Иррациональные уравнения конспект в 11 классе

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11-м классе. Тема: «Иррациональные уравнения»

Разделы: Математика

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление.

Цель урока: ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решения.

Время проведения: два урока по 40 минут.

Образовательные: сформировать у учащихся умение решать иррациональные уравнения различными способами, отработать навыки решения иррациональных уравнений.

  • развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
  • развитие операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  • развитие у учащихся умения излагать мысли, делать выводы, обобщения;
  • развитие познавательного интереса, логического мышления.

  • воспитывать умение преодолевать трудности при решении задач;
  • усиление познавательной мотивации осознанием ученика свей значимости в образовательном процессе;
  • воспитание у учащихся самостоятельности, умение достойно вести спор, находчивость.

Материал разработан применительно к учебнику “Алгебра и начала анализа, 10-11” под редакцией А.Н. Колмогорова.

I. Актуализация (10 мин.)

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение пройденного материала.

II. Объяснение нового материала (15 мин.)

  1. Сообщение темы урока.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Рассмотреть некоторые способы решения иррациональных уравнений.

III. Закрепление изученного (30 мин.)

IV. Подведение итогов (2 мин.)

V. Домашнее задание (2 мин.)

VI. Самостоятельная работа (20 мин.)

Оборудование:

  • Ноутбук, проектор, удлинители, переходник.
  • Указка, магниты, маркеры.
  • Карточки с уравнениями:
  • Карточки с условиями
  • Презентация:
      • графический способ решения;
      • нестандартные уравнения;
      • самостоятельная работа.

    Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь!

    – Начнем урок с проверки домашнего задания. (Домашнее задание оформлено на перемене перед уроком, на боковой доске). Рассмотрим решение № 410 (б). (Решить уравнение, с помощью подстановки ).

    Отвечающий рассказывает и показывает свое решение, учащиеся внимательно слушают, задают вопросы отвечающему и оценивают его, аргументируя оценку.

    – На дом было задано еще дополнительное задание. Поднимите, пожалуйста, руки, кто с этим заданием справился? Внимание на доску.

    Отвечающий объясняет, как найти значение следующего выражения:

    Объяснение: чтобы вычислить значение данного выражения избавимся от квадратного корня. Для этого воспользуемся свойством:

    1. Представим подкоренные выражения в виде полного квадрата суммы или разности.
    2. Применим свойство:
    3. Раскроем модуль, учитывая его определение.
    4. Вычислим.

    Вопросы к отвечающему:

    1. В данном задании ты использовал(а) свойство корня квадратного из квадрата, а чему равен квадрат корня квадратного?
    2. Вычислить:

    – Спасибо, садись, оценка.

    Учитель: Какую тему мы рассматривали с вами на прошлых уроках?

    Ответ: “Корень n-ой степени и его свойства”.

  • Дать определение корня n-ой степени.
  • Являются ли числа 3 и –3 корнями четвертой степени из числа 81? Если да, то почему?
  • Являются ли числа 2 и –2 корнями пятой степени из числа -32? Если да, то почему?
  • Дайте определение арифметического корня n-ой степени.
  • При каких условиях равенство будет верным?

    Сделать карточки и при ответах их прикрепить к доске.

    Они должны висеть до конца урока.

    II. Объяснение нового материала.

    На магнитной доске висят карточки с уравнениями.

    Учитель: Прошу вашего внимания на доску. Здесь расположены карточки, на которых записаны уравнения. Посмотрите внимательно и определите, какие уравнения вы уже умеете решать, а какие у вас вызывают затруднения?

    – Кто из вас может выйти к доске убрать карточки с уравнениями, которые вы можете решить и назвать их тип?

    Вывод: Остались карточки с уравнениями, которые вы еще не умеете решать.

    – Чем отличается запись этих уравнений от тех, которые мы убрали?

    Ответ: Неизвестное находится под знаком корня.

    – Верно! Такие уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются иррациональными уравнениями.

    Итак, тема нашего урока: “Иррациональные уравнения”.

    Цель урока: Отработать алгоритм решения простейших иррациональных уравнений, рассмотреть некоторые способы решения более сложных иррациональных уравнений.

    Записываем число и тему урока в тетрадь.

    Объясняю алгоритм решения и оформления иррациональных уравнений.


      Беру первую карточку с уравнением, прикрепляю к основной доске и решаю его.

    Основной метод решения иррациональных уравнений – это метод возведения в квадрат обеих частей уравнения. Но при этом мы можем получить неравносильное уравнение, поэтому в конце обязательно нужно сделать проверку.

