Как составить уравнения реакций идущих до конца

Урок 12. Составление уравнений химических реакций

В уроке 12 «Составление уравнений химических реакций» из курса «Химия для чайников» мы научимся составлять уравнения химических реакций и правильно расставлять в них коэффициенты.

Составлять химические уравнения и производить расчеты по ним нужно, опираясь на закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Рассмотрим, как можно составить химическое уравнение, на примере реакции меди с кислородом.

Слева запишем названия исходных веществ, справа — продуктов реакции. Если веществ два и более, соединяем их знаком «+». Между левой и правой частями пока поставим стрелку:

медь + кислород → соединение меди с кислородом.

Подобное выражение называют схемой химической реакции. Запишем эту схему при помощи химических формул:

Число атомов кислорода в левой части схемы равно двум, а в правой — одному. Так как при химических реакциях атомы не исчезают, а происходит только их перегруппировка, то число атомов каждого элемента до реакции и после реакции должно быть одинаковым. Чтобы уравнять число атомов кислорода в левой и правой частях схемы, перед формулой CuO ставим коэффициент 2:

Теперь число атомов меди после реакции (в правой части схемы) равно двум, а до реакции (в левой части схемы) — только одному, поэтому перед формулой меди Cu так же поставим коэффициент 2. В результате произведенных действий число атомов каждого вида в левой и правой частях схемы одинаково, что дает нам основание заменить стрелку на знак «=» (равно). Схема превратилась в уравнение химической реакции:

Это уравнение читается так: два купрум плюс о-два равно два купрум-о (рис. 60).

Рассмотрим еще один пример химической реакции между веществами СН4 (метан) и кислородом. Составим схему реакции, в которой слева запишем формулы метана и кислорода, а справа — формулы продуктов реакции — воды и соединения углерода с кислородом (углекислый газ):

Обратите внимание, что в левой части схемы число атомов углерода равно их числу в правой части. Поэтому уравнивать нужно числа атомов водорода и кислорода. Чтобы уравнять число атомов водорода, поставим перед формулой воды коэффициент 2:

Теперь число атомов водорода справа стало 2×2=4 и слева — также четыре. Далее посчитаем число атомов кислорода в правой части схемы: два атома кислорода в молекуле углекислого газа (1×2=2) и два атома кислорода в двух молекулах воды (2×1=2), суммарно 2+2=4. В левой части схемы кислорода только два атома в молекуле кислорода. Для того чтобы уравнять число атомов кислорода, поставим коэффициент 2 перед формулой кислорода:

В результате проведенных действий число атомов всех химических элементов до реакции равно их числу после реакции. Уравнение составлено. Читается оно так: це-аш-четыре плюс два о-два равно це-о-два плюс два аш-два-о (рис. 61).

Данный способ расстановки коэффициентов называют методом подбора.

В химии существуют и другие методы уравнивания чисел атомов элементов в левой и правой частях уравнений реакций, с которыми мы познакомимся позднее.

Краткие выводы урока:

Для составления уравнений химических реакций необходимо соблюдать следующий порядок действий.

  1. Установить состав исходных веществ и продуктов реакции.
  2. Записать формулы исходных веществ слева, продуктов реакции — справа.
  3. Между левой и правой частями уравнения сначала поставить стрелку.
  4. Расставить коэффициенты, т. е. уравнять числа атомов каждого химического элемента до и после реакции.
  5. Связать левую и правую части уравнения знаком «=» (равно).

Надеюсь урок 12 «Составление уравнений химических реакций» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к следующему уроку.

Please wait.

We are checking your browser. gomolog.ru

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6df95093aa20453a • Your IP : 85.95.188.35 • Performance & security by Cloudflare

Реакции ионного обмена и
условия их протекания до конца

В курсе химии средней школы первоначальное знакомство с реакциями обмена у школьников происходит в 8-м классе. Здесь дается понятие реакций обмена как реакций, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. А уже в курсе химии 9-го класса акцентируется внимание учащихся на том, что это тип реакций, протекающих без изменения степеней окисления элементов у веществ. В нашей школе химия преподается по учебнику Ф.Г.Фельдмана и Г.Е.Рудзитиса, естественно, с дополнительным включением всех недостающих тем и вопросов в соответствии с госстандартом. Для облегчения работы с материалами курса «Химия-9» я уже в 8-м классе изучаю этот материал в полном объеме, с подробным разбором сложных примеров реакций ионного обмена. А сэкономленное время использую в 9-м классе на изучение органической химии (хотя считаю введение ее в программу на этой ступени изучения химии нецелесообразным).
Предлагаю свой вариант изложения этой темы в 8-м классе с большим числом примеров и трехуровневой проверочной работой.

Правила написания уравнений реакций в ионном виде

Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.
Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ, обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.
Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.
Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение.

Условия, при которых реакции ионного обмена
протекают до конца

1. Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода.

Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:

Неизменность степеней окисления элементов во всех веществах до и после реакции говорит о том, что реакции обмена не являются окислительно-восстановительными.

