Как решать задачи уравнением 6 класс с дробями

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Урок по теме «Решение задач на дроби». 6-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 6

    Цель: Закрепить навыки решения задач на дроби, проверить умения решения задач путём самостоятельной работы.

    Ход урока

    1. Задача на внимание (показывается на несколько минут, затем убирается и ребята по памяти отвечают на вопросы учителя)

    1. Какие геометрические фигуры вы запомнили?
    2. Назовите дробь, записанную в окружности
    3. Каков цвет окружности?
    4. Есть ли среди дробей дробь с числителем 1?
    5. В какой фигуре она записана?
    6. Назовите эту дробь.
    7. Каков цвет квадрата?
    8. Каков цвет треугольника?
    9. Назовите дробь, записанную в нём.

    2. Устная работа

    в) Логическая задача

    3. Решение задач на дроби

    №1. На ветке сидели 12 птиц; их числа улетело. Сколько птиц улетело?

    12 : 3 • 2 = 8 (птиц) улетело

    №2. всех деревьев в парке составляют липы. Сколько всего деревьев в парке, если лип – 21?

    21 : 3 • 5 = 35 (деревьев) – всего в парке

    Ответ. 35 деревьев.

    №3. В книге 120 страниц. Маша прочитала в первый день всех страниц книги, а во второй – одну четверть оставшихся страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать?

    1. 120 : 3 • 2 = 80 (стр.) – в первый день
    2. 20 – 80 = 40 (стр.) – оставшаяся часть
    3. 40 : 4 = 10 (стр.) – во второй день
    4. 120 – (80 + 10) = 30 (стр.) – осталось прочитать

    Ответ. 30 страниц.

    №4. В прошлом месяце цена товара составляла 90 р. Теперь она понизилась на этой суммы. Какова теперь цена товара?

    1. 90 : 10 = 9 (р.) – понижение цены
    2. 90 – 9 = 81 (р.) – цена товара

    №5. На праздник закупили синие, зелёные и красные шарики. Синих – 20 штук, причём они составили всех шариков. Красных было на 2 больше, чем синих, а остальные – зелёные.

    Сколько зелёных шариков?

    1. 20 : 5 • 12 = 48 (шариков) – всего
    2. 20 + 2 = 22 (шарика) – красные
    3. 48 – (20 + 22) = 6 (шариков) – зелёные

    Ответ: 6 шариков.

    №6. Мама покупала конфеты для новогодних подарков. На покупку шоколадных конфет она израсходовала всех денег. Затем она купила 2 кг карамели по 120 рублей за килограмм. Сколько у неё осталось денег? Хватит ли оставшихся денег на покупку 2 шоколадок по 45 р. за штуку, если у мамы было 700 р.?

    1. 700 : 5 • 2 = 280 (р.) – шоколадные конфеты
    2. 120 • 2 = 240(р.) – карамель
    3. 45 • 2 = 90 (р.) – шоколад
    4. 700 – (280 + 240 + 90) = 610 (р.) – осталось

    Ответ. 610 р., хватит.

    № 7. В первый день в магазине продали 150 кг яблок, что составило 60% всех привезённых яблок. Во второй оставшихся яблок. Сколько кг яблок осталось в магазине после двух дней?

    4. Самостоятельная работа

    1. Запиши верные равенства:

    2. В классе 24 ученика. Девочки составляют всех учащихся класса. Сколько мальчиков в классе?

    3. Потратили 600 рублей. Это составило первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму денег.

    1. Запиши верные равенства:

    2. Сыну 10 лет. Его возраст составляет возраста отца. Сколько лет отцу?

    3. В спортивной секции занимается 35 человек, этого количества – мальчики, а остальные – девочки. Сколько девочек в секции?

    5. Домашнее задание

    1. Автотуристы за три дня проехали 360 км; в первый день они проехали , а во второй день всего пути. Сколько километров проехали автотуристы в третий день?

    2. (Старинная задача) Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:

    — Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?

    — Я привожу две трети от трети скота. Сочти!

    Решение задач с помощью уравнений

    Тема урока: § 6. Решение задач с помощью уравнений. Приведены все необходимые и достаточные сведения для решения текстовых задач с помощью составления уравнений.

    Введение

    В школьной математике есть целый кладезь текстовых задач, которые решаются универсальным методом построения уравнения (модели) исходя из условия.

    Сам факт того, что огромное количество самых разнообразных задач поддаются решению с помощью составления линейного уравнения, говорит нам, что метод решений является действительно универсальным.

    Обычно условия задач удается перевести на математический язык. Полученное уравнение — это следствие перевода нашего условия с русского языка на язык алгебры. Зачастую фактической стороной повествования задачи является описание реальной ситуации, какого либо процесса, события.