    3. Следовательно, числа –3 и 3 являются решениями данного иррационального уравнения.

    Учитель: А как бы вы решали вот такое уравнение

    2. Выходит учащийся к доске и решает второе уравнение этим же способом.

    Возведем обе части уравнения в квадрат, получим х + 2 = х 2 ; х 2 – х – 2 = 0; х1 = -1, х2 = 2.

    – Давайте проверим, являются ли полученные значения переменной решениями данного уравнения? Пишем ПРОВЕРКА!

    Следовательно, число 2 является решением данного уравнения.

    Итак, ребята, мы получили, что только одно значение переменной является решением данного уравнения. Это число 2. Число –1 в данном случае называется посторонним конем.

    Вопрос к отвечающему: Скажи, важна ли проверка в иррациональных уравнениях, решаемых таким способом и почему?

    Ответ: Да, так как могут появиться посторонние корни.

    Учитель: Возможность появления посторонних корней обязывает нас быть очень внимательными при решении иррациональных уравнений.

    Мы рассмотрели один из способов решения иррациональных уравнений. Это возведение обеих частей уравнения в квадрат. А если переменная находится под знаком корня 3-ей, 4-ой и т.д. степени. Тогда как быть?

    Ответ: Возвести обе части уравнения в 3-ю, 4-ю и т.д. степень.

    Учитель: Кто попытается сформулировать общий способ решения иррациональных уравнений?

    Выслушать все высказывания и в завершении подвести итог.

    Учитель: Значит одним из способов решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня. И не забыть, при этом сделать проверку, отсеяв, возможные посторонние корни.

    III. Закрепление нового материала.

    Решить следующие уравнения:

    1.

    Ответ: нет корней.

    2.

    Ответ: нет решений.

    Ответ: 0; 2.

    Учащиеся первые два уравнения решают у доски, третье уравнение на местах, один ученик проговаривает решение, четвертое уравнение устно, а пятое – для хорошо успевающих детей.

    Учитель: На следующем уроке я покажу вам другой способ оформления решения иррациональных уравнений, используя равносильные переходы. А сегодня я бы хотела показать вам еще один способ решения иррациональных уравнений. Это графический способ. Так как этот способ дает нам не точные значения переменной, то его используют реже. Однако встречаются уравнения, которые можно и легче решить именно этим способом. Посмотрите, как это делается. Внимание на экран.

    Показываю презентацию (слайды № 1-5)

    Решить уравнение (рис. 1, 2, 3).

    Учитель: Существует ее один способ решения иррациональных уравнений. Этот способ вы рассмотрели самостоятельно, выполняя домашнее задание № 410 (б). Посмотрите еще раз на это уравнение.

    – Какое вам нужно было решить уравнение?

    – Каким способом вы его решали?

    Ответ: Способом замены переменной.

    Учитель: Итак, существует несколько способов решения иррациональных уравнений. Мы сегодня рассмотрели только некоторые из них. Давайте, перечислим, какие это способы?

    Ответ: Возведение обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня, графический способ, способ замены переменной.

    Учитель: Расскажите алгоритм решения уравнений каждого из способов.

    Учащиеся очень быстро проговаривают три алгоритма.

    Учитель: Молодцы! А теперь прошу внимание на экран.

    Высвечиваются уравнения через проектор по одному (презентация, слайд №5)

    Учитель: Как решить первое уравнение?

    Выслушать все варианты ответов. Если будут затруднения, вспомнить еще раз с учащимися определение арифметического квадратного корня и обратить внимание на доску с карточками, , где записаны условия выполнения равенства

    Ответ: уравнение не имеет решения.

    Высветить второе уравнение. Учащиеся дают свои варианты решения. Учитель их внимательно выслушивает, корректирует, задает наводящие вопросы, если это необходимо. И все вместе делают вывод, что уравнение не имеет корней.

    Ответ: нет корней.

    Высветить третье уравнение. Все необходимые рассуждения высвечиваются на экран. Решаем это уравнение с помощью области определения уравнения. В итоге получаем систему

    которая не имеет решений. Следовательно, и уравнение не имеет решений.

    Ответ: нет решений.

    IV. Подведение итогов.

    Итак, ребята! Какие уравнения мы сегодня на уроке рассмотрели?

    – Дать определение иррациональных уравнений.

    – Какая особенность существует при решении иррациональных уравнений?

    – Какие способы решения иррациональных уравнений мы рассмотрели?

    – Молодцы! Запишите домашнее задание. (На экран высветить слайд № 7).

    V. Домашнее задание.

    Пока ребята записывают домашнее задание, учитель проговаривает оценки за урок, обосновывая каждую оценку.

