Изучение физических свойств водорода уравнение

Водород. Физические и химические свойства, получение

Водород H — самый распространённый элемент во Вселенной (около 75 % по массе), на Земле — девятый по распространенности. Наиболее важным природным соединением водорода является вода.
Водород занимает первое место в периодической системе (Z = 1). Он имеет простейшее строение атома: ядро атома – 1 протон, окружено электронным облаком, состоящим из 1 электрона.
В одних условиях водород проявляет металлические свойства (отдает электрон), в других — неметаллические (принимает электрон).
В природе встречаются изотопы водорода: 1Н — протий (ядро состоит из одного протона), 2Н — дейтерий (D — ядро состоит из одного протона и одного нейтрона), 3Н — тритий (Т — ядро состоит из одного протона и двух нейтронов).

Простое вещество водород

Молекула водорода состоит из двух атомов, связанных между собой ковалентной неполярной связью.
Физические свойства. Водород — бесцветный нетоксичный газ без запаха и вкуса. Молекула водорода не полярна. Поэтому силы межмолекулярного взаимодействия в газообразном водороде малы. Это проявляется в низких температурах кипения (-252,6 0С) и плавления (-259,2 0С).
Водород легче воздуха, D (по воздуху) = 0,069; незначительно растворяется в воде (в 100 объемах H2O растворяется 2 объема H2). Поэтому водород при его получении в лаборатории можно собирать методами вытеснения воздуха или воды.

Получение водорода

1.Действие разбавленных кислот на металлы:
Zn +2HCl → ZnCl 2 +H 2

2.Взаимодействие щелочных и щ-з металлов с водой:
Ca +2H 2 O → Ca(OH) 2 +H 2

3.Гидролиз гидридов: гидриды металлов легко разлагаются водой с образованием соответствующей щелочи и водорода:
NaH +H 2 O → NaOH +H 2
СаH 2 + 2Н 2 О = Са(ОН) 2 + 2Н 2

4.Действие щелочей на цинк или алюминий или кремний:
2Al +2NaOH +6H 2 O → 2Na[Al(OH) 4 ] +3H 2
Zn +2KOH +2H 2 O → K 2 [Zn(OH) 4 ] +H 2
Si + 2NaOH + H 2 O → Na 2 SiO 3 + 2H 2

5. Электролиз воды. Для увеличения электрической проводимости воды к ней добавляют электролит, например НаОН, Н 2 SO 4 или Na 2 SO 4 . На катоде образуется 2 объема водорода, на аноде — 1 объем кислорода.
2H 2 O → 2H 22

Промышленное получение водорода

1. Конверсия метана с водяным паром, Ni 800 °С (самый дешевый):
CH 4 + H 2 O → CO + 3 H 2
CO + H 2 O → CO 2 + H 2

2. Пары воды через раскаленный кокс при 1000 о С:
С + H 2 O → CO + H 2
CO +H 2 O → CO 2 + H 2

Образующийся оксид углерода (IV) поглощается водой, этим способом получают 50 % промышленного водорода.

3. Нагреванием метана до 350°С в присутствии железного или нике­левого катализатора:
СH 4 → С + 2Н 2

4. Электролизом водных растворов KCl или NaCl, как побочный продукт:
2 О + 2NaCl→ Cl 2 ↑ + H 2 ↑ + 2NaOH

Химические свойства водорода

  • В соединениях водород всегда одновалентен. Для него характерна степень окисления +1, но в гидридах металлов она равна -1.
  • Молекула водорода состоит из двух атомов. Возникновение связи между ними объясняется образованием обобщен­ной пары электронов Н:Н или Н 2
  • Благодаря этому обобщению электронов молекула Н 2 более энергети­чески устойчива, чем его отдельные атомы. Чтобы разорвать в 1 моль водорода молекулы на атомы, необходимо затратить энергию 436 кДж: Н 2 = 2Н, ∆H° = 436 кДж/моль
  • Этим объясняется сравнительно небольшая активность молекулярного водорода при обычной температуре.
  • Со многими неметаллами водород образует газообразные соедине­ния типа РН 4 , RН 3 , RН 2 , RН.

1) С галогенами образует галогеноводороды:
Н 2 + Cl 2 → 2НСl.
При этом с фтором — взрывается, с хлором и бромом реагирует лишь при освещении или нагревании, а с йодом только при нагревании.

