Как решать уравнения типа sinx cosx

Урок тригонометрии «Различные способы решения уравнения sinx + cosx = 1»

Разделы: Математика

Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока:

  • ликвидировать пробелы в знаниях и систематизировать умения и навыки по теме “Решение тригонометрических уравнений”;
  • развивать математическую речь, логику рассуждений при применении знаний в указанной учителем ситуации;
  • воспитывать умение слушать товарищей, корректность в ведении дискуссии, умение видеть красоту математических образов.
  • Техническая оснащенность урока: компьютеры.

    План сдвоенного урока.

  • Подготовка к работе.
  • Математический диктант по проверке тригонометрических формул.
  • Различные аналитические способы решения уравнения sin x + cos x = 1.
  • Графические способы решения уравнения sin x + cos x = 1 (в компьютерном классе).
  • Подведение итогов урока.
  • I. Повторение по теме “Уравнения”.

    Вопросы для повторения.

  • Что называется уравнением?
  • Что означает решить уравнение?
  • Что называется корнем уравнения?
  • При каких операциях в ходе решения уравнения могут появиться посторонние корни?
  • А когда может произойти потеря корней?
  • II. Сообщение темы урока, знакомство с целями.

    Урок посвящён способам решения уравнения sin x + cos x = 1.

    III. Ход работы.

    Я буду ставить перед вами задачу, определив способ решения, а вы будете именно этим способом решать данное уравнение, используя различные приёмы. Работать будете на листочках. Кто раньше решит, выйдет и приведёт своё решение на обороте доски (такую возможность будут иметь одновременно 4 ученика).

    По окончанию работы и сдачи листочков на проверку класс обсудит приведённые на доске варианты решений. Затем начнётся следующий этап работы. Не забывайте каждый раз подписывать листочки.

    Различные способы решения тригонометрического уравнения sin x + cos x = 1.

    I способ. Введение вспомогательного угла.

    Рассмотрим два приёма:

    Разделим обе части уравнения на :

    Воспользуемся алгоритмом решения уравнений вида а sin x + b cos x = c.

    применительно к уравнению sin x + cos x, имеем:

    Подпишите листочки.

    1. Изложите на листочках алгоритм использования вспомогательного угла при решении уравнений вида a sin x + b cos x =0.
    2. Запишите формулу применения синуса дополнительного угла для выражения sin x + cos x.
    3. Теперь выразите sin x + cos x через косинус дополнительного угла.
    4. Кто раньше закончит работу, покажет свои варианты ответов на доске.

    II способ. С помощью универсальной тригонометрической подстановки.

    Запишите формулы универсальной подстановки для sin x, cos x . Кто первый закончит, покажет на доске.

    (1)

    Выводы: Обращение к функции tgx / 2 предполагает, что cosx / 2 0, т.е. x 2n, n Z.

    При таком переходе возможна потеря решений, т.к. исходное уравнение имело смысл при всех значениях переменной х, в том числе и при x = + 2n, n Z.

    Есть вероятность того, что они могут оказаться корнями исходного уравнения,

    поэтому надо проверить, не являются ли значения x = + 2n, n Z решениями данного уравнения.

    sin ( + 2n) + cos( + 2n) = 1

    -1 1.

    Следовательно, x = + 2n, n Z.

    Решением уравнения не является и переход к функции tgx / 2, в данном случае потери решения за собой не повлечёт. Итак, по формулам (1) из исходного уравнения sin x + cos x = 1, получаем:

    III способ. Сведение к однородному уравнению.

    Возможно, ли получить из данного уравнения однородное уравнение?

    Надо перейти к аргументу x/2 и применить формулы половинного аргумента к функциям в левой и правой частях уравнения sin x + cos x = 1.

    Написать на листочках формулы, которые при этом используются, и то однородное уравнение, которое получится. Получили однородное уравнение второй степени.