    Открытый урок по дисциплине «Математика» на тему: «Иррациональные уравнения»
    план-конспект занятия по алгебре (11 класс) на тему

    Работа посвящается разработке методики проведения уроков с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На сегодняшний день одним из перспективных и важных является комплексный подход к использованию средств ИКТ. Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые в силу определенных объективных причин не смогли бы дать нам должного эффекта.

    Методы изложения нового материала и методы освоения материала студентами, предложенные в разработке, разнообразны: это и объяснительно-иллюстративный с элементами опорного конспектирования; работа в парах. Использован также способ обучения в сотрудничестве.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Конспект урока по теме: «Иррациональные уравнения»53.23 КБ
    Презентация к уроку по теме: «Иррациональные уравнения»517.8 КБ
    Самостоятельная работа28.1 КБ
    Лист самоконтроля для студентов14.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по математике для студентов 1 курса СПО

    преподаватель Мерикова Любовь Анатольевна

    Тема занятия: «Иррациональные уравнения».

    Вид занятия: урок.

    Тип занятия: урок формирования новых знаний.

    Научить решать иррациональные уравнения, стимулировать студентов к овладению рациональными приёмами и методами решения иррациональных уравнений.

    Формировать культуру общения: умение выслушивать других; формировать навыки самоконтроля и контроля полученных знаний и навыков, чувство ответственности за выполненную работу, дисциплинированность.

    Развивать мыслительную деятельность студентов: умение анализировать, обобщать, классифицировать.

    Показать методику проведения урока формирования новых знаний с применением ИКТ.

    Методы обучения: объяснение преподавателя, самостоятельная работа студентов с последующей самопроверкой, презентация.

    Обеспечивающие: физика, математика (базовый уровень).

    Оснащение занятия: компьютер и проектор, презентация для сопровождения урока, раздаточный материал: карточки с текстом заданий самостоятельной работы, листы самоконтроля ответов студентов, карточки с домашним заданием.

    1. Организационный момент:

    Приветствие студентов. Осведомление об отсутствующих.

    (Демонстрация презентации 1-й слайд, появление только эпиграфа к занятию).

    — Занятие сегодня мне хотелось бы начать словами из книги «Прелюдия к математике», которую написал известный английский преподаватель Уолтер Уорик Сойер.

    2. Актуализация опорных знаний (метод: фронтальный опрос).

    — Прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним ранее изученные сведения.

    Вопросы для повторения:

    1) — Дайте определение уравнения с одной переменной.

    Ответ: Равенство с одной переменной, в котором нужно найти те значения переменной, при которых получается верное числовое равенство.

    2) — Что называется корнем уравнения?

    Ответ: Корнем или решением уравнения называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство.

    3) – Какие уравнения называются равносильными?

    Ответ: Уравнения, имеющие одни и те же корни, называются равносильными.

    4) – Какие равносильные преобразования можно выполнять при решении уравнений?

    Ответ: — перенос слагаемых из одной части равенства в другую с противоположным знаком;

    — умножение обеих частей равенства на одно и то же отличное от нуля число;
    — дробь равна нулю, тогда и только тогда когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.

    У каждого из вас на столе лежит справочный материал, в котором содержатся: таблица квадратов чисел; формулы сокращенного умножения; формулы нахождения корней полного квадратного уравнения, вы можете пользоваться этими материалами при решении уравнений.

    3. Мотивация учебной деятельности.

    В результате работы на сегодняшнем занятии, мы познакомимся с понятием иррационального уравнения, рассмотрим некоторые способы решения различных иррациональных уравнений, сначала мы будем решать уравнения совместно, затем выполним самостоятельную работу, вы обменяетесь с соседом по парте работами и выполните проверку работы, результаты будем записывать в лист самооценки.

    4. Запись темы и плана занятия:
    (Демонстрация презентации: 1-й слайд — появление темы занятия).

    — Откройте свои тетради и запишите тему занятия: «Иррациональные уравнении».

    (Демонстрация презентации: 2-й слайд — план занятия).

    — Запишите план занятия.

    План занятия:
    1) Понятие иррациональных уравнений.

    2) Методы решения иррациональных уравнений.

    3) Решение иррациональных уравнений.
    4) Самостоятельная работа.

    5. Изучение нового материала.

    1) Понятие иррациональных уравнений: (Демонстрация презентации: 3-й слайд ).

    Определение. Иррациональным уравнением называют уравнение, в котором неизвестная величина содержится под знаком радикала.

    2) Методы решения иррациональных уравнений:

    (Демонстрация презентации: 4-й слайд ).

