Испытание растворов кислот индикаторами уравнение реакции

ИСПЫТАНИЕ РАСТВОРОВ КИСЛОТ ИНДИКАТОРАМИ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С МЕТАЛЛАМИ, ОКСИДАМИ МЕТАЛЛОВ, ОСНОВАНИЯМИ И СОЛЯМИ.

Теоретическая часть

Кислотами называются сложные вещества, в состав молекул которых входят атомы водорода, способные замещаться или обмениваться на атомы металла и кислотный остаток.

Рассмотрим важнейшие химические свойства кислот.

1. Действие растворов кислот на индикаторы. Практически все кислоты (кроме кремниевой) хорошо растворимы в воде. Растворы кислот в воде изменяют окраску специальных веществ – индикаторов. По окраске индикаторов определяют присутствие кислоты. Индикатор лакмус окрашивается растворами кислот в красный цвет, индикатор метиловый оранжевый – тоже в красный цвет.

2. Взаимодействие кислот с основаниями. Эта реакция, как вы уже знаете, называется реакцией нейтрализации. Кислота реагируют с основанием с образованием соли, в которой всегда в неизменном виде обнаруживается кислотный остаток. Вторым продуктом реакции нейтрализации обязательно является вода. Например:

кислотаоснованиесольвода
H2SO4+Ca(OH)2=CaSO4+2 H2O
H3PO4+Fe(OH)3=FePO4+3 H2O

Для реакций нейтрализации достаточно, чтобы хотя бы одно из реагирующих веществ было растворимо в воде. Поскольку практически все кислоты растворимы в воде, они вступают в реакции нейтрализации не только с растворимыми, но и с нерастворимыми основаниями. Исключением является кремниевая кислота, которая плохо растворима в воде и поэтому может реагировать только с растворимыми основаниями – такими как NaOH и KOH:

3. Взаимодействие кислот с основными оксидами. Поскольку основные оксиды – ближайшие родственники оснований – с ними кислоты также вступают в реакции нейтрализации:

кислотаоксидсольвода
2 HCl+CaO=CaCl2+H2O
H3PO4+Fe2O3=2 FePO4+3 H2O

Как и в случае реакций с основаниями, с основными оксидами кислоты образуют соль и воду. Соль содержит кислотный остаток той кислоты, которая использовалась в реакции нейтрализации.

4. Взаимодействие кислот с металлами. Это взаимодействие происходит при соблюдении ряда условий:

Во-первых, металл должен быть достаточно активным (реакционноспособным) по отношению к кислотам. Например, золото, серебро, медь, ртуть и некоторые другие металлы с выделением водорода с кислотами не реагируют. Такие металлы как натрий, кальций, цинк – напротив – реагируют очень активно с выделением газообразного водорода и большого количества тепла.

кислотаметаллсоль
HCl+Hg=не образуется
2 HCl2 Na=2 NaCl+H2­
H2SO4+Zn=ZnSO4+H2­

По реакционной способности в отношении кислот все металлы располагаются в ряд активности металлов (табл.1). Слева находятся наиболее активные металлы, справа – неактивные. Чем левее находится металл в ряду активности, тем интенсивнее он взаимодействует с кислотами.

Табл.1. Ряд активности металлов.

Металлы, которые вытесняют водород из кислотМеталлы, которые не вытесняют водород из кислот
K Ba Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ni Sn Pb (H) самые активные металлыCu Hg Ag Pt Au самые неактивные металлы ®

Во-вторых, кислота должна быть достаточно сильной, чтобы реагировать даже с металлом из левой части таблицы 1. Под силой кислоты понимают ее способность отдавать ионы водорода H + .

Например, кислоты растений (яблочная, лимонная, щавелевая и т.д.) являются слабыми кислотами и очень медленно реагируют с такими металлами как цинк, хром, железо, никель, олово, свинец (хотя с основаниями и оксидами металлов они способны реагировать).

С другой стороны, такие сильные кислоты как серная или соляная (хлороводородная) способны реагировать со всеми металлами из левой части таблицы.

В связи с этим существует еще одна классификация кислот – по силе. В таблице 2 в каждой из колонок сила кислот уменьшается сверху вниз.