    2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin 2 x/2 = sin 2 x/2 + cos 2 x/2 (2)

    Подпишите листочки и решите данное однородное тригонометрическое уравнение второй степени

    2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin 2 x/2 = sin 2 x/2 + cos 2 x/2,

    2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin 2 x/2 — sin 2 x/2 — cos 2 x/2 = 0

    sinx/2*cosx/2 — sin 2 x/2 = 0

    Это уравнение можно решить, используя различные приёмы.

    Разделим обе части уравнения на cos 2 x/2, т.к. cos 2 x/2 0

    Ответ: <2n; /2 + 2k>, где n, k Z

    Рассмотрим решение уравнения (2) способом разложения на множители:

    sinx/2*cosx/2 — sin 2 x/2 = 0,

    sinx/2*(cosx/2 — sinx/2) = 0,

    x = 2n, n Z;

    b) cosx/2 – sinx/2 = 0

    x = /2 + 2k, k Z.

    Ответ : <2n; /2 + 2k>, где n, k Z.

    IV способ. Преобразование суммы в произведение.

    Запишите формулы преобразования суммы и разности тригонометрических функций в произведение. Кто первый закончит работу, воспроизведёт её на доске. Используя формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение, решить данное уравнение:

    а) Выразим cos x через sin(/2 – x):

    О т в е т : <2n; /2 + 2k>, где n, k Z

    sin x + cos x = 1

    б) Выразим sin x через cos (/2 – х):

    V способ. Применение формул половинного и двойного аргумента.

    Напишите формулы тригонометрических функций двойного аргумента и половинного аргумента.

    Запишите: sin x + cos x = 1; sin x = 1- cos x, приведите левую и правую части уравнения к аргументу х/2, используя формулы двойного и половинного угла, и решите получившееся уравнение.

    2sinx/2 * cosx/2 = 2 sin 2 x/2 ,

    sinx/2 * cosx/2 = sin 2 x/2 ,

    x = /2 + 2k, k Z.

    x = 2n; n, Z

    Ответ: <2n; /2 + 2k>, где n, k Z.

    Или это уравнение можно решить делением обеих частей на cos 2 x/2.

    VI способ. Возведение обеих частей уравнения в квадрат:

    sin x + cos x = 1,

    (sin x + cos x) 2 = 1,

    2 sin x cos x + 1= 1,

    2 sin x cos x = 0,

    При возведении в степень возможно появление посторонних решений уравнения, но не возможна потеря корней, т.е. получается уравнение-следствие. Причина приобретения корней состоит в том, что при возведении в квадрат чисел, равных по абсолютной величине, но разных по знаку, получается один и тот же результат.

    При возведении в квадрат обеих частей уравнения sin x + cos x = 1, мы производим эту же операцию и с частями «теневого» уравнения (- sin x — cos x = 1), поскольку результат этих действий будет один и тот же.

    Следовательно, по окончании решения, обязательно следует производить отбор корней.

    1. Проверим корни вида x = j:

    Значит, значения x = 2k, k Z, являются решениями исходного уравнения.

    х= j , при j = 2k + 1, k Z.

    следовательно, значения x = 2(k+1), где k Z, не являются решениями исходного уравнения.

    2. Проверяем корни вида x = /2 + j, j Z:

    j = 2n : x = /2+ 2n, где n Z.

    Значит, значения x = /2+ 2n, где n Z являются решениями исходного уравнения.

    x = /2 + 2(n+1); n Z.

    следовательно, значения x = /2 + 2(n+1); n Z не являются решениями исходного уравнения.

    Ответ : <2n; /2 + 2k>, где n, k Z.

    VII способ. Замена cos x выражением :

    Проверив результат, убеждаемся, что из серии x = k, k Z решением исходного уравнения являются только значения х вида: x = 2h, где h Z при k = 2h.

    Ответ : <2h; /2 + 2n>, где n, h Z.

    VIII способ. Графическое решение уравнения sin x + cos x = 1.

    Предварительно проводится фронтальная беседа.

    1. Что значит решить уравнение графически?

    2. Как можно решить графически данное уравнение?

