Урок математики по теме «Знакомство с уравнениями» по программе «Школа России»
Цели:
- Дать детям новое математическое понятие «уравнение». Формировать умение читать и записывать уравнение. Способствовать запоминанию, сознанию, пониманию, составления уравнений;
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, культуры математической речи.
- Воспитывать самоконтроль, гигиенические навыки письма, аккуратное ведение записей в тетради.
Методы обучения: частично- поисковый, проблемного изложения материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: М.И. Моро «Математика» 2 класс, 2 части, Москва, «Просвещение», 2006.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устные задания:
- Как называются числа при сложении?
- Как называются числа при вычитании?
- Первое слагаемое – 20, второе слагаемое – 40. Найти сумму?
- Найти сумму чисел 30 и 6.
- Уменьшаемое – 48, вычитаемое 5. Чему равна разность?
- Чему равна разность чисел 70 и 6?
- Увеличить на 4 числа : 15, 20, 61.
- Увеличить на 3 числа : 18, 30, 79.
- Состав числа 12?
- Состав числа 14, 16?
- На празднике было 12 девочек и 18 мальчиков. Сколько всего детей было на празднике?
- В холодильнике яблок на 6 больше, чем апельсинов. Апельсинов – 9. Сколько яблок в холодильнике?
- В кукольном театре 60 кукол. В утреннем спектакле занято 20 кукол. Сколько кукол не занято в спектакле?
- Как называется это выражение?
- Прочитать выражение.
- Найти значение выражения:
14+d c-40 d=23 c=95
III. Изучение новой темы.
С новой темой познакомится класс
Сегодня узнаем без сомненья
Имя этого выражения: х+4 = 12
А для этого нужно расшифровать слово, решив примеры.
У.: Записать число и классная работа в тетрадях.
У.: Примеры решить в тетрадях.
80-70 | 16+14 | 41+9 | 10 – У | |||
55+5 | 37+13 | 30+50 | 30 – В | |||
98-8 | 40+30 | 63+7 | 50 – Н | |||
60 – Р | ||||||
70 – Е | ||||||
80 – И | ||||||
90 – А | ||||||
УРАВНЕНИЕ |
У.: Вам знакома такая запись: + 4=12 ?
Д.: Это пример с окошечком.
У.: А такая: a +4 ?
Д.: Это буквенное выражение.
У.: Что вы делали в первом случае?
Д.: Подбирали число чтобы запись была верной.
У.: Какое это число?
Д.: 8.
У.: что делали во втором случае?
Д.: вместо буквы подставляли число и вычисляли.
У.: Посмотрите на запись х+4=12
У.: На что оно похожа?
Д.: На пример с окошечком, на буквенное выражение.
У.: Что нам говорит знак =?
Д.: Равенство.
У.: Какое равенство? Все числа в нем известны?
Д.: Нет.
У.: Что неизвестно?
Д.: Первое число.
У.: как оно обозначено?
Д.: Латинской буквой.
У.: Если оно неизвестно, перед нами какая встает задача?
Д.: Найти, узнать какое это число.
У.: Найдите это число, чтобы равенство было верным.
Д.: Это число 8 (8+4=12).
У.: Что мы с вами сейчас сделали?
Вы решили уравнение.
У.: Сделаем вывод:
Уравнение – это ……(показать знак =)
Д.: Равенство.
У.: Которое содержит что? (показать на х)
Д.: Неизвестное число.
У.: Что надо сделать с неизвестным числом?
Д.: Его найти.
У.: Как обозначается неизвестное число?
Д.: Латинской буквой.
У.: Кто сможет сказать, что такое уравнение?
Д.: Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число.
У.: Что значит решить уравнение?
Плакат на доске: Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число. Решить уравнение – найти такое число, чтобы равенство было верным.
У.: Число, которое мы находим в уравнении х – называется корнем уравнения.
У.: Решить уравнение можно с помощью подбора ( или зная взаимосвязь компонентов при сложении и вычитании)
IV. Физкультминутка (на дыхание).
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
V. Первичное закрепление нового материала.
а) У.: Среди данных выражений выбрать нужно уравнение и записать в тетрадь.