2) С кислородом:
2 + О 2 → 2Н 2 О
с выделением тепла. При обычных температурах реакция протекает медленно, выше 550°С — со взрывом. Смесь 2 объемов Н 2 и 1 объема О 2 называется гремучим газом.

3) При нагревании энергично реагирует с серойь(значительно труднее с селеном и теллуром):
Н 2 + S → H 2 S (сероводород),

4) С азотом с образованием аммиака лишь на катализаторе и при повышенных температурах и давлениях:
ЗН 2 + N 2 → 2NН 3

5) С углеродом при высоких температурах:
2 + С → СН 4 (метан)

6) С щелочными и щелочноземельными металлами образует гидриды (водород – окислитель):
Н 2 + 2Li → 2LiH
в гидридах металлов ион водорода заряжен отрицательно (степень окисления -1), то есть гидрид Na + H — построен подобно хлориду Na + Cl —

Со сложными веществами:

7) С оксидами металлов (используется для восстановления металлов):
CuO + H 2 → Cu + H 2 O
Fe 3 O 4 + 4H 2 → 3Fe + 4Н 2 О

8) с оксидом углерода (II):
CO + 2H 2 → CH 3 OH
Синтез — газ (смесь водорода и угарного газа) имеет важное практическое значение, тк в зависимости от температуры, давления и катализатора образуются различные органические соединения, например НСНО, СН 3 ОН и другие.

9)Ненасыщенные углеводороды реагируют с водородом, переходя в насыщенные:
С n Н 2n + Н 2 → С n Н 2n+2 .

Водород — получение, физические и химические свойства и применение

Содержание:

Водород широко распространен в природе, его содержание в земной коре (литосфера и гидросфера) составляет по массе 1%, а по числу атомов 16%. Водород входит в состав самого распространенного вещества на Земле — воды (11,19% Водорода по массе), в состав соединений, слагающих угли, нефть, природные газы, глины, а также организмы животных и растений (то есть в состав белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов и других). В свободном состоянии Водород встречается крайне редко, в небольших количествах он содержится в вулканических и других природных газах. Ничтожные количества свободного Водорода (0,0001% по числу атомов) присутствуют в атмосфере. В околоземном пространстве Водород в виде потока протонов образует внутренний («протонный») радиационный пояс Земли. В космосе Водород является самым распространенным элементом. В виде плазмы он составляет около половины массы Солнца и большинства звезд, основную часть газов межзвездной среды и газовых туманностей. Водород присутствует в атмосфере ряда планет и в кометах в виде свободного Н2, метана СН4, аммиака NH3, воды Н2О, радикалов. В виде потока протонов Водород входит в состав корпускулярного излучения Солнца и космических лучей.

На странице -> решение задач по химии собраны решения задач и заданий с решёнными примерами по всем темам химии.

Водород — получение, физические свойства и применение

водород – элемент (Н), водород – простое вещество .

Общая характеристика водорода

Водород является первым элементом в Периодической системе Д. И. Менделеева. Химический знак элемента – H (читается «аш»). Водород – неметалл, имеет 1 протон и 1 электрон. Электронная формула: , s-элемент.
Относительная атомная масса (H) = 1,008, это самый легкий химический элемент. Водород в соединениях всегда одновалентен, он встречается в виде трех изотопов: – протий, – дейтерий (D), – тритий (T) (рис. 21).

Ядра изотопов водорода: 1 – протий; 2 – дейтерий; 3 – тритий

Открытие. Английский ученый Г. Кавендиш в 1766 г. получил водород действием цинка на растворы серной и соляной кислот. Ученый подробно исследовал свойства водорода, наблюдая его поведение на воздухе, и новому газу дал название «горючий воздух». А в
1783 г. французские ученые А. Лавуазье и Ж. Менье осуществили термическое разложение воды и установили, что вода состоит из кислорода и водорода. Современное название водороду дал французский химик А. Титон де Морво в 1787 году. Он предложил название hydrogenium, означающее «рождающий воду». Тот же смысл заключается в казахском и русском названиях.

физические свойства

Водород – простое вещество, состоит из двухатомных молекул Относительная молекулярная масса = 2 г/моль. Водород –бесцветный, без запаха, самый легкий газ из всех газообразных веществ при (н.у.) ( = 0,09 г/л). Температура кипения равна – 252,76°С, температура плавления равна – 259,2°С. Легче воздуха в 14,5 раз, мало растворим в воде. В 100 объемах воды при температуре 20°С растворяется 2 объема водорода.

Нахождение в природе

Водород – самый распространенный химический элемент во Вселенной, главная составная часть Солнца и большинства звезд. На Земле он находится только в связанном состоянии. В земной коре на долю водорода приходится 92% от количества всех атомов. Его массовая доля составляет 1,4%, а в космосе – 63%. Он входит в состав воды, нефти, природного газа, каменного угля, а также в состав живых организмов. По
распространенности на Земле водород занимает 9-е место. С применением водорода можете ознакомиться по рис. 22.

Получение в промышленности

В промышленности водород получают
электролизом из самого распространенного вещества – воды (рис. 23); а также из углеводородов (метан).

Массовая доля водорода в воде:

Существуют и другие методы получения водорода для промышленных целей, вы будете изучать их позднее.

Получение в лаборатории

В лабораторных условиях водород получают взаимодействием таких металлов как Fe, Zn, Mg и др. с растворами кислот. Обычно используют цинк и раствор соляной или серной кислоты (рис. 23).

Один и тот же металл вытесняет из разных кислот водород. Следовательно, можно сделать вывод: в состав кислот входят атомы водорода, которые замещаются на атомы металла.

Для проведения вышеуказанной реакции в пробирку помещают 2–3 гранулы цинка. Через воронку наливают раствор соляной либо серной кислоты и закрывают пробирку пробкой с газоотводной трубкой. При этом протекают реакции замещения:

Полученный водород можно собрать двумя способами:
а) методом вытеснения воздуха в перевернутую вверх дном пробирку, так как водород легче воздуха в 14,5 раз.

б) методом вытеснения воды, так как водород плохо растворим в воде.
После того как пробирка наполнится газом, ее закрывают стеклянной пластинкой и подносят к горелке. Если водород чистый, без воздуха, то он сгорает спокойно, будет слышен лишь слабый хлопок.
А если он загрязнен воздухом, то произойдет взрыв (безопасный). Этот способ называется проверкой водорода на чистоту.

Такие металлы, как литий, калий, натрий, кальций, барий могут вытеснить водород из воды (рис. 24).

Реакции идут очень энергично, но эти металлы обычно не используются, так как это экономически невыгодно и небезопасно.

В химических лабораториях для многократного получения газов (H2S, CO2), в том числе и водорода, используют прибор автоматического действия – аппарат Киппа (рис. 25). Это стеклянный прибор, состоящий из двух частей: шарообразного сосуда (1) с краном (5) и
шарообразной воронки (2), конец которой на 1–2 см не доходит до дна сосуда.
На дно стеклянного шара (1) помещают кусочки мрамора, металла и другие вещества. Воронка вставляется в сосуд герметично. Нижний полушар с краном (4) закрыт пробкой.

При зарядке аппарата для получения водорода в сосуд прибора через средний шар помещают твердое вещество (Zn). Затем закрывают пробкой с газоотводной трубкой (5) и при открытом кране (5) вливают в воронку раствор кислоты. Кислота поступает в нижнюю часть прибора, затем поднимается в средний шар, и начинается химическая реакция, выделяется
газ. Как только кислота покроет твердое вещество, кран (5) закрывают. После этого кислота под давлением образовавшегося газа вытесняется в нижнюю часть прибора и в воронку, реакция прекращается. Аппарат начинает действовать при открытии крана (5).

Запомните! При опытах с водородом нельзя поджигать водород, не проверив его на чистоту, иначе внутри прибора может произойти взрыв. Это очень опасно!

Химические свойства водорода

Водород расположен в главной подгруппе I группы и в первом периоде периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Взаимодействие водорода с простыми веществами

В обычных условиях водород () является устойчивым соединением.

1. При нагревании взаимодействует с некоторыми простыми веществами:

Для проведения этой реакции берут толстостенную пробирку, на стенках которой отмечены
объемы, набирают 1 объем кислорода и 2 объема водорода и обертывают полотенцем для
безопасности. При поднесении горящей лучинки к отверстию пробирки происходит взрыв.
Водород активно взаимодействует с кислородом с выделением тепла (рис. 26). Взрыв происходит при поэтому смесь в таком соотношении газов называют гремучим газом.

2. При взаимодействии водорода с хлором образуется хлороводород с резким запахом, который раздражает слизистую оболочку дыхательных путей (рис. 27).

3. При пропускании через нагретую серу водород образует газ с неприятным запахом тухлых яиц – сероводород.

Соединениям водорода с неметаллами дают названия по следующему принципу: название неметалла + соединительная гласная о + слово «водород».

