Как делить уравнения 5 класс

Урок математики в 5 классе «Деление. Решение уравнений»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок математики в 5 классе «Деление. Решение уравнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
delenie.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 5 классе

Деление. Решение уравнений.

Предметные: углубить навыки деления натуральных чисел, решения уравнения.

Личностные: развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач.

Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Планируемые результаты: учащийся научится решать уравнения, используя связи между компонентами действия деления.

Основные понятия: Делимое, делитель, частное, правило нахождения неизвестного множителя, правило нахождения неизвестного делимого, правило нахождения неизвестного делителя.

Тип урока : урок изучения нового материала

Виды учебной деятельности : фронтальная работа с классом, парная работа, работа с текстом учебника, работа у доски, самостоятельная работа.

Оборудование : плакаты, компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы, листок контроля, ребус, кроссворд.

«Легко и прекрасно дается учение,

если у вас хорошее настроение»

А как у вас настроение? Возьмите листочки с солнышком, улыбнитесь ему и приготовьтесь к работе. Переверните листок. Ребята, сегодня это основной ваш документ на уроке «Листок самоконтроля». В него вы будете вписывать знак «+», если справился и знак «-», если не справился за все виды работ на уроке.

  1. Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребус.

Тема урока : ДЕЛЕНИЕ (презентация)

Значение слова деление по словарю В.Даля (презентация)

Задание на внимание.

Найдите слова, которые мы будем использовать на этом уроке:

Определим цели и задачи урока.

Запись в тетрадях темы урока.

  1. Актуализация темы. (фронтальная работа)
  1. Устная работа . (презентация)
  1. Что называют делением?

(действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель)

  1. Назовите компоненты деления?

( делимое, делитель, частное)

(число, которое делят)

(число, на которое делят)

  1. Какие свойства деления вы знаете?

(свойства: : на 1; : на само себя; : на 0)

  1. Задание на мышление . (презентация)

Вопросы: 1). Какое из чисел пропущено? (1-8, 2-15)

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Как делить уравнения 5 класс

    Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и т. д., которые используют при счете предметов, называют натуральными.

    Сравнение натуральных чисел

    Число меньше любого натурального числа.

    Из двух натуральных чисел, которые имеют разное количество цифр большим является то, у которого количество цифр больше.

    Из двух натуральных чисел с одинаковым количеством цифр большим является то, у которого больше первая (при чтении слева направо) из неодинаковых цифр

    Свойства сложения

    Переместительный закон:

    Сочетательный закон:

    Формула пути

    = 50км, = 2ч, = 25км/ч

    , 50км = 25км/ч· 2ч

    , 25км/ч = 50км : 2ч

    , 2ч = 50км : 25км/ч

    Корень уравнения

    Корнем (решением) уравнения называют число, которое при подстановке его вместо буквы превращает уравнение в верное числовое равенство.

    Что значит «Решить уравнение»

    Решить уравнение — это значит найти все его корни или убедиться, что их вообще нет.

    Правила решения уравнений
    • Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
    • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности при­бавить вычитаемое.
    • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
    • Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение раз­делить на известный множитель.
    • Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.
    • Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
    Отрезок, прямая, луч
    Отрезок

    Отрезок — часть прямой, ограниченная двумя точками(концами) и все точки между этими концами(внутренние точки отрезка)

    Свойство длины отрезка

    Если на отрезке отметить точку , то длина отрезка равна сумме длин отрезков и .

    Равные отрезки

    Два отрезка называют равными, если они совмещаются при наложении.

    Свойство прямой

    Через две точки проходит только одна прямая.

    Измерить отрезок

    Измерить отрезок означает подсчитать, сколько единичных отрезков в нем помещается

    Ломаная

    Ломаная — геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных друг с другом

    Луч (полупрямая) — это геометрическая фигура, часть прямой, состоящая из точки(начала луча) и всех точек прямой, лежащих по одну сторону от начала луча.В названии луча присутствуют две буквы, например, . Причем первая буква всегда обозначает точку начала луча, поэтому менять местами буквы нельзя.

    Угол, биссектриса угла

    Фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало, называют углом.

    Равные углы

    Два угла называют равными, если они совмещаются при наложении.

    Свойство величины угла

    Если между сторонами угла ∠ провести луч , то градусная мера ∠ равна сумме градусных мер углов ∠ и ∠, то есть ∠ = ∠+ ∠.

    Биссектриса угла

    Луч, который делит угол на два равных угла, называется биссектрисой угла.

    Углы: развернутый, прямой, острый, тупой
    Развернутый угол

    Угол, стороны которого образуют прямую, называют развернутым. Градусная мера развернутого угла равна 180°.

