Как объяснить ребенку правила решения уравнений

Как объяснить уравнения с х (икс) школьнику в 4 классе?

Автор: Творческая Анна

Недавно звонит мама школьника, с которым я занимаюсь и просит объяснить математику ребёнку, т.к он не понимает, а она не него кричит и разговор с сыном не выходит.

У меня не математический склад ума, творческим людям это не свойственно, но я сказала, что посмотрю что они проходят и попробую. И вот что получилось.

Я взяла лист бумаги формата А4, обычный белый, фломастеры, карандаш в руки и начала выделять, то что стоит понять, запомнить, обратить внимание. И чтобы было видно, куда эта цифра переходит и как меняется.

Объяснение примеров с левой стороны, на правую сторону.

Пример № 1

Пример уравнения для 4 класса со знаком плюс.

Самым первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? Тут мы можем выполнить умножение. Умножаем 80*7 получаем 560. Переписываем ещё раз.

Х + 320 = 560 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 560 – 320. Минус ставим потому что при переносе числа, знак что перед ним меняется на противоположный. Выполняем вычитание.

Х = 240 Обязательно делаем проверку. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

240 + 320 = 80*7 Складываем числа, с другой стороны умножаем.

Всё верно! Значит мы решили уравнение правильно!

Пример № 2

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус.

Первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? В данном примере мы можем разделить. Производим деление 240 разделить на 3 получаем 80. Переписываем уравнение ещё раз.

Х – 180 = 80 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 80 + 180 Знак плюс ставим потому что при переносе числа, знак что был перед цифрой меняется на противоположный. Считаем.

Х = 260 Выполняем проверочную работу. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

Пример № 3

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

400 – х = 275 + 25 Складываем числа.

400 – х = 300 Числа разделены знаком равенства, х является отрицательным. Чтобы сделать его положительным, нам нужно перенести его через знак равно, собираем числа в одной стороне, х в другой.

400 — 300 = х Цифра 300 была положительной, при переносе в другую сторону поменяла знак и стал минус. Считаем.

Т.к не принято так писать, а первым в уравнении должен быть х, просто меняем их местами.

Проверка:

400 – 100 = 275 + 25 Считаем.

Пример № 4

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

72 – х = 18 * 3 Выполняем умножение. Переписываем пример.

72 – х = 54 Выстраиваем числа в одну сторону, х в другую. Цифра 54 меняет знак на противоположный, т.к перепрыгивает через знак равно.

72 – 54 = х Считаем.

18 = х Меняем местами, для удобства.

Проверка:

Пример № 5

Пример уравнения с х с вычитанием и сложением для 4 класса.

Х – 290 = 470 + 230 Складываем.

Х – 290 = 700 Выставляем числа с одной стороны.

Х = 700 + 290 Считаем.

Проверка:

990 – 290 = 470 + 230 Выполняем сложение.

Пример № 6

Пример уравнения с х на умножение и деление для 4 класса.

15 * х = 630/70 Выполняем деление. Переписываем уравнение.

15 * х = 90 Это тоже самое, что 15х = 90 Оставляем х с одной стороны, числа с другой. Данное уравнение принимает следующий вид.

Х = 90/15 при переносе цифры 15 знак умножения меняется на деление. Считаем.

Проверка:

15*6 = 630 / 7 Выполняем умножение и вычитание.

Теперь озвучиваем основные правила:

  1. Умножаем, складываем, делим или вычитаем;

Выполняем то, что можно сделать, уравнение станет немного короче.

Х в одну сторону, цифры в другую.

Неизвестную переменную в одну сторону (не всегда это х, может быть и другая буква), числа в другую.

При переносе х или цифры через знак равенства, их знак меняется на противоположный.

Если было число положительным, то при переносе перед цифрой ставим знак минус. И наоборот, если число или х было со знаком минус, то при переносе через равно ставим знак плюс.

  • Если в конце уравнение начинается с числа, то просто меняем местами.
  • Всегда делаем проверку!
  • При выполнении домашнего задания, классной работы, тестов, всегда можно взять лист и написать вначале на нём и сделать проверку.

    Дополнительно находим подобные примеры в интернете, дополнительных книгах, методичках. Проще не менять цифры, а брать уже готовые примеры.

    Чем больше ребёнок будет решать сам, заниматься самостоятельно, тем быстрее усвоит материал.

    Если ребенок не понимает примеры с уравнением, стоит объяснить пример и сказать, чтобы остальные делал по образцу.

