Как легко запомнить химические уравнения

Химические запоминалки 1

Общеизвестный факт, что запоминать проще если новый материал связан со старым. Например, в детстве для запоминания очередности цветов спектра мы учили фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», по начальным буквам которой определялось: каждый красный, охотник оранжевый, желает желтый, и.т.д. Существует и более современные вариант: “Каждый оформитель желает знать, где скачать Фотошоп”. На Британских островах последовательность спектра кодируют фразой связанной с историей Англии, когда Ричард Плантагенет (герцог Йоркский) потерпел сокрушительное поражение и погиб в войне Алой и Белой Розы. И сама фраза на английском: “Richard Of York Gave Battle In Vain” («Ричард Йоркский дал сражение напрасно»). И соответственно Richard – red, Of – orange, York – yellow, Gave – green, Battle – blue, In – indigo, Vain – violet.

Техника безопасности

Подобно этому существуют некоторые запоминалки и для химии: «ЛИЛА ВОДУ В КИСЛОТУ — ПОТЕРЯЛА КРАСОТУ». Которая гласит нам, что по правилам безопасности при работе с кислотой, кислота всегда добавляется в воду, а не наоборот.

Кстати, по-английски на эту тему есть правило трех «А»: Always (всегда), Add (добавляй), Acid (кислоту). Сначала вода, потом кислота, а не то случится беда.

И ещё по технике безопасности:
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя —
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!

Прежде чем начать работать,
Парту надо расчищать,
А не то учебник будет
Под рукой тебе мешать!

Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат!
Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

Рукой не трогай реактивы –
Начнутся страшные нарывы.
А коль коснешься кислоты,
О, скоро пожалеешь ты!

Остатки слив без разрешенья,
Ты не получишь утешенья.
Реакция начаться может,
Тогда никто уж не поможет.

Мы работаем по парам,
Чтобы не обдало жаром,
Ты пробирку отверни
От соседа впереди.
Всю сначала прогревай,
Уголочком наклоняй,
А потом – сильнее там,
Где есть место веществам!
Мы растворчик подогрели,
Вещества у нас вскипели.
Надо пламя укротить
И спиртовочку закрыть!

Если на руку попала
Капля жидкости какой,
Поспеши промыть то место
Ты холодною водой!

Правило прохождения реакции двойного обмена:

Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате — непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок —
Вот тогда — порядок!

Про органическую химию

Запомним, друг, и я, и ты,
Чем отличаются спирты —
В них углерод и гидроксид,
И каждый спирт легко горит.

R — это значит радикал,
Он может быть велик и мал,
Предельный или непредельный.
Но это разговор отдельный.

Среди карбоновых кислот
Известных «лиц» невпроворот.
В кислотах — группы карбоксильные,
Но все кислоты здесь — несильные.

В кетонах группа есть CO,
Но это тоже ничего…
Горит прекрасно ацетон,
И растворитель — тоже он.

Если ты, придя с мороза,
Наливаешь крепкий чай,
Хорошенько сахарозу
в чашке ложкой размешай.
Виноградную глюкозу
И медовую фруктозу
и молочную лактозу
любит взрослый и малыш.
Но крахмалом и клетчаткой,
Что совсем-совсем несладки
Тоже нас не удивишь.
Так устроена природа —
Это тоже углеводы.

Мы говорим спокойно: жир. А между прочим, он — эфир, Он из кислот и глицерина. Такая вот у нас картина…

Окраска индикаторов

Индикатор лакмус — красный,
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щелочь здесь! Не будь разиней!

Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.

Сульфит и сульфид

Сульфит не путайте с сульфидом,
Чтоб места не было обидам:
Сульфиды — сероводорода
Родня. И нет в них кислорода!
А вот сульфит. Скорей смотри:
В нем кислорода сразу три!
Добавим кислорода атом —
И познакомимся с сульфатом!

А вот ещё про серу:

Тем, кто с Серой незнаком,
Я сейчас представлюсь лично:
Я бываю порошком,
А бываю и пластичной.
Поджигаю веток ворох –
Спичкам я даю огня.
Знай, алхимики и порох
Получили из меня!

Сера, сера буква S.
32 — атомный вес.
Сера в воздухе горит —
Получаем ангидрид.
Ангидрид да плюс вода —
Это будет кислота.

Сразу 4 факта зашифрованы в стишке:

  1. Сера обозначается буквой S.
  2. Её атомная ма́сса, относительная атомная масса (устаревшее название — атомный вес) — значение массы атома, выраженное в атомных единицах массы — 32.
  3. При горении получается сернистый ангидрит.
  4. Ангидрит при растворении в воде даёт сернистую кислоту (H2SO4).

Кислоты

Для запоминания основных карбоновых кислот: щавелевая, малоновая, янтарная, глутаровая, адипиновая. Используют слово Щмяга. Слово не имеет перевода, но звучит забавно и хорошо запоминается.

Среди карбоновых кислот Известных “лиц” невпроворот. В кислотах — группы карбоксильные, Но все кислоты здесь — несильные.

Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.
(Речь идет об угольной и сернистой кислотах)

Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие кислоты.

Самой сильной из кислот имя галоген дает.
(Хлорная кислота)

Водород

Не шутите с Водородом!
Он горит, рождая воду,
В смеси с Кислородом-братом
Он взрывается, ребята!

Вам скажу на всякий случай –
Эту смесь зовут гремучей.

Формулы

Загорелся, всем на диво
Фосфор в колбочке красиво —
Получился, надо знать,
Ангидрид Р2О5!

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.
Магний, кальций, цинк и барий — их валентность равна паре.

Массу мы легко найдем,
умножив плотность на объём.

Получен газ, осадок иль вода – Процесс необратимый навсегда!

Стихи загадки

Если крупинки в жидкости найдет,
Как такую муть химик назовет?
(Суспензия)

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот)

Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем …
(Щелочная)

И напоследок могу сказать, что наша учительница химии в школе поставила спектакль. Он тоже был в стихах, у каждого элемента была роль в соответствии с его активностью. Например, золото было королем и ни с кем не реагировало. А интриги против короля плели придворные азотная и соляной кислоты. Прошло почти 30 лет после спектакля, а я все помню. Спасибо учителю!

СОВЕТЫ ИЗУЧАЮЩЕМУ ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ

Органическая химия — это наука об углеродсодержащих соединениях и путях их синтеза. Поскольку многообразие органических веществ и их превращений необычайно велико, изучение этого крупного раздела науки требует особого подхода.

Если у тебя возникает неуверенность в возможности успешного освоения предмета, не переживай! 🙂 Ниже следуют некоторые советы, которые помогут тебе рассеять эти страхи и добиться успеха!

  • Обобщающие схемы

Все химические превращения, которые тебе встречаются при изучении того или иного класса органических соединений заноси в сводные схемы. Ты их можешь начертить по своему вкусу. Эти схемы, в которых собраны основные реакции, будут служить тебе путеводителями, позволяющими легко найти способы превращения одних веществ в другие. Схемы можно повесить около твоего рабочего места, чтобы чаще бросались в глаза, так проще их запомнить. Можно составить одну большую схему, содержащую все классы органических соединений. Например, такие: или вот такую схему:

Стрелки нужно пронумеровать и ниже (под схемой) привести примеры реакций и условия. Можно несколько реакций, место заранее много оставляйте. Объем большой получится, но это очень вам поможет в решении заданий 32 ЕГэ по химии «Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений» (бывшее С3).

  • Карточки для повторения

При изучении органической химии необходимо выучить большое число химических реакций, придется запомнить и понять, как протекает множество превращений. Помочь Вам в этом могут специальные карточки.

Заведите пачку карточек размером примерно 8 X 12 см. На одной стороне карточки записывайте реагенты, а на другой — продукты реакции:

Эти карточки можно носить с собой и просматривать их по нескольку раз в день. Полезнее обращаться к карточкам несколько раз по 5 —10 мин, чем один раз, но за длительный промежуток времени.

Когда наберется много таких карточек, следует разделить их на две группы:

группа №1 — те, которые хорошо знаешь, их просматриваешь раз в 1-2 недели, и

группа №2 — те, которые вызывают затруднения, их просматриваешь каждый день, пока они не «перекачуют» к группу №1.

Этот метод можно также использовать и для изучения иностранного языка, на одной стороне карточке пишешь слово, на обороте его перевод, так можно быстро пополнить словарный запас. На некоторых языковых курсах такие карточки выдаются уже в готовом виде. Так что, это проверенный метод!

  • Сводная таблица

Эту таблицу нужно переписать или распечатать (после авторизации на сайте доступно копирование) , если реакция не характерна для данного класса соединения – то ставите минус, а если характерна, то плюсик и номер по порядку, а ниже таблицы пишите примеры, соответствующие нумерации. Это тоже очень хороший способ систематизировать знания по органике!

  • Постоянное повторение

Органическая химия, как и иностранный язык, — кумулятивная дисциплина. Последующий материал базируется на знании ранее пройденного. Поэтому возвращайтесь периодически к пройденным темам.

  • Модели молекул

Поскольку форма и геометрия молекул имеют большое значение в органической химии, обучающемуся неплохо иметь набор моделей молекул. Такие модели, которые можно подержать в руках, окажут помощь в изучении стереохимических особенностей молекул.

Помните, что внимание к новым словам и терминам так же важно в органической химии, как и в других дисциплинах. Имейте в виду, что чтение научной литературы всегда медленнее, чем чтение художест­венной. Не пытайтесь быстро все охватить. Чтобы хорошо разобраться в представленном материале, необходимо медленное, вдумчивое чтение. Можно читать дважды: первый раз для беглого ознакомления, второй — для более внимательного изучения.

