Ионные уравнения 9 класс химия примеры

Урок по теме «Реакции ионного обмена». 9-й класс

Класс: 9

Презентация к уроку

Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с.

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Задачи:

  • способствовать систематизации понятийного аппарата: ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца
    • 5” — обосновать, доказать;
    • 4” — характеризовать, применить;
    • 3” — рассказать;
  • способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
  • способствовать формированию общеучебных умений:
    • а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);
    • б) учебно-информационных (работать с текстом);
    • в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
  • способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);

Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

I. Организационный момент – 1 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация

Фронтальная беседа (3 мин)

    Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).
  • Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)
  • На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)
  • Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка)
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН -1 групп)
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)
  • Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н +1 , ОН -1 , Ме +n , кислотный остаток -n )
  • Именно эти ионы находятся в таблице растворимости: (Работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ)

II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.

Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена Выводится определение (слайд 2):

Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:

  • если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)
  • если выделяется газ
  • если образуется вода

В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми

Разберем эти случаи поподробнее (случаи разбираются на слайдах и на доске, проводится фронтальная беседа: почему реакция идет, что и почему образуется, как определить образование осадка, газа, воды и т.п.):

1) Если образуется осадок (слайд 3):

а) CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

б) 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl

в) Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3

г) BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4

2) Если выделяется газ (слайд 4):

а) CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 )

б) Na2SO3 + 2HCl 2NaCl + H2SO3 (H2O + SO2 )

в) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

3) Если образуется вода (слайд 5):

а) CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O

б) Fe(OH)3 + 3HCl FeCl3 + 3H2O

в) NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O

4) Если НЕ образуются осадок, газ и вода, то реакции являются обратимыми (слайд 6):

Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях

а) 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl

б) K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl

в) CuCl2 + Na2SO4 CuSO4 + 2NaCl

Ионные уравнения (слайды 7, 8, 9):

Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают :

  • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
  • оксиды;
  • воду;
  • газы

1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его:

CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения:

Cu +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение)

3) Запишем то, что получилось:

Cu +2 + 2OH -1 Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)

Другие примеры составления ионных уравнений (разбираются с пояснениями):

CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2)

CaCO3 + 2H +1 + 2NO3 -1 Ca +2 + 2NO3 -1 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2

CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

CuS + 2H +1 + 2Cl -1 Cu +2 + 2Cl -1 + H2S

CuS + 2H +1 Cu +2 + H2S

NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O

Na +1 + OH -1 + H +1 + NO3 -1 Na +1 + NO3 -1 + H2O

OH -1 + H +1 H2O

K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl

3K +1 + PO4 -3 + 3Na +1 + 3Cl -1 3Na +1 + PO4 -3 + 3K +1 + 3Cl -1

Вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений

III. Закрепление изученного материала (20 мин)

Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде (слайдах).

Задание 1 (Слайд 10)

Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным

Проверка задания 1 (слайды 11, 12).

1) NaOH + HCl NaCl + H2O

Na +1 + OH -1 + H +1 + Cl -1 Na +1 + Cl -1 + H2O

OH -1 + H +1 H2O

2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl

Mg +2 + 2Cl -1 + 2Na +1 + SO3 -2 MgSO3 + 2Na +1 +2Cl -1

Mg +2 + SO3 -2 MgSO3

3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2

2K +1 + SO3 -2 + 2H +1 + 2NO3 -1 2K +1 + 2NO3 -1 + H2O + SO2

SO3 -2 + 2H +1 H2O + SO2

4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4

Zn +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Zn(OH)2

Zn +2 + 2OH -1 Zn(OH)2

5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H +1 + 3NO3 -1 Al +3 + 3NO3 -1 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H +1 Al +3 + 3H2O

6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H +1 + 2Cl -1 Ca +2 + 2Cl -1 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2

Задание 2. (слайд 13):

Полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5 дети должны будут сделать дома)

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Проверка задания 2 (слайд 14):

СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2

Задание 3 (слайд 15):

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

Проверка задания 3 (слайд 16):

H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O

Задание 4 (слайд 17):

Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

Проверка задания 4 (слайд 18):

Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O

Задание 5 (слайд 19):

Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились. И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода. Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго. А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

Проверка задания 5 (слайд 20):

BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2

IV. На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу, а сейчас .

Домашнее задание (слайд 21):

Параграф 4 упр. 1, 2, 3 стр. 22 и . не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3, 4, 5, решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.