Как решать уравнения: от простого к сложному 2-4 класс
Уравнение — равенство, содержащее букву латинского алфавита, значение которой нужно найти.
Решить уравнение — значит подобрать такое число, при котором равенство становится верным.
Любые уравнения решаются на основе зависимости между компонентами. Простые уравнения учащиеся начальной школы начинают решать уже 2 классе. По мере взросления, усложняются и уравнения, переходя от простых к сложным уравнениям в 4 классе начальной школы.
Простые уравнения во 2 классе решают на основе взаимосвязей между компонентами при сложении или вычитании. Важно соблюдать алгоритм решения уравнения.
Решение уравнения
Объяснение
чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое.
Вычисляю: 35 — 7 = 28
Проверяю: 28 + 7 = 35
чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
Вычисляю: 20 + 13 = 33
Проверяю: 33 — 13 = 20
чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность
Вычисляю: 46 — 42 = 4
Проверяю: 46 — 4 = 42
Простые уравнения вида х • 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 решают на основе взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Решение уравнения
Объяснение
1) Читаю уравнение: произведение х и 6 равно 72.
2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
3) Вычисляю: х = 72 : 6
4) Проверяю: 12 • 6 = 72
1) Читаю уравнение: частное х и 8 равно 12.
2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.
3) Вычисляю: х = 12 • 8
4) Проверяю: 96 : 8 = 12
1) Читаю уравнение: частное 64 и х равно 16.
2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
3) Вычисляю: х = 64 : 16
4) Проверяю: 64 : 4 = 16
Сложные уравнения в начальной школе состоят из нескольких арифметических действий. Алгоритм решения заключается в превращение сложного уравнения в простое.
Уравнения на нахождение неизвестного слагаемого
1)Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 12 • 4 = 48.
2) В уравнении х + 13 = 48 неизвестно первое слагаемое.
3) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
4) Вычисляю: х = 48 — 13
5) Проверяю: 35 + 13 = 12 • 4
Уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого
1) Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 51 : 17 = 3.
2) В уравнении х — 24 = 3 неизвестно уменьшаемое.
3) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
4) Вычисляю: х = 24 + 3
5) Проверяю: 27 — 24 = 51 : 17
Уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого
640 — х = 180 + 120
640 — 340 = 180 + 120
1) Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 180 + 120 = 300.
2) В уравнении 640 – х = 300 неизвестно вычитаемое.
3) Вспоминаю правило: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
4) Вычисляю: х = 649 – 300
5) Проверяю: 640 — 340 = 180+120
Уравнения на нахождение неизвестного множителя
5 • 77 = 131 + 254
1) Вычисляю значение выражения в правой части уравнения: 131 + 254 = 385.
2) В уравнении 5 • х = 385 неизвестен второй множитель.
3) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
4) Вычисляю: х = 385 : 5
5) Проверяю: 5 • 77 = 131 + 254
Уравнения на нахождение неизвестного делимого
64 000 : 8 = 800 • 10
1) Вычисляю значение выражения в правой части.
2) Вспоминаю правило: чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель.
Уравнения на нахождение неизвестного делителя
1) Вычисляю значение выражения вправой части.
2) Вспоминаю правило: чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимоеразделить на частное.
Как решать сложные уравнения в 4 классе подробно рассмотрено в статье по ссылке.
Урок математики 2 класс по теме «Решение уравнений»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Урок математики во 2 классе по теме «Решение уравнений способом подбора». Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravnenie_otkrytyy_urok_2_klass.docx | 89.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок открытия нового знания по математике во 2 классе
по теме «Уравнение. Решение уравнений способом подбора.»
Цель : Образовательные: Формировать представление об уравнении, способе подбора. Формировать умение решать уравнения.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ подстановки решения уравнения.
Уметь решать уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь определять и формулировать цель на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение ( Регулятивные УУД ).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД ).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ( Познавательные УУД ).
