Избавиться от знаменателя в левой части уравнения

Решение неравенств. Общие соображения.

Свойства числовых неравенств

Для любых дейcтвительных чисел a, b, c и d выполняются следующие свойства:

  • Если a >b, то bb и b >c, то a >c.
  • Если a >b, то a + c >b + c.
  • Если a >b и с > 0, то ac >bc.
    Другими словами, если обе части верного неравенства умножить на одно и то же положительное число, то знак неравенства не изменится, неравенство останется верным.
  • Если a >b и сb и с >d, то a + c >b + d.
    Если почленно сложить два верных неравенства одного знака, то получится верное неравенство.
  • Если a >b и сbd.

    Следующие свойства выполняются только для положительных чисел.

    Если a >b > 0 и с >d > 0, то ac >bd.
    Почленно перемножать можно неравенства одного знака только тогда, когда левая и правая части обоих нервенств положительны.

  • Если a >b > 0, то для любого натурального числа n выполняется неравенство a n >b n
  • Особое внимание обратите на свойства 5 и 9. Они непосредственно связаны с нашей темой — дробно-рациональные неравенства.
    Напомню, что рациональными называются выражения, которые не содержат радикалов и трансцендентных функций, т.е. это алгебраические выражения, составленные из чисел, переменных, их степеней и знаков арифметических действий.

    Почему неравенства не решают так же, как уравнения?

    Итак, нужно найти корни уравнения. Что можно сделать?

    Вариант первый.

    Зафиксировать область допустимых значений (ОДЗ) выражения: \( x-1 \ne 0; \; x+5 \ne 0. \)
    Убедиться в том, что уравнение представляет собой равенство двух дробей и воспользоваться основным свойтвом пропорции — произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов — в простореции «перемножить крест накрест.» \[(x — 2)\cdot(x+5) = (x-1)\cdot(2x-2).\] Решить простое (без дробей) рациональное уравнение. Здесь после раскрытия скобок и приведения подобных членов оно сведется к квадратному.
    Сверить полученные корни с ОДЗ и, отбросив лишние, сформировать ответ.

    Вариант второй.

    Привести к общему знаменателю. При этом неважно перенесены ли предварительно все члены уравнения в одну сторону или нет.
    Не забыть об ограниченности области допустимых значений выражения (написать ОДЗ).
    Отбросить общий знаменатель (одинаковые знаменатели в обеих частях равенства, если не переносили всё в одну сторону).
    Решить упрощенное уравнение, проверить полученные корни на соответствие ОДЗ, написать ответ.

    Вариант третий.

    Перенести все члены уравнения в левую часть равенства и привести к общему знаменателю. \[ \frac— \frac<2x-2> = 0;\\ \frac <(x - 2)\cdot(x+5) - (2x-2)\cdot(x-1)> <(x-1)(x+5)>= 0. \] Затем, вспомнив о том, что дробь равна нулю, когда её числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю, записать и решать следующую равносильную систему: \[ \begin < (x - 2)\cdot(x+5) - (2x-2)\cdot(x-1) = 0;\\ (x-1)(x+5) \ne 0. >\end \]

    Попробуйте всё это проделать самостоятельно для тренировки навыков решения дробно-рациональных уравнений. И убедитесь в том, что во всех трёх случаях будут получены одинаковые ответы.
    Для решения уравнений реального ЕГЭ вы можете выбрать любой из этих подходов, который вам придётся по душе.

    Здесь дорешаем уравнение в третьем варианте, чтобы потом сравнить его корни с решением неравенства. \[ \left\< <\begin<*<20>c> <(x^2+3x-10) - (2x^2-4x+2) = 0;>\\ <(x-1)(x+5) \ne 0;>\hfill \\ \end > \right.\left| <\begin<*<20>c> <-x^2 +7x - 12 = 0;>\\ \\ \end > \right. \left| <\begin<*<20>c> <> \\ <> \\ \end > \right. x_1 = 3; \; x_2 = 4. \]

    Ответ: x ∈ <3;4>.

    Замечение:Отдельные ответы удобно записывать в фигурных скобках как элементы перечислимого множества, в отличие от интервалов (a;b) и отрезков [a;b], для обозначения которых используются круглые или квадратные скобки соответственно..