    Данное подробное описание, как объяснить уравнения с х школьнику для:

    • родителей;
    • школьников;
    • репетиторов;
    • бабушек и дедушек;
    • учителей;

    Детям нужно все делать в цвете, разными мелками на доске, но увы не все так делают.

    Из своей практики

    Мальчик писал так, как хотел, вопреки существующим правилам по математике. При проверке уравнения были разные цифры и одно число (с левой стороны) не равнялось другому (то что с правой стороны), он тратил время на поиски ошибки.

    При вопросе, почему он так делает? Был ответ, что он пытается угадать и думает, а вдруг сделает правильно.

    В данном случае нужно каждый день (через день) решать подобные примеры. Довести действия до автоматизма и конечно все дети разные, дойти может не с первого занятия.

    Если у родителей нет времени, а часто это так, потому что родители зарабатывают денежные средства, то лучше найти репетитора в своём городе, который сможет объяснить пройденный материал ребёнку.

    Сейчас век ЕГЭ, тестов, контрольных работ, есть дополнительные сборники и методички. Делая за ребёнка домашние задания, родители должны помнить, что на экзамене в школе их не будет. Лучше объяснить доходчиво ребёнку 1 раз, чтобы ребёнок смог самостоятельно решать примеры.

    Как научить ребенка решать уравнения

    Усложняется она двумя фактами:

    Во-первых, дети не понимают смысл уравнения. Зачем цифру заменили буквой и что это вообще такое?

    Во-вторых, объяснение, которое предлагается детям в школьной программе, непонятно в большинстве случаев даже взрослому:

    Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
    Для того чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.
    Для того чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.

    И вот, придя домой ребенок чуть ли не плачет.

    На помощь приходят родители. И посмотрев в учебник, решают научить ребенка решать «проще».

    Нужно же всего лишь перекинуть на одну сторону цифры, поменяв знак на противоположный.

    Понимаешь? Смотри, х-3=7 Минус три переносим с плюсом к семерке, считаем и получается х=10

    В этом месте у детей обычно происходит сбой программы.

    Знак? Поменять? Перенести? Что?

    — Мама, папа! Вы ничего не понимаете! Нам в школе по-другому объясняли.
    — Тогда и решай как объясняли!

    А в школе, тем временем, продолжается тренировка темы:

    1. Вначале нужно определить какой компонент действия нужно найти.

    5+х=17 — нужно найти неизвестное слагаемое.
    х-3=7 — нужно найти неизвестное уменьшаемое.
    10-х=4 — нужно найти неизвестное вычитаемое.

    2. Теперь нужно вспомнить правило, упомянутое выше.

    Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно…

    Как Вы думаете, трудно ли маленькому ученику все это запомнить?

    А еще нужно добавить сюда тот факт, что с каждым классом уравнения становятся все сложнее и больше.

    В итоге и получается что уравнения для детей одна из самых сложных тем математики в начальной школе.

    И даже если ребенок уже в четвертом классе, но у него трудности с решением уравнениями, скорее всего у него проблема с пониманием сути уравнения. И надо просто вернуться назад, к основам.

    Сделать это можно за 2 простых шага:

    Шаг первый — Надо научить детей понимать уравнения.

    Нам потребуется простая кружка.

    Напишите пример 3 + 5 = 8

    А на дне кружки «х». И, перевернув кружку, закройте цифру «5»

    Уверены, ребенок сразу угадает!

    Теперь ЗАКРОЙТЕ цифру «5». Что под кружкой?

    Так можно писать примеры на разные действия и играть. У ребенка происходит понимание, что х = это не просто непонятный знак, а «спрятанная цифра»

    Подробнее о технике — в видео:

    Шаг второй — Научите определять, х в уравнении является целым или частью? Самым большим или «маленьким»?

    Для этого нам подойдет техника «Яблоко»:

    Задайте ребенку вопрос, где в данном уравнении самое большое?

    Отлично! Это будет наше яблоко!

    Самое большое число — это всегда целое яблоко. Обведем в кружок.

    А целое всегда состоит из частей. Давай подчеркнем части.

    5 и х — части яблока.

    А раз х — это часть. Она больше или меньше? х большое — или маленькое? Как его найти?

    Важно отметить, что в таком случае ребенок думает, и понимает, почему, чтобы найти х в данном примере, нужно из 17 вычесть 5.