Например:
HCl – хлороводород;
– сероводород;
HF – фтороводород;
HBr – бромоводород.
Кроме того, некоторые соединения водорода имеют старинные (тривиальные) названия:
– вода, – аммиак, – метан, – силан и др.

4. При взаимодействии водорода с металлами образуются твердые вещества – бинарные соединения, называемые гидридами.

– гидрид натрия;

– гидрид кальция.

Взаимодействие водорода со сложными веществами

При пропускании водорода через нагретый оксид меди (II) (порошок черного цвета) образуется порошок красного цвета (Cu) – металлическая медь:

Водород – экологически чистое топливо, при его горении образуется природное соединение Человечество заинтересовано в развитии водородной энергетики.

Практическая работа №2
Получение водорода и изучение его свойств

Цель: знать свойства водорода как восстановителя и уметь получить его.

1. Соберите прибор, как показано на рисунке 23, б (с. 79), и проверьте его на герметичность.

2. В пробирку поместите 3 гранулы цинка, через воронку налейте раствор соляной кислоты и плотно закройте пробкой с газоотводной трубкой.

3. Водород соберите в перевернутую вверх дном пробирку методом вытеснения воды либо воздуха. Как только пробирка наполнится газом, закройте ее стеклянной пластинкой и поднесите к пламени спиртовки. Что при этом наблюдается?

  • 1. Водород — самый легкий элемент, имеет три изотопа: протий, дейтерий, тритий.
  • 2. По валентности (I) водорода определяют валентность других элементов.
  • 3. По водороду (Н.,) определяют относительные плотности газов (Dh2(X))-
  • 4. Водород вступает во взаимодействие: а) со многими неметаллами, образуя летучие водородные соединения; б) химически активными металлами, образуя гидриды; в) с некоторыми оксидами.

Услуги по химии:

Лекции по химии:

Лекции по неорганической химии:

Лекции по органической химии:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Водород. Нахождение в природе, физические свойства, получение

Разделы: Химия

  • развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химической номенклатуры)
  • развитие научного мышления: умения сравнивать, проводить анализ, прогнозировать, делать выводы
  • развитие наблюдательности
  • развитие экспериментальных умений и навыков
  • рассмотреть строение атома и молекулы водорода
  • формы нахождения водорода в природе
  • изучить физические свойства водорода, способы его получения и собирания
  • научиться распознавать водород.

Тип урока: Урок теоретического исследования – введение основ базовых знаний с элементами повторения.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, использование ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование и реактивы: аппарат Киппа, приборы для получения газов, пробирки, спиртовки, спички, мыльный раствор, лабораторный штатив, цинк, растворы серной и соляной кислот, мультимедийная презентация.

Учитель: Как вы думаете, какой химический элемент занимает первое место по распространенности во Вселенной?

(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает все на доске в виде схемы, например:

– кислород
– водород
– углерод
– железо).

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока – нужно решить кроссворд, отгадать ключевое слово.

  1. Метод разделения однородных смесей путем удаления избытка жидкости при нагревании.
  2. Химический элемент номер 35.
  3. Оксид водорода.
  4. Единица измерения количества вещества.
  5. В воздухе его содержится примерно 21%.
  6. Мельчайшая химически неделимая частица.
  7. Метод разделения однородных смесей основанный на разности температур кипения веществ, входящих в состав смеси.

Формулирование темы урока и целеполагание.

Учитель: Кроссворд разгадан. Сформулируем тему урока.

Учащиеся: тема урока – Водород и его свойства.

(Учитель возвращается к схеме, которую сделал вначале урока по предположениям учащихся и вычеркивает неправильные варианты ответов, оставив только водород.)

Учитель: в ходе урока вы должны ответить на вопрос: Почему номер один? (Вопрос записан на доске)

Чтобы ответить на этот вопрос, какие знания вы должны получить о водороде? С чем должны познакомиться? Что узнать?

(Учащиеся высказывают свои предложения, учитель на доске составляет схему).

Учитель: Правильно, сформулируем тему урока и запишем ее на доске и в тетради:

“Водород. Нахождение в природе, физические свойства, получение”.

Изучение нового материала, его осмысление.

Учитель: Что вам уже известно о водороде? (учащиеся говорят то, что им известно о водороде).

Водород в природе.