    Это неравенство содержит те же самые дробные выражения, что и предыдущее уравнение. Однако теперь
    варианты «крест накрест» и отбрасывание общего знаменателя НЕПРИМЕНИМЫ,
    потому что в знаменателе присутствуют неизвестные величины, а следовательно мы не знаем знаков множителей и не сможем корректно применять свойства неравенств. Особенно это касается свойства 5, которое требует изменить знак неравенства при умножении на отрицательное число. Поэтому при решении дробно-рационального неравенства
    самое разумное действие — перенести все его члены в одну сторону и сравнивать итоговое выражение с нулем,
    т.е. применим способ аналогичный рассмотренному варианту 3 для уравнений.

    Итак, переносим всё в левую часть неравенства и преобразуем выражение: \[ \frac— \frac<2x-2> \le 0;\\ \frac <(x - 2)\cdot(x+5) - (2x-2)\cdot(x-1)> <(x-1)(x+5)>\le 0;\\ \frac <-x^2 +7x - 12 > <(x-1)(x+5)>\le 0. \]

    Далее можем рассуждать так:
    Фактически, здесь мы должны определить знак дробного выражения. То есть при каких значениях переменной результат деления является неположительным числом (отрицательным или нулём).
    Очевидно, это будет тогда, когда знаки числителя и знаменателя не совпадают. Таким образом, нужно рассмотреть два случая: числитель дроби меньше либо равен нулю И знаменатель положителен (> 0) ИЛИ числитель дроби больше либо равен нулю И знаменатель отрицателен ( 0;> \hfill \\ \end > \right.> \\ <\left\< <\begin<*<20>c> <-x^2 +7x - 12 \ge 0;>\\ <(x-1)(x+5) x ∈ (−∞; −5)U(1;3]U[4;+∞) . Решения неравенств второй системы не пересекаются: x ∈ ∅ .

    Объединяя эти случаи, т.е. первую часть ответа с пустым множеством, в итоге получаем:

    Ответ: x ∈ (−∞;−5)U(1;3]U[4;+∞) .

    Сравним ответ неравенства с ответом уравнения, рассмотренного выше. Значения переменной \(x = -5; x = 1; x = 3; x = 4 \) присутствовали как ключевые при решении уравнения, однако те из них, которые обращают знаменатель в 0, не вошли в ответ.
    Но в ответе неравенства мы явно видим все эти значения переменной. Они фигурируют как границы промежутков. При этом входят или не входят граничные точки в ответ зависит от ОДЗ выражений и степени строгости неравенства.
    Таким образом, наиболее частые ошибки при решении неравенств состоят в потере граничных точек и слиянии промежутков.

    Как проверить ответ неравенства?

    И всё-таки, если это ответственное решение, например, важный экзамен, имеет смысл потратить некоторое время и провести вычисление нескольких числовых значений для неравенства.
    1) Подставить в неравенство хотя бы по одному значению из промежутков, входящих в ответ, чтобы убедиться, что полученные числовые неравенства будут верными,
    2) и по одному значению из промежутков, не входящих в ответ, чтобы убедиться что соответствующие числовые неравенства будут неверными.
    3) Также не мешает перепроверить граничные точки промежутков.

    Проверка ответа примера 2.

    1) Все следующие числовые неравенства должны оказаться верными.

    \(x \in (-\infty;-5) \). Пусть \(x = -7 \), тогда \[ \frac<-7-2> <-7-1>\le \frac<-14-2><-7+5>;\;\; \frac<9> <8>0,\) которое является составной частью рассмотренной в примере 2 совокупности систем, будет верным, если оба сомножителя имеют одинаковые знаки — оба положительны или оба отрицательны, т.е. в свою очередь сводится к совокупности двух систем неравенств

    Выход из положения может быть следующим:

    Если \(7x-7 > 0\), то знак исходного неравенства сохраняется: \[\frac<21> <7x-7>> \frac<8x-8> <7x-7>\Leftrightarrow 21 > 8x-8. \] Если \(7x-7 \frac<8x-8> <7x-7>\Leftrightarrow 21 \frac<8x-8> <7x-7>\Leftrightarrow \left[ <\begin<*<20>c> <\left\< <\begin<*<20>c> <7x-7>0;> \\ <21 >8x-8> \hfill \\ \end > \right.> \\ <\left\< <\begin<*<20>c> <7x -7<0;>\\ <21 < 8x-8. >\hfill \\ \end > \right.> \\ \end > \right. \] К этой совокупности систем быстрее и надёжнее, т.е. с меньшей вероятностью допустить ошибку, мы приходим тогда, когда с самого начала переносим всё в одну часть неравенства и сравниваем выражение с нулем.

