Кислород: химия кислорода
Кислород
Положение в периодической системе химических элементов
Кислород расположен в главной подгруппе VI группы (или в 16 группе в современной форме ПСХЭ) и во втором периоде периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Электронное строение кислорода
Электронная конфигурация кислорода в основном состоянии :
+8O 1s 2 2s 2 2p 4 1s 2s 2p
Атом кислорода содержит на внешнем энергетическом уровне 2 неспаренных электрона и 2 неподеленные электронные пары в основном энергетическом состоянии.
Физические свойства и нахождение в природе
Кислород О2 — газ без цвета, вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха. Плохо растворим в воде. Жидкий кислород – голубоватая жидкость, кипящая при -183 о С.
Озон О3 — при нормальных условиях газ голубого цвета со специфическим запахом, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода.
Кислород — это самый распространённый в земной коре элемент. Кислород входит в состав многих минералов — силикатов, карбонатов и др. Массовая доля элемента кислорода в земной коре — около 47 %. Массовая доля элемента кислорода в морской и пресной воде составляет 85,82 %.
В атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95 % по объёму и 23,10 % по массе.
Способы получения кислорода
В промышленности кислород получают перегонкой жидкого воздуха.
Лабораторные способы получения кислорода:
- Разложение некоторых кислородосодержащих веществ:
Разложение перманганата калия:
Разложение бертолетовой соли в присутствии катализатора MnO2 :
2KClO3 → 2KCl + 3O2
Разложение пероксида водорода:
2HgO → 2Hg + O2
Соединения кислорода
Основные степени окисления кислород +2, +1, 0, -1 и -2.
Степень окисления | Типичные соединения |
+2 | Фторид кислорода OF2 |
+1 | Пероксофторид кислорода O2F2 |
-1 | Пероксид водорода H2O2 Пероксид натрия Na2O2 и др. |
-2 | Вода H2O Оксиды металлов и неметаллов Na2O, SO2 и др. Соли кислородсодержащих кислот Кислородсодержащие органические вещества Основания и амфотерные гидроксиды |
Химические свойства
При нормальных условиях чистый кислород — очень активное вещество, сильный окислитель. В составе воздуха окислительные свойства кислорода не столь явно выражены.
1. Кислород проявляет свойства окислителя (с большинством химических элементов) и свойства восстановителя (только с более электроотрицательным фтором). В качестве окислителя кислород реагирует и с металлами , и с неметаллами . Большинство реакций сгорания простых веществ в кислороде протекает очень бурно, иногда со взрывом.
1.1. Кислород реагирует с фтором с образованием фторидов кислорода:
С хлором и бромом кислород практически не реагирует, взаимодействует только в специфических очень жестких условиях.
1.2. Кислород реагирует с серой и кремнием с образованием оксидов:
1.3. Фосфор горит в кислороде с образованием оксидов:
При недостатке кислорода возможно образование оксида фосфора (III):
Но чаще фосфор сгорает до оксида фосфора (V):
1.4. С азотом кислород реагирует при действии электрического разряда, либо при очень высокой температуре (2000 о С), образуя оксид азота (II):
N2 + O2→ 2NO
1.5. В реакциях с щелочноземельными металлами, литием и алюминием кислород также проявляет свойства окислителя. При этом образуются оксиды:
2Ca + O2 → 2CaO
Однако при горении натрия в кислороде преимущественно образуется пероксид натрия:
2Na + O2→ Na2O2
А вот калий, рубидий и цезий при сгорании образуют смесь продуктов, преимущественно надпероксид:
K + O2→ KO2
Переходные металлы окисляются кислород обычно до устойчивых степеней окисления.