Таблица 2. Классификация кислот на сильные и слабые кислоты.

Сильные кислотыСлабые кислоты
HI иодоводородная HBr бромоводородная HCl хлороводородная H2SO4 серная HNO3 азотнаяHF фтороводородная H3PO4 фосфорная H2SO3 сернистая H2S сероводородная H2CO3 угольная H2SiO3 кремниевая

Следует помнить, что в реакциях кислот с металлами есть одно важное исключение. При взаимодействии металлов с азотной кислотой водород не выделяется. Это связано с тем, что азотная кислота содержит в своей молекуле сильный окислитель – азот в степени окисления +5. Поэтому с металлами в первую очередь реагирует более активный окислитель N +5 , а не H + , как в других кислотах. Выделяющийся все же в каком-то количестве водород немедленно окисляется и не выделяется в виде газа. Это же наблюдается и для реакций концентрированной серной кислоты, в молекуле которой сера S +6 также выступает в роли главного окислителя. Состав продуктов в этих окислительно-восстановительных реакциях зависит от многих факторов: активности металла, концентрации кислоты, температуры. Например:

Есть металлы, которые реагируют с разбавленными кислотами, но не реагирует с концентрированными (т.е. безводными) кислотами – серной кислотой и азотной кислотой.

Эти металлы – Al, Fe, Cr, Ni и некоторые другие – при контакте с безводными кислотами сразу же покрываются продуктами окисления (пассивируются). Продукты окисления, образующие прочные пленки, могут растворяться в водных растворах кислот, но нерастворимы в кислотах концентрированных.

Это обстоятельство используют в промышленности. Например, концентрированную серную кислоту хранят и перевозят в железных бочках.

5.Взаимодействие кислот с солями. Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется осадок или газ. Например:

Экспериментальная часть

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: экспериментально осуществить реакции, характеризующие химические свойства кислот.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, стеклянная лопаточка, фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага, раствор соляной кислоты, стружки магния, алюминий, цинк, медь, оксид меди (II), гидроксид калия, нитрат серебра, карбонат натрия.

ОПЫТ 1. ИСПЫТАНИЕ РАСТВОРОВ КИСЛОТ ИНДИКАТОРАМИ.

К 6-7 каплям раствора кислоты прилейте 2-3 капли индикатора метилового оранжевого. Как изменился цвет? Испытайте раствор кислоты другими индикаторами. Заполните таблицу, которая предлагается ниже.

КислотаЦвет индикатора
метиловый оранжевыйфенолфталеинуниверсальная индикаторная бумага

ОПЫТ 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С МЕТАЛЛАМИ.

В пробирки положите разные металлы: в 1-ую пробирку — Mg, во 2 –ую — Al, в 3-ю — Zn, в 4-ую — Cu. Во все пробирки налейте по 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Сделайте общий вывод об отношении кислот к металлам. Составьте уравнения протекающих реакций.

ОПЫТ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С ОКСИДАМИ МЕТАЛЛОВ.

На дно сухой пробирки поместите с помощью стеклянной лопаточки немного порошка CuO и прилейте 5 капель соляной кислоты. Содержимое пробирки взболтайте. Какого цвета образуется раствор? Если реакция не наблюдается, слегка нагрейте пробирку. Составьте уравнение проделанной реакции.

ОПЫТ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С ОСНОВАНИЯМИ.

В пробирку внесите 5 капель гидроксида калия и каплю фенолфталеина. Какого цвета получился раствор? Прибавьте несколько капель соляной кислоты до обесцвечивания. Содержимое пробирки осторожно взболтайте. Объясните, почему исчезает окраска раствора. После исчезновения малиновой окраски потрогайте пробирку, где находится раствор, рукой. Какой можно сделать вывод: реакция нейтрализации происходит с поглощением или с выделением тепла. Составьте уравнение проделанной реакции.

ОПЫТ 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С СОЛЯМИ.

В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора нитрата серебра, в другую – карбоната натрия. В каждую из них добавьте столько же соляной кислоты. Встряхните содержимое пробирок. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

Задания.