Уравнение, решить уравнение, способ подбора
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая и работа в парах.
Оборудование: — Учебник «Математика» М.И.Моро , 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь, ноутбуки;
— мультимедийный проектор, компьютерные слайды,
— снежинки с заданиями, ёлочки с заданием для самостоятельной работы , карточки для игры «Займи место в своей команде», карточки для индивидуального домашнего задания, кружки (красного, зелёного, жёлтого цвета) для рефлексии.
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
Цель: Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности
Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо
Все легонечко вздохнём,
Урок математики начнём.
— Добрый день, дорогие ребята!
Я рада приветствовать вас на нашем очередном уроке математики. На дворе сейчас зима, декабрь
Ребята, какой самый желанный праздник детвора и взрослые встречают зимой в декабре?(новый год)
-Что является главным украшением этого праздника? (елка)
— Я вам предлагаю отправиться в заочное путешествие в лес за новогодней красавицей
2. Актуализация знаний и затруднение в деятельности.
Цель : Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
-Ребята, представьте, мы выходим на улицу, с неба падают снежинки. А на каждой задание для вас. Внимательно прочтите их, обсудите в парах, а затем объясните свой выбор. Чья пара будет готова дать ответ, поднимите руки.
Работа по карточкам в парах.
Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
Карточка № 2. Объясните, как называется данное выражение?
+ 4 = 12 Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
2.Пример с окошечком.
53 – 3 > 20 Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
Карточка № 4. Напишите, как называется данное выражение? а + 5, где а = 7 Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
1. Пример с окошечком.
2. Буквенное выражение.
Как называется данное выражение?
Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
1. Пример с окошечком.
2. Буквенное выражение.
3. Затрудняюсь ответить
Проверка заданий по карточкам в форме защиты.
(На мониторе компьютера поочередно выставляются записи числовых и буквенных выражений, дети объясняют свой выбор ответов).
1) 24 + 3 = 2) + 4 = 12 3) 53 – 3 > 20 4) а + 5, где а = 7 5) х + 4 = 12
Объясняют, что 1 — числовое выражение, 2 – пример с окошечком, 3 — неравенство,
4 – буквенное выражение, 5 – не знаем.
3. Постановка учебной задачи( проблемы) . Определение цели урока
Цель : Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
— Правильно, ребята, вы еще не знаете, как называется такая запись.
— Чтобы узнать, как называется данное выражение, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Распределите снегирей, так чтобы их номера были в порядке возрастания, тогда вам удастся ответить на вопрос.
— Вы справились с заданием, как наше неизвестное выражение называется? (Уравнение).
— А сможете ли объяснить, что такое уравнение ? (Дети пытаются ответить, но у них не получается). -Какие цели мы поставим перед собой?(я не знаю, но хочу узнать; я хочу научиться ) .
— Тогда сейчас я предлагаю вам стать юными учеными — исследователями и всем вместе узнать, что же такое уравнение и что значит решить уравнение . Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике. Готовы? Тогда смело – за работу!
4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
Цель : Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
— Итак, начнем наши исследования? (Да)
— Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения (записи выставляются на мониторе компьютера) и скажите, на которую из них похоже наше уравнение? (На пример с окошком, на буквенное выражение)
1) Что нам говорит знак “ = ”? (равенство)
2) Но все ли числа в нем известны? (х + 4 = 12)
3) Что неизвестно? (первое слагаемое)
4) Чем оно обозначено? (буквой)
5) Кто знает, как называется эта буква? (икс) Правильно, это латинская буква Х.
— Давайте, попробуем теперь сделать вывод:
А) Уравнение – это (показываю на знак =, а дети дополняют) — это равенство,
которое содержит (показываю на Х) неизвестное число.
(На мониторе компьютера выставляется запись:
«Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число».
6) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать? (узнать, найти это неизвестное число)
— Давайте подставим числа и проверим, какое же число будет решением данного уравнения.