    Прямой угол

    Угол, градусная мера которого равна 90°, называют прямым.

    Острый угол

    Угол, градусная мера которого меньше 90°, называют острым.

    Тупой угол

    Угол, градусная мера которого больше 90°, но меньше 180°, называют тупым.

    Многоугольники. Равные фигуры
    Равные многоугольники

    Два многоугольники называют равными, если они совмещаются при наложении.

    Равные фигуры

    Две фигуры называют равными, если они совмещаются при наложении.

    Треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный
    Остроугольный треугольник

    Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником.

    Прямоугольный треугольник

    Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником.

    Тупоугольный треугольник

    Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.

    Треугольники: равнобедренный, равносторонний, разносторонний
    Равнобедренный треугольник

    Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным треугольником.

    Равносторонний треугольник

    Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним треугольником.

    Периметр равностороннего треугольника

    Если сторона равностороннего треугольника равна , то его периметр вычисляют по формуле

    Разносторонний треугольник

    Если три стороны треугольника имеют разную длину, то его называют разносторонним треугольником.

    Прямоугольник. Квадрат. Периметр
    Прямоугольник

    Если в четырехугольнике все углы прямые, то его называют прямоугольником.

    Свойство прямоугольника

    Противоположные стороны прямоугольника равны.

    Периметр прямоугольника

    Если соседние стороны прямоугольника равны и , то его периметр вычисляют по формуле

    Квадрат

    Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом.

    Периметр квадрата

    Если сторона квадрата равна , то его периметр вычисляют по формуле .

    Умножение. Свойства умножения
    Умножение
    • Произведением числа на натуральное число , которое не равно 1, называют сумму, состоящую из слагаемых, каждый из которых равен . В равенства числа и называют множителями, а число и запись — произведением.


    • Если один из двух множителей равен 1, то произведение равно второму множителю.

    • Если один из множителей равен нулю, то произведение равно нулю.

    • Если произведение равно нулю, то хотя бы один из множителей равен нулю.
    Свойства умножения
    • Переместительный закон умножения:

    • Сочетательный закон умножения:

    • Распределительное свойство умножения относительно сложения:
    • Распределительное свойство умножения относительно вычитания:
    Деление. Деление с остатком
    Деление

    Для натуральных чисел равенство является правильным, если является правильным равенство

    В равенстве число называют делимым, число — делителем, число и запись — частным от деления, отношением, долей.

    На ноль делить нельзя.

    Для любого натурального числа правильными являются равенства:

    ,

    Деление с остатком

    , где — делимое, — делитель, — неполное частное, — остаток, .

    Если остаток равен нулю, то говорят, что число делится нацело на число .

    Площадь. Площадь квадрата, прямоугольника
    Свойства площади фигуры

    Равные фигуры имеют равные площади;

    Площадь фигуры равна сумме площадей фигур, из которых она состоит.

    Площадь прямоугольника

    Площадь прямоугольника равна произведению длин его соседних сторон, выраженных в одних и тех же единицах.

    Площадь квадрата

    ,

    где — площадь квадрата, — длина его стороны.

    Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба
    Свойства объема фигуры

    Равные фигуры имеют равные объемы;
    Объем фигуры равен сумме объемов фигур, из которых она состоит.

    Объем прямоугольного параллелепипеда
    • ,

    где — объем параллелепипеда, , и — его измерения, выраженные в одних и тех же единицах;

    , где — площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

    • ,

    где — площадь основания параллелепипеда, — его высота.

    Объем куба

    ,

    где — объем куба, — длина его ребра.

    Дроби: правильная, неправильная, сравнение дробей
    Правильная дробь

    Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называют правильной

    Неправильная дробь

    Дробь, числитель которой больше знаменателя или равен ему, называют неправильной.

    Сравнение дробей
    • Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, числитель которой больше, и меньше та, числитель которой меньше.
    • Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, знаменатель которого меньше, и меньшая та, знаменатель которой больше.
    • Все правильные дроби меньше единицы, а неправильные — больше или равны единице.
    • Любая неправильная дробь больше любой правильной дроби.
    Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
    • Чтобы найти сумму двух дробей с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.

    • Чтобы найти разность двух дробей с одинаковыми знаменателями, надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить тот же.

    Сложение и вычитание смешанных чисел
    • Чтобы найти сумму двух смешанных чисел, надо отдельно сложить их целые и дробные части.

    • Чтобы найти разность двух смешанных чисел, надо от целой и дробной части уменьшаемого вычесть соответственно целую и дробную части вычитаемого.