Цинк окисляется до оксида цинка (II):
2Zn + O2→ 2ZnO
Железо , в зависимости от количества кислорода, образуется либо оксид железа (II), либо оксид железа (III), либо железную окалину:
2Fe + O2→ 2FeO
4Fe + 3O2→ 2Fe2O3
3Fe + 2O2→ Fe3O4
1.6. При нагревании с избытком кислорода графит горит , образуя оксид углерода (IV):
при недостатке кислорода образуется угарный газ СО:
2C + O2 → 2CO
Алмаз горит при высоких температурах:
Горение алмаза в жидком кислороде:
Графит также горит:
Графит также горит, например, в жидком кислороде:
Графитовые стержни под напряжением:
2. Кислород взаимодействует со сложными веществами:
2.1. Кислород окисляет бинарные соединения металлов и неметаллов: сульфиды, фосфиды, карбиды, гидриды . При этом образуются оксиды:
4FeS + 7O2→ 2Fe2O3 + 4SO2
Ca3P2 + 4O2→ 3CaO + P2O5
2.2. Кислород окисляет бинарные соединения неметаллов:
- летучие водородные соединения ( сероводород, аммиак, метан, силан гидриды . При этом также образуются оксиды:
2H2S + 3O2→ 2H2O + 2SO2
Аммиак горит с образованием простого вещества, азота:
4NH3 + 3O2→ 2N2 + 6H2O
Аммиак окисляется на катализаторе (например, губчатое железо) до оксида азота (II):
4NH3 + 5O2→ 4NO + 6H2O
- прочие бинарные соединения неметаллов — как правило, соединения серы, углерода, фосфора ( сероуглерод, сульфид фосфора и др.):
CS2 + 3O2→ CO2 + 2SO2
- некоторые оксиды элементов в промежуточных степенях окисления ( оксид углерода (II), оксид железа (II) и др.):
2CO + O2→ 2CO2
2.3. Кислород окисляет гидроксиды и соли металлов в промежуточных степенях окисления в водных растворах.
Например , кислород окисляет гидроксид железа (II):
Кислород окисляет азотистую кислоту :
2.4. Кислород окисляет большинство органических веществ. При этом возможно жесткое окисление (горение) до углекислого газа, угарного газа или углерода:
CH4 + 2O2→ CO2 + 2H2O
2CH4 + 3O2→ 2CO + 4H2O
CH4 + O2→ C + 2H2O
Также возможно каталитическое окисление многих органических веществ (алкенов, спиртов, альдегидов и др.)
Урок 18. Физические и химические свойства кислорода
В уроке 18 «Физические и химические свойства кислорода» из курса «Химия для чайников» выясним, какие физические и химические свойства имеет кислород и узнаем о реакциях горения.
Как у любого химического вещества, у кислорода есть свой набор физических и химических свойств, по которым его можно отличить от других веществ.
Физические свойства
По своим физическим свойствам простое вещество кислород относится к неметаллам. При нормальных условиях он находится в газообразном агрегатном состоянии. Кислород не имеет цвета, запаха и вкуса. Масса кислорода объемом 1 дм 3 при н. у. равна примерно 1,43 г.
При температуре ниже −183 °С кислород превращается в голубую жидкость, а при −219 °С эта жидкость переходит в твердое вещество. Это означает, что температура кипения кислорода равна: t кип.= −183 °С, а температура плавления составляет: t пл.= −219 °С. Кислород плохо растворяется в воде.
Химические свойства
Кислород является химически активным веществом. Он способен вступать в реакции с множеством других веществ, однако для протекания большинства этих реакций необходима более высокая, чем комнатная, температура. При нагревании кислород реагирует с неметаллами и металлами.
Если стеклянную колбу наполнить кислородом и внести в нее ложечку с горящей серой, то сера вспыхивает с образованием яркого пламени и быстро сгорает (рис. 80).
Химическую реакцию, протекающую в этом случае, можно описать следующим уравнением:
В результате реакции образуется вещество SO2, которое называется сернистым газом. Сернистый газ имеет резкий запах, который вы ощущаете при зажигании обычной спички. Это говорит о том, что в состав головки спички входит сера, при горении которой и образуется сернистый газ.
