Как найти одз уравнения 8 класс мерзляк

Область допустимых значений (ОДЗ): теория, примеры, решения

Любое выражение с переменной имеет свою область допустимых значений, где оно существует. ОДЗ необходимо всегда учитывать при решении. При его отсутствии можно получить неверный результат.

В данной статье будет показано, как правильно находить ОДЗ, использовать на примерах. Также будет рассмотрена важность указания ОДЗ при решении.

Допустимые и недопустимые значения переменных

Данное определение связано с допустимыми значениями переменной. При введении определения посмотрим, к какому результату приведет.

Начиная с 7 класса, мы начинаем работать с числами и числовыми выражениями. Начальные определения с переменными переходят к значению выражений с выбранными переменными.

Когда имеются выражения с выбранными переменными, то некоторые из них могут не удовлетворять. Например, выражение вида 1 : а , если а = 0 , тогда оно не имеет смысла, так как делить на ноль нельзя. То есть выражение должно иметь такие значения, которые подойдут в любом случае и дадут ответ. Иначе говоря, имеют смысл с имеющимися переменными.

Если имеется выражение с переменными, то оно имеет смысл только тогда, когда при их подстановке значение может быть вычислено.

Если имеется выражение с переменными, то оно не имеет смысл, когда при их подстановке значение не может быть вычислено.

То есть отсюда следует полное определение

Существующими допустимыми переменными называют такие значения, при которых выражение имеет смысл. А если смысла не имеет, значит они считаются недопустимыми.

Для уточнения вышесказанного: если переменных более одной, тогда может быть и пара подходящих значений.

Для примера рассмотрим выражение вида 1 x — y + z , где имеются три переменные. Иначе можно записать, как x = 0 , y = 1 , z = 2 , другая же запись имеет вид ( 0 , 1 , 2 ) . Данные значения называют допустимыми, значит, можно найти значение выражения. Получим, что 1 0 — 1 + 2 = 1 1 = 1 . Отсюда видим, что ( 1 , 1 , 2 ) недопустимы. Подстановка дает в результате деление на ноль, то есть 1 1 — 2 + 1 = 1 0 .

Что такое ОДЗ?

Область допустимых значений – важный элемент при вычислении алгебраических выражений. Поэтому стоит обратить на это внимание при расчетах.

Область ОДЗ – это множество значений, допустимых для данного выражения.

Рассмотрим на примере выражения.

Если имеем выражение вида 5 z — 3 , тогда ОДЗ имеет вид ( − ∞ , 3 ) ∪ ( 3 , + ∞ ) . Эта область допустимых значений, удовлетворяющая переменной z для заданного выражения.

Если имеется выражения вида z x — y , тогда видно, что x ≠ y , z принимает любое значение. Это и называют ОДЗ выражения. Его необходимо учитывать, чтобы не получить при подстановке деление на ноль.

Область допустимых значений и область определения имеет один и тот же смысл. Только второй из них используется для выражений, а первый – для уравнений или неравенств. При помощи ОДЗ выражение или неравенство имеет смысл. Область определения функции совпадает с областью допустимых значений переменной х к выражению f ( x ) .

Как найти ОДЗ? Примеры, решения

Найти ОДЗ означает найти все допустимые значения, подходящие для заданной функции или неравенства. При невыполнении этих условий можно получить неверный результат. Для нахождения ОДЗ зачастую необходимо пройти через преобразования в заданном выражении.

Существуют выражения, где их вычисление невозможно:

  • если имеется деление на ноль;
  • извлечение корня из отрицательного числа;
  • наличие отрицательного целого показателя – только для положительных чисел;
  • вычисление логарифма отрицательного числа;
  • область определения тангенса π 2 + π · k , k ∈ Z и котангенса π · k , k ∈ Z ;
  • нахождение значения арксинуса и арккосинуса числа при значении, не принадлежащем [ — 1 ; 1 ] .

Все это говорит о том, как важно наличие ОДЗ.

Найти ОДЗ выражения x 3 + 2 · x · y − 4 .

Решение

В куб можно возводить любое число. Данное выражение не имеет дроби, поэтому значения x и у могут быть любыми. То есть ОДЗ – это любое число.

Ответ: x и y – любые значения.

Найти ОДЗ выражения 1 3 — x + 1 0 .

Решение

Видно, что имеется одна дробь, где в знаменателе ноль. Это говорит о том, что при любом значении х мы получим деление на ноль. Значит, можно сделать вывод о том, что это выражение считается неопределенным, то есть не имеет ОДЗ.

Ответ: ∅ .

Найти ОДЗ заданного выражения x + 2 · y + 3 — 5 · x .