    1. Построить в одной системе координат графики функций:

    Абсциссы точек пересечения графиков функций и являются решением данного уравнения.

    2. Построить график функции y = sin x+ cos x –1.

    Абсциссы точек пересечения графика с осью абсцисс являются решением исходного уравнения.

    3. Построение графиков на экране компьютера:

    Прежде чем приступить к работе на компьютере, повторим элементы компьютерной грамотности, позволяющие построение графиков.


      Что такое масштаб применительно к ЭВМ?

    Масштаб – количество точек на экране, приходящееся на единицу значения.


    Что называется пикселем?

    Пиксель – наименьший объект графической среды, характеризующийся координатой Х и У (это точка на экране).


    С помощью какого оператора можно построить точку на экране?


    C помощью, какого оператора устанавливается новая система координат?

    Window (x1, y1) – (x2, y2).


    Рассказать о порядке построения линий осей координат на экране.

    Line (x, y) – (x2, y2), c

    Назовите операторы, которые обеспечивают надписи на осях координат.

    Locate x, y: PRINT «Y».


    Что собой представляет график на экране?


    Что обеспечивает развёртку графика по осям координат?

    Выполняем решение систем (1) на компьютере по соответствующим программам.

    IV. Домашнее задание:

    Решить различными способами уравнение sinx – cosx = 1 или любое другое уравнение.

    РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

    Простейшими тригонометрическими уравнениями называют уравнения

    Чтобы рассуждения по нахождению корней этих уравнений были более наглядными, воспользуемся графиками соответствующих функций.

    19.1. Уравнение cos x = a

    Объяснение и обоснование

    1. Корни уравненияcosx=a.

    При |a| > 1 уравнение не имеет корней, поскольку |cos x| ≤ 1 для любого x (прямая y = a на рисунке из пункта 1 таблицы 1 при a > 1 или при a 1 уравнение не имеет корней, поскольку |sin x| ≤ 1 для любого x (прямая y = a на рисунке 1 при a > 1 или при a n arcsin a + 2πn, n Z (3)

    2.Частые случаи решения уравнения sin x = a.

    Полезно помнить специальные записи корней уравнения при a = 0, a = -1, a = 1, которые можно легко получить, используя как ориентир единичную окружность (рис 2).

    Учитывая, что синус равен ординате соответствующей точки единичной окружности, получаем, что sin x = 0 тогда и только тогда, когда соответствующей точкой единичной окружности является точка C или тока D. Тогда

    Аналогично sin x = 1 тогда и только тогда, когда соответствующей точкой единичной окружности является точка A, следовательно,

    Также sin x = -1 тогда и только тогда, когда соответствующей точкой единичной окружности является точка B, таким образом,

    Примеры решения задач

    Замечание. Ответ к задаче 1 часто записывают в виде:

    19.3. Уравнения tg x = a и ctg x = a

    Объяснение и обоснование

    1.Корни уравнений tg x = a и ctg x = a

    Рассмотрим уравнение tg x = a. На промежутке функция y = tg x возрастает (от -∞ до +∞). Но возрастающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения, поэтому уравнение tg x = a при любом значении a имеет на этом промежутке только один корень, который по определению арктангенса равен: x1 = arctg a и для этого корня tg x = a.

    Функция y = tg x периодическая с периодом π, поэтому все остальные корни отличаются от найденного на πn (n Z). Получаем следующую формулу корней уравнения tg x = a:

    При a=0 arctg 0 = 0, таким образом, уравнение tg x = 0 имеет корни x = πn (n Z).

    Рассмотрим уравнение ctg x = a. На промежутке (0; π) функция y = ctg x убывает (от +∞ до -∞). Но убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения, поэтому уравнение ctg x = a при любом значении a имеет на этом промежутке только один корень, который по определению арккотангенса равен: x1=arсctg a.