Как расставлять коэффициенты в химических уравнениях

Содержание:

Все химические реакции, проходящие в окружающем мире можно описать при помощи специальных уравнений, представляющих собой химические формулы и математические знаки с коэффициентами. И от правильно расставленных коэффициентов в химических уравнениях порой зависит не много не мало, а то какой собственно и будет химическая реакция и будет ли она вообще. В нашей статье мы расскажем о том, как правильно расставлять коэффициенты в химии, чтобы химические уравнения были записаны верно.

Пример разбора простых реакций

Главное правило, которым следует руководствоваться при составлении химических уравнений – принцип сохранения энергии вещества, то есть, сколько есть атомов каждого химического элемента в левой части уравнения, столько должно быть и в правой части того же уравнения.

Для примера возьмем химическую реакцию взаимодействия кальция (Ca) с кислородом (O2). Но для начала объясним, почему вообще кислород (как и некоторые другие химических элементы) в химических уравнениях записывается с индексом «2». Дело в том, что одна молекула кислорода имеет 2 атома, поэтому его записывают как O2. В свою очередь, к примеру, одна молекула воды, состоящая из кислорода и водорода, имеет всем известную формулу H2O. Это означает, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Заметьте, что по своему усмотрению индексы в химических уравнениях и формулах менять нельзя, так как они изначально должны быть написаны правильно.

Теперь вернемся к нашему простому примеру реакции взаимодействия кальция и кислорода. Ее можно записать следующим образом:

О чем говорит эта запись? О том, что в результате химической реакции взаимодействия кальция с кислородом образуется оксид кальция, который записан формулой CaO. Но также обратите внимание, что в правой части оксид кальция мы записали с коэффициентом 2 – 2CaO. Это значит, что каждый из двух атомов кислорода сцепился со своим атомом кальция, но тогда происходит несоответствие – в правой стороне у нас два атома кальция, в то время как в левой только лишь один. А значит, чтобы запись была правильной в левой части мы должны перед кальцием поставить коэффициент 2:

Теперь мы можем проверить наше уравнение – с левой стороны у нас два атома кальция и с правой тоже два, а значит между обеими частями можно вполне справедливо поставить знак равенства:

Разберем еще один простой пример, из взаимодействия кислорода и водорода как мы знаем, рождается одно из самых ценным и необычных веществ во Вселенной (и это без преувеличения) – вода, основа жизни на нашей планете. Образование воды можно записать следующим уравнением:

Но где же здесь закралась ошибка? Давайте разберем: в левой части у нас два атома кислорода, а в правой только один. Значит перед формулой воды необходимо поставить коэффициент 2:

Умножение 2 молекул воды на 2 атома водорода даст нам 4 атома водорода с правой стороны, но ведь с левой стороны атомов водорода лишь два! Значить перед водородом в уравнении мы также должны поставить коэффициент 2 и теперь получим правильное химическое уравнение, где вместо стрелочки → можно уже смело поставить знак равенства.

Пример разбора сложной реакции

Теперь давайте разберем то, как проставлять коэффициенты в более сложных химических уравнениях:

Перед вами запись так званой реакции нейтрализации – взаимодействие кислоты и основания, в результате которого образуются соли и вода.

Что же мы имеем тут: с левой стороны у нас один атом натрия (Na), а с правой индекс говорит, что атомов натрия уже стало два. Значит логично, что химическую формулу основания гидроксида натрия NaOH надо умножить на 2. Или другими словами поставить перед ней коэффициент 2:

Количество серы в серной кислоте (H2SO4) и соли сульфате натрия (Na2SO4) у нас одинаковое, тут все хорошо, а вот с количеством кислорода и водорода опять несоответствие, с левой стороны кислорода 6, а с правой 5. Водорода с правой стороны 4, а с левой только 2, непорядок. Чтобы правильно записать это химическое уравнение надо сравнять количество кислорода и водорода в левой и правой части уравнения, к счастью тут сделать это просто, надо перед H2O поставить коэффициент 2.

Таким образом, количество всех химических элементов в правой и левой части уравнения у нас сравнялись, а значит, мы неспроста поставили знак равенства.

Для закрепления материала разберем еще один пример сложного уравнения.

Это уравнение отображает химическую реакцию гидроксида бария (Ba(OH)2) с азотной кислотой (HNO3) в результате которой образуется нитрат бария (Ba(NO3)2) и вода.

Пример этот нам интересен тем, что тут используются скобки. Они означают, что если множитель стоит за скобками, то каждый элемент умножается на него. Начнем же разбирать это уравнение, первое, что бросается в глаза, несоответствие азота N, слева он один, а вот справа, если принимать во внимание скобки, его уже два. Получим следующее:

Теперь у нас слева стало 4 атома водорода, а справа только 2. Значит, перед формулой воды также ставим коэффициент 2.

Теперь все элементы уравнены, и мы справедливо поставили знак равенства.

Видео

И чтобы окончательно закрепить материал, рекомендуем посмотреть это образовательное видео.


источники:

http://himege.ru/sovety-izuchayushhemu-organicheskuyu-ximiyu/

http://www.poznavayka.org/himiya/kak-rasstavlyat-koefficzienty-v-himicheskih-uravneniyah/