1. Дайте определение кислотам исходя из их состава.

2. Дайте определения кислотам с точки зрения теории электролитической

3. Даны растворы двух веществ. Как можно практически доказать, что одно из них является раствором кислоты.

4. Какой из металлов, взятый для опытов, не реагирует с раствором соляной кислоты? Какие еще металлы не реагируют с этой кислотой?

5. К какому типу реакций относится взаимодействие кислоты с металлами?

6. Произойдет ли реакция нейтрализации, если прилить не кислоту к щелочи, а, наоборот, щелочь к кислоте?

7. К какому типу реакции нужно отнести реакцию нейтрализации?

Презентация по химии на тему «Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Практическая работа «Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами» Цель: научиться распознавать среду растворов неорганических веществ.

Реактивы и оборудование Штатив с пробирками; фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус, универсальная индикаторная бумажка. Гидроксид натрия NaOH Серная кислота H2SO4 Карбонат калия K2CO3

Ход работы: 1. В три пробирки приготовить: гидроксид натрия NaOH, серная кислота H2SO4 карбонат калия K2CO3 2. Испытайте каждое вещество с помощью индикаторов и пронаблюдайте цвет. 3. Сделайте заключение о реакции среды раствора (кислая, нейтральная или щелочная). 4. Результаты оформите в виде таблицы. Запишите уравнения в ионной форме.

Результаты Общий вывод по работе: Укажите реакцию среды каждого раствора вещества и запишите уравнения в ионной форме.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 920 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 583 842 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 11.02.2018
  • 593
  • 17
  • 11.02.2018
  • 1394
  • 4
  • 11.02.2018
  • 478
  • 1
  • 11.02.2018
  • 690
  • 8
  • 11.02.2018
  • 314
  • 0
  • 11.02.2018
  • 739
  • 20
  • 11.02.2018
  • 1147
  • 6
  • 11.02.2018
  • 977
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 11.02.2018 2242
  • PPTX 1.3 мбайт
  • 12 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Касева Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 7 лет и 3 месяца
  • Подписчики: 13
  • Всего просмотров: 108896
  • Всего материалов: 58

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

УЧЕБНАЯ КНИГА ПО ХИМИИ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ,
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ШКОЛЬНИКОВ 9–10 КЛАССОВ,
РЕШИВШИХ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ХИМИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

УЧЕБНИКЗАДАЧНИКЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМНАУЧНЫЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Продолжение. См. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44, 47, 48/2002;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,
24, 25-26, 27-28, 29, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 47/2003;
1, 2/2004

§ 7.1. Сильные кислоты и основания

Лабораторные исследования

1. Определение среды раствора набором индикаторов.
Определение рН растворов с помощью индикаторов состоит в последовательном фиксировании изменения окраски нескольких индикаторов в отдельных пробах раствора, рН которого требуется установить. Испытание следует начинать с индикатора, имеющего интервал рН перехода окраски в нейтральной среде.
Как проводится определение рН раствора, смотрите в тексте этого раздела, где также приведены окраски некоторых индикаторов в различных средах.
При определении среды раствора набором индикаторов следует пользоваться маленькими пробирками, отбирая в них пробы испытуемого раствора не более чем по 1 мл и прибавляя
по 1–2 капли раствора индикатора. После прибавления одного индикатора к пробе раствор сохраняется в штативе для пробирок. Ни в коем случае нельзя в тот же раствор добавлять другой индикатор. Его вносят только в свежие порции изучаемого раствора. После определения среды раствора все пробирки следует показать учителю, рассказать (обязательно!), как был сделан вывод, и, если ответ правильный, вылить растворы и пробирки промыть.

ОкраскарН
Малиновая1
Розово-оранжевая2
Оранжевая3
Желто-оранжевая4
Желтая5
Зеленовато-желтая6
Желто-зеленая7
Зеленая8
Сине-зеленая9
Серовато-синяя10

2. Определение среды раствора универсальным индикатором.
Для быстрого определения рН удобно пользоваться раствором универсального индикатора, который придает раствору окраску, зависящую от рН в пределах от 1 до 10.
При изучении раствора к 2–3 мл приливают из капельницы 1–2 капли универсального индикатора и по окраске раствора определяют рН.