    После того, как ребенок поймет, что ключом к правильному решению уравнений является определить, х — целое или часть, он легко будет решать уравнения.

    Потому что запомнить правило, когда понимаешь его гораздо проще, чем наоборот: вызубрить и учиться применять.

    Данные техники «Кружка» и «Яблоко» позволяют научить ребенка понимать, что он делает и зачем.

    Учите ребенка понимать программу и тогда процесс учебы станет отнимать у Вас значительно меньше времени и сил!

    Как решать уравнения: от простого к сложному 2-4 класс

    Уравнение — равенство, содержащее букву латинского алфавита, значение которой нужно найти.

    Решить уравнение — значит подобрать такое число, при котором равенство становится верным.

    Любые уравнения решаются на основе зависимости между компонентами. Простые уравнения учащиеся начальной школы начинают решать уже 2 классе. По мере взросления, усложняются и уравнения, переходя от простых к сложным уравнениям в 4 классе начальной школы.

    Простые уравнения во 2 классе решают на основе взаимосвязей между компонентами при сложении или вы­читании. Важно соблюдать алгоритм решения уравнения.

    Решение уравнения

    Объяснение

    чтобы найти первое сла­гаемое, нужно из сум­мы вычесть второе сла­гаемое.

    Вычисляю: 35 — 7 = 28

    Проверяю: 28 + 7 = 35

    чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

    Вычисляю: 20 + 13 = 33

    Проверяю: 33 — 13 = 20

    чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть раз­ность

    Вычисляю: 46 — 42 = 4

    Проверяю: 46 — 4 = 42

    Простые уравнения вида х • 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 решают на основе взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

    Решение уравнения

    Объяснение

    1) Читаю уравнение: произ­ведение х и 6 равно 72.

    2) Вспоминаю правило: что­бы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

    3) Вычисляю: х = 72 : 6

    4) Проверяю: 12 • 6 = 72

    1) Читаю уравнение: частное х и 8 равно 12.

    2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

    3) Вычисляю: х = 12 • 8

    4) Проверяю: 96 : 8 = 12

    1) Читаю уравнение: частное 64 и х равно 16.

    2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разде­лить на частное.

    3) Вычисляю: х = 64 : 16

    4) Проверяю: 64 : 4 = 16

    Сложные уравнения в начальной школе состоят из нескольких арифметических действий. Алгоритм решения заключается в превращение сложного уравнения в простое.

    Уравнения на нахождение неизвестного слагаемого

    1)Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 12 • 4 = 48.

    2) В уравнении х + 13 = 48 неизвестно первое слагаемое.

    3) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвест­ное слагаемое, нужно из суммы вычесть из­вестное слагаемое.

    4) Вычисляю: х = 48 — 13

    5) Проверяю: 35 + 13 = 12 • 4

    Уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого

    1) Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 51 : 17 = 3.

    2) В уравнении х — 24 = 3 неизвестно умень­шаемое.

    3) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвест­ное уменьшаемое, нужно к разности приба­вить вычитаемое.

    4) Вычисляю: х = 24 + 3

    5) Проверяю: 27 — 24 = 51 : 17

    Уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого

    640 — х = 180 + 120

    640 — 340 = 180 + 120

    1) Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 180 + 120 = 300.

    2) В уравнении 640 – х = 300 неизвестно вычи­таемое.

    3) Вспоминаю правило: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть раз­ность.

    4) Вычисляю: х = 649 – 300

    5) Проверяю: 640 — 340 = 180+120

    Уравнения на нахождение неизвестного множителя

    5 • 77 = 131 + 254

    1) Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 131 + 254 = 385.

    2) В уравнении 5 • х = 385 неизвестен второй множитель.

    3) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвест­ный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.

    4) Вычисляю: х = 385 : 5

    5) Проверяю: 5 • 77 = 131 + 254

    Уравнения на нахождение неизвестного делимого

    64 000 : 8 = 800 • 10

    1) Вычисляю значение выражения в правой части.

    2) Вспоминаю правило: чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель.

    Уравнения на нахождение неизвестного делителя

    1) Вычисляю значение выражения вправой части.

    2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимоеразделить на частное.

    Как решать сложные уравнения в 4 классе подробно рассмотрено в статье по ссылке.


    источники:

    http://uchimvshkole.ru/123-2/

    http://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/raznoe/4057-kak-reshat-uravneniya-ot-prostogo-k-slozhnomu-2-4-klass.html