Решение

Наличие квадратного корня говорит о том, что это выражение обязательно должно быть больше или равно нулю. При отрицательном значении оно не имеет смысла. Значит, необходимо записать неравенство вида x + 2 · y + 3 ≥ 0 . То есть это и есть искомая область допустимых значений.

Ответ: множество x и y , где x + 2 · y + 3 ≥ 0 .

Определить ОДЗ выражения вида 1 x + 1 — 1 + log x + 8 ( x 2 + 3 ) .

Решение

По условию имеем дробь, поэтому ее знаменатель не должен равняться нулю. Получаем, что x + 1 — 1 ≠ 0 . Подкоренное выражение всегда имеет смысл, когда больше или равно нулю, то есть x + 1 ≥ 0 . Так как имеет логарифм, то его выражение должно быть строго положительным, то есть x 2 + 3 > 0 . Основание логарифма также должно иметь положительное значение и отличное от 1 , тогда добавляем еще условия x + 8 > 0 и x + 8 ≠ 1 . Отсюда следует, что искомое ОДЗ примет вид:

x + 1 — 1 ≠ 0 , x + 1 ≥ 0 , x 2 + 3 > 0 , x + 8 > 0 , x + 8 ≠ 1

Иначе говоря, называют системой неравенств с одной переменной. Решение приведет к такой записи ОДЗ [ − 1 , 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) .

Ответ: [ − 1 , 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ )

Почему важно учитывать ОДЗ при проведении преобразований?

При тождественных преобразованиях важно находить ОДЗ. Бывают случаи, когда существование ОДЗ не имеет место. Чтобы понять, имеет ли решение заданное выражение, нужно сравнить ОДЗ переменных исходного выражения и ОДЗ полученного.

  • могут не влиять на ОДЗ;
  • могут привести в расширению или дополнению ОДЗ;
  • могут сузить ОДЗ.

Рассмотрим на примере.

Если имеем выражение вида x 2 + x + 3 · x , тогда его ОДЗ определено на всей области определения. Даже при приведении подобных слагаемых и упрощении выражения ОДЗ не меняется.

Если взять пример выражения x + 3 x − 3 x , то дела обстоят иначе. У нас имеется дробное выражение. А мы знаем, что деление на ноль недопустимо. Тогда ОДЗ имеет вид ( − ∞ , 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) . Видно, что ноль не является решением, поэтому добавляем его с круглой скобкой.

Рассмотрим пример с наличием подкоренного выражения.

Если имеется x — 1 · x — 3 , тогда следует обратить внимание на ОДЗ, так как его необходимо записать в виде неравенства ( x − 1 ) · ( x − 3 ) ≥ 0 . Возможно решение методом интервалов, тогда получаем, что ОДЗ примет вид ( − ∞ , 1 ] ∪ [ 3 , + ∞ ) . После преобразования x — 1 · x — 3 и применения свойства корней имеем, что ОДЗ можно дополнить и записать все в виде системы неравенства вида x — 1 ≥ 0 , x — 3 ≥ 0 . При ее решении получаем, что [ 3 , + ∞ ) . Значит, ОДЗ полностью записывается так: ( − ∞ , 1 ] ∪ [ 3 , + ∞ ) .

Нужно избегать преобразований, которые сужают ОДЗ.

Рассмотрим пример выражения x — 1 · x — 3 , когда х = — 1 . При подстановке получим, что — 1 — 1 · — 1 — 3 = 8 = 2 2 . Если это выражение преобразовать и привести к виду x — 1 · x — 3 , тогда при вычислении получим, что 2 — 1 · 2 — 3 выражение смысла не имеет, так как подкоренное выражение не должно быть отрицательным.

Следует придерживаться тождественных преобразований, которые ОДЗ не изменят.

Если имеются примеры, которые его расширяют, тогда его нужно добавлять в ОДЗ.

Рассмотрим на примере дроби вида x x 3 + x . Если сократить на x , тогда получаем, что 1 x 2 + 1 . Тогда ОДЗ расширяется и становится ( − ∞ 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) . Причем при вычислении уже работаем со второй упрощенной дробью.

При наличии логарифмов дело обстоит немного иначе.

Если имеется выражение вида ln x + ln ( x + 3 ) , его заменяют на ln ( x · ( x + 3 ) ) , опираясь на свойство логарифма. Отсюда видно, что ОДЗ с ( 0 , + ∞ ) до ( − ∞ , − 3 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) . Поэтому для определения ОДЗ ln ( x · ( x + 3 ) ) необходимо производить вычисления на ОДЗ, то есть ( 0 , + ∞ ) множества.

При решении всегда необходимо обращать внимание на структуру и вид данного по условию выражения. При правильном нахождении области определения результат будет положительным.

ОДЗ — Область допустимых значений

Область допустимых значений (ОДЗ) – это все значения переменной, при которых не нарушаются правила математики.

— если в выражении \(\frac\) значение переменной будет равно 1, нарушается правило: на ноль делить нельзя. Поэтому здесь \(x\) не может быть единицей и ОДЗ записывается так: \(x\neq1\);

— если в выражении \(\sqrt\) значение переменной равно \(0\), нарушается правило: подкоренное выражение не должно быть отрицательно. Значит, здесь \(x\) не может быть \(0\), а также \(1, -3, -52,7\) и т.д. То есть, икс должен быть больше или равен 2 и ОДЗ будет: \(x\geq2\);

— а вот в выражение \(4x+1\) мы можем подставить любое число вместо икса, и никакие правила нарушены не будут. Поэтому область допустимых значений здесь — вся числовая ось. В таких случаях ОДЗ не записывают, потому что оно не несет в себе полезной информации.

Как найти ОДЗ?

Если переменная (икс) в уравнении или неравенстве стоит в знаменателе, логарифме, под корнем, в тангенсе или котангенсе ОДЗ записать нужно.

Чтобы осознать важность ОДЗ, давайте сравним два решения уравнения: с ОДЗ и без ОДЗ.

Без ОДЗ:С ОДЗ:
\(\frac=\frac<12>\)\(\frac=\frac<12>\)
ОДЗ: \(x+3≠0\) \(⇔\) \(x≠-3\)
\(x^2-x=12\)\(x^2-x=12\)
\(x^2-x-12=0\)\(x^2-x-12=0\)
\(D=(-1)^2-4·1·(-12)=49\)\(D=(-1)^2-4·1·(-12)=49\)
\(x_1=\) \(\frac<-(-1) + \sqrt<49>><2·1>\) \(=4\)\(x_2=\) \(\frac<-(-1) + \sqrt<49>><2·1>\) \(=4\)
\(x_1=\) \(\frac<-(-1) - \sqrt<49>><2·1>\) \(=-3\)\(x_2=\) \(\frac<-(-1) - \sqrt<49>><2·1>\) \(=-3\) — не подходит под ОДЗ
Ответ: \(4; -3\)Ответ: \(4\)

Видите разницу? В первом решении у нас в ответе появился неверный, лишний корень ! Почему неверный? А давайте попробуем подставить его в исходное уравнение.

Видите, у нас получились и слева, и справа невычислимые, бессмысленные выражения (ведь на ноль делить нельзя). И то, что они одинаковы уже не играет роли, поскольку эти значения — не существуют. Таким образом, «\(-3\)» – неподходящий, посторонний корень, а область допустимых значений оберегает нас от таких серьезных ошибок.

Именно поэтому за первое решение вы получите двойку, а за второе – пятерку. И это не занудные придирки учителя, ведь неучет одз – не мелочь, а вполне конкретная ошибка, такая же как потерянный знак или применение не той формулы. В конце концов, итоговый ответ-то неверен!

Нахождение области допустимых значений часто приводит к необходимости решать системы неравенств или уравнений, поэтому вы должны уметь это делать хорошо.

Решение: В выражении два корня, один из которых в знаменателе. Кто не помнит ограничения, накладывающиеся в этом случае, тот смотрит таблицу . Кто помнит, записывает, что выражение под первым корнем больше или равно нулю, а под вторым — больше нуля. Понимаете, почему ограничения именно такие?

Дело за малым, нужно решить систему неравенств.
В первом неравенстве перенесем \(5\) вправо, второе умножим на \(-1\)

Запишем общий ответ для системы – это и есть допустимые значения для икса.

ГДЗ по алгебре за 8 класс Мерзляк, Полонский, Якир Учебник ФГОС Вентана-Граф

Закажите уникальное сочинение от проверенных авторов! Это быстро и недорого — от 150 ₽

Рекомендуем посмотреть

Премиум

Премиум

Премиум

Алгебра в средней школе является одним из главных предметов, поэтому часов в программе ФГОС ей предоставлено предостаточно. Ученик, который в будущем планирует получить профессию, связанную с математикой, должен уделять максимальное количество времени данному предмету. Отличным способом для устранения данной проблемы является ГДЗ по алгебре за 8 класс Мерзляк. Он рассматривается как дополнительный источник информации, содержит тематические тесты на разные задачи, а также верные ответы к ним. Каждый номер в пособии соответствует определенной тематике за и представлен в доступном формате. Ученик, который возьмет на вооружение данный практикум, сможет прекрасно подготовиться в самостоятельном порядке, отработать необходимые навыки. Впоследствии ему не составит труда сдать все проверочные работы по предмету на отличную оценку. Он получит возможность подробно изучить контрольные работы, аналогичные тем, которые содержит школьная рабочая программа.

В чем плюсы сборника по алгебре за восьмой класс от Мерзляка

Структура издания аналогична содержанию учебника, но отличается наличием готовых ответов по разнообразным вопросам задач. Это значительно облегчает ребенку прохождение заданий, которые учителя задают на дом. Пользуясь системой самопроверки, учащийся вполне может при их выполнении обойтись без посторонней помощи и прийти в школу подготовленным. Также если по какой-то причине ученик пропустил занятие, то заполнить пробелы в знаниях можно самому и необязательно идти к дорогостоящему репетитору или записываться на платные курсы. Положительные моменты пособия по алгебре для 8 класса от Мерзляка заключаются в следующем:

  • учащийся может автономно выполнить любое упражнение, ориентируясь на систему онлайн-решений;
  • родитель не обязан будет вспоминать школьные годы;
  • учитель, в целях экономии времени, может взять кое-что в качестве основы для составления промежуточного тестирования в рамках образовательного процесса.

Не стоит сбрасывать со счетов элемент психологического комфорта ребенка. Заходя в школу, ребенок не испытывает стресс – проверив себя, он знает, что выполнил домашнее задание правильно, грамотно и без ошибок.

Номера

Проверь себя

Ответы на вопросы к параграфу

Когда сделаны уроки

Открытие иррациональности

Решение уравнений методом замены переменной

Элементы математической логики

Закажите уникальное сочинение от проверенных авторов! Это быстро и недорого — от 150 ₽

Математика является очень значимой дисциплиной. Он, без сомнения, пригодится человеку для выполнения многочисленных рутинных задач. Действительно, ведь математика не сводится к решению типовых примеров, контрольных, проверочных и итоговых тестов. Прежде всего, эта дисциплина учит людей строить логические цепочки, отыскивать корреляции между различными явлениями. Систематическое мышление учит более объективно понимать окружающий мир, предсказывать феномены в природе и человеческом обществе. Команда опытных и высококлассных методистов подготовила замечательный онлайн-справочник для всех обучающихся. Книга издается с 2013 года по настоящее время (2019-2020 года) издательством «Вентана-Граф». На нашем сайте gdz.ru вы сможете найти только самые актуальные версии данного сборника.

Как онлайн-решебник Мерзляка по алгебре за восьмой класс упрощают учебу

В зависимости от врожденных способностей к точным наукам у разных людей изучение требует различного количества приложенных усилий. Методическую помощь способно оказать ГДЗ по математике, авторы которого Мерзляк, Полонский и Якир. Снабженный большим количеством полезных прикладных материалов, он имеет целый ряд преимуществ:

  • содержание задач полностью соответствуют ФГОС, на основании которого разрабатываются рабочие программы для средних школ;
  • достаточно использовать смартфон, планшет или компьютер с доступом в Интернет, чтобы зайти на сайт и посмотреть выполнение. Таким образом, никогда не будет ситуации, когда непонятно что и как делать;
  • несколько вариантов разбора одного и того же задания. Школьник может выбрать наиболее понятный именно ему или ей способ;поиск нужного упражнения производится посредством номерного указателя в виде таблицы.

Пособие можно также использовать при решении д/з или для подготовки к контрольным, самостоятельным, проверочным и диагностическим работам.

Почему стоит предпочесть репетитору ГДЗ для 8 класса (авторы: А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир)

Если ученик хорошо старается на протяжении всей своей школьной жизни, то с большой вероятностью он получить высокие баллы на выпускном экзамене и сможет поступить в престижное высшее учебное заведение. Особенно важно не допускать значительных пробелов, чтобы потом не кусать локти от необходимости изучать всё с самого начала. Именно поэтому нужно со всей серьезностью подойти к освоению следующих параграфов, формированию необходимых умений и навыков:

  1. Линейная функция. Коэффициенты при записи уравнения общего вида и смысл их значений.
  2. Парабола, ее графическое изображение. Ветви и ось симметрии.
  3. Системы линейных уравнений. Выражение и подстановка. Умножение на константу, графический метод решения.
  4. Квадратное уравнение. Его корни. Разложение многочлена на множители.


источники:

http://cos-cos.ru/math/82/

http://gdz.ru/class-8/algebra/merzlyak/

\(\begin5-2x\geq0\\14+5x-x^ <2>> 0\end\)