Примеры составления реакций ионного обмена

а) Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:

KOH (р) + HCl (р) = KCl(р) + H 2 O (мд)

Полное ионное уравнение реакции:

K + + OH – + H + + Cl – = K + + Cl – + H 2 O

Сокращённое ионное уравнение реакции:

б) Молекулярное уравнение реакции основного оксида с кислотой:

CaO (оксид) + 2HNO 3 (р) = Ca(NO 3 ) 2 (р) + H 2 O (мд)

Полное ионное уравнение реакции:

CaO + 2H + + 2NO 3 — = Ca 2+ + 2NO 3 — + H 2 O

Сокращённое ионное уравнение реакции:

CaO + 2H+ = Ca 2+ + H 2 O

в) Молекулярное уравнение реакции нерастворимого основания с кислотой:

Mg(OH) 2 (н) + H 2 SO 4 (р) = MgSO 4 (р) + 2H 2 O (мд)

Полное ионное уравнение реакции:

Mg(OH) 2 + 2H + + SO 4 2- = Mg 2+ + SO 4 2- + 2H 2 O

Сокращённое ионное уравнение реакции:

Mg(OH) 2 + 2H + = Mg 2+ + 2H 2 O

а) Молекулярное уравнение реакции растворимой соли со щелочью:

CuCl 2 (р) + 2KOH (р) = 2KCl(р) + Cu(OH) 2 ↓

Полное ионное уравнение реакции:

Cu 2+ + 2Cl – + 2K + + 2OH – = 2K + + 2Cl – + Cu(OH) 2 ↓

Сокращённое ионное уравнение реакции:

Cu 2+ + 2OH – = Cu(OH) 2 ↓

б) Молекулярное уравнение реакции двух растворимых солей:

Al 2 (SO 4 ) 3 (р) + 3BaCl 2 (р) = 3BaSO 4 ↓ + 2AlCl 3 (р)

Полное ионное уравнение реакции:

2Al 3+ + 3SO 4 2- + 3Ba 2+ + 6Cl — = 3BaSO 4 ↓ + 2Al 3+ + 6Cl —

Сокращённое ионное уравнение реакции:

SO 4 2- + Ba 2+ = BaSO 4 ↓

а) Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (сульфида) с кислотой:

K 2 S + 2HCl = 2KCl + H 2 S↑

Полное ионное уравнение реакции:

2K + + S 2– + 2H + + 2Cl – = 2K + + 2Cl – + H 2 S↑.

Сокращённое ионное уравнение реакции:

S 2– + 2H + = H 2 S↑

О протекании данной реакции до конца свидетельству ет признак: выделение газа – сероводорода.

б) Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната) с кислотой:

Na 2 CO 3 + 2HNO 3 = 2NaNO 3 + H 2 O + CO 2 ↑

Полное ионное уравнение реакции:

2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2NO 3 — = 2Na + + CO 2 ↑ + H 2 O + 2NO 3 —

Сокращённое ионное уравнение реакции:

CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2 O

О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода (IV).

в) Молекулярное уравнение реакции металла магния с раствором серной кислоты:

Mg + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 ↑

Полное ионное уравнение реакции:

Mg 0 + 2H + + SO 4 2- = Mg 2+ + SO 4 2- + H 2 0 ↑

Сокращённое ионное уравнение реакции:

Mg 0 + 2H + = Mg 2+ + H 2 0 ↑

О протекании данной реакции до конца свидетельству е т признак: выделение газа водорода.

Составление уравнений реакций ионного обмена

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Данный урок продолжает тему «Реакции ионного обмена». Урок поможет закрепить умение составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярной и ионной формах, научит составлять по сокращенному ионному уравнению молекулярные.


источники:

http://www.sites.google.com/site/himulacom/%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-10-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0

http://interneturok.ru/lesson/chemistry/9-klass/bhimicheskaya-svyaz-elektroliticheskaya-dissociaciyab/sostavlenie-uravneniy-reaktsiy-ionnogo-obmena