Как научить ребенка решать уравнения по математике

Как объяснить уравнения с х (икс) школьнику в 4 классе?

Автор: Творческая Анна

Недавно звонит мама школьника, с которым я занимаюсь и просит объяснить математику ребёнку, т.к он не понимает, а она не него кричит и разговор с сыном не выходит.

У меня не математический склад ума, творческим людям это не свойственно, но я сказала, что посмотрю что они проходят и попробую. И вот что получилось.

Я взяла лист бумаги формата А4, обычный белый, фломастеры, карандаш в руки и начала выделять, то что стоит понять, запомнить, обратить внимание. И чтобы было видно, куда эта цифра переходит и как меняется.

Объяснение примеров с левой стороны, на правую сторону.

Пример № 1

Пример уравнения для 4 класса со знаком плюс.

Самым первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? Тут мы можем выполнить умножение. Умножаем 80*7 получаем 560. Переписываем ещё раз.

Х + 320 = 560 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 560 – 320. Минус ставим потому что при переносе числа, знак что перед ним меняется на противоположный. Выполняем вычитание.

Х = 240 Обязательно делаем проверку. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

240 + 320 = 80*7 Складываем числа, с другой стороны умножаем.

Всё верно! Значит мы решили уравнение правильно!

Пример № 2

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус.

Первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? В данном примере мы можем разделить. Производим деление 240 разделить на 3 получаем 80. Переписываем уравнение ещё раз.

Х – 180 = 80 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 80 + 180 Знак плюс ставим потому что при переносе числа, знак что был перед цифрой меняется на противоположный. Считаем.

Х = 260 Выполняем проверочную работу. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

Пример № 3

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

400 – х = 275 + 25 Складываем числа.

400 – х = 300 Числа разделены знаком равенства, х является отрицательным. Чтобы сделать его положительным, нам нужно перенести его через знак равно, собираем числа в одной стороне, х в другой.

400 — 300 = х Цифра 300 была положительной, при переносе в другую сторону поменяла знак и стал минус. Считаем.

Т.к не принято так писать, а первым в уравнении должен быть х, просто меняем их местами.

Проверка:

400 – 100 = 275 + 25 Считаем.

Пример № 4

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

72 – х = 18 * 3 Выполняем умножение. Переписываем пример.

72 – х = 54 Выстраиваем числа в одну сторону, х в другую. Цифра 54 меняет знак на противоположный, т.к перепрыгивает через знак равно.

72 – 54 = х Считаем.

18 = х Меняем местами, для удобства.

Проверка:

Пример № 5

Пример уравнения с х с вычитанием и сложением для 4 класса.

Х – 290 = 470 + 230 Складываем.

Х – 290 = 700 Выставляем числа с одной стороны.

Х = 700 + 290 Считаем.

Проверка:

990 – 290 = 470 + 230 Выполняем сложение.

Пример № 6

Пример уравнения с х на умножение и деление для 4 класса.

15 * х = 630/70 Выполняем деление. Переписываем уравнение.

15 * х = 90 Это тоже самое, что 15х = 90 Оставляем х с одной стороны, числа с другой. Данное уравнение принимает следующий вид.

Х = 90/15 при переносе цифры 15 знак умножения меняется на деление. Считаем.

Проверка:

15*6 = 630 / 7 Выполняем умножение и вычитание.

Теперь озвучиваем основные правила:

  1. Умножаем, складываем, делим или вычитаем;

Выполняем то, что можно сделать, уравнение станет немного короче.

Х в одну сторону, цифры в другую.

Неизвестную переменную в одну сторону (не всегда это х, может быть и другая буква), числа в другую.

При переносе х или цифры через знак равенства, их знак меняется на противоположный.

Если было число положительным, то при переносе перед цифрой ставим знак минус. И наоборот, если число или х было со знаком минус, то при переносе через равно ставим знак плюс.

  • Если в конце уравнение начинается с числа, то просто меняем местами.
  • Всегда делаем проверку!
  • При выполнении домашнего задания, классной работы, тестов, всегда можно взять лист и написать вначале на нём и сделать проверку.