    Преобразование неправильной дроби в смешанное число

    Чтобы неправильную дробь, числитель которой не делится нацело на знаменатель, преобразовать в смешанное число, нужно

    • числитель разделить на знаменатель;
    • полученное неполное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток — как числитель его дробной части.
    Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

    Чтобы преобразовать смешанное число в неправильную дробь нужно

    • целую часть числа умножить на знаменатель дробной части;
    • к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
    • эту сумму записать как числитель неправильной дроби;
    • в его знаменателе записать знаменатель дробной части смешанного числа.
    Десятичные дроби: свойства, сравнение, округление
    Свойства десятичной дроби

    Если к десятичной дроби справа приписать любое количество нулей, то получим дробь, равную данной.

    Значение дроби, которая заканчивается нулями, не изменится, если последние нули в его записи отбросить.

    Сравнение десятичных дробей

    Из двух десятичных дробей больше та, у которой целая часть больше.

    Чтобы сравнить две десятичные дроби с равными целыми частями и разным количеством цифр после запятой, надо

    • с помощью приписывания нулей справа уравнять количество цифр в дробных частях,
    • после чего сравнить полученные дроби поразрядно.
    Округление десятичных дробей

    Для того чтобы десятичную дробь округлить до единиц, десятых, сотых и т. д., надо

    • все следующие за этим разрядом цифры отбросить.
    • если при этом первая из цифр, которые отбрасывают равна 0,1, 2, 3, 4 , то последнюю из цифр, которые оставляют, не меняют ;
    • если же первая из цифр, которые отбрасывют, равна 5, 6, 7, 8, 9 , то последнюю из цифр, которые оставляют, увеличивают на единицу.
    Десятичные дроби: сложение, вычитание
    Сложение десятичных дробей

    Чтобы найти сумму двух десятичных дробей, нужно:

    • уравнять количество цифр после запятых;
    • записать слагаемые друг под другом так, чтобы каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого;
    • сложить полученные числа так, как складывают натуральные числа;
    • поставить в полученной сумме запятую под запятыми.
    Вычитание десятичных дробей

    Чтобы найти разность двух десятичных дробей, нужно:

    • уравнять количество цифр после запятых;
    • записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы каждый разряд вычитаемого оказался под соответствующим разрядом уменьшаемого;
    • выполнить вычитание так, как вычитают натуральные числа;
    • поставить в полученной разности запятую под запятыми.
    Десятичные дроби: умножение, деление
    Умножение десятичных дробей

    Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:

    • перемножить их как натуральные числа, не обращая внимания на запятые;
    • в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их стоит после запятых в обоих множителях вместе.

    Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т. д. цифры.

    Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую влево соответственно на 1, 2, 3 и т. д. цифры.

    Деление десятичных дробей

    Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную, надо:

    • перенести в делимом и в делителе запятую вправо на столько цифр, сколько их содержится после запятой в делителе;
    • выполнить деление на натуральное число.

    Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифры.

    Среднее арифметическое

    Средним арифметическим нескольких чисел называют результат деления сумму этих чисел на количество слагаемых.

    Найти среднее арифметическое чисел 15, 25 и 20.

    15 + 25 + 20 ⏞ с у м м а ч и с е л 3 ⏟ к о л и ч е с т в о ч и с е л = 60 3 = 20

    Примечание:

    Задача. Автомобиль 200 км ехал со скоростью 50 км/ч. Затем 120 км он ехал со скоростью 30 км/ч. Найти среднюю скорость.

    V с р е д н я я = S о б щ t о б щ .

    1) 200 + 120 = 320(км) -весь путь;

    2) 200 : 50 = 4(ч) — время, затраченное на 1-ую часть пути;

    3) 120 : 30 = 4(ч) — время, затраченное на 2-ую часть пути;

    4) 4 + 4 = 8(ч) — все время;

    5) 320 : 8 = 40(км/ч) — средняя скорость.

    Процент

    Процентом называют сотую часть величины или числа 1%=

    Основные правила математики с примерами. 5 класс: 22 комментария

    Спасибо большое! Я решил вспомнить материал по математике и вы мне с этим помогли

    Уважаемая Наталья Владимировна! По структуре и подаче материала — это лучшее, что мне удалось найти на просторах интернета. Спасибо вам за труд!

    Пожалуйста! Я очень рада, что Вы высоко оценили мой труд.

    Спасибо огромное ! У меня завтра впр , и я надеюсь я получу 5 😇💖


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-uravnenij-s-drobyami

    http://blackseaweb.ru/5-klass/pravila-po-matematike-5-klass/