Подожженный красный фосфор в колбе с кислородом вспыхивает еще ярче и быстро сгорает, образуя густой белый дым (рис. 81).
При этом протекает химическая реакция:
Белый дым состоит из маленьких твердых частиц продукта реакции — P2O5.
Если в колбу с кислородом внести тлеющий уголек, состоящий в основном из углерода, то он также вспыхивает и сгорает ярким пламенем (рис. 82).
Протекающую химическую реакцию можно представить следующим уравнением:
Продуктом реакции является CO2, или углекислый газ, с которым вы уже знакомы. Доказать образование углекислого газа можно, добавив в колбу немного известковой воды. Помутнение свидетельствует о присутствии CO2 в колбе.
Возгорание уголька можно использовать для отличия кислорода от других газов. Если в сосуд (колбу, пробирку) с газом внести тлеющий уголек и он вспыхнет, то это указывает на наличие в сосуде кислорода.
Кроме неметаллов, с кислородом реагируют и многие металлы. Внесем в колбу с кислородом раскаленную стальную проволоку, состоящую в основном из железа. Проволока начинает ярко светиться и разбрасывать в разные стороны раскаленные искры, как при горении бенгальского огня (рис. 83).
При этом протекает следующая химическая реакция:
В результате реакции образуется вещество Fe3O4 (железная окалина). В состав формульной единицы этого вещества входят три атома железа, причем один из них имеет валентность II, а два других атома имеют валентность III. Поэтому формулу этого вещества можно представить в виде FeO * Fe2O3.
На заметку: Реакцию железа с кислородом используют для резки стальных изделий. Для этого определенный участок детали сначала нагревают с помощью кислородногазовой горелки. Затем направляют на нагретое место струю чистого кислорода, для чего перекрывают кран поступления горючего газа в горелку. Нагретое до высокой температуры железо вступает в химическую реакцию с кислородом и превращается в окалину. Так можно разрезать очень толстые железные детали.
Реакции горения
Общим для рассмотренных нами реакций является то, что при их протекании выделяется много света и теплоты. Очень многие вещества именно так взаимодействуют между собой.
Рассмотренные выше реакции простых веществ серы, фосфора, углерода и железа с кислородом являются реакциями горения.
Реакциями горения называются химические реакции, протекающие с выделением большого количества теплоты и света.
Кроме простых веществ, в кислороде горят и многие сложные вещества, например метан CH4. При горении метана образуются углекислый газ и вода:
В результате этой реакции выделяется очень много теплоты. Вот почему ко многим домам подведен природный газ, основным компонентом которого является метан. Теплота, выделяющаяся при горении метана, используется для приготовления пищи и других целей.
На заметку: Некоторые химические реакции протекают очень быстро. Такие реакции называют взрывными или просто взрывами. Например, взаимодействие кислорода с водородом может протекать в форме взрыва.
Горение может протекать не только в кислороде, но и в других газах. Об этих процессах вы узнаете при дальнейшем изучении химии.
Горение веществ на воздухе и в кислороде
Вы уже знаете, что в состав окружающего нас воздуха входит кислород. Поэтому многие вещества горят не только в чистом кислороде, но и на воздухе.
Горение на воздухе протекает чаще всего гораздо медленнее, чем в чистом кислороде. Происходит это потому, что в воздухе лишь одна пятая часть по объему приходится на кислород. Если уменьшить доступ воздуха к горящему предмету (а следовательно, уменьшить доступ кислорода), горение замедляется или прекращается. Отсюда понятно, почему для тушения загоревшегося предмета на него следует набросить, например, одеяло или плотную тряпку.
На заметку : При пожарах для тушения горящих предметов часто используют пену (рис. 84). Она обволакивает горящий предмет и прекращает доступ к нему кислорода. Горение сначала замедляется, а затем прекращается совсем.
Некоторые вещества, быстро сгорающие в кислороде, на воздухе не горят вообще. Так, если нагреть железную проволоку на воздухе даже до белого каления, она все равно не станет гореть, тогда как в чистом кислороде быстро сгорает с образованием раскаленных искр.
Краткие выводы урока:
- При обычных условиях кислород — газ, не имеющий цвета, запаха и вкуса, плохо растворимый в воде.
- Кислород обладает высокой химической активностью. Он вступает в химические реакции со многими простыми и сложными веществами.
- Химические реакции, протекающие с выделением большого количества теплоты и света, называют реакциями горения.
- В чистом кислороде вещества горят намного быстрее, чем на воздухе.
Надеюсь урок 18 «Физические и химические свойства кислорода» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.
Правила составления уравнения реакции горения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИВАНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ»
Кафедра химии, теории горения и взрыва
Т.А Мочалова, Д.В. Батов, А.В. Петров
Теория горения и взрыва
Задания и методические указания по выполнению
Расчетно-графической работы
Иваново
Мочалова Т.А, Батов Д.В., Петров А.В. Теория горения и взрыва. Задания и методические рекомендации по выполнению расчетно-графической работы. Учебное пособие. Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2012.- 38 с.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по специальности 280705 Пожарная безопасность и направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность. Учебное пособие охватывает основные темы дисциплины «Теория горения и взрыва» и рассчитано на более глубокое ее усвоение. Пособие содержит варианты контрольных заданий и методические рекомендации по выполнению расчетно-графической работы по дисциплине «Теория горения и взрыва».
Печатается по решению Редакционно-издательского совета института
Рассмотрено и рекомендовано к публикации кафедрой химии, теории горения и взрыва, протокол № 7 от 22 декабря 2011 года.
Ведущий научный сотрудник ФГБУН
Институт химии растворов им. Г.А.Крестова РАН
доктор химических наук П.Р.Смирнов
кафедры физики и теплотехники
Ивановского института ГПС МЧС России
кандидат химических наук О.Е.Сторонкина
© Ивановский институт ГПС МЧС России, 2012
Стр. |
Список используемых сокращений |
ВВЕДЕНИЕ |
Общие указания по выполнению расчетно-графической работы |
Правила составления уравнения реакции горения |
Пример решения задач |
Задачи для самостоятельного решения |
Список рекомендуемой литературы |
Приложения |
Список используемых сокращений
КПР – концентрационные пределы распространения пламени
НКПР – нижний концентрационный предел распространения пламени
ВКПР — верхний концентрационный предел распространения пламени
ТПР – температурные пределы распространения пламени
ПГ – продукты горения
ГВ – горючее вещество
Введение
В результате изучения дисциплины «Теория горения и взрыва» у обучающихся формируется теоретический фундамент для глубокого осмысления всей системы показателей пожарной опасности веществ и материалов как совокупности предельных условий и параметров возникновения и прекращения горения.
Овладение методами расчета показателей пожарной опасности веществ необходимо, прежде всего, для будущей практической деятельности: для решения вопросов обеспечения безопасности технологических процессов, зданий и сооружений, а также обеспечения пожарной безопасности людей во время пожаров.
Использование знаний о механизмах протекания горения дает возможность управлять горением на пожаре, организовывать профилактические меры против возникновения самовоспламенения, самовозгорания, воспламенения, меры по снижению интенсивности горения на пожаре, его локализации и тушению.
1. Общие указания по выполнению расчетно-графической работы
В соответствие с учебным планом обучающиеся по дисциплине «Теория горения и взрыва» обязаны выполнить расчетно-графическую работу. Расчетно-графическая работа выполняется по индивидуальному заданию.
Вариант задания выбирается по двум последним цифрам номера зачётной книжки (Приложение 1).
При необходимости преподаватель имеет право изменить вариант расчетно-графической работы обучающегося.
Расчетно-графические работы могут быть оформлены как в ученических тетрадях в объеме не более 18 листов рукописного текста, так и на листах формата А-4, в объеме не более 15 листов, компьютерным набором, ориентация книжная.
При выполнении расчетно-графической работы в ученической тетради с полями, содержащей не менее 18 листов, на титульном листе тетради должны быть указаны звание, фамилия, имя, отчество, номер зачётной книжки и номер учебной группы обучающегося. Работа выполняется аккуратно, разборчивым почерком через строчку, графики вычерчиваются при помощи линейки и карандаша. В задании должны быть представлены номер и полный текст задачи.
При выполнении расчетно-графической работы на компьютере необходимо учитывать следующие требования:
— ориентация страниц – книжная;
— на титульном листе указывается министерство, название кафедры, фамилия, инициалы обучающегося, номер учебной группы, номер варианта, должность, фамилия, инициалы преподавателя (приложение 3);
— поля: верхнее – 1 см, левое – 2 см, нижнее – 1 см, правое – 1 см;
— интервал между строками- одинарный;
— красная строка 1,5 см от левой границы текста;
— нумерация по центру листа внизу;
— шрифт Times New Roman, размер шрифта 14;
— работа скрепляется в папку-скоросшиватель.
Задание должно быть оформлено в соответствии со следующей схемой: формулировка задачи, дано, найти, решение, ответ.
При решении задач даются ссылки на использованные справочные данные и соответствующий литературный источник. Литература, используемая в процессе выполнения задания, приводится в конце работы. Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии (Приложение 1).
Выполненная и правильно оформленная расчетно-графическая работа сдается преподавателю. Работа, выполненная не по своему варианту, к зачету не принимается. Такая работа должна быть выполнена повторно.
Правила составления уравнения реакции горения
При решении практически всех задач по дисциплине «Теория горения и взрыва» необходимо составить уравнение реакции горения. Поэтому очень важно научиться делать это правильно. Изучите изложенные ниже правила составления уравнений реакции горения, разберите примеры.
Правило № 1. В левой части уравнения записываем горючее вещество и окислитель [воздух в виде(O2 + 3,76N2)].
Правило № 2.В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, учитывая, что:
углерод (С), содержащийся в горючем веществе, превращается в CO2,
сера (S), содержащаяся в горючем веществе, превращается в SO2,
фосфор (Р), содержащийся в горючем веществе, превращается в P2O5,
водород (Н), содержащийся в горючем веществе, превращается в H2O,
хлор (Cl), содержащийся в горючем веществе, превращается в HCl,
фтор (F), содержащийся в горючем веществе, превращается в HF,
бром (Br), содержащийся в горючем веществе, превращается в HBr,
йод (I), содержащийся в горючем веществе, превращается в HI,
кислород (О), содержащийся в горючем веществе, входит в состав образующихся оксидов (CO2, SO2, H2O) как и кислород воздуха.
азот (N), при температуре горения ниже 2000 о С не вступает в реакцию. Поскольку, в условиях реального пожара температура не превышает значения 1500 – 1600 о С, то принимают, что азот выделяется в свободном виде (N2). Следовательно, 3,76 молей N2 из воздуха переходят в неизменном виде в продукты горения.
Если горючее вещество содержит другие элементы, то они переходят в высшие оксиды.
Правило № 3. Атомы кислорода, входящие в состав молекул горючего вещества (например, C2H6OS — 2-тиолэтанол), участвуют в реакции горения в качестве окислителя, как кислород воздуха.
Правило № 4.Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения для того, чтобы в исходных веществах (левая часть уравнения) и получившихся из них продуктах реакции (правая часть уравнения) содержалось одинаковое количество атомов данного вида. При подсчете количества атомов данного вида стехиометрические коэффициенты и индексы, указывающие количество атомов в молекуле, перемножаются.
Рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.
Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1, так как все расчеты ведут на 1 моль горