Иррациональные уравнения с параметрами примеры

Задачи с параметрами по теме: Иррациональные уравнения и неравенства.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МАОУ ЛИЦЕЙ №44 г. Липецка

Учитель математики: Скорикова Людмила Алексеевна.

Уроки математики в 11 классе

Задачи с параметрами

по теме: Иррациональные уравнения и неравенства.

Углубить знания учащихся по теме иррациональные уравнения и неравенства.

Показать как одна из линий курса математики средней школы “Уравнения и неравенства с параметрами” реализуются в содержании ЕГЭ.

Развивать практические навыки в решении иррациональных неравенств с параметрами.

Развивать логическое мышление, математическую речь, навыки самостоятельной работы, самоконтроля.

Воспитывать познавательный интерес, творческие способности, ответственное отношение. Повысить уровень подготовленности учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.

Задачи с параметрами представляют для учащихся наибольшую сложность. Большинство учащихся либо не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкое решение без всякой логической стройности. Многие же задачи можно решать различными способами. Решению задач с параметрами в школе уделяется мало внимания. Устранить этот пробел можно на внеклассных занятиях.

Предлагаю занятие по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами», которое расширит и углубит базовую основу общеобразовательной программы по математике и поможет повысить уровень подготовленности учащихся к сдаче ЕГЭ.

Универсальных указаний по решению задач с параметрами дать нельзя. При решении задач с параметрами приходится рассматривать различные случаи, в зависимости от значений параметров, и методы решения задач различны. Но знание некоторых правил и алгоритмов решения необходимо.

Взяты эти задания из различных источников. Большинство из этих заданий предлагалось на вступительных экзаменах в ВУЗах.

Используются аналитические и графические способы решения уравнений и неравенств.

В конце рассматриваемой темы даются задания для самостоятельной работы.

Данный материал может быть полезным учителям математики, абитуриентам, школьникам.

Иррациональные уравнения и неравенства.

При решении иррациональных уравнений с параметрами пользуются общими формулами. Пусть f и q – некоторые функции, , тогда:

1). , f ≥ 0; q ≥ 0.

2). , f ≥ 0; q > 0.

3). , q ≥ 0.

4). , , q ≠ 0.

5). , fq ≥0.

Применяя эти формулы нужно иметь в виду, что ОДЗ левой и правой частей каждой из них могут быть различными. Для каждой формулы ОДЗ правой части может быть шире ОДЗ левой.

Отсюда следует, что преобразования уравнения с формальным использованием формул «слева-направо» приводят к уравнению, являющемуся следствием исходного. В этом случае могут появиться посторонние корни уравнения.

Преобразование уравнений с формальным использованием данных формул «справа-налево» недопустимы, т.к. возможно сужение ОДЗ исходного уравнения, а следовательно, и потеря корней.

Уравнение вида , равносильно системе:

Решить уравнение .

Заданное уравнение равносильно системе:

=> =>

Находим значения а, при которых

Ответ:

Решить уравнение .

Заданное уравнение равносильно системе:

=>

,

х 1 , х 2 являются действительными числами при а ≤ 9/16. При значениях а > 9/16 решений нет.

Удовлетворим неравенства х ≥ а и х ≥ ½.

а) ≥ ½

≥ а

Если а ≤ 9/16, то 8а-5 справедливо при всех допустимых а.

б).

а ≥ ½ (а ≤ 9/16)

Следовательно, х 2 является решением исходного уравнения при ½ ≤ а ≤ 9/16

Ответ: , если а , если ½ ≤ а ≤ 9/16; нет решений, если а>9/16.

Решить уравнение

ОДЗ: х – а ≥ 0, х ≥ а

Если а = 1, то х 1 = х 1 = 1.

Если а 1 = 1 удовлетворяет условию ОДЗ х ≥ а, т.е. является корнем уравнения.

Если а > 1, то х 1 = 1 не удовлетворяет условию х ≥ а, т.е. является посторонним корнем.

Ответ: 1) если а 1 = 1; х 2 = а; 2) если а ≥ 1, то х = а.

При каких а уравнение имеет один корень?

Корень будет единственным, если а=4; если одно из двух значений (4 и а) является посторонним корнем, а именно х = а. Это произойдет при условии, что х = а не входит в область определения уравнения х ≥ 0, т.е. при а

Ответ: а = 4 или а

Найти минимальное целое положительное значение параметра а, при котором уравнение имеет различные положительные корни.