3. Исследование чая.
Это самостоятельное, но очень простое исследование. Продумайте выполнение эксперимента, выполните его, объясните результаты (в самом общем виде) и, самое главное, очень точно, подробно изложите все письменно.
Если в стакан с крепким чаем поместить ломтик лимона, чай почти обесцветится. Ваша задача заключается в том, чтобы экспериментально определить причину обесцвечивания раствора: красящее вещество чая играет роль индикатора, приобретающего слабо-желтую окраску в кислотной среде, или реагирует с лимонной кислотой, образуя почти бесцветное вещество.

4. Определение концентрации раствора гидроксида натрия титрованием.
Среди многочисленных методов определения концентрации раствора особое место занимает титрование. Титрование представляет собой постепенное приливание раствора жидкости известной концентрации – стандартного раствора – к раствору другой жидкости неизвестной концентрации, но точно известного объема.
Приливание стандартного раствора производится при помощи бюретки. Бюретка – узкая трубка с делениями, указывающими объем вылитой из нее жидкости. Наиболее распространены бюретки с притертыми кранами (рис. 7.1, а), но в учебных лабораториях предпочитают вместо кранов использовать резиновые трубки с металлическим зажимом или с «бусинкой» в резиновой трубке (рис. 7.1, б).

Рис. 7.1.
Бюретки с краном (а)
и «бусинкой» (б)

«Бусинка» – маленький стеклянный шарик диаметром чуть больше внутреннего диаметра резиновой трубки, препятствует выливанию жидкости из бюретки. Для вытекания жидкости резину вокруг бусинки сжимают большим и указательным пальцами, чтобы образовалась складка, через которую и вытекает жидкость. Изменяя нажим на бусинку, регулируют скорость вытекания жидкости.
Бюретку заполняют жидкостью через воронку немного ниже нулевой отметки (2–4 малых деления) и записывают положение мениска жидкости. Если вы заполнили бюретку выше нулевой отметки, следует по каплям слить жидкость чуть ниже нулевой отметки. После титрования вновь запишите положение мениска и вычитанием из конечного значения начального получите объем израсходованной жидкости.
Запомните: показания уровня жидкости в бюретке следует снимать с максимально доступной вашему глазу и опыту точностью. Глаз должен находиться на одной горизонтальной линии с нижним краем мениска, если жидкость прозрачна (рис. 7.2), и верхним, если жидкость непрозрачна.

Рис. 7.2.
Разные положения глаза
при снятии показаний на шкале бюретки

Иногда ученики записывают в своих тетрадях только целочисленные, указанные на самой бюретке, цифры, например 18 мл. Это совершенно неправильно. На глаз всегда можно разделить самое маленькое деление на 3–4 части, а это значит, что объем жидкости может быть измерен с точностью до двух-трех сотых долей миллилитра, т. е., например, 16,55 мл.

Отсчеты по бюретке с цветной полоской на белом фоне позволяют снимать показания еще более точно, т. к. прозрачный мениск преломляет изображение полоски, и она как бы разрывается в одной точке. Именно по этой точке и производят отсчет.