    Дополнительно находим подобные примеры в интернете, дополнительных книгах, методичках. Проще не менять цифры, а брать уже готовые примеры.

    Чем больше ребёнок будет решать сам, заниматься самостоятельно, тем быстрее усвоит материал.

    Если ребенок не понимает примеры с уравнением, стоит объяснить пример и сказать, чтобы остальные делал по образцу.

    Данное подробное описание, как объяснить уравнения с х школьнику для:

    • родителей;
    • школьников;
    • репетиторов;
    • бабушек и дедушек;
    • учителей;

    Детям нужно все делать в цвете, разными мелками на доске, но увы не все так делают.

    Из своей практики

    Мальчик писал так, как хотел, вопреки существующим правилам по математике. При проверке уравнения были разные цифры и одно число (с левой стороны) не равнялось другому (то что с правой стороны), он тратил время на поиски ошибки.

    При вопросе, почему он так делает? Был ответ, что он пытается угадать и думает, а вдруг сделает правильно.

    В данном случае нужно каждый день (через день) решать подобные примеры. Довести действия до автоматизма и конечно все дети разные, дойти может не с первого занятия.

    Если у родителей нет времени, а часто это так, потому что родители зарабатывают денежные средства, то лучше найти репетитора в своём городе, который сможет объяснить пройденный материал ребёнку.

    Сейчас век ЕГЭ, тестов, контрольных работ, есть дополнительные сборники и методички. Делая за ребёнка домашние задания, родители должны помнить, что на экзамене в школе их не будет. Лучше объяснить доходчиво ребёнку 1 раз, чтобы ребёнок смог самостоятельно решать примеры.

    Как решать уравнения: от простого к сложному 2-4 класс

    Уравнение — равенство, содержащее букву латинского алфавита, значение которой нужно найти.

    Решить уравнение — значит подобрать такое число, при котором равенство становится верным.

    Любые уравнения решаются на основе зависимости между компонентами. Простые уравнения учащиеся начальной школы начинают решать уже 2 классе. По мере взросления, усложняются и уравнения, переходя от простых к сложным уравнениям в 4 классе начальной школы.

    Простые уравнения во 2 классе решают на основе взаимосвязей между компонентами при сложении или вы­читании. Важно соблюдать алгоритм решения уравнения.

    Решение уравнения

    Объяснение

    чтобы найти первое сла­гаемое, нужно из сум­мы вычесть второе сла­гаемое.

    Вычисляю: 35 — 7 = 28

    Проверяю: 28 + 7 = 35

    чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

    Вычисляю: 20 + 13 = 33

    Проверяю: 33 — 13 = 20

    чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть раз­ность

    Вычисляю: 46 — 42 = 4

    Проверяю: 46 — 4 = 42

    Простые уравнения вида х • 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 решают на основе взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

    Решение уравнения

    Объяснение

    1) Читаю уравнение: произ­ведение х и 6 равно 72.

    2) Вспоминаю правило: что­бы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

    3) Вычисляю: х = 72 : 6

    4) Проверяю: 12 • 6 = 72

    1) Читаю уравнение: частное х и 8 равно 12.

    2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

    3) Вычисляю: х = 12 • 8

    4) Проверяю: 96 : 8 = 12

    1) Читаю уравнение: частное 64 и х равно 16.

    2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разде­лить на частное.

    3) Вычисляю: х = 64 : 16

    4) Проверяю: 64 : 4 = 16

    Сложные уравнения в начальной школе состоят из нескольких арифметических действий. Алгоритм решения заключается в превращение сложного уравнения в простое.

    Уравнения на нахождение неизвестного слагаемого

    1)Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 12 • 4 = 48.

    2) В уравнении х + 13 = 48 неизвестно первое слагаемое.

    3) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвест­ное слагаемое, нужно из суммы вычесть из­вестное слагаемое.

    4) Вычисляю: х = 48 — 13

    5) Проверяю: 35 + 13 = 12 • 4

    Уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого

    1) Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 51 : 17 = 3.

    2) В уравнении х — 24 = 3 неизвестно умень­шаемое.