    Вывод: Отбрасывание общего знаменателя можно производить только для тех неравенств, в которых этот знаменатель положительная константа. Т.е. здесь для неравенства (1). Во всех остальных случаях требуется более детальный анализ знаков чисел и выражений.

    Внимание: Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, сообщите о ней на email.

    Есть вопросы? пожелания? замечания? Обращайтесь — mathematichka@yandex.ru

    Внимание, ©mathematichka. Прямое копирование материалов на других сайтах запрещено.

    Решение уравнений с дробями

    О чем эта статья:

    5 класс, 6 класс, 7 класс

    Понятие дроби

    Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

    Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

    • обыкновенный вид — ½ или a/b,
    • десятичный вид — 0,5.

    Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

    Дроби бывают двух видов:

    1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
    2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

    Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

    Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

    Основные свойства дробей

    Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

    Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

    Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

    Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

    Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

    Понятие уравнения

    Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

    • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
    • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

    Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

    Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

    Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

    Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

    Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

    Что поможет в решении:

    • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
    • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
    • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
    Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

    Понятие дробного уравнения

    Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

    Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

    Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

    На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

    Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

    Как решать уравнения с дробями

    1. Метод пропорции

    Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

    Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

    В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

    После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

    2. Метод избавления от дробей

    Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

    В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

    • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
    • умножить на это число каждый член уравнения.

    Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

    Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

    Что еще важно учитывать при решении

    • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
    • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

    Универсальный алгоритм решения

    Определить область допустимых значений.

    Найти общий знаменатель.

    Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

    Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

    Решить полученное уравнение.

    Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

    Записать ответ, который прошел проверку.

    Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

    Примеры решения дробных уравнений

    Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

    Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

    1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
    2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
    3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

    Решим обычное уравнение.

    Пример 2. Найти корень уравнения

    1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
    2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
    3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

    Переведем новый множитель в числитель..

    Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

    Пример 3. Решить дробное уравнение:

      Найти общий знаменатель:

    Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

    Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

    Решим полученное квадратное уравнение:

    Получили два возможных корня:

    Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

    Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Линейные уравнения с дробями

    Линейные уравнения с дробями не содержат переменной в знаменателе. Чтобы решить линейное уравнение с дробями, удобно избавиться от знаменателей.

    Для этого нужно найти наименьший общий знаменатель всех входящих в уравнение дробей и обе части уравнения умножить на это число.

    Наименьший общий знаменатель данных дробей равен 6. Дополнительный множитель к первой дроби равен 2, ко второй — 3, к 5 — 6. Умножаем обе части уравнения на наименьший общий знаменатель:

    В результате наименьший общий знаменатель и знаменатель каждой дроби сокращаются, и получаем линейное уравнение, не содержащее дробей.

    Раскроем скобки и приведём подобные слагаемые:

    Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

    Из полученной неправильной дроби выделяем целую часть

    Наименьший общий знаменатель данных дробей равен 20. Найдем дополнительный множитель к каждой дроби и умножим обе части уравнения на 20:

    Можно, конечно, сразу же умножить дополнительный множитель на числитель каждой дроби. Но, к сожалению, наибольшее количество ошибок при решении линейных уравнений с дробями допускается именно на этом шаге. Скобки — друзья ученика :). Поэтому лучше воспользоваться их помощью:

    Особенно полезны скобки в случае, когда перед дробью стоит знак «минус».

    После раскрытия скобок можно сразу же перенести неизвестные в одну сторону уравнения, известные — в другую (не забыв при переносе изменить их знаки), а можно сначала упростить каждую часть, приведя подобные слагаемые, а потом уже переносить.

    Здесь наименьший общий знаменатель дробей равен 12. Находим дополнительный множитель к каждой дроби и умножаем обе части уравнения на 12:

    Раскрываем скобки и упрощаем

    Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

    Уравнения такого вида можно решить, использовать основное свойство пропорции (в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов):

    при делении двух отрицательных чисел получается положительное число, поэтому минусы можно сразу же не писать.

    Если это возможно, лучше ответ записать в виде десятичной дроби:


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-uravnenij-s-drobyami

    http://www.algebraclass.ru/linejnye-uravneniya-s-drobyami/