Как определить уравнение кривой спроса

Discovered

О финансах и не только…

Кривая спроса

Что такое кривая спроса?

В экономике кривая спроса — это график, изображающий взаимосвязь между ценой определенного товара (ось Y) и количеством этого товара (или услуги), которое востребовано по данной цене (ось X).

Кривые спроса могут использоваться для моделирования соотношения «цена-количество» для отдельного потребителя (индивидуальная кривая спроса) или чаще для всех потребителей на конкретном рынке (кривая рыночного спроса). Обычно предполагается, что кривые спроса имеют наклон вниз, как показано на нижеприведенном изображении.

Подобная закономерность обусловлена законом спроса: для большинства товаров количество товара, которое хотят и могут приобрести потребители, будет уменьшаться при увеличении его цены и, наоборот, количество будет увеличиваться при снижении цены. Например, если цена на кукурузу растет, у потребителей будет стимул покупать меньше кукурузы и заменять ее другими продуктами, поэтому общее количество спроса на кукурузу будет падать.

Кривая спроса — это графическое изображение закона спроса.

Кривые спроса используются для оценки поведения на конкурентных рынках и часто объединяются с кривыми предложения для определения:

  1. равновесной цены, т.е. цены, по которой продавцы вместе хотят продать столько же, сколько покупатели вместе хотят купить (такую цену также называют ценой рыночного равновесия);
  2. равновесного количества, т.е. такого количества товаров или услуг, которые будут произведены и полностью проданы (без образования каких-либо излишков или дефицита).

На монопольном рынке кривая спроса представляет собой обычную кривую рыночного спроса.

График кривой спроса

Кривую спроса можно записать в виде простой функции:

Q — величина спроса (количество товаров);
P — цена на соответствующий товар.

Кривая спроса имеет отрицательный угол наклона и может быть выражена посредством простого линейного уравнения:

Q — величина спроса (количество товаров);
a — коэффициент задающий смещение начала линии по оси X;
b — коэффициент задающий угол наклона линии (b График кривой спроса

Кривая спроса движется вниз слева направо, что полностью отражает действие закона спроса — по более высоким ценам потребители готовы купить товаров меньше, чем по более низким ценам (при прочих равных условиях).

Обратите внимание, что эта формулировка подразумевает, что цена является независимой переменной, а количество — зависимой переменной. В большинстве дисциплин независимая переменная отражается на горизонтальной оси X, но экономика является исключением из этого правила.

Так выглядит кривая спроса в теории. Однако на практике на величину спроса помимо цены товара оказывают влияние и прочие факторы, в связи с чем функция спроса может включать в себя ряд дополнительных параметров:

Q — величина спроса (количество товаров);
P — цена на данный товар;
Pn — цены на товары-заменители;
I — доходы покупателей;
E — инфляционные ожидания потребителей;
N — количество покупателей в данном регионе;
T — вкусы и предпочтения потребителей, а также прочие факторы.

Поэтому в реальности график кривой спроса имеет нелинейный характер:

График кривой спроса с учетом неценовых факторов

Сдвиг кривой спроса

Под воздействием неценовых факторов происходит изменение спроса, вследствие чего на графике наблюдается сдвиг кривой спроса.

Сдвиг кривой спроса

Например, при увеличении доходов у потребителей они будут готовы покупать товар по более высоким ценам и/или в больших количествах вследствие чего происходит сдвиг кривой спроса от D0 к D1. При падении доходов покупатели смогут покупать меньшее количество товаров и/или по более низким ценам, поэтому изменение кривой спроса произойдет от D0 к D2.

Закон спроса и предложения

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое спрос

Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.

Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.

Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.

Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.

Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.

Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

полезность и необходимость товара;

ожидания изменения цены;

уровень доходов населения;

наличие товара на рынке;

предложение альтернативных товаров и их цены;

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.

Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:

Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:

Теперь покажем изменение величины спроса на графике.

Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.

Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.

Что такое предложение

Предложение — это желание продать товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства.

Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.

Цена предложения — это минимальная цена продавцов.

Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:

ожидания по будущей цене и потребности товара;

цены на аналогичные товары;

Рассмотрим график изменения величины предложения.

Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Что такое закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.

Закон спроса

Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.

Закон предложения

Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения

Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.

Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.

Функции спроса и предложения:

пропорциональное развитие производства;

рыночное регулирование цен;

отражение общественных отношений;

Что значит эластичность спроса и эластичность предложения

Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар.

Виды эластичности спроса:

Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.

Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.

Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.

Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.

Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен.

Виды эластичности предложения:

Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.

Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.

Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.

Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.

Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.

Формула эластичности

E = [(Q 1 — Q 2 )/[1/2 × (Q 1 + Q 2 )] ] / [ (P 2 — P 1 )/[1/2 × (P 1 + P 2 )] ]

Q1 — спрос в начале;

Q2 — спрос в следующий момент времени;

P1 — цена в начале;

P2 — цена в следующий момент времени.

Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:

E = ((270 — 300) / 285) / ((54 — 50) / 52) = -0,1052 / 0,07692 = -1,367

Что такое рыночное равновесие спроса и предложения

Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.

Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.

Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.

Типы рыночного равновесия:

  • Мгновенное — когда возрастает спрос, при этом производители не могут увеличить предложение. Тогда равновесие устанавливается через повышение цены до момента установления рыночного равновесия.
  • Краткосрочное — когда при повышении спроса предложение повышается через дополнительную загрузку производственных мощностей.
  • Долгосрочное — когда происходит расширение производственных мощностей или создаются новые предприятия по производству товара.

Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.

Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.

Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.

Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:

Снизить налог на прибыль.

Уменьшить ставки по кредиту.

Ввести льготы, субсидии.

Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.

Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.

Кривая спроса. Закон спроса

Кривая спроса (англ. Demand Curve) графически иллюстрирует обратную зависимость между ценой определенного блага и его количеством, которое потребитель желает и имеет возможность купить по данной цене.

Закон спроса

Закон спроса гласит, что между ценой и объемом потребляемого блага существует обратно пропорциональная зависимость. Другими словами, чем выше будет цена определенного блага, тем меньший его объем будут готовы купить потребители, и наоборот. Следовательно, закон спроса определяет отрицательный наклон кривой спроса!

Аргументация закона спроса

В качестве обоснования действия закона спроса выдвигаются следующие аргументы.

  1. Закон убывающей предельной полезности. Поскольку предельная полезность каждой следующей потребленной единицы блага меньше чем у предыдущей, рациональный потребитель будет увеличивать его потребление только при условии снижения цены.
  2. Эффект дохода. Снижение цены на определенное благо позволяет потребителю купить его в большем количестве при условии, что его доход останется неизменным. Повышение цены, напротив, приведет к уменьшению объема потребления.
  3. Эффект замещения. Он возникает исключительно в отношении товаров-заменителей. Он заключается в том, что если на один из таких товаров цена возрастает, количество его потребления уменьшается, поскольку потребители переходят на его заменители. При этом потребление товаров заменителей возрастает, поскольку они становятся относительно дешевле.
  4. Эмпирические исследования. Результаты многих эмпирических исследований показали, что потребители склонны покупать товары и услуги по более низкой цене, а высокая цена очень часто служит барьером.

График

График кривой спроса представлен на рис. 1.

Рисунок 1 – График спроса в общем случае в виде кривой (слева) и частный случай в виде линейной кривой (справа)

Как мы можем убедиться, действие закона спроса на обеих графиках проявляется в виде отрицательного наклона кривой.

С математической точки зрения он может быть записан в виде следующей формулы:


источники:

http://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/zakon-sprosa-i-predlojeniya

http://allfi.biz/CFA/Level-1/microeconomics/krivaja-sprosa/