    3) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвест­ное уменьшаемое, нужно к разности приба­вить вычитаемое.

    4) Вычисляю: х = 24 + 3

    5) Проверяю: 27 — 24 = 51 : 17

    Уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого

    640 — х = 180 + 120

    640 — 340 = 180 + 120

    1) Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 180 + 120 = 300.

    2) В уравнении 640 – х = 300 неизвестно вычи­таемое.

    3) Вспоминаю правило: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть раз­ность.

    4) Вычисляю: х = 649 – 300

    5) Проверяю: 640 — 340 = 180+120

    Уравнения на нахождение неизвестного множителя

    5 • 77 = 131 + 254

    1) Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 131 + 254 = 385.

    2) В уравнении 5 • х = 385 неизвестен второй множитель.

    3) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвест­ный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.

    4) Вычисляю: х = 385 : 5

    5) Проверяю: 5 • 77 = 131 + 254

    Уравнения на нахождение неизвестного делимого

    64 000 : 8 = 800 • 10

    1) Вычисляю значение выражения в правой части.

    2) Вспоминаю правило: чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель.

    Уравнения на нахождение неизвестного делителя

    1) Вычисляю значение выражения вправой части.

    2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимоеразделить на частное.

    Как решать сложные уравнения в 4 классе подробно рассмотрено в статье по ссылке.

    Методика изучения уравнений и способов их решения.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Методика изучения уравнений и способов их решения.

    Уравнение в начальном курсе математики трактуется как равенство, содержащее букву (переменную). Решить уравнение — значит узнать, при каких значениях буквы (переменной) уравнение обращается в верное числовое равенство. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство, называют решением уравнения.

    В учебнике М.И. Моро учащиеся решают уравнения двумя способами: 1) способом подбора (в простейших случаях); 2) способом, основанном на применении правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

    В методике формирования у младших школьников представлений об уравнении можно выделить следующие этапы:

    I этап – подготовительный. На этом этапе выполняются следующие два вида упражнений: 1) решаются способом подбора примеры с «окошком» вида  + 3 = 7;  — 4 = 2; 8 —  = 5;

    2) раскрывается связь между компонентами и результатом действий сложения и вычитания (правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого).

    Выполнение специальных упражнений – равенств с «окошками» является подготовкой для перехода к решению простейших уравнений вида х + 2 = 7; х — 5 = 4; 8 — х = 6, с которыми учащиеся знакомятся только во 2 классе (часть 1, с.68).

    II этап – знакомство с уравнением и овладение способом его решения.

    Введение понятия «уравнение» фактически сводится к замене «окошка» латинской буквой х и к введению термина «неизвестное число».

    Ознакомление с уравнением можно начать с рассмотрением равенства с «окошком»:  + 4 = 7

    К какому числу надо прибавить 4, чтобы получилось 7?

    (Вместо «окошка» учащиеся подставляют одно за другим числа 0, 1, 2, 3, пока не найдут такое, которое подходит, чтобы получилось верное равенство).

    Учитель объясняет, что в математике принято обозначать неизвестное число латинской буквой х (вставляет х в окошко).

    х + 4 = 7 – это уравнение.

    Решить уравнение – значит найти неизвестное число.

    Чему равно неизвестное число в данном уравнении? (3).

    На данном этапе очень важно сформировать осознанный и математически верный подход к решению уравнений, чтобы ученик сразу ориентировался на то, что подобранное им число он должен проверить, т.е. подставить его и выяснить, верное или неверное числовое равенство при этом получится.

    Сначала уравнения решаются способом подбора (учащиеся могут при этом воспользоваться как знанием состава числа, так и вычислительными приемами сложения или вычитания в пределах 10).

    Используя способ подбора, учащиеся смогут справиться и с решением уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого. Например, 9 – х = 7. (Подставим вместо х один: 9 — 1  7, х  1; подставим число 2: 9 – 2 = 7, х = 2).

    Аналогично в 3 классе вводятся уравнения вида х • 3 = 12, 5 • х = 10, х : 2 = 4, 6 : х = 3, которые также вначале решаются подбором с использованием табличных случаев умножения и деления.