    Преподаватель: Решение иррационального уравнения основано на преобразовании его к рациональному уравнению, которое достигается возведением обеих частей в одну и ту же степень (иногда несколько раз). При этом если обе части уравнения возвести в нечётную степень, то получим уравнение, равносильное данному. Запишите это в конспект.

    (Демонстрация презентации: 5-й слайд ).

    Преподаватель: В процессе решения заданное уравнение заменяют более простым, при этом используя следующие правила преобразований уравнения в равносильное:
    — перенос слагаемых из одной части равенства в другую с противоположным знаком;
    — обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же, отличное от нуля число;
    — уравнение можно заменить равносильной системой или решить уравнение f(x)=0, а затем отбросить те корни, которые обращают в 0 знаменатель.

    (Демонстрация презентации: 6-й слайд , запись информации на слайде в конспект).

    Преподаватель: При возведении обеих частей иррационального уравнения в чётную степень получается уравнение, являющееся следствием исходного.

    Уравнению – следствию удовлетворяют все корни исходного уравнения, но могут появиться и корни, которые не являются корнями исходного уравнения, так называемые посторонние корни. Запишите это в конспект.

    (Демонстрация презентации: 7-й слайд , запись в конспект).

    Преподаватель: К появлению посторонних корней могут привести следующие преобразования:
    — возведение в квадрат (или в чётную степень) обеих частей уравнения;

    — умножение обеих частей уравнения на алгебраическое выражение, содержащее переменную.

    (Демонстрация презентации: 8-й слайд , запись в конспект).

    Преподаватель: Рассмотрим правила равносильного перехода для простейших иррациональных уравнений. То есть те преобразования при выполнении, которых проверка не требуется.

    1) если (область допустимых значений находить не надо).

    2) если или любой другой корень чётной степени равен отрицательному числу, то ( x принадлежит пустому множеству, т.е. решений нет).

    3) если квадратный корень равен нулю, то и подкоренное выражение равно нулю:
    .

    Уравнения вида (т.е. n – чётное) решаются по аналогичным правилам.

    4) если n – чётное, то .

    Таким образом: (условие f(x) ≥ 0 в этом случае не рассматривается, т.к. проверяется автоматически потому что правая часть уравнения системы неотрицательна).

    2) Методы решения иррациональных уравнений;

    3) Решение иррациональных уравнений.
    (Демонстрация презентации 9-й слайд , запись в конспект)

    Привлечение к решению уравнения студентов:
    -Что нужно сделать чтобы решить это уравнение?
    Ответ: обе части уравнения возвести в квадрат.

    Подставив полученные корни в исходное уравнение, видим, что они удовлетворяют ему.

    В данном случае. проверку делать было не обязательно, почему?
    — Потому что в правой части равенства положительное число.

    (Демонстрация презентации 10-й слайд , запись в конспект)

    По определению арифметического квадратного корня: – это неотрицательное число, квадрат которого равен a .

    Ответ: решений нет.

    (Демонстрация презентации 11-й слайд , запись в конспект)

    Преподаватель: Рассмотрим решение уравнений вида:

    (Студент решает у доски, затем проверка с помощью слайда, способы могут не совпадать).

    В результате проверки получаем, что число -7 не является корнем данного уравнения.

    При такой записи проверка не нужна.

    (Демонстрация презентации 12-й слайд , запись в конспект)

    Преподаватель: Рассмотрим решение уравнения, содержащего более одного радикала. Уравнение вида .

    Из двух систем решают ту, которая решается проще.

    (Демонстрация презентации 13-й слайд , запись в конспект)

    Иногда для решения уравнения достаточно найти область допустимых значений (ОДЗ). То есть все значения переменной, при которых уравнение имеет смысл.

    Ответ: решений нет.

    (Демонстрация презентации 14-й слайд , запись в конспект)

    Запишите в конспекты рекомендации для линейных комбинаций двух и более радикалов.

    Если уравнение содержит два и более радикала, то необходимо придерживаться следующих правил:
    1. указать область допустимых значений уравнения;
    2. распределить радикалы по обеим частям, чтобы обе части уравнения стали неотрицательными;
    3. только после этого возводить в квадрат левую и правую части уравнения.

    (Демонстрация презентации 15-й слайд , запись в конспект)

    (Студент у доски решает, затем проверяем с помощью слайда).

    Возведем в квадрат ещё раз обе части уравнения, получим:
    ,

    Выполнив проверку, получим, что корнем уравнения является число 5.

    Или можно воспользоваться ещё одним правилом равносильного перехода, и тогда проверка не нужна:
    .

