч. H 2 O ), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме

Если вещество выпадает в осадок, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз ( ↓ ); а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх ( ↑ ).

Проделаем реакцию между сульфатом меди(2) и гидроксидом натрия.

Что мы наблюдаем ?

Запишем уравнение реакции. Проверим.

Молекулярное уравнение: CuSO 4 + 2NaOH = = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 Полное ионное уравнение: Cu 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH — = = Cu(OH) 2 ↓ + 2Na + + SO 4 2- Сокращенное ионное уравнение: Cu 2+ + 2OH — = Cu(OH) 2 ↓

Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически осуществимы (протекают до конца) только в тех случаях, когда в результате реакции образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество.

Тестовый контроль № 1 Дополните. Частицы заряженные положительно называются ________________________________ Частицы заряженные отрицательно называются _____________________________

№ 2 Продукты реакции нейтрализации 1. Соль и вода 2. Соль и основание 3. Соль и кислота

№ 3 Реакция ионного обмена, идущая до конца 1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2 → 2. MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 →

№ 4 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие три равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу: а) Ca(OH) 2 → → Ca 2+ + 2OH — б) Ca(NO 3 ) 2 → → Ca 2+ + 2NO 3 — в) HNO 3 → H + + NO 3 — г) HCl → H + + Cl — д) KOH → K + + OH — е) Al 2 (SO 4 ) 3 → → 2Al 3+ + 3SO 4 2-

№ 5 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие две равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу: а) NaOH → Na + + OH — б) Ba(NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 — в) Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH — г) NaCl → Na + + Cl — д) BaCl 2 → Ba 2+ + 2Cl — е) Na 2 CO 3 → 2Na + + CO 3 2-

Ответы № 1 Частицы заряженные положительно называются Катионы Частицы заряженные отрицательно называются Анионы № 2 1. Соль и вода

№ 3 1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2 → № 4 1-я группа (схемы электролитической диссоциации щелочей ) : а) Ca(OH) 2 →Ca 2+ +2OH — д) KOH →K + +OH — 2-я группа (схемы электролитической диссоциации кислот ) : г) HCl → H + + Cl — в) HNO 3 → H + + NO 3 — 3-я группа (схемы электролитической диссоциации солей ) : б) Ca(NO 3 ) 2 → Ca 2+ + 2NO 3 — е) Al 2 (SO 4 ) 3 → → 2Al 3+ + 3SO 4 2-

№ 5 1-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений натрия ) : а) NaOH → Na + + OH — г) NaCl → Na + + Cl — е) Na 2 CO 3 → 2Na + + CO 3 2- 2-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений бария ) : б) Ba(NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 — в) Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH — д) BaCl 2 → Ba 2+ + 2Cl —

Домашнее задание § 37 , упр 1 — 5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по теме: Решение Уравнений 5 класс

Урок математики по теме Решение уравнений первый в теме. Рассчитан на детальное повторение правил решения простейших уравнений, усвоенных в начальной школе. Презентация содержит краткую историческую с.

Технологическая карта урока 11 класса на тему «Химические реакции»

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса.

Урок 8 класс Решение квадратных уравнений

Цель урока: Учащиеся должны знать формулу квадратного уравнения, знать формулу корней квадратного уравнения.

Урок в классе. Решение линейных уравнений.

урок обобщение по теме Линейные уравнения. Форма урока — путешествие по достопримечательным местам села.

Конспект урока «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»

Урок формирования знаний, умений, навыков с использованием технологии проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникативные технологий.

Конспект урока. 7 класс Тема: Решение уравнений содержащих умножение и деление.

Цель: отработать навык решения уравнений содержащих умножение и деление. Закрепить знание компонентов. Формирование навыка использования полученных знаний в новых условиях.

урок-презентация «Решение систем рациональных уравнений графическим способом» по УМК Мордковича А.Г.

Цель урока — повторение и закрепление изученного материала. .

Презентация по химии «Реакции ионного обмена» 8 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Определять общие для всех и индивидуальные правила работы.