    Позднее, когда учащиеся усвоят знания связей между компонентами и результатами арифметических действий уравнения начинают решать на основе знаний правил нахождения неизвестного компонента.

    Для решения уравнений вторым способом с помощью правила предлагается такое уравнение, которое дети не могут быстро решить способом подбора, например: х + 13 = 71.

    Решение уравнения оформляется следующим образом:

    х + 13 = 71 х — 5 = 27 32 — х = 8

    х = 71 — 13 х = 27 + 5 х = 32 — 8

    58 + 13 = 71 32 — 5 = 27 32 — 24 = 8

    71 = 71 27 = 27 8 = 8

    14 • х = 28 х : 6 = 12 48 : х = 4

    х = 28 : 14 х = 12 • 6 х = 48 : 4

    14 • 2 = 28 72 : 6 = 12 48 : 12 = 4

    28 = 28 12 = 12 4 = 4

    Ученики объясняют решение уравнения х + 13 = 71 так: читаю уравнение х плюс 13 равно 71 (сумма чисел х и 13 равна 71; х увеличить на 13 получится 71). В уравнении неизвестно первое слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое. Из 71 вычтем 13, получим 58. Значит, х равен 58. Проверим: к 58 прибавим 13, получим 71. Получилось верное равенство 71 = 71, значит уравнение решено правильно .( 3 кл. ч 2 с. 20- объяснить самост)

    Особенности ознакомления с уравнениями в курсе Л.Г. Петерсон

    В 1 классе (часть 3, уроки 11 — 18) решаются уравнения на сложение и вычитание с фигурами, линиями и числами на основе взаимосвязи между частью и целым. Для решения этих уравнений достаточно применить уже известные учащимся правила:

    Целое равно сумме частей.

    Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть.

    На уроке 11 вводится понятие уравнения. Перед этим в устные упражнения целесообразно включать примеры с «окошками», решаемые на основе взаимосвязи «часть — целое»:

    Затем рассматриваются способ решения уравнений на основе понятий «целое» и «части»:

    1) х + 4 = 8 х и 4 — части, 8 — целое.

    х = 8 — 4 Ищем часть, поэтому из целого вычитаем другую часть.

    Во втором классе во второй части (урок 1) рассматриваются уравнений нового вида с умножением и делением (а • х = b , х : а = b , а : х = b .)

    Учащиеся знакомятся еще с новым способом решения таких уравнений на основе правил на нахождение стороны и площади прямоугольника.

    Для решения уравнений данного вида нельзя использовать правила о части и целом, так как второй множитель ( х • 4 = 12 ) — это не часть, а количество равных частей, на которое разбито целое.

    В 3 классе (часть 1, урок 10) дается определение уравнения и корня уравнения; показывается решение уравнений на основе правил нахождения неизвестных компонентов действий:

    — Если в равенство, содержащее переменную, подставить какое-нибудь число, то может получиться верное или неверное высказывание. Например, при x = 3 равенство x + 2 = 5 будет верным, а при x = 8 — неверным.

    — Уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти.

    — Значение переменной, при котором из уравнения получается верное равенство, называют корнем уравнения. Решить уравнение — значит найти все его корни (или убедиться, что их нет).

    Неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

    Неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

    Неизвестно вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

    Неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

    Неизвестно делимое. Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.

    Неизвестен делитель. Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

    Затем решаются уравнения более сложной структуры, которые после упрощения числовых выражений в правой части, сводятся к известным случаям: (х + 3) : 8 = 5.При решении таких уравнений рассуждаем так: 1) последнее действие – деление, значит задано частное. 2) неизвестное в делимом, чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель: х + 3 = 5 8; х + 3 = 40.

    3) получили сумму, неизвестно первое слагаемое, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое: х = 40 – 3; х = 37. Проверка: (37 + 3) : 8 = 5; 5 = 5.


    источники:

    http://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/raznoe/4057-kak-reshat-uravneniya-ot-prostogo-k-slozhnomu-2-4-klass.html

    http://infourok.ru/metodika-izucheniya-uravnenij-i-sposobov-ih-resheniya-4190332.html