    (Демонстрация презентации 16-й слайд , запись в конспект)

    Пример 7 (Решение с привлечением студентов).

    (Демонстрация презентации 17-й слайд , запись в конспект)

    Решение иррациональных уравнений с использованием способа замены переменных.

    Тогда решаем уравнение: ⇔ так как , то возвращаемся к замене:

    Проверка показывает, что оба числа являются корнями уравнения.

    (Демонстрация презентации 18-й слайд , запись в конспект)

    Преподаватель: Рассмотрим решение уравнений вида:

    Произведение равно 0, если хотя бы один из множителей равен 0, а второй при этом имеет смысл:
    .

    (Демонстрация презентации 19-й слайд , запись в конспект)

    Преподаватель: Если у нас радикал имеет нечётную степень здесь всё просто, возвести обе части уравнения в эту степень и решить получившееся уравнение.

    Пример 10 (Студент у доски решает, затем выполняем проверку с помощью слайда).

    (Демонстрация презентации 20-й слайд , запись в конспект)

    Преподаватель: И ещё один способ решения иррационального уравнения – графический.

    Графически решить уравнение

    Решение. Построим в одной системе координат графики функций . Графики пересекаются в одной точке при .

    Преподаватель: Методов решения иррациональных уравнений очень много и рассмотреть их подробно в рамках одного занятия нет возможности, для заинтересовавшихся студентов я могу рассказать о других методах во внеурочное время.

    6. Закрепление нового материала.

    4) Самостоятельная работа.

    А теперь, проверим уровень понимания материала, приготовьтесь к выполнению теста. Результаты теста записывайте в листы самопроверки, которые у вас лежат на столе, на выполнение теста у вас 5 минут. Выполнять тест старайтесь самостоятельно, только в этом случае можно определить, как вы поняли материал занятия. (Тест на слайде 21 , текст теста приложение 4).

    (Демонстрация презентации 22-й слайд)

    Проверка тестового задания.

    — Проверяем правильность рассуждений, внимание, посмотрите на слайд и сверьте получившиеся у вас результаты с правильными.

    — Кто ответил на все вопросы правильно? Поднимите руки, пожалуйста.

    — Кто не ответил ни на один вопрос? Есть у нас такие? (Если да, то поручить студентам, хорошо ориентирующимся в теме объяснить этот материал ещё раз своим товарищам).

    — Выполним самостоятельную работу, проверять её будем в парах
    (Приложение 2).

    23-й слайд. – Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выполните проверку, а теперь сверьте получившиеся результаты с теми, что на слайде и запишите в лист самоконтроля.

    7. Подведение итогов урока.

    Подведем итог нашего занятия:

    — Какие уравнения мы сегодня научились решать?

    — С какими способами решения иррациональных уравнений познакомились?

    — Запишите своё отношение к занятию в лист самоконтроля (приложение 1).

    8.Задание на дом и его инструктаж .

    Запишите задание на дом: Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа.
    Учебник. Ч.1- М.: Наука, 1987 § 10 (п.2), карточка с заданиями (приложение 3).
    Задание выполнить письменно в тетради к следующему занятию.

    9. Заключительная часть урока.

    На этом наше занятие окончено, до встречи на следующем занятии.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Иррациональные уравнения. Я бы почувствовал настоящее удовлетворение лишь в том случае, если бы смог передать ученику гибкость ума, которая дала бы ему в дальнейшем возможность самостоятельно решать задачи. У.У . Сойер .

    План 1) Понятие иррациональных уравнений. 2) Методы решения иррациональных уравнений. 3) Решение иррациональных уравнений.

    Определение Иррациональным уравнением называют уравнение, в котором неизвестная величина содержится под знаком радикала. Примеры:

    Приёмы решения иррациональных уравнений. Решение иррационального уравнения основано на преобразовании его к рациональному уравнению. Это достигается возведением обеих его частей в одну и ту же степень (иногда несколько раз). При этом если обе части уравнения возвести в нечётную степень, то получим уравнение, равносильное данному. Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными.

    В процессе решения заданное уравнение заменяют более простым, при этом используя следующие правила преобразований уравнения в равносильное: — перенос слагаемых из одной части равенства в другую с противоположным знаком; — обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же, отличное от нуля число; — уравнение можно заменить равносильной системой или решить f(x)=0 , а затем отбросить те корни, которые обращают в 0 знаменатель.

    Степень чётная: При возведении обеих частей иррационального уравнения в чётную степень получается уравнение, являющееся следствием исходного. Уравнению-следствию удовлетворяют все корни исходного уравнения, но могут появиться и корни, которые не являются корнями исходного уравнения, так называемые посторонние корни . Поэтому все найденные корни уравнения-следствия проверяют подстановкой в исходное уравнение и посторонние корни отбрасывают.