При работе с бюреткой важно обратить внимание, чтобы в нижней части бюретки не оставалось пузырьков воздуха. У бюретки с носиком (стеклянная трубка с оттянутым в капилляр концом) и бусинкой или зажимом достаточно загнуть носик бюретки вверх и, ослабив зажим, вытеснить воздух протекающей жидкостью. Из бюретки со стеклянным краном удалить пузырек воздуха труднее. Следует на мгновение полностью открыть кран и сильной струей жидкости вытолкнуть пузырек. Если пузырек не удаляется и прилип к стеклу, значит, бюретка плохо промыта.
При работе в школьной лаборатории неудаляющийся пузырек можно оставить, но нужно следить, чтобы во время титрования он не оторвался и не проскочил вниз вместе с жидкостью или не поднялся вверх.
Если нет специальных зажимов для крепления бюретки, то ее закрепляют двумя лапками в обычном штативе. На внутренних поверхностях лапок должны быть наклеены кусочки кожи или резины, чтобы стекло не треснуло. Можно на бюретку в местах ее зажима надеть кусочки резиновой трубки длиной 2–3 см, разрезанные вдоль, или обернуть эти места полосками бумаги.
После того как бюретка укреплена и заполнена жидкостью, следует налить в колбу с плоским дном точно отмеренный объем другой жидкости. Обычно рекомендуют раствор щелочи наливать в бюретку, а раствор кислоты – в колбу. Но мы нальем кислоту в бюретку, а раствор щелочи – в колбу. Это вызвано тем, что отмыть от щелочи бюретку (особенно если она с краном) труднее, чем от кислоты. Однако следует помнить, что щелочь в колбе, особенно при перемешивании, может поглотить значительное количество углекислого газа из воздуха. Кроме того, при добавлении фенолфталеина в раствор щелочи титрование проводится до обесцвечивания раствора, что зафиксировать труднее по сравнению с появлением окраски от одной капли титрующего раствора.
Небольшим количеством раствора соляной кислоты точно известной концентрации (заранее приготовлен учителем) ополосните бюретку для удаления капель воды с ее стенок. Укрепите бюретку в штативе двумя лапками. Заполните через маленькую воронку бюретку раствором соляной кислоты до положения нижнего края мениска чуть ниже нулевой отметки и запишите с точностью до сотых долей миллилитра начальное положение раствора.
Теперь следует перенести в коническую колбу вместимостью 200–250 мл точно отмеренный объем раствора щелочи неизвестной концентрации. Не забудьте предварительно промыть колбу дистиллированной водой, сушить ее необязательно. Почему? Отмерьте чистой и просушенной пипеткой 10 мл (или 5 мл) анализируемого раствора щелочи.
В этом опыте можно использовать простую пипетку для отмеривания строго определенного объема жидкости, указанного на самой пипетке (рис. 7.3, см. с. 10). Простая пипетка представляет собой стеклянную трубку с расширением посредине. В верхней части трубки над расширением находится риска, соответствующая вместимости пипетки, указанной на расширении.

Рис. 7.3.
Положения пальцев рук и глаз
при заполнении простой пипетки до риски

Для наполнении пипетки на ее верхний конец надевают резиновую грушу, а нижний конец опускают в сосуд с жидкостью. Сжиманием груши из пипетки вытесняют такой объем воздуха, который после разжатия груши будет замещен немного большим объемом жидкости. Подняв нижний край пипетки над поверхностью жидкости в сосуде, слегка сжимая грушу, выливают из пипетки по каплям жидкость, чтобы остался обозначенный на пипетке объем жидкости, который и переносят в колбу.
Иногда поступают по-другому. Жидкость грушей набирают в пипетку на 5–7 см выше риски, затем быстро снимают грушу, закрывают верхнее отверстие пипетки указательным пальцем, придерживая пипетку средним и большим пальцами (см. рис. 7.3). Слегка ослабляя нажим указательного пальца, позволяют жидкости медленно по каплям вытекать из пипетки. Когда мениск жидкости опустится до риски, нажимом пальца прекращают сливание жидкости. Глаз должен находиться на уровне нижнего края мениска (на одной горизонтальной линии). Из-за неправильного расположения глаза ошибка в отмеривании нужного объема жидкости может достигать 0,2 мл. Если на конце пипетки осталась капля жидкости, ее удаляют прикосновением к стенке сосуда.
Не ослабляя нажима пальца, быстро вынимают пипетку из сосуда и вставляют носик пипетки в колбу. Отводят указательный палец от края пипетки, давая жидкости свободно вылиться в колбу. При сливании жидкости пипетку держат вертикально, прислоняя ее кончик к стенке сосуда. После вытекания жидкости пипетку не встряхивают и не продувают для удаления оставшейся на стенках жидкости.
Освоить правильную работу с пипеткой довольно трудно, поэтому рекомендуем предварительно потренироваться, выполняя операции с пипеткой, используя воду.
При работе с пипетками следует следить, чтобы они были чистыми и тщательно высушенными. В противном случае результаты анализов будут неверными.
В коническую колбу с раствором гидроксида натрия неизвестной концентрации внесите 2–3 капли раствора индикатора фенолфталеина. В щелочной среде раствор окрашивается в красный цвет.
Под бюретку с раствором соляной кислоты известной концентрации на белый лист бумаги поставьте коническую колбу с раствором гидроксида натрия так, чтобы носик бюретки немного входил внутрь колбы.
Еще раз запишите с точностью до 0,02–0,03 мл положение нижнего края мениска раствора в бюретке. Одной рукой немного приоткрыв кран или слегка сжимая резину вокруг бусинки, начинайте приливать раствор кислоты к раствору щелочи. Другой рукой, держа колбу за горло, вращательными движениями постоянно перемешивайте жидкость.
При появлении в красном растворе бесцветных «облаков» скорость приливания кислоты из бюретки надо замедлить. Титровать следует до того момента, когда добавление одной капли кислоты вызовет устойчивое обесцвечивание раствора. Запишите с точностью до 0,02 мл положение уровня раствора в бюретке.
В научном исследовании титрование повторяется три раза. Объемы израсходованной кислоты не должны отличаться более чем на 0,02 мл. Если первое титрование сильно отличается от двух последующих, проводят еще одно-два титрования.
Теперь приступим к расчету концентрации раствора гидроксида натрия. Приливание раствора из бюретки заканчивается в момент, когда вещества растворов бюретки и колбы полностью прореагируют в соответствии с уравнением реакции (это обязательное условие подобного количественного анализа!). Этот момент окончания титрования называется точкой эквивалентности, т.к. при этом количества стандартного (точно известного) и анализируемого веществ становятся эквивалентными.
В этом опыте вы титровали сильное однокислотное основание раствором сильной одноосновной кислоты, что представляет собой реакцию нейтрализации:

