Как можно решить уравнение помимо дискриминанта

Методы решения квадратных уравнений. Формула Виета для квадратного уравнения

Квадратные уравнения часто появляются в ряде задач по математике и физике, поэтому уметь их решать должен каждый школьник. В этой статье подробно рассматриваются основные методы решения уравнений квадратных, а также приводятся примеры их использования.

Какое уравнение называется квадратным

В первую очередь ответим на вопрос этого пункта, чтобы лучше понимать, о чем пойдет речь в статье. Итак, уравнение квадратное имеет следующий общий вид: c + b*x+a*x2=0, где a, b, c — некоторые числа, которые называются коэффициентами. Здесь a≠0 — это обязательное условие, в противном случае указанное уравнение вырождается в линейное. Остальные коэффициенты (b, c) могут принимать абсолютно любые значения, включая ноль. Так, выражения типа a*x2=0, где b=0 и c=0 или c+a*x2=0,где b=0, или b*x+a*x2=0, где c=0 — это тоже уравнения квадратные, которые называют неполными, поскольку в них либо линейный коэффициент b равен нулю, либо нулевым является свободный член c, либо они оба зануляются.

Вам будет интересно: Химические цепочки превращений: примеры и способы решения

Уравнение, в котором a=1, называют приведенным, то есть оно вид имеет: x2 + с/a + (b/a)*x =0.

Решение квадратного уравнения заключается в нахождении таких значений x, которые удовлетворяют его равенству. Эти значения называются корнями. Поскольку рассматриваемое уравнение — это выражение второй степени, то это означает, что максимальное число его корней не может превышать двух.

Какие методы решения уравнений квадратных существуют

В общем случае существует 4 метода решения. Ниже перечисляются их названия:

  • Разложение на множители.
  • Дополнение до квадрата.
  • Использование известной формулы (через дискриминант).
  • Способ решения геометрический.

    Вам будет интересно: Каково значение слова «транспарентность»?

    Как понятно из приведенного списка, первые три метода являются алгебраическими, поэтому они используются чаще, чем последний, который предполагает построение графика функции.

    Существует еще один способ решения по теореме Виета уравнений квадратных. Его можно было бы включить 5-м в список выше, однако, это не сделано, поскольку теорема Виета является простым следствием 3-го метода.

    Далее в статье рассмотрим подробнее названные способы решения, а также приведем примеры их использования для нахождения корней конкретных уравнений.

    Метод №1. Разложение на множители

    Для этого метода в математике квадратных уравнений существует красивое название: факторизация. Суть этого способа заключается в следующем: необходимо квадратное уравнение представить в виде произведения двух членов (выражений), которое должно равняться нулю. После такого представления можно воспользоваться свойством произведения, которое будет равно нулю только тогда, когда один или несколько (все) его членов являются нулевыми.

    Теперь рассмотрим последовательность конкретных действий, которые нужно выполнить, чтобы найти корни уравнения:

  • Перебросить все члены в одну часть выражения (например, в левую) так, чтобы в другой его части (правой) остался только 0.
  • Представить сумму членов в одной части равенства в виде произведения двух линейных уравнений.
  • Приравнять каждое из линейных выражений к нулю и решить их.

    Вам будет интересно: Коммуникативная методика обучения английскому языку: главные принципы, учебники, результаты, отзывы

    Как видно, алгоритм факторизации является достаточно простым, тем не менее, у большинства школьников возникают трудности во время реализации 2-го пункта, поэтому поясним его подробнее.

    Чтобы догадаться, какие 2-а линейных выражения при умножении их друг на друга дадут искомое квадратное уравнение, необходимо запомнить два простых правила:

    • Линейные коэффициенты двух линейных выражений при умножении их друг на друга должны давать первый коэффициент квадратного уравнения, то есть число a.
    • Свободные члены линейных выражений при их произведении должны давать число c искомого уравнения.

    После того, как подобраны все числа множителей, следует выполнить их перемножение, и если они дают искомое уравнение, тогда переходить к пункту 3 в изложенном выше алгоритме, в противном случае следует изменить множители, но делать это нужно так, чтобы приведенные правила всегда выполнялись.

    Пример решения методом факторизации

    Покажем наглядно, как алгоритм решения уравнения квадратного составить и найти неизвестные корни. Пусть дано произвольное выражение, например, 2*x-5+5*x2-2*x2 = x2+2+x2+1. Перейдем к его решению, соблюдая последовательность пунктов от 1-го до 3-х, которые изложены в предыдущем пункте статьи.