    К появлению посторонних корней могут привести (не обязательно приводят) следующие преобразования: — возведение в квадрат (или четную степень) обеих частей уравнения; — умножение обеих частей уравнения на алгебраическое выражение, содержащее переменную.

    Правила равносильного перехода для простейших иррациональных уравнений 1) если a>0 , то (здесь проверять область допустимых значений не надо); 2) если ; 3) если квадратный корень равен нулю, то и подкоренное выражение равно нулю: Уравнение вида решаются по аналогичным правилам. 4)

    Пример 1. Решить уравнение: Подставив полученные корни в исходное уравнение, видим, что они удовлетворяют ему. Ответ: -4; 4.

    Пример 2. Решить уравнение: . Решение. По определению арифметического квадратного корня: — это неотрицательное число, квадрат которого равен a . Ответ: решений нет.

    Уравнение вида: Способ решения: . Пример 3. Решить уравнение: Решение. Ответ: 3

    Рассмотрим уравнение Из двух систем решают ту, которая решается проще. Пример 4. Решить уравнение: Ответ: -7.

    Пример 5. Решить уравнение: . Решение. Подкоренные выражения не должны быть отрицательными: Полученная система неравенств решений не имеет, не имеет их, таким образом, и исходное уравнение. Ответ: решений нет.

    Линейные комбинации двух и более радикалов. Если уравнение содержит два и более радикала, то необходимо придерживаться следующих правил: 1. указать область допустимых значений уравнения; 2. распределить радикалы по обеим частям, чтобы обе части уравнения стали неотрицательными; 3. только после этого возводить в квадрат левую и правую части уравнения.

    Пример 6. Решить уравнение: Решение. Ответ: 5.

    Пример 7. Решить уравнение: . Решение. Ответ:

    Использование замены переменных

    Уравнение вида Произведение равно 0, если хотя бы один из множителей равен 0, а второй при этом имеет смысл: Пример 9.

    Степень нечётная: Решим уравнение: Ответ: 0; 2. Проверка не нужна!

    Графический способ решения иррационального уравнения Графически решить уравнение .Построим в одной системе координат графики функций и . Графики пересекаются в одной точке при x  0,5. Ответ: 0,5.

    Тест 1) Какие из уравнений не являются иррациональными? 2) Какие иррациональные уравнения не имеют корней? 3) Какие иррациональные уравнения необходимо решить с проверкой? 4) Какие уравнения имеют один корень?

    Ключ к тесту 1 2 3 4 в, д б г а, е

    Ответы к самостоятельной работе Вариант 1 . Вариант 2 . № задания 1 2 3 4 5 6 ответ 2) 1) 3) 0 10 -8 № задания 1 2 3 4 5 6 ответ 3) 2) 1) -14 10 -6

    Предварительный просмотр:

    Самостоятельная работа по теме: Иррациональные уравнения.

    1. Решите уравнение:

    1) -2 2) 3 3) 6 4) -2; 3.

    2. Решите уравнение:

    1) – 1 2) 1 3) – 6 4) 6 .

    3.Укажите промежуток, которому принадлежат все корни уравнения:

    1) (- 2; 2] 2) (- 4; — 3) 3) (- 3; — 2] 4) [0;2]

    4 . Найдите произведение корней уравнения

    5. Найдите суму корней уравнения (х – 5)

    Самостоятельная работа по теме: Иррациональные уравнения.

    1. Решите уравнение:

    1) 4 2) 1 3) – 4 4) – 1

    2. Решите уравнение:

    1) 7 2) 4 3) 4; 7 4) нет корней

    3. Укажите промежуток, которому принадлежат все корни уравнения = х +1

    1)[3; 6] 2) (-2; 0) 3) (0; 2) 4) [- 4; — 1)

    4. Найдите сумму корней уравнения

    5. Найдите произведение корней уравнения ( х + 2)

    6. Решите уравнение:

    Предварительный просмотр:

    Лист самоконтроля студента ________________________________________

    К занятию по теме « Иррациональные уравнения».

    Конспект урока в 11 кл «Иррациональные уравнения»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    по математике по теме

    (групповая технология, технология проблемного обучения)

    2016-2017 учебный год

    Тема «Иррациональные уравнения»

    обучающие : закрепить основные способы решения иррациональных уравнений; рассмотреть некоторые приемы решения уравнений нестандартными способами;

    развивающие : развивать у учащихся умения анализировать задачу перед выбором способа ее решения; развивать навыки исследовательской деятельности, синтеза, обобщения; учить логически мыслить при переходе от частного к общему;

    воспитывающие : воспитывать у учащихся личностную рефлексию: стал ли он сам для себя изменяющимся субъектом деятельности.