ах -8 ≥ 0, х ≥ 8/а, х > 0, а > 0

D =

, . А = 17 – минимальное целое число.

Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения принадлежат отрезку [2;17].

Пусть

, t ≥ 0, х — 1 = t 2

,

,

1) => => =>

2) => =>

3) => => =>

Ответ: .

Решить уравнение .

х ≥ 2

(х + 1)(х — 2) = а; х 2 – х – 2 = а, х 2 – х – 2 – а = 0.

, .

Множеству х ≥ 2 принадлежит только корень х 2 .

Ответ: при а ≥ 0 .

Решить уравнение .

. Так как , то m > 0. Пусть у = , тогда х = у 2 + 3, и исходное уравнение равносильно системе уравнений:

т.е. ,

, , .

Ответ: при m m >3 решений нет, при .

Решить уравнение .

Пусть , тогда ,

, , а т.к. t > 0, то ,

, , . ( а > ¼)

х = .

Ответ: х = при а > ¼.

Найти все значения параметра а, при которых уравнение имеет решение.

Если изобразить графики функций и , то очевидно, что они пересекаются (и исходное уравнение имеет решение) при .

При каких значениях а решением неравенства является промежуток [2;18)?

х 2 , т.к. , то

а = 7 – не подходит в ОДЗ.

Решить неравенство , где а – параметр.

При любом значении а, если правая часть х + а – 1

При х ≥ 1 – а равносильная система имеет вид :

=> (*)

Рассмотрим возможные случаи:

Если а > 1, то 1 – а ≤ х . Объединяя с множеством х .

Если а = 1, то х ≥ 1 – решение системы (*). Объединяя с множеством х

Ответ: , если а > 1; , если а ≤ 1.

Решить уравнение

Из данного уравнения следует:

1 – х 2 = х 2 + 2ах + а 2 ,

2х 2 + 2ах + а 2 — 1 = 0.

D /4 = 2 – а 2 . D > 0 при |a| .

Затем если изобразить графики функций и , то видно как меняется количество решений в зависимости от значений а.

Ответ: при нет решений; при и одно решение; при два решения.

1). Решить уравнение .

Ответ: .

2). Найти левый и правый края области значений параметра а, в которой уравнение имеет различные положительные корни.

, х > 0, а ≥ 0.

D = 49 – 4 a 2 > 0

а = -3, 5 не входит в ОДЗ.

3). Решить уравнение .

Данное уравнение равносильно системе:

=>

При а = 2 второе уравнение имеет вид , т.е. .

При а ≠ 2 .

Выясним, при каких значениях а найденное значение х удовлетворяет неравенству х ≥ -1.

.

Ответ: при а ≤ 1/3 и а > 2 ; при 1/3

4). Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения принадлежит отрезку [-4;44].

Ответ: .

5). При всех а решить неравенство .

ОДЗ:

а). Если а ≤ 0, то данное неравенство справедливо при всех .

б). Если а > 0, то данное неравенство равносильно системе неравенств.

=> .

Ответ: при ; при .

Решение иррациональных уравнений и систем уравнений с параметром

Иррациональными уравнениями называются уравнения, содержащие переменную под знаком радикала (корня) или под знаком возведения в дробную степень. При этом, степень корня может быть произвольной.

Итоговый контроль знаний по физике в 8 классе

Тест позволяет проверить следующие виды деятельности: понимание смысла физических понятий; физических явлений; физических величин; физических законов. Умение решать задачи различного уровня сложности, выражать единицы физических величин в единицах Международной системы, практически применять знания.

Популярные направления у абитуриентов

IT, здравоохранение и педагогика — самые востребованные направления у студентов в России, следует из материалов мониторинга качества приёма в 2021 году, проводимого ВШЭ, пишет РИА Новости.

Тест «Эукариотическая клетка. Прокариотическая клетка. Ядро»

Проверочная работа по трём темам: строение эукариотической клетки, строение прокариотической клетки, клеточное ядро.

Математика. Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами.

Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня.

Иррациональное уравнение, как правило, сводится к равносильной системе, содержащей уравнения и неравенства.

1.

Из двух систем выбирают ту, которая решается проще.

2.


источники:

http://4ege.ru/matematika/61755-reshenie-irracionalnyh-uravnenij-i-sistem-uravnenij-s-parametrom.html

http://multiurok.ru/files/matematika-irratsionalnye-uravneniia-i-neravenstva.html