Алгебра
План урока:
Иррациональные уравнения
Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.
Приведем примеры иррациональных ур-ний:
Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести
Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.
Простейшие иррациональные уравнения
Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:
где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.
Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:
Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии
n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:
Пример. Решите ур-ние
Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:
Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).
Пример. Найдите решение ур-ния
Решение. Возведем обе части в пятую степень:
х 2 – 14х – 32 = 0
Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:
D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324
Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.
Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Возводим обе части во вторую степень:
х – 2 = х 2 – 8х + 16
D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9
Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):
при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1
при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2
Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:
3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3
3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3
Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:
Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.
Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:
при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1
Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:
Уравнения с двумя квадратными корнями
Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Перенесем вправо один из корней:
Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:
Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:
Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:
(2х – 4) 2 = 13 – 3х
4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х
4х 2 – 13х + 3 = 0
D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121
Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:
Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3
На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.
Введение новых переменных
Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние
Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.
Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:
х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0
Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид
Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:
D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64
Получили два значения t. Произведем обратную замену:
х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9
Возведем оба ур-ния в четвертую степень:
(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4
х = 1 или х = 6561
Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:
В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.
Пример. Решите ур-ние
х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0
Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:
Его корни вычислим через дискриминант:
D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121
Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:
х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3
Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.
Замена иррационального уравнения системой
Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:
Исходное ур-ние примет вид
Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:
Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:
Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:
(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2
из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:
17 = u 3 + (5 – u) 2
17 = u 3 + u 2 – 10u + 25
u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0
Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа
подставим полученные значения в (4):
x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3
x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64
х = – 5 или х = 2 или х = – 70
Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим
Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:
Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:
Итак, все три числа прошли проверку.
Уравнения с «вложенными» радикалами
Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:
При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:
Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:
Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:
Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:
Возводим в квадрат и получаем:
х 2 + 40 = (х + 4) 2
х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16
И снова нелишней будет проверка полученного корня:
Иррациональные неравенства
По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:
Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.
Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида
Может быть справедливым только тогда, когда
То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во
при четном n можно заменить системой нер-в
Пример. При каких значениях x справедливо нер-во
Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:
х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)
Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во
чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.
Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.
Пример. Найдите решение нер-ва
Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:
x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0
D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81
Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:
Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.
Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.
Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид
Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.
Пример. Решите нер-во
Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):
И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:
D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9
Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.
стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:
f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);
g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).
Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.
Пример. Решите нер-во
Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим
х 2 – 10х + 21 > 0(1)
Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:
Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:
Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):
Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:
Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:
Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:
Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:
Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).
Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3
Методы решений иррациональных уравнений
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
1 способ. Введение новой переменной
Метод замены переменной или метод подстановки очень часто используется при решении иррациональных уравнений и неравенств. Он позволяет значительно упростить решение, разбить его на самостоятельные этапы. Решить уравнение. .
Выполняем обратную подстановку
Ответ: -5; 2.
2 способ. Исследование ОДЗ.
Решить уравнение.
Решение. Замечаем, что ОДЗ уравнения состоит из одной точки х= 1 . Проверкой убеждаемся, что х= 1 – решение уравнения .
3 способ. Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель.
Решить уравнение
Решение. Умножим обе части уравнения на .
Получим, .
Имеем,
Отсюда,
Проверкой убеждаемся, что х = 1 является корнем данного уравнения.
4 способ. Сведение уравнения к системе рациональных уравнений с помощью введения переменной.
Решить уравнение
Решение. Положим Тогда u + v = 3. Так как u 3 = x -2, v 2 = x +1, то v 2 – u 3 =3. Итак, в новых переменных имеем
5 способ. Выделение полного квадрата
Решить уравнение
Решение. Заметим, что
= 2 ,
.
Следовательно, имеем уравнение
Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:
или
Решением первой системы будет х =0, решением второй системы – все числа, удовлетворяющие неравенству
6 способ. Использование ограниченности выражений, входящих в уравнение
Решить уравнение
Так как для то левая часть уравнения не меньше двух для , а правая часть для Поэтому уравнение может иметь корнями только те значения х , при которых
Решая второе уравнение системы, найдем х=0 . Это значение удовлетворяет и первому уравнению системы. Итак, х= 0 – корень уравнения.
7 способ: Использование свойств монотонности функций.
Решить уравнение .