Из приведенного перечня определите сильные и слабые электролиты:

H2SO4 , Cu (OH)2, H2CO3, K2SO4, Mg(NO3)2, NH4OH, NaOH, H2O

ДИССОЦИАЦИЯ ОСНОВАНИЙ, КИСЛОТ,СОЛЕЙ

Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:

    • K2CO3 + H2SO4 =
    • Na2SO4 + Ba(NO3)=
    • NaOH + HCl=

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв»

ТЕМА УРОКА: «РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА»

Реакции ионного обмена– это

реакции между ионами.

положительно или отрицательно заряженные частицы

Цель: сформировать понятия о реакциях ионного обмена и условиях их протекания.

  • познакомиться с реакциями ионного обмена и научиться их составлять;
  • продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных;
  • развитие познавательного интереса и учебной мотивации.

ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Алгоритм составления уравнений реакций ионного обмена

1. Записать молекулярное уравнение реакции

Даны растворы хлорида железа(III) и гидроксида калия. Написать молекулярное и ионные уравнения реакции между этими растворами.

2. Подчеркнуть формулы электролитов (формулы кислот, оснований, солей)

Используя таблицу растворимости определить растворимость электролитов и записать результат над формулами (Р, М, Н).

3. Написать полное ионное уравнение реакции.

Необходимо учитывать индексы у ионов и коэффициенты в уравнении реакции.

4. Для составления сокращённого ионного уравнения надо найти одинаковые ионы справа и слева от знака равенства и вычеркнуть их.

5. Записать уравнение без вычеркнутых ионов.

. Реакции ионного обмена записывают тремя уравнениями: молекулярное полное ионно-молекулярное сокращенное ионно-молекулярное

2. Ничего не пробовать на вкус, нюхать летучие вещества с осторожностью.

Правила техники безопасности :

1. Пользуемся малым количеством реактивов, стараемся их не проливать, чтоб вещества не попадали на кожу лица и рук.

3. Содержать рабочее место в чистоте и порядке.

о прохождении реакции

Задание для группы № 1

  • Наблюдение: выделение газа.
  • Молекулярное уравнение : Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
  • Полное ионное уравнение реакции: 2Na + + CO3 2– + 2H + + 2Cl –→ 2Na+ + CO2↑ + H2O + 2Cl –
  • Cокращенное ионное уравнение реакции: CO3 2– + 2H + = CO2↑ + H2O Вывод: реакция идет до конца.

Задание для группы № 2.

  • Наблюдение: выпадение голубого осадка.
  • Молекулярное уравнение : CuCl2 + 2NaOH → 2NaCl + Cu(OH)2↓
  • Полное ионное уравнение реакции: Cu 2+ + 2Cl – + 2Na + + 2OH –→ 2Na + + 2Cl – + Cu(OH)2↓.
  • Cокращённое ионное уравнение реакции: Cu 2+ + 2OH –→ Cu(OH)2↓ Вывод: реакция идет до конца.

Задание для группы № 3

  • Наблюдение: при добавлении фенолфталеина раствор стал малиновым, а затем обесцветился
  • Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой: NaOH + HCl → NaCl + H2O (слабый электролит)
  • Полное ионное уравнение реакции: Na+ + OH– + H+ + Cl– →Na+ + Cl – + H2O
  • Cокращённое ионное уравнение реакции: H + + OH– → H2O Вывод: реакция идет до конца.

Как называется реакция взаимодействия сильной кислоты с щелочью? Реакция нейтрализации Задание для группы № 4 Наблюдение: признаков не наблюдается Молекулярное уравнение: NaOH + KCl → NaCl + KOH Полное ионное уравнение реакции : Na + + OH– + K+ + Cl–Na+ + Cl– + K+ + OH– Вывод: данная реакция не имеет практического смысла, т.к. не происходит связывания ионов. .