    Пункт 1. Перенесем все члены в левую часть и выстроим их в классической последовательности для квадратного уравнения. Имеем следующее равенство: 2*x+(-8)+x2=0.

    Пункт 2. Разбиваем на произведение линейных уравнений. Поскольку a=1, а с=-8, то подберем, например, такое произведение (x-2)*(x+4). Оно удовлетворяет изложенным в пункте выше правилам поиска предполагаемых множителей. Если раскрыть скобки, то получим: -8+2*x+x2, то есть получается точно такое же выражение, как в левой части уравнения. Это означает, что мы правильно угадали множители, и можно переходить к 3-му пункту алгоритма.

    Пункт 3. Приравниваем каждый множитель нулю, получаем: x=-4 и x=2.

    Если возникают какие-либо сомнения в полученном результате, то рекомендуется выполнить проверку, подставляя найденные корни в исходное уравнение. В данном случае имеем: 2*2+22-8=0 и 2*(-4)+(-4)2-8=0. Корни найдены правильно.

    Таким образом, методом факторизации мы нашли, что заданное уравнение два корня различных имеет: 2 и -4.

    Метод №2. Дополнение до полного квадрата

    В алгебре уравнений квадратных метод множителей не всегда может использоваться, поскольку в случае дробных значений коэффициентов квадратного уравнения возникают сложности в реализации пункта 2 алгоритма.

    Метод полного квадрата, в свою очередь, является универсальным и может применяться для квадратных уравнений любого типа. Суть его заключается в выполнении следующих операций:

  • Члены уравнения, содержащие коэффициенты a и b, необходимо перебросить в одну часть равенства, а свободный член c — в другую.
  • Далее, следует части равенства (правую и левую) разделить на коэффициент a, то есть представить уравнение в приведенном виде (a=1).
  • Сумму членов с коэффициентами a и b представить в виде квадрата линейного уравнения. Поскольку a=1, то линейный коэффициент будет равен 1, что касается свободного члена уравнения линейного, то он равен должен быть половине линейного коэффициента приведенного уравнения квадратного. После того, как составлен квадрат линейного выражения, необходимо в правую часть равенства, где находится свободный член, добавить соответствующее число, которое получается при раскрытии квадрата.
  • Взять квадратный корень со знаками «+» и «-» и решить полученное уже уравнение линейное.

    Описанный алгоритм может на первый взгляд быть воспринят, как достаточно сложный, однако, на практике его реализовать проще, чем метод факторизации.

    Пример решения с помощью дополнения до полного квадрата

    Приведем пример уравнения квадратного для тренировки его решения методом изложенным в предыдущем пункте. Пусть дано уравнение квадратное -10 — 6*x+5*x2 = 0. Начинаем решать его, следуя описанному выше алгоритму.

    Пункт 1. Используем метод переброски при решении уравнений квадратных, получаем: — 6*x+5*x2 = 10.

    Пункт 2. Приведенный вид этого уравнения получается путем деления на число 5 каждого его члена (если равенства обе части поделить или умножить на одинаковое число, то равенство сохранится). В результате преобразований получим: x2 — 6/5*x = 2.

    Пункт 3. Половина от коэффициента — 6/5 равна -6/10 = -3/5, используем это число для составления полного квадрата, получаем: (-3/5+x)2. Раскроем его и полученный свободный член следует вычесть из части равенства левой, чтобы удовлетворить исходному виду квадратного уравнения, что эквивалентно его добавлению в правую часть. В итоге получаем: (-3/5+x)2 = 59/25.

    Пункт 4. Вычисляем квадратный корень с положительным и отрицательным знаками и находим корни: x = 3/5±√59/5 = (3±√59)/5. Два найденных корня имеют значения: x1 = (√59+3)/5 и x1 = (3-√59)/5.

    Поскольку проведенные вычисления связаны с корнями, то велика вероятность допустить ошибку. Поэтому рекомендуется проверить правильность корней x2 и x1. Получаем для x1: 5*((3+√59)/5)2-6*(3+√59)/5 — 10 = (9+59+6*√59)/5 — 18/5 — 6*√59/5-10 = 68/5-68/5 = 0. Подставляем теперь x2: 5*((3-√59)/5)2-6*(3-√59)/5 — 10 = (9+59-6*√59)/5 — 18/5 + 6*√59/5-10 = 68/5-68/5 = 0.