ешение. Если функция u ( x ) монотонная, то уравнение и(х) = А либо не имеет решений, либо имеет единственное решение. Отсюда следует, что уравнение и(х) = v ( x ), где и(х) — возрастающая, a v ( x ) – убывающая функции, либо не имеет решений, либо имеет единственное решение.
Урок-практикум «Иррациональные уравнения. Метод введения новых переменных». 10-й класс
Класс: 10
Этапы урока. | Цель этапа. | Деятельность участников образовательного процесса. |
1 этап- Подготовка к активной УПД каждого ученика на основном этапе урока. | Проверить уровень базовых знаний и умения применять приобретённые знания на практике. |
Сформулировать тему и цель урока.
Установить внутрикурсовые связи.
Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования.
Запись в тетради: даты урока, вида деятельности (классная работа)
Учитель организовывает самостоятельную деятельность учащихся:
Форма взаимодействия — индивидуальная работа учащихся. , 2 страница конспекта. Приложение 1, Приложение 2.
Решить уравнения, заполнить таблицу ответов (у каждого учащегося на парте лежит таблица), время работы 5 минут:
Решить уравнение двумя способами (решение оформить в тетради), время для работы 10 мин., , работу можно выполнять самостоятельно, а можно объединиться в группы (пары), если есть желание обсудить проблему:
Во время выполнения учащимися Задания 2 учитель проверяет заполненные таблицы «Простейшие иррациональные уравнения», следит за работой групп и учащихся класса, знакомится с записями учащихся в тетради. Через 15 мин. учитель организовывает обсуждение.
Форма взаимодействия — беседа , 2-3 мин. (учащиеся вступают в беседу: называют способы решения уравнений, формулируют мысли, идеи которые пытались реализовать, для этого можно использовать возможности ИД, для демонстрации результата, например, графического способа решения). , , , , 3-6 страница конспекта
Ожидаемый результат: 1 способ. Использование схемы
2 способ. Использование метода введения новой переменной
3 способ. Графический метод (для №1)
Подведение итога работы на этапе. Форма взаимодействия — беседа, 2-3 мин.
Какой способ решения Вы считаете более рациональным для решения задания №1?
Когда можно применять метод введения новой переменной?
Тема урока связана с метод введения новой переменной при решении иррациональных уравнений, (учитель вытаскивает за звёздочки на ИД тему урока)
Учитель: Можно ли назвать данный урок — уроком изучения нового материала?
(учащиеся вступают в беседу: определяется вид урока, формулируют цели урока для себя — в результате обсуждения появляется цель урока — учитель вытаскивает за звёздочки на ИД цель, , , 7 страница конспекта)
Учитель: В процессе практикума существенно пополнится запас знаний о методах и приёмах решения иррациональных уравнений (которые можно применять и при решении других видов уравнений и неравенств).
Подводится итог этапа урока, направленный на реализацию поставленной цели. Учитель выдаёт проверенные работы учащихся.
В Лист самоконтроля каждый учащийся заносит результаты:
за каждый «+» в таблице — 1 балл;
за верно решённые уравнения задания 2- 2 балла (за каждый способ), за идею, которая могла привести к верному решению,-0,5 балла, за верно решаемое уравнение, но недовведенное до верного ответа или за решение с вычислительной ошибкой 1 балл.
Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования.
2 задание. Решить задание № 2(из таблицы). 1 и 2 вариант соответственно, время 10-12 мин.
Задание группам (парам):
- обсудить способ решения в группе (паре),
- оформить решение — индивидуальная деятельность, запись решения выполнить в тетради,
- обсудить решение задания в паре (группе), коррекцию внести в тетрадь другим цветом,
- подготовиться к самопроверке.
Подведение итога работы, время 3-5 мин.- /. Презентация, 4-5 слайд учителя, , — один из учащихся знакомит со способом решения, формулирует ответ, учитель демонстрирует оформление решения, остальные учащиеся проверяют решение в тетради, вносят необходимые изменения, корректируют решение, рядом с ответом ставят знаки «+», или «-«, или «+» по итогам самопроверки. // Вавилов В.В. и др. задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие.- М.: Наука. 1988.- 240 с. /.
Подводится итог этапа урока, направленный на реализацию поставленной цели.