    Чтобы получить ответ — уравнение нужно решить, полученный корень уравнения будет являться решением, разумеется необходимо еще проверить, не является ли результат противоречивым относительно условия.

    Алгоритм решения текстовых задач с помощью уравнений

    Для решения задачи с помощью уравнения делают следующие действия:

    1. Обозначают некоторое неизвестное буквой и, пользуясь условием, составляют уравнение.
    2. Решают уравнение.
    3. Истолковывают результат.

    Примеры решений

    Задача 1.
    В мешке было в 3 раза меньше монет, чем в сундуке. После того как из мешка переложили 24 монеты, в сундуке их стало в 7 раз больше, чем в мешке. Сколько было монет в мешке и сколько в сундуке?

    Пусть $x$ — количество монет в мешке, а значит в сундуке: $3x$ монет. После того, как из мешка переложили $24$ монеты, в сундуке стало: $3x+24$, а в мешке $x-24$. И если в сундуке их стало в $7$ раз больше чем в мешке, то имеем: $3x+24=7(x-24)$.

    Ну вот мы и составили уравнение (математическую модель), осталось решить уравнение относительно $x$ и записать ответ.

    Решим полученное уравнение: $3x+24=7(x-24)$. Легко увидеть, что уравнение является линейным (узнать как решаются линейные уравнения можно тут.)

    Раскроем скобки в правой части уравнения: $3x+24=7x-7\cdot 24$. Перенесём все слагаемые содержащие переменную в правую часть, а всё что не содержит $x$ в левую, получим: $24+7\cdot 24=7x-3x$. После упрощения получили $192=4x$, разделим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном, т.е на $4$, тогда получим $x=48$.

    Осталось истолковать ответ.
    За переменную $x$ мы обозначали количество монет в мешке, значит в сундуке в три раза больше т.е $3x$.

    Монет в мешке: $48$

    Монет в сундуке: $48\cdot 3=144$

    Задача 2.
    Купили 3600 кг муки и высыпали её в три мешка. В первый мешок муки вошло в 3 раза больше, чем во второй, а в третий мешок насыпали 800 кг муки. Сколько муки насыпали в первый и сколько во второй мешок?

    Пусть в первый мешок насыпали $3x$ кг муки, тогда во второй мешок насыпали $x$ кг. Если сложим количество кг в каждом мешке, то получим $3600$ кг муки. Имеем: $3x+x+800=3600$, решим уравнение классическим методом.

    Все слагаемые содержащие $x$ оставим слева, а всё остальное перенесём в правую часть равенства: $3x+x=3600-800$, упростим обе части; $4x=2800$ поделим обе части равенства на $4$ и получим ответ: $x=700$.

    Ответ.
    За переменную $x$ мы обозначали количество муки во втором мешке, по условию в первом в три раза больше.

    Муки в первом мешке: $700\cdot 3=2100$ кг.

    Муки во втором мешке: $700$ кг.

    Задача 3.
    В первом мешке в 4 раза больше картофеля, чем во втором. После того, как из одного мешка взяли 40 кг картофеля, а во второй насыпали ещё 5 кг, в обоих мешках картофеля стало поровну. Сколько килограммов картофеля было во втором мешке.

    Пусть во втором мешке $x$ кг картофеля, тогда в первом мешке $4x$ кг. Из первого взяли $40$ кг, тогда в первом стало: $4x-40$. Во второй мешок насыпали $5$ кг и теперь в нём: $x+5$ кг картошки. Нам известно, что после этих изменений количество картофеля в мешках стало поровну, запишем это с помощью линейного уравнения:

    Решим это линейное уравнение. Все слагаемые содержащие переменную перенесём влево, а свободные члены вправо и получим:

    Избавимся от коэффициента при неизвестном и получим ответ:

    Ответ.
    За переменную $x$ мы обозначали количество кг картошки во втором мешке, по условию в первом в четыре раза больше.

    Картошки в первом мешке: $15\cdot 4=60$ кг.

    Картошки во втором мешке: $15$ кг.

    Задача 4.
    По шоссе едут две машины с одной и той же скоростью. Если первая увеличит скорость на 20 км/ч, а вторая уменьшит скорость на 20 км/ч, то первая за 2 часа пройдёт то же самое расстояние, что и вторая за 4 часа. Найдите первоначальную скорость машин.

    Пусть машины едут со скоростью $v$ км/ч, тогда после ускорения первой машины её скорость стала: $v+20$ км/ч, а скорость второй машины после замедления стала: $v-20$ км/ч. Нам известно по условию, что после изменения скоростей машин, первая проходит за два часа ровно столько, сколько вторая за четыре, тогда имеем:

    По известной нам формуле $S=vt$ ($S$ — расстояние, $v$ — скорость, $t$ — время)

    Сократим обе части равенства на $2$, тогда получим: $v+20=2(v-20)$. Раскроем скобки в правой части уравнения и сгруппируем все переменные в правой части равенства.