    Оборудование: компьютер (выход в интернет), интерактивная доска, учебная доска, бланки ЕГЭ, гелевые ручки.

    Организационный момент (сообщить учащимся тему урока, поставить перед ними задачи урока)

    Сегодня мы с вами продолжим совершенствовать навыки решения

    иррациональных уравнений различными способами, а также попытаемся

    применить знания при решении новых задач.

    Активизация знаний учащихся.

    Для того чтобы хорошо работать на уроке, нужен настрой. Начнем с задачи на внимание. Смотрим и запоминаем.

    Учитель несколько секунд показывает карточку с заданием классу, а затем убирает её и задаёт вопросы:

    Перечислите все корни, которые вы видели.

    В какой геометрической фигуре расположен ?

    Какого цвета эта окружность?

    Квадратный корень из какого числа находится в квадрате?

    Какого цвета этот квадрат?

    Каким цветом записан ?

    В какой геометрической фигуре он расположен?

    1)Что такое уравнение?

    Что называется корнем уравнения?

    Что значит решить уравнение?

    Какие уравнения называются равносильными?

    Какие уравнения называются иррациональными? ( Иррациональными называются уравнения, содержащие переменную под знаком радикала.)

    Назовите методы решения иррациональных уравнений.

    Проверка домашнее работы образовательный ресурс tatar.edu- е-КМ-Школа-Обучение –ЕГЭ-Математика-Тренинг-Решение иррациональных уравнений (решить 10 уравнений). Учамся оказывалась on-line консультации

    III Тест «Решение иррациональных уравнений»

    Отметим, что при решении иррациональных уравнений необходимо придерживаться правила: не бросайся решать уравнение сразу, проанализируй его вид, используй ОДЗ, найди самый рациональный прием его решения или докажи, что решений нет. Ответы к заданиям записываем в бланки ЕГЭ.

    1. Найдите корни уравнения .

    1. 2 2. -6 3. 14 4. корней нет

    2. Решите уравнение .

    1. -3 2. 4 3. 9 4. корней нет

    3. Найдите корни уравнения .

    1. 0;10 2. 0;-9 3. 0 4. корней нет

    4. Решите уравнение

    1. -3 2. 3 3. 0;3 4. корней нет

    5. Найдите корни уравнения

    1. 5 2. -3;5 3. -5;3 4. корней нет

    6. Решите уравнение 3

    1. 0;-1 2. 0;-1 3. -1 4. корней нет

    7. Найдите корни уравнения

    1. 8 2. 3. 4. -8

    8. Решите уравнение

    1. -2 2. -2;-1 3. -1 4.

    9. Найдите корни уравнения

    1. -10; 2. -10;10 3. 4. -10;

    10. Решите уравнение

    1. -16;-2;0 2. -16 3. 0;-2 4. -16;-2

    1. Найдите корни уравнения .

    1. 5 2. 96 3. -6 4. корней нет

    2. Решите уравнение .

    1. 1,5 2. 4 3. 2. 4. корней нет

    3. Найдите корни уравнения .

    1. 0 2. 0;9 3. 9 4. корней нет

    4. Решите уравнение

    1. -3 2. 3 3. 1 4. корней нет

    5. Найдите корни уравнения

    1. 5 2. -3;5 3. -5;3 4. корней нет

    6. Решите уравнение

    1. 0;3 2. 0;-3 3. корней нет 4. 3

    7. Найдите корни уравнения

    1. 15 2. 3. 4. корней нет

    8. Решите уравнение

    1. 36 2. 24; 36 3. 24 4.

    9. Найдите корни уравнения

    1. 11; 2. 11;-11 3. -11 4. -11;

    10. Решите уравнение

    1. -7 2. 0 3. -7;0 4. корней нет

    1. Найдите корни уравнения .

    1. 2. -5 3. 5 4. корней нет

    2. Решите уравнение .

    1. 2. 3. 9 4. корней нет

    3. Найдите корни уравнения .

    1. 0;-7 2. 0; -13 3. 0 4. корней нет

    4. Решите уравнение

    1. -3 2. 3 3.-3;3 4. корней нет

    5. Найдите корни уравнения

    1. 5 2. -3;5 3. -5;3 4. корней нет

    6. Решите уравнение 5

    1. 0,2 2.-0,2 3. -0,1 4. корней нет

    7. Найдите корни уравнения

    1. 19 2. 3. 4. -19

    8. Решите уравнение

    1. -10 2. -10;-9 3. -9 4.