Учитель: Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода: Юпитер, Сатурн – 92% Н, 8 % Н е, 0,1 % все остальные химические элементы; водород преимущественно составляет межзвездное вещество. Водород входит в состав основного вещества Земли – воды. Если посмотреть на схему распространения химических элементов, то можно увидеть, что доля водорода в земной коре составляет около 1% ее массы. Однако, роль его в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых составляет около 17%.

Множество органических веществ, представляют собой соединения водорода с углеродом – нефть, природный газ метан СН4, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, витамины и другие органические вещества. В теле человека около 10% водорода.

Учитель: Какой можно сделать вывод о распространенности водорода во Вселенной?

Учащиеся: Водород самый распространенный химический элемент во Вселенной – № 1.

Учитель: Никто не знал, сколько водороду лет, хотя он сам утверждал, что родился в 1766 году в семье Генри. Но злые языки говорили, что был он в этой семье приемышем и отца его звали то ли Теофаст или Гельмонт, то ли Роберт или Джозеф, то ли Михайло или Николя, но никак не Генри. Эти же языки шепотом добавляли, что мальчика называли тогда иначе, настоящее имя он получил от своего учителя Антуана, который и ввел юношу в “большой мир”.

Водород был известен еще в XVI в. Теофрасту Парацельсу (1493-1541), его получали также Ван – Гельмонт (1577-1644), Роберт Бойль (1627-1691), Николя Лемери (1645-1715), Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Джозеф Пристли и другие ученые. В 1766 году известный английский ученый Генри Кавендиш получил “искусственный воздух” действием цинка, железа или олова на разведенную соляную или серную кислоту. Это было совершенно новое вещество, которое хорошо горело и получило название “горючего воздуха”. Но лишь в 1787 году Лавуазье доказал, что этот воздух” входит в состав воды и дал ему название “ гидрогениум”, т. е. “рождающий воду”, “водород”.

Водород как химический элемент.

Учитель: Что вы можете сказать о водороде как о химическом элементе? (Учащиеся отвечают, используя схему и Периодическую Таблицу Д.И.Менделеева).

– химический знак – Н;
– входит в состав химических соединений; – положение в Периодической Таблице Д.И.Менделеева:

  • порядковый номер 1;
  • расположен в первой группе, в первом периоде;
  • атомная масса равна 1,00794;
  • латинское название Hydrogenium.

Водород – первый химический элемент периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Атомный номер водорода – 1, относительная атомная масса равна 1,008. В ядре атома водорода один протон, масса которого равна 1 а. е. м. Почему же масса химического элемента водорода равна 1,008 а. е. м ? Масса не равна единице, так как кроме обычного водорода, называемого протий, существуют изотопы водорода с большей массой: дейтерий и тритий.

Водород простое вещество.

Учитель: Каков состав простого вещества водорода?

Учащиеся: (используя схему) Простое вещество водород состоит из двух атомов водорода, и на письме записывается как – Н2.

Физические свойства водорода.

Учитель: Какими физическими свойствами обладает водород?

Учащиеся: Простое вещество водород – это газ, легче воздуха, без цвета, без запаха, без вкуса, tкип = – 253 0 С. Собирать водород можно путем вытеснения воздуха из пробирки или воды. При это пробирку нужно перевернуть вверх дном.

Молекула водорода двухатомна. При образовании 1 моль Н2 из 2 моль атомов Н выделяется 436 кДж. В молекуле атомы связаны одной электронной парой Н : Н или Н -Н.В рамках метода молекулярных орбиталей прочность молекулы Н2 объясняется тем, что в ней электронная пара занимает связующую – орбиталь.

Учитель: Познакомимся с основными способами получения водорода. Как можно получить водород в лаборатории?

Ученик: Раз водород входит в состав воды, нефти, газа, следовательно, его можно получить из этих веществ и смесей.

Лабораторные методы получения водорода

Учитель: В лаборатории водород можно получить действием на цинк соляной кислоты или приблизительно 20%-м раствором серной кислоты. Поэтому на уроке мы будем получать водород взаимодействием цинка с разбавленной серной кислотой:

Мы получили водород, но нам нужно убедиться в этом. А для этого мы должны собрать газ водород. Какие способы собирания газов вам известны?

Ученик: Газы можно собирать над водой и вытеснением воздуха.

Учитель: Как надо держать сосуд для сбора водорода? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните молярные массы водорода и воздуха 2 и 29 грамм/моль.

Водород легче воздуха в 14.5 раз, следовательно, сосуд для сбора газа держим вверх дном. (Работа с таблицей “Способы собирания газов”)

Учитель: При обычных условиях водород малорастворим в воде. Можно ли его собрать под водой?