Приём решения уравнений и неравенств метод введения новой переменной хорошо известен, поэтому 1 из продуктов деятельности на этапе — итогом работы на этапе — может служить алгоритм решения предложенных уравнений.
Ввести переменную, например, ,
Найти ,
Найти ,
Записать систему равносильную исходному уравнению
Решить систему и выполнить обратную замену;
Решить полученную совокупность простейших иррациональных уравнений или простейшее иррациональное уравнение
2 продуктом деятельности — является верное решение иррационального уравнения метод введения новой переменной
В Лист самоконтроля: за каждый «+» — 2 балла, за «+» — 1 балл, если исправлены недочёты другим цветом, после самопроверки, за верное исправление ошибки в работе партнёра — 0,5 балла
Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования.
Форма взаимодействия — групповая работа (группы сформированы моногенные- одинакового уровня обученности по данной теме),
3 задание. Решить уравнение двумя способами в группе, время 3-5 мин.
«Мозговой штурм»- найти 2 способа (желательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты;
При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) пользуются правом «консультация с учителем» (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации);
Разделить полномочия: 2 человека оформляют решение-1 способом; 2 чел. — 2 способом;
Проверяют оформленное решение в группе, вносят изменения;
Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-3 балла;
Получают право выполнять следующее задание.
4 задание. Решить уравнение двумя способами в группе, время 5-7 мин.
«Мозговой штурм»- найти 2 способа (желательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты;
При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) пользуются правом «консультация с учителем» (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации);
Разделить полномочия: 2 человека оформляют решение-1 способом; 2 чел. — 2 способом;
Проверяют оформленное решение в группе, вносят изменения;
Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-5 балла;
Получают право выполнять следующее задание.
5 задание. Решить уравнение, время 7-10 мин.
«Мозговой штурм»- найти способ (желательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты;
При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) воспользоваться правом «консультация с учителем» (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации);
Оформить решение, найденное в ходе обсуждения в тетради;
Проверяют оформленное решение в группе, вносят изменения;
Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-5 балла;
Получают право выполнять следующее задание.
6 задание. Решить уравнение двумя способами в группе, время 10мин.
«Мозговой штурм»- найти 2 способа (не обязательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты;
При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) пользуются правом «консультация с учителем» (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации);
Разделить полномочия: 2 человека оформляют решение в тетради -1 способом; 2 чел. — 2 способом;
Проверяют оформленные решения в группе, вносят изменения;
Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-5 балла;
Получают право выполнять следующее задание.
7 задание (дополнительное). Решить уравнение, время 7-9 мин. // Олехник С.Н. и др. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся.- М.: Экзамен. 1998.- 192 с. /.
«Мозговой штурм»- найти способ решения (не обязательно в соответствии с темой урока), 1-3 минуты;
При острой необходимости (если группа не уложилась в отведённое время: 1-3 мин.) пользуются правом «консультация с учителем» (при этом оценка за решение данного уравнения будет снижена на 0,5- 1 балла в зависимости от уровня консультации);
Оформить решение, найденное в ходе обсуждения в тетради;
Проверяют оформление решения в группе, вносят изменения;
Отчитываются перед учителем, получают оценку за решение, которую заносят в лист самоконтроля 1-7 баллов.
Подводится итог этапа урока, направленный на реализацию поставленной цели.
1 из продуктов деятельности на этапе — итогом работы на этапе — может служить алгоритм решения предложенных уравнений;
2 продуктом деятельности — является верное решение иррациональных уравнений;
3 продуктом деятельности — является у одних знакомство, у других — освоение, у третьих — применение рассматриваемых методов в новой ситуации.
В Лист самоконтроля: внести заработанные баллы на данном этапе уроке. Приложение 2.
Оценить достигнутый результат и свою деятельность.
Формирование компетенций личностного самосовершенствования, коммуникативных, социально-трудовых компетенций
Записать домашнее задание в дневники (страница конспекта 8), .
Рефлексия всех участников образовательного процесса (страница конспекта 10). , в виде графиков в тетради ( образец в листе самоконтроля), поставить заработанные баллы на третьем этапе урока в лист самоконтроля. Обобщить результаты деятельности. Приложение 1, Приложение 2
http://infourok.ru/metodi-resheniy-irracionalnih-uravneniy-1795220.html
http://urok.1sept.ru/articles/623532