СЛАБЫЙ ЭЛЕКТРОЛИТ (ВОДА)

Условия протекания реакций ионного обмена до конца

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, делать выводы

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах, группах

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Тест «Проверь себя»: Тест «Проверь себя»: 1) Ионные реакции – это реакции между: а) нейтральными атомами б) ионами в) молекулами г) протонами 2) Реакции нейтрализации – частный случай реакции: а) обмена б) замещения в) соединения г) разложения 3) Какое из приведенных веществ выпадает в осадок: а) MgS б) KОН в) HNO3 г) Na2SO4 . 4) Какое вещество надо добавить к соляной кислоте, чтобы в результате реакции выделился газ: а) KOH б) NaOH в) Na2CO3 г) AgNO3 5) Какое вещество является малодиссоциирующим: а) H3PO4 б) KOH в) Na2SO4 г) H2O Ответы:

  • 1. б
  • 2. а
  • 3. а
  • 4. в
  • 5. г

Этап проверки знаний

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

РЕФЛЕКСИЯ

— Cегодня на уроке я научилась(ся)……

  • Мне было сложно…
  • Особенно интересным было…

Этап подведения итогов

оценивать результаты решения поставленных задач;

давать оценку деятельности на уроке

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

умение управлять своей познавательной деятельностью,открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 38, выполнить задания в карточках (разноуровневые).

Этап информации о домашнем задании

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать результаты решения поставленных задач

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение.

умение управлять своей познавательной деятельностью;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Презентация на тему: реакции ионного обмена 8 класс

Правила написания уравнений реакций в ионном виде Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты. Fe(OH)3 + H3PO4 = FePO4 + 3H2O. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ, обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение. Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение. Правила написания уравнений реакций в ионном виде

Реакции ионного обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Это тип реакций, протекающих без изменения степеней окисления элементов в веществах. В общем виде реакции ионного обмена можно представить: AB+CD=AD+CB Реакции ионного обмена и условия их протекания до конца

К реакциям обмена относится схема: A+B=AB AB+CD=AD+CB ABCD = AD+C+BD AB+C=AC+B

Выберите правильный ответ. На ионы диссоциируют все вещества ряда: K2O , HNO3 ,, NO2 K, O2 , H2 HNO3 , CaCO3 , HCl HNO3, HCl, H3PO4

Составляем молекулярное уравнение, составляем формулы веществ, расставляем коэффициенты: CuSO4+2NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4 Составляем полное ионное уравнение (смотри таблицу растворимости. ) Cu2+ + SO4 2- +2Na+ + 2OH- = Cu(OH)2 + 2Na+ SO42- Составляем краткое ионное уравнение, сократив ионы, которые встречаются в левой и правой частях уравнения. Cu2+ + SO4 2- +2Na+ + 2OH- = Cu(OH)2 + 2Na+ + SO42- Переписываем, что осталось. Число атомов в левой и правой частях должно совпадать Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 Алгоритм составления реакций ионного обмена:

1. Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода. Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой: Неизменность степеней окисления элементов во всех веществах до и после реакции говорит о том, что реакции обмена не являются окислительно-восстановительными. Полное ионное уравнение реакции: K+ + OH– + H+ + Cl– = K+ + Cl– + H2O. Cокращенное ионное уравнение реакции: H+ + OH– = H2O. Условия, при которых реакции ионного обмена протекают до конца.

Реакция между кислотой и основанием. Реакция нейтрализации.

1. KOH+HCl = KCl+H2O 2. CaO + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O 3. Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O Выберите правильный ответ. Определите реакцию, соотвествующую краткому ионному уравнению H+ + OH– = H2O. :

Просмотрите опыт и составьте уравнение реакции

CuSO4+2NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4 CuSO4+NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4 CuSO3+2NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4 CuSO3+NaOH = Cu(OH)2+Na2SO3 Выберите правильный ответ, соответствующий химической реакции

Просмотрите опыт и составьте уравнение реакции

Na2CO3+H2SO4 = Na2SO4 + H2CO3 Na2CO3+H2SO4 = Na2SO4 + H2O+CO2 NaCO3+H2SO4 = Na2SO4 + H2O+CO2 Na2CO3+H2SO3 = Na2SO3 + H2O+CO2 Выберите правильный ответ, соответствующий химической реакции

Выделение газа происходит в результате взаимодействия ионов 1) H⁺ и CI⁻ 2) H⁺ и SO₃²⁻ 3) NH₄⁺ и PO₄³⁻ 4) NH₄⁺ и S²⁻ Выберите правильный ответ


источники:

http://uchitelya.com/himiya/180619-prezentaciya-po-himii-reakcii-ionnogo-obmena-8-klass.html

http://ppt4web.ru/khimija/reakcii-ionnogo-obmena-klass0.html