    Таким образом, мы показали, что найденные корни уравнения являются истинными.

    Метод №3. Применение известной формулы

    Этот метод решения уравнений квадратных является, пожалуй, самым простым, поскольку он заключается в подставлении коэффициентов в известную формулу. Для его использования не нужно задумываться о составлении алгоритмов решения, достаточно запомнить только одну формулу. Она приведена на рисунке выше.

    В этой формуле подкоренное выражение (b2-4*a*c) называется дискриминантом (D). От его значения зависит то, какие корни получатся. Возможны 3-и случая:

    • D>0, тогда уравнение корня два имеет действительных и разных.
    • D=0, тогда получается корень один, который можно вычислить из выражения x = -b/(a*2).
    • D 0 — параболы ветви направлены вверх, наоборот, если a 0. Ее экстремум имеет координаты: x=4/10=2/5, y=-4*2/5+5*(2/5)2+10 = 9,2. Поскольку минимум кривой лежит над осью абсцисс (y=9,2), то она не пересекает последнюю ни при каких значениях x. То есть действительных корней приведенное уравнение не имеет.

    Теорема Виета

    Как выше было отмечено, эта теорема является следствием метода №3, который основан на применении формулы с дискриминантом. Суть теоремы Виета заключается в том, что она позволяет связать в равенство коэффициенты уравнения и его корни. Получим соответствующие равенства.

    Воспользуемся формулой для вычисления корней через дискриминант. Сложим два корня, получаем: x1+x2 = -b/a. Теперь умножим корни друг на друга: x1*x2, после ряда упрощений получается число c/a.

    Таким образом, для решения уравнений квадратных по теореме Виета можно использовать полученных два равенства. Если все три коэффициента уравнения известны, тогда корни можно найти путем решения соответствующей системы из этих двух уравнений.

    Пример использования теоремы Виета

    Необходимо составить квадратное уравнение, если известно, что оно имеет вид x2+c = -b*x и корни его равны 3 и -4.

    Поскольку в рассматриваемом уравнении a=1, то формулы Виета будут иметь вид: x2+x1 =-b и x2*x1= с. Подставляя известные значения корней, получаем: b = 1 и c = -12. В итоге восстановленное уравнение квадратное приведенное будет вид иметь: x2-12 = -1*x. Можно подставить в него значение корней и убедиться, что равенство выполняется.

    Обратное применение Виета теоремы, то есть вычисление корней по известному виду уравнения, позволяет для небольших целых чисел a, b и c быстро (интуитивно) находить решения.

    Теоретический материал по теме «10 способов решений квадратных уравнений»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    10 способов решения квадратных уравнений

    Квадратные уравнения — это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств. Многие практические задачи решаются с их помощью. Например, квадратное уравнение позволяет рассчитать тормозной путь автомобиля, мощность ракеты для вывода на орбиту космического корабля, траектории движения различных физических объектов – от элементарных частиц до звёзд.

    В школе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. Предлагаю 10.

    Определение 1. Квадратным уравнением называют уравнение вида ах 2 + b х + с = 0, где коэффициенты а, в, с- действительные числа, а ≠ 0.

    Определение 2 . Полное квадратное уравнение — это квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых т.е. коэффициенты в и с отличны от нуля.

    Неполное квадратное уравнение — это уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов в или, с равен нулю.

    Определение 3. Корнем квадратного уравнения ах 2 + вх + с = 0 называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трехчлен ах 2 + вх + с обращается в нуль.

    Определение 4 . Решить квадратное уравнение — значит найти все его

    корни или установить, что корней нет.

    Разложение левой части уравнения на множители.

    Решим уравнение х 2 + 10х — 24 = 0 .

    Разложим левую часть на множители:

    х 2 + 10х — 24 = х 2 + 12х — 2х — 24 = х(х + 12) — 2(х + 12) = (х + 12)(х — 2).

    Следовательно, уравнение можно переписать так:

    Произведение множителей равно нулю, если по крайней мере, один из его множителей равен нулю.

    х + 12= 0 или х – 2=0

    2. Метод выделения полного квадрата двучлена.

    Решим уравнение х 2 + 6х — 7 = 0 .

    Выделим в левой части полный квадрат:

    тогда, данное уравнение можно записать так:

    х + 3=4 или х + 3 = -4

    3.Решение квадратных уравнений по формулам.