Ученик: Да. (Работа с таблицей “Способы собирания газов”)

Учитель: Мы получили газ, собрали его, теперь его нужно доказать. Как это сделать?

Ученик: Водород горит, надо к сосуду с водородом поднести горящую спичку.

Учитель: В этом случае водород загрязнен SO2 . Водород без примеси сгорает спокойно. Однако смесь водорода с кислородом или воздухом взрывается. Наиболее взрывчата смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного объема кислорода, – гремучий газ. Если взрыв произойдет в стеклянном сосуде, то его осколки могут поранить окружающих. Поэтому прежде, чем поджигать водород, необходимо проверить на чистоту. Для этого собирают водород в пробирку, которую в положении вверх дном подносят к пламени. Если водород чистый, то он сгорает спокойно, с характерным звуком «п-пах». Если же водород содержит примесь воздуха, то он сгорает с взрывом. При работе с водородом следует соблюдать правила техники безопасности. Удобно проводить эти реакции в аппарате Кипа. Я же выделяющий водород соберу над водой, и мы посмотрим, как горит чистый водород.

Запишем уравнение горения водорода.

Учитель: При горении водорода образуется вода, поэтому не случайно латинское название водорода Hydrogenium, что в переводе обозначает “рождающий воду”.

Иногда для получения водорода используют реакцию алюминия с водным раствором щелочи:

Чистый водород получают путем электролиза водных растворов или щелочи, или сульфата натрия.

Иногда встречается ошибочное утверждение о том, что «водород получают электролизом воды». Конечно, при электролизе водных растворов щелочей или сульфата натрия происходит электрохимическое расположение воды, но нужно иметь в виду, что чистая вода электрический ток не проводит, и подобное утверждение неточно. Для промышленного получения водорода электролиз водных растворов не используют из-за большого расхода при этом электроэнергии и высокой стоимости получаемого водорода.

Промышленное получение водорода.

Учитель: Длительное время водород в нашей стране в основном получали из газа, образующего при нагревании без доступа воздуха каменного угля – при его коксовании. В настоящее время наиболее экономичный способ производства водорода – так называемая каталитическая паровая конверсия метана. При температуре около 1000 °C в присутствии катализатора и паров воды протекает реакция

Водород очищают от примеси CO2 , пропуская образующиеся газы под давлением через воду. Углекислый газ при этом переходит в раствор, а водород не растворяется.

Водород как побочный продукт образуется при получении щелочи и хлора электролизом водного раствора хлорида натрия:

а также при получении из метана по реакции крекинга

При крекинге нефтепродуктов и в результате некоторых других процессов.

Закрепление пройденного материала. Просмотр презентации.

Учитель: Для закрепления нового материала дайте ответ на следующие вопросы.

  1. В каком аппарате получают водород?
  2. Как растворяется водород в воде?
  3. Почему перед началом опытов проверяют водород на чистоту? Какой водород мы получили?
  4. Что означает латинское название водорода Hydrogenium?

Учитель: Что нового мы узнали о водороде на вещественном уровне?
Ученик:
Способы получения водорода.
Ученик: Способы собирания водорода.
Ученик: Физические свойства водорода.
Ученик: Нахождение водорода в природе.
Учитель: Завершая работу, дайте самооценку вашей работе на уроке.

(Учащиеся дают самооценку работы на уроке).
Выставление оценок.

Учитель: Начав изучение водорода на вещественном уровне, как вы думаете, какие вопросы остались вне поля нашей деятельности?
Ученик:
Где используется водород.
Учитель: Применение водорода основано на его свойствах, и не только физических.
Ученик: С какими другими веществами реагирует водород?
Учитель: Химические свойства водорода и его применение будут объектом нашего исследования на следующем уроке. Благодарю всех за активную работу на уроке.

Домашнее задание: §25,26, Упр1-5

Для тех, кто особенно интересуется химией, предлагаю найти историческую справку об открытии водорода, используя для этого дополнительную литературу.

  1. Бердоносов С.С., Медведева Е.А. Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов: лекции 1– 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 76 с.
  2. Давыдова М.Н. Водород – получение, свойства, соединения: сценарии уроков. 8 класс – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
  3. Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.: ил.


источники:

http://natalibrilenova.ru/vodorod-poluchenie-fizicheskie-i-himicheskie-svojstva-i-primenenie/

http://urok.1sept.ru/articles/608991