Как вы нашли число 8? (к 4 + 8), (из 12 — 4)
— Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, что сейчас сделали? Сами решили уравнение! Как настоящие ученые-исследователи. (Дети удивляются своей находке)
Б) — Если надо решить уравнение, то что нам нужно сделать?
Мы об этом уже сказали… (Найти неизвестное число, чтобы равенство было верным)
(На мониторе запись : «Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным»).
— Молодцы! Ребята, ваша работа достойна похвалы.
1). — Сейчас откройте в учебнике страницу 80 и прочтите новые сведения.
Удалось ли вам выяснить, что такое уравнение? (Да).
Прочтите вслух, что же такое уравнение. (Читают).
А теперь расскажите друг другу в своих парах. (Дети рассказывают, что значит решить уравнение).
2). Решение: Х + 4 = 12 Проверка: 8 + 4 = 12
(запись в тетради)
Мы славно потрудились. Молодцы
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: Усвоить учащимися новый способ действия.
Продолжаем заочное путешествие за ёлкой. Чтобы не заблудиться в незнакомой местности используют разные приборы. Самый современный прибор – это навигатор. Сейчас для нас навигаторами послужат ноутбуки. Выполним задание №1
Выполнение задания на электронном приложении Уравнение. №1 (найти верное решение уравнения)
Один ученик на ноутбуке с выводом на экран
— Кто из вас теперь может определить тему урока.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Цель: Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.
Работа в тетрадях по карточкам. (пока дети решают включить презентацию)
— Н авигатор нас вывел на поляну, в центре которой находятся замечательные ёлочки. У вас лежат на парте три ёлочки разного размера. На обратной стороне вы найдёте задания. Выберите ту ёлочку, задания на которой вам под силу.
1 уровень (маленькая ёлочка)
Из чисел 7, 2, 1, 3 подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство.
2 уровень (средняя ёлочка)
Подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство.
3 уровень (большая ёлочка)
Выбери уравнения. Запиши и реши их.
37 + а 28 – 8 = 20 х + 7 = 16
90 – х 20 – х = 12 в > 12
Проверка задания по эталону . Каждый проверяет себя и оценивает знаком
(! – молодец, всё правильно;
+ -постарайся быть внимательнее;
— — надо ещё позаниматься и всё получится)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.
— А теперь около ёлочек немного поиграем. Двое водящих – командиры. Первый командир набирает команду уравнения, второй – буквенное выражение. Посмотрите на свои карточки и идите в отряд к своему водящему. Водящие следят, чтобы не было лишних в отряде.
в + 20 47 – х = 40
80 – в 50 – х = 40
18 = х + 10 23 – а
Выставление отметок за урок.
Индивидуальная работа в тетрадях на печатной основе: с 58. № 89.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Цель : Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий
— Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать, что такое уравнение и как его решать).
— Как вы думаете, достигли мы этой цели? (Да).
— Тогда скажите, что же такое уравнение? (Равенство, которое содержит неизвестное число).
— А что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).
— Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей).
— Ребята, вот и близится к концу наше заочное путешествие. Как вы думаете, как лучше поступить : спилить ёлочку и принести домой или лучше нарядить её в лесу и провести около неё праздник.
-Природу надо охранять и беречь. Мы с вами сейчас и украсим нашу ёлочку. (ёлочка нарисована на доске, дети на неё приклеят кружочки).У вас на партах разноцветные ёлочные шары.
— Оцените свою работу на уроке и нарядите ёлочку.
«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» (зелёный кружок)
«Я работал хорошо, старался, были ошибки, но я быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» (жёлтый кружок)
«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится (красный кружок)
— Ребята, я очень благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям, которые помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться». На следующем уроке мы с вами опять продолжим тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!
9. Домашнее задание: с. 81 №5,№7;
– составить уравнение (раздать карточки).
— придумать рассказ о возникновении слова «уравнение»
http://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/raznoe/4057-kak-reshat-uravneniya-ot-prostogo-k-slozhnomu-2-4-klass.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2018/01/29/urok-matematiki-2-klass-po-teme-reshenie-uravneniy