    а) Решим уравнение:

    б) Решим уравнение:

    в) Решим уравнение: 2 + 3х + 4 = 0,

    Данное уравнение корней не имеет.

    Ответ: корней нет.

    4. Решение уравнений с использованием теоремы Виета.

    Чтобы квадратное уравнение привести к приведенному виду, нужно все его члены разделить на a ,, тогда

    сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

    5. Решение уравнений способом «переброски».

    Рассмотрим квадратное уравнение

    Умножая обе его части на а, получаем уравнение а 2 х 2 + а b х + ас = 0.

    Пусть ах = у , откуда х = у/а ; тогда приходим к уравнению у 2 + by + ас = 0,

    Его корни у 1 и у 2 найдем с помощью теоремы Виета и окончательно:

    При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски» . Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.

    Решим уравнение 2 – 11х + 15 = 0.

    Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение

    Согласно теореме Виета

    6. Свойства коэффициентов квадратного уравнения.

    1. Пусть дано квадратное уравнение ах 2 + b х + с = 0, где а ≠ 0.

    Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю),

    А. Решим уравнение 345х 2 – 137х – 208 = 0.

    Решение. Так как а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то

    Б. Решим уравнение 132х 2 – 247х + 115 = 0.

    Решение. Так как а + b + с = 0 (132 – 247 + 115 = 0), то

    2) Решим уравнение 2х 2 + 3х +1= 0. Так как 2 — 3+1=0, значит х 1 = — 1, х 2 = -с/а= -1/2

    Данный метод удобно применять к квадратным уравнениям с большими коэффициентами.

    2. Если второй коэффициент уравнения b = 2 k – четное число, то формулу корней можно записать в виде

    Решим уравнение 2 — 14х + 16 = 0 .

    Приведенное уравнение х 2 + рх + q = 0 совпадает с уравнением общего вида, в котором а = 1 , b = р и с = q . Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней принимает вид

    Формулу ( ) удобно использовать, когда р — четное число.

    Пример. Решим уравнение х 2 – 14х – 15 = 0.

    Решение. Имеем а=1, в =-14, (к=-7),с=-15.

    7.Графическое решение квадратного уравнения.

    И спользуя знания о квадратичной и линейной функциях и их графиках, можно решить квадратное уравнение так называемым функционально-графическим методом. Причем некоторые квадратные уравнения можно решить различными способами, рассмотрим эти способы на примере одного квадратного уравнения.

    Пример. Решить уравнение =0

    1способ . Построим график функции , воспользовавшись алгоритмом.

    Значит, вершиной параболы служит точка (1;-4), а осью параболы – прямая x=1

    2) Возьмем на оси х две точки, симметричные относительно оси параболы, например точки рис.2

    х= -1 и х=3, тогда f (-1)= f (3)=0.

    3) Через точки (-1;0) , (1;-4), (3;0) проводим параболу (рис 2).

    Корнями уравнений являются абсциссы точек пересечения параболы с осью х; значит, корни уравнения

    Преобразуем уравнение к виду .

    Построим в одной системе координат графики функций и (рис 3 ).

    Они пересекаются в двух точках A(-1;1) и B(3;9). Корнями уравнения служат абсциссы точек A и B , значит, .

    3 способ

    Преобразуем уравнения к виду.

    Построим в одной системе координат графики функций и (рис.4) Они пересекаются в двух точках A(-1;-2) и В (3;6). Корнями уравнения являются абсциссы точек А и В, поэтому .

    Преобразуем уравнение к виду , затем т.е.

    Построим в одной системе координат параболу и прямую . Они пересекаются в точках А(-1;4) и В(3;4). Корнями уравнений служат абсциссы точек А и В, поэтому (рис.5) .

    Рис.5

    Разделим почленно обе части уравнения на x, получим:

    Построим в одной системе координат гиперболу и прямую (рис.6). Они пересекаются в двух точках А(-1;-3) и В(3;1). Корнями уравнений являются абсциссы точек А и В, следовательно, .

    Первые четыре способа применимы к любым уравнениям вида

    ах 2 + b х + с = 0, а пятый- только к тем, у которых с не равно нулю.

    Графические способы решения квадратных уравнений красивы, но не дают стопроцентной гарантии решения любого квадратного уравнения.