    Функция y = ctg x периодическая с периодом π, поэтому все остальные корни отличаются от найденного на πn (n Z). Получаем следующую формулу корней уравнения ctg x = a:

    таким образом, уравнение ctg x = 0 имеет корни

    Примеры решения задач

    Вопросы для контроля

    1. Какие уравнения называют простейшими тригонометрическими?
    2. Запишите формулы решения простейших тригонометрических уравнений. В каких случаях нельзя найти корни простейшего тригонометрического уравнения по этим формулам?
    3. Выведите формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
    4. Обоснуйте формулы решения простейших тригонометрических уравнений для частных случаев.

    Упражнения

    Решите уравнение (1-11)

    Найдите корни уравнения на заданном промежутке (12-13)

    Простейшие тригонометрические уравнения — Часть 1

    Простейшими называются тригонометрические уравнения следующих четырёх видов:


    Любое тригонометрическое уравнение в конечном счёте сводится к решению одного или нескольких простейших. К сожалению, на этом заключительном стандартном шаге школьники допускают множество элементарных ошибок. Цель данной статьи — уберечь вас от нелепых и досадных потерь баллов в подобной ситуации на едином госэкзамене.

    Существуют два подхода к решению простейших тригонометрических уравнений.

    Первый подход — бессмысленный и тяжёлый. Надо выучить по шпаргалке общие формулы, а также все частные случаи. Польза от этого столь же невелика, как от зубрёжки шестнадцати строк заклинаний на непонятном языке. Мы забраковываем этот подход раз и навсегда.

    Второй подход — логический и наглядный. Для решения простейших тригонометрических уравнений мы пользуемся тригонометрическим кругом и определениями тригонометрических функций.

    Данный подход требует понимания, осмысленных действий и ясного видения тригонометрического круга. Не беспокойтесь, эти трудности преодолеваются быстро. Усилия, потраченные на этом пути, будут щедро вознаграждены: вы начнёте безошибочно решать тригонометрические уравнения.

    Уравнения cosx = a и sinx = a

    Напомним, что cos x — абсцисса точки на единичной окружности, соответствующей углу x, а sin x — её ордината

    Из определения синуса и косинуса следует, что уравнения cosx = a и sinx = a имеют решения только при условии . Абитуриент, будь внимателен! Уравнения или cosx = −7 решений не имеют!

    Начнём с самых простых уравнений.

    Мы видим, что на единичной окружности имеется лишь одна точка с абсциссой 1:

    Эта точка соответствует бесконечному множеству углов: 0, 2π, −2π, 4π, −4π, 6π, −6π, . . . Все они получаются из нулевого угла прибавлением целого числа полных углов 2π (т. е. нескольких полных оборотов как в одну, так и в другую сторону).

    Следовательно, все эти углы могут быть записаны одной формулой:

    Это и есть множество решений данного уравнения. Напоминаем, что Z — это множество целых чисел.

    Снова видим, что на единичной окружности есть лишь одна точка с абсциссой −1:

    Эта точка соответствует углу π и всем углам, отличающихся от π на несколько полных оборотов в обе стороны, т. е. на целое число полных углов. Следовательно, все решения данного уравнения записываются формулой:

    Отмечаем на тригонометрическом круге единственную точку с ординатой 1:

    И записываем ответ:

    Обсуждать тут уже нечего, не так ли? 🙂

    Можете, кстати, записать ответ и в другом виде:

    Это — дело исключительно вашего вкуса.

    Заодно сделаем первое полезное наблюдение.

    Чтобы описать множество углов, отвечающих одной-единственной точке тригонометрического круга, нужно взять какой-либо один угол из этого множества и прибавить 2πn.

    На тригонометрическом круге имеются две точки с ординатой 0:

    Эти точки соответствуют углам 0, ±π, ±2π, ±3π, . . . Все эти углы получаются из нулевого угла прибавлением целого числа углов π (т. е. с помощью нескольких полуоборотов в обе стороны). Таким образом,

    Точки, лежащие на концах диаметра тригонометрического круга, мы будем называть диаметральной парой.

    Точки с абсциссой 0 также образуют диаметральную пару, на сей раз вертикальную:

    Все углы, отвечающие этим точкам, получаются из прибавлением целого числа углов π (полуоборотов):

    Теперь мы можем сделать и второе полезное наблюдение.

    Чтобы описать множество углов, отвечающих диаметральной паре точек тригонометрического круга, нужно взять какой-либо один угол из этого множества и прибавить πn.

    Переходим к следующему этапу. Теперь в правой части будет стоять табличное значение синуса или косинуса (отличное от 0 или ±1). Начинаем с косинуса.

    7.

    Имеем вертикальную пару точек с абсциссой

    Все углы, соответствующие верхней точке, описываются формулой (вспомните первое полезное наблюдение!):

    Аналогично, все углы, соответствующие нижней точке, описываются формулой:

    Обе серии решений можно описать одной формулой:

    Остальные уравнения с косинусом решаются совершенно аналогично. Мы приводим лишь рисунок и ответ.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    Теперь рассмотрим уравнения с синусом. Тут ситуация немного сложнее.

    13.

    Имеем горизонтальную пару точек с ординатой :

    Углы, отвечающие правой точке:

    Углы, отвечающие левой точке:

    Описывать эти две серии одной формулой никто не заставляет. Можно записать ответ в таком виде:

    Тем не менее, объединяющая формула существует, и её надо знать. Выглядит она так:

    На первый взгляд совершенно не ясно, каким образом она даёт обе серии решений. Но давайте посмотрим, что получается при чётных k. Если k = 2n, то

    Мы получили первую серию решений x1. А если k нечётно, k = 2n + 1, то

    Это вторая серия x2.

    Обратим внимание, что в качестве множителя при (−1) k обычно ставится правая точка, в данном случае .

    Остальные уравнения с синусом решаются точно так же. Мы приводим рисунок, запись ответа в виде совокупности двух серий и объединяющую формулу.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    На этом с синусом и косинусом пока всё. Переходим к тангенсу.

    Линия тангенсов

    Начнём с геометрической интерпретации тангенса — так называемой линии тангенсов. Это касательная AB к единичной окружности, параллельная оси ординат (см. рисунок).

    Из подобия треугольников OAB и ONM имеем:

    Но поэтому

    Мы рассмотрели случай, когда x находится в первой четверти. Аналогично рассматриваются случаи, когда x находится в остальных четвертях. В результате мы приходим к следующей геометрической интерпретации тангенса.

    Тангенс угла x равен ординате точки B, которая является точкой пересечения линии тангенсов и прямой OM, соединяющей точку x с началом координат.

    Вот рисунок в случае, когда x находится во второй четверти. Тангенс угла x отрицателен.

    Уравнение tg x = a

    Заметим, что тангенс может принимать любые действительные значения. Иными словами, уравнение tg x = a имеет решения при любом a.

    19.

    Имеем диаметральную горизонтальную пару точек:

    Эта пара, как мы уже знаем, описывается формулой:

    20.

    Имеем диаметральную пару:

    Вспоминаем второе полезное наблюдение и пишем ответ:

    Остальные уравнения с тангенсом решаются аналогично. Мы приводим лишь рисунки и ответы.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    На этом заканчиваем пока и с тангенсом.

    Уравнение ctg x = a нет смысла рассматривать особо. Дело в том, что:

    • уравнение ctg x = 0 равносильно уравнению cos x = 0;

    • при уравнение равносильно уравнению

    Впрочем, существует также и линия котангенсов, но. . . Об этом мы вам расскажем на занятиях 🙂

    Итак, мы разобрали простейшие тригонометрические уравнения, содержащие в правой части табличные значения тригонометрических функций. Именно такие задачи встречаются в части В вариантов ЕГЭ.

    А что делать, например, с уравнением ? Для этого надо сначала познакомиться с обратными тригонометрическими функциями. О них мы расскажем вам в следующей статье.


    источники:

    http://ya-znau.ru/znaniya/zn/280

    http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/prostejshie-trigonometricheskie-uravneniya-chast-1/