Объемы растворов реагирующих веществ обратно пропорциональны мольным концентрациям ионов водорода и гидроксида, или, что то же самое, мольным концентрациям кислоты и основания:

Вычислите концентрацию раствора гидроксида натрия. Если другие ученики анализировали тот же раствор, соберите их результаты и вычислите среднее значение концентрации. Тот, кто увлекается математикой, может вычислить погрешность эксперимента (статистическая обработка результатов).

Советы учителю. Для опыта следует приготовить стандартный раствор соляной кислоты и раствор гидроксида натрия примерно той же концентрации. Раствор соляной кислоты концентрации 0,100М удобнее приготовить из фиксаналов (стандарт-титры). Одна ампула рассчитана на приготовление 1 л 0,100М раствора. Если нет мерной колбы на 1 л, а есть на 100 мл, то в ней приготовляется 1М раствор кислоты, который затем при помощи пипетки и другой мерной колбы разбавляют водой до нужной концентрации.
Раствор гидроксида натрия (калия) концентрации приблизительно 0,1М приготовляют внесением в однолитровую мерную колбу, заполненную на 3/4 водой, отвешенного в фарфоровой чашке (бюксе, стаканчике) требуемого количества кристаллического гидроксида.
Работать в очках и резиновых перчатках! Брать гидроксид натрия только шпателем или ложкой! Взвешивание можно проводить на технических весах.
Подробнее см.: Зайцев О.С. Исследовательский практикум по общей химии.
М.: Изд-во МГУ, 1994.

При добавлении к раствору основания раствора кислоты или наоборот среда раствора изменяется. График зависимости рН от объема добавляемого раствора называется кривой титрования
(рис. 7.4). На рисунке показаны две кривые титрования: 10 мл 0,1М раствора НСl 0,1М раствором NаОН и 10 мл 0,001М раствора HCl 0,001М раствором NаОН, а также интервалы переходов индикаторов фенолфталеина и метилового оранжевого. По рисунку видно, что чем меньше концентрации растворов кислоты и основания, тем уже интервал скачка рН.


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-himii-na-temu-ispitanie-rastvorov-kislot-osnovaniy-i-soley-indikatorami-2576674.html

http://him.1sept.ru/article.php?ID=200400303