    8. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и

    Предлагаю следующий способ нахождения корней квадратного уравнения ах 2 + b х + с = 0 с помощью циркуля и линейки (рис.7 ).

    Допустим, что искомая окружность пересекает ось

    Центр окружности находится в точке пересечения перпендикуляров SF и SK , восстановленных в серединах хорд AC и BD , поэтому

    Итак:

    1) построим точки (центр окружности) и A (0; 1) ;

    2) проведем окружность с радиусом SA ;

    3) абсциссы точек пересечения этой окружности с осью Ох являются корнями исходного квадратного уравнения.

    При этом возможны три случая.

    2) Радиус окружности равен ординате центра ( AS = SB , или R = a + c /2 a ) , окружность касается оси Ох (рис.8б) в точке В(х 1 ; 0) , где х 1 — корень квадратного уравнения.

    3) Радиус окружности меньше ординаты центра

    окружность не имеет общих точек с осью абсцисс (рис 8в), в этом случае уравнение не имеет решения.

    Решим уравнение х 2 — 2х — 3 = 0 (рис.9).

    Решение. Определим координаты точки центра окружности по формулам:

    Проведем окружность радиуса SA , где А (0; 1).

    9. Решение квадратных уравнений с помощью

    Это старый и в настоящее время забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 сборника: Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы. — М., Просвещение, 1990.

    Таблица XXII . Номограмма для решения уравнения z 2 + pz + q = 0 . Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициен-

    там определить корни уравнения.

    Криволинейная шкала номограммы построена

    по формулам (рис.10):

    Полагая ОС = р, ED = q , ОЕ = а (все в см.), из

    подобия треугольников САН и CDF получим

    откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение

    причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы.

    2) Решим с помощью номограммы уравнение

    Разделим коэффициенты этого уравнения на 2,

    3) Для уравнения z 2 — 25 z + 66 = 0 коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, выполним подстановку z = 5 t , получим уравнение t 2 — 5 t + 2,64 = 0,

    10. Геометрический способ решения квадратных уравнений.

    В древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, квадратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Приведу ставший знаменитым пример из «Алгебры» ал — Хорезми.

    1) Решим уравнение х 2 + 10х = 39.

    В оригинале эта задача формулируется следующим образом : «Квадрат и десять корней равны 39» (рис.12).

    Решение. Рассмотрим квадрат со стороной х, на его сторонах строятся прямоугольники так, что другая сторона каждого из них равна 2,5, следовательно, площадь каждого равна 2,5х. Полученную фигуру дополняют затем до нового квадрата ABCD , достраивая в углах четыре равных квадрата , сторона каждого их них 2,5, а площадь 6,25.

    Площадь S квадрата ABCD можно представить как сумму площадей: первоначального квадрата х 2 , четырех прямоугольников (4• 2,5х = 10х ) и четырех пристроенных квадратов (6,25• 4 = 25) , т.е. S = х 2 + 10х + 25. Заменяя

    х 2 + 10х числом 39 , получим, что S = 39 + 25 = 64 , откуда следует, что сторона квадрата ABCD , т.е. отрезок АВ = 8 . Для искомой стороны х первоначального квадрата получим

    2) А вот, например, как древние греки решали уравнение у 2 + 6у — 16 = 0 .

    Решение представлено на рис 13. где

    Решение. Выражения у 2 + 6у + 9 и 16 + 9 геометрически представляют собой

    один и тот же квадрат, а исходное уравнение у 2 + 6у — 16 + 9 — 9 = 0 — одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что у + 3 = ± 5, или у 1 = 2, у 2 = — 8 (рис. .

    3) Решить геометрически уравнение у 2 — 6у — 16 = 0.

    Преобразуя уравнение, получаем

    На рис 14. находим «изображения» выражения у 2 — 6у, т.е. из площади квадрата со стороной у два раза вычитается площадь квадрата со стороной, равной 3 . Значит, если к выражению у 2 — 6у прибавить 9 , то получим площадь квадрата со стороной у — 3 . Заменяя выражение у 2 — 6у равным ему числом 16,

    получаем: (у — 3) 2 = 16 + 9, т.е. у — 3 = ± √25 , или у — 3 = ± 5, где у 1 = 8 и у 2 = — 2.


    источники:

    http://infourok.ru/teoreticheskij-material-po-teme-10-sposobov-reshenij-kvadratnyh-uravnenij-4034975.html