Полное ионное уравнение реакции:

K + + OH – + H + + Cl – = K + + Cl – + H2O.

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Молекулярное уравнение реакции основного оксида с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

Cокращенное ионное уравнение реакции:

CaO + 2H+ = Ca 2+ + H2O.

Молекулярное уравнение реакции нерастворимого основания с кислотой:

3Mg(OH)2 + 2H3PO4 = Mg3(PO4)2 + 6H2O.

Полное ионное уравнение реакции:

В данном случае полное ионное уравнение совпадает с сокращенным ионным уравнением.

Молекулярное уравнение реакции амфотерного оксида с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

Cокращенное ионное уравнение реакции:

2. Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.

Молекулярное уравнение реакции растворимой соли со щелочью:

CuCl2 + 2KOH = 2KCl + Cu(OH)2.

Полное ионное уравнение реакции:

Cu 2+ + 2Cl – + 2K + + 2OH – = 2K + + 2Cl – + Cu(OH)2.

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Cu 2+ + 2OH – = Cu(OH)2.

Молекулярное уравнение реакции двух растворимых солей:

Al2(SO4)3 + 3BaCl2 = 3BaSO4 + 2AlCl3.

Полное ионное уравнение реакции:

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Молекулярное уравнение реакции нерастворимого основания с кислотой:

Fe(OH)3 + H3PO4 = FePO4 + 3H2O.

Полное ионное уравнение реакции:

В данном случае полное ионное уравнение реакции совпадает с сокращенным. Эта реакция протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу два факта: образование вещества, нерастворимого в воде, и выделение воды.

3. Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.

Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (сульфида) с кислотой:

K2S + 2HCl = 2KCl + H2S.

Полное ионное уравнение реакции:

2K + + S 2– + 2H + + 2Cl – = 2K + + 2Cl – + H2S.

Cокращенное ионное уравнение реакции:

S 2– + 2H + = H2S.

Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната) с кислотой:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2

Полное ионное уравнение реакции:

Cокращенное ионное уравнение реакции:

О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода(IV).

Молекулярное уравнение реакции нерастворимой соли (карбоната) с кислотой:

3СaCO3 + 2H3РO4 = Са3(PO4)2 + 3H2O + 3CO2

Полное ионное уравнение реакции:

В данном случае полное ионное уравнение реакции совпадает с сокращенным уравнением. Эта реакция протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу три признака: выделение газа, образование осадка и выделение воды.

Запись сложных химических уравнений реакций в ионном виде

Молекулярное уравнение реакции обмена с участием воды:

2FeCl3 + 3K2CO3 + 3H2O = 6KCl + 2Fe(ОН)3 + 3СО2

Полное ионное уравнение реакции:

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Данная реакция ионного обмена протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу два признака: выделение газа и образование осадка.

Молекулярное уравнение реакции металлического цинка с водной щелочью:

Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2

Полное ионное уравнение реакции:

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Молекулярное уравнение реакции амфотерного оксида с водной щелочью:

Полное ионное уравнение реакции:

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Молекулярное уравнение реакции нерастворимого карбоната с растворимой в воде солью:

СaCO3 + CuCl2 + H2O = Cu(OH)2 + CaCl2 + CO2

Полное ионное уравнение реакции:

СaCO3 + Cu 2+ + 2Cl – + H2O = Cu(OH)2+ Ca 2+ + 2Cl – + CO2

Cокращенное ионное уравнение реакции:

СaCO3 + Cu 2+ + H2O = Cu(OH)2 + Ca 2+ + CO2

Проверочная работа по теме «Ионный обмен»

Вариант на оценку «5»

1. Приведите полные ионные и молекулярные уравнения реакций, соответствующие сокращенным ионным уравнениям:

ZnO + 2H + = Zn 2+ + H2O,

Ag + + Cl – = AlCl,

2. Приведите по одному примеру реакции ионного обмена, протекающей до конца с: а) выделением воды; б) образованием осадка; в) одновременным выделением газа и воды.

Вариант на оценку «4»

1. Напишите в молекулярном, полном и сокращенном ионных видах следующие уравнения реакций:

2. Приведите пример реакции, для которой полное ионное уравнение совпадает с сокращенным.

Вариант на оценку «3»

1. Назовите условия, при которых реакции ионного обмена протекают до конца, приведите по одному примеру на каждое условие.
2. Покажите на конкретных примерах, что реакции ионного обмена не являются окислительно-восстановительными.

ЛИТЕРАТУРА

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-8, 9. М.: Просвещение, 1990;
Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия, 1988;
Макареня А.А. Повторим химию. М.: Высшая школа, 1989;
Романцева Л.М. Сборник задач и упражнений по общей химии. М.: Высшая школа, 1991.

В.А.ДЕМИДОВ,
учитель химии
Синегорской средней школы
(Нагорский р-н, Кировская обл.)


источники:

http://gomolog.ru/reshebniki/8-klass/tetrad-gabrielyan-2020/32/chast-2-zadanie-2.html

http://him.1sept.ru/article.php?ID=200300207