    9. Найдите корни уравнения

    1. -12; 2. -12;12 3. 4. -12;

    10. Решите уравнение

    1. -15;-2;0 2. -15 3. 0;-2 4. -15;-2

    1. Найдите корни уравнения .

    1. 2. 3. 2 4. корней нет

    2. Решите уравнение .

    1. 0,5 2. 4 3. -2. 4. корней нет

    3. Найдите корни уравнения .

    1. 0 2. 0;21 3. 21 4. корней нет

    4. Решите уравнение

    1. -1 2. 0 3. 1 4. корней нет

    5. Найдите корни уравнения

    1. 8 2. -3;8 3. -8;3 4. -3

    6. Решите уравнение

    1. -6 2. 3;-6 3. корней нет 4. 3

    7. Найдите корни уравнения

    1. 90 2. 3. 4. корней нет

    8. Решите уравнение

    1. 87 2. 27; 87 3. 27 4.

    9. Найдите корни уравнения

    1. 14; 2. 14;-14; 3. -14 4. -14;

    10. Решите уравнение

    1. -13 2. -3 3. -13;-3 4. корней нет

    Для тех, кто решил тест очень быстро, можно предложить на отдельном листе решить следующие уравнения:

    IV Взаимопроверка тестовой работы.

    ( учащиеся передают бланк ответов соседу, а затем проходит взаимопроверка по предложенному учителем образцу ответов по вариантам; затем подводятся итоги такой проверки, учащиеся выставляют на бланке свою оценку, учитель собирает их )

    ( Образец ответов(не для данного теста):

    Ответы к тестам

    4 верно – «5», 3 – «4», 2 – «3»

    Решение задачи (групповая работа)

    VI . Проблемная ситуация (групповая работа)

    Учащимся предлагается решить иррациональные неравенства (обсуждение проблемы)

    Пояснения учителя — При решении большинства уравнений множество их корней как правило конечно, в неравенствах же чаще всего бесконечно много решений. Решая иррациональные неравенства возведением обеих его частей в какую-либо степень, проверка всех найденных решений подстановкой в исходное неравенство невозможна, нам придется все время заботиться о том, чтобы выполняемые нами переходы были равносильными.

    Для этого давайте вспомним свойства простейших неравенств, а именно, при каких условиях возведение в квадрат обеих частей верного неравенства является равносильным преобразованием.

    Это возможно только в том случае, если обе части неравенства

    положительны, т.е. если 0 2 2 , или если а > в > 0, то а 2 > в 2 .

    ( при разборе решений данных неравенств нужно воспользоваться рассмотренным выше свойством числовых неравенств и областью допустимых значений переменной в неравенстве)

    Групповая работа. (Проблемное обучение) Учащиеся предлагаются обсудить решения неравенств. Если возникают трудности, учитель предлагает обратиться к учебнику стр. 244

    Обсуждение решений неравенств у доски.

    Обобщение полученных результатов для неравенств общего вида.

    Неравенство первого вида:

    Аналогично, можно записать равносильный переход для неравенство с нестрогим знаком:

    Неравенство второго вида:

    ( 2 )

    Аналогично, для неравенства нестрогого:

    ( 2а )

    Рассмотренные нами методы и приемы решения иррациональных уравнений и неравенств позволяют решать огромное количество различных задач. На последующих уроках мы продолжим поиски более рациональных способов решения систем уравнений, вспомним, что для решения неравенств применяется метод интервалов; попробуем применить его для иррациональных неравенств.

    Домашнее задание: учебник стр 244 Иррациональные неравенства.

    Задачник стр 196 №30.45,30.46.

    И – Интересные, запоминающиеся моменты урока

    Т – трудные, тяжелые моменты урока

    О – оценка работы группы и своего вклада в общее дело

    Г – главный вывод по сегодняшнему уроку

    Каждая группа готовит свое мнение

    Мне было интересно…. Мне было трудно… Мне было непонятно… Я бы оценил работу нашей группы как… Свою работу я оцениваю как …Я понял… Я научился… Я надеюсь… Я думаю…. Я считаю…

    Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.

    Кальней С.Г., Олейник Т.А., Прокофьев А.А. Сборник задач по математике для подготовительных курсов. Часть 1. Алгебра и начала анализа. – 4-е изд. – М.: МИЭТ, 2009.


    источники:

    http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2016/12/14/otkrytyy-urok-po-distsipline-matematika-na-temu-irratsionalnye

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-v-kl-irracionalnie-uravneniya-3116897.html