    Ответ.
    В качестве неизвестной величины в задаче мы взяли $v$ (первоначальную скорость машин).

    Первоначальная скорость машин: $v=60$ км/ч.

    Задача 5.
    В первую бригаду привезли раствора цемента на 50 кг меньше, чем во вторую. Каждый час работы первая бригада расходовала 150 кг раствора, а вторая – 200кг. Через 3 ч работы в первой бригаде осталось раствора в 1,5 раза больше, чем во второй. Сколько раствора привезли в каждую бригаду?

    Пусть во вторую бригаду привезли $x$ кг раствора цемента, тогда в первую бригаду привезли $x-50$ кг. Через 3 часа работы у первой бригады осталось $x-50-3\cdot 150$ кг цемента, а у второй $x-3\cdot 200$ кг.

    По условию известно, что через 3 часа работы в первой бригаде осталось в 1,5 раза больше цемента, чем во второй, тогда имеем:

    $$x-50-3\cdot 150=1,5(x-3\cdot 200)$$

    Осталось решить данное уравнение относительно $x$ и истолковать ответ.

    Упростим и раскроем скобки в правой части, тогда получим:

    Если вам неудобно работать с десятичными дробями, то вы всегда можете их переводить в рациональный вид: $1,5=\frac<15><10>=\frac<3><2>$.

    Запишем с учётом перевода дробей и упростим:

    Перенесём слагаемые содержащие переменную в правую сторону, а всё остальное в левую:

    Домножим обе части на 2 и получим ответ:

    Ответ.
    В качестве переменной в задаче мы взяли $x$ (кол-во кг цемента который привезли во вторую бригаду), по условию в первую привезли на 50 кг меньше, а значит $x-50$

    Кол-во цемента в первой бригаде: $800-50=750$ кг.

    Кол-во цемента во второй бригаде: $800$ кг.

    Задачи для самостоятельного решения

    По контракту работникам причитается 48 франков за каждый отработанный день, а за каждый неотработанный день с них вычитается по 12 франков. Через 30 дней выяснилось, что работникам ничего не причитается. Сколько дней они отработали в течение этих 30 дней?

    Пусть работники отработали $n$ дней, тогда $30-n$ дней они не отработали.

    В итоге мы понимаем, что за $n$ рабочих дней они зарабатывают $48n$ франков и с них вычитается за $30-n$ не отработанных дней по $12(30-n)$ франков. Тогда ясно, что: $48n-12(30-n)=0$

    Ответ: Рабочие отработали 6 дней.

    Кирпич весит фунт и полкирпича. Сколько фунтов весит кирпич?

    Пусть целый кирпич весит весит $k$ фунтов, тогда имеем:

    1 фунт и половина кирпича = целый кирпич.

    Бутылка с пробкой стоит 10 копеек, причем бутылка на 9 копеек дороже пробки. Сколько стоит бутылка без пробки?

    Пусть бутылка стоит $b$ копеек, а пробка $p$ копеек, тогда:

    $b+p=10$ и $b=p+9$, подставив значение $b$ в первое равенство — получим:

    Т.е пробка стоит пол копейки, тогда бутылка $9,5$ копеек.

    Ответ: 9,5 копеек стоит бутыка без пробки.

    На свитер, шапку и шарф израсходовали 555 г шерсти, причем на шапку ушло в 5 раз меньше шерсти, чем на свитер, и на 5 г больше, чем на шарф. Сколько шерсти израсходовали на каждое изделие?

    Пусть на свитер потратили $5x$ г шерсти, тогда на шапку ушло $x$ г и на шарф потребовалось $x-5$ г, имеем:

    Ответ: На шапку ушло $80$ г, на свитер $5\cdot 80=400$ г, на шарф $80-5=75$ г.

    Три пионерских звена собрали для школьной библиотеки 65 книг. Первое звено собрало на 10 книг меньше, чем второе, а третье — 30% того числа книг, которое собрали первое и второе звено вместе. Сколько книг собрало каждое звено?

    Пусть второе звено собрало $x$ книг, тогда первое собрало $x-10$ книг, а третье $0,3(2x-10)$, имеем:

    $$2x-10+0,3\cdot 2x-0,3\cdot 10=65$$

    $$2x+0,3\cdot 2x=65+10+0,3\cdot 10$$

    Ответ: Первое звено собрало $30-10=20$ книг, второе $30$ книг, третье $0,3(60-10)=15$ книг.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/529455

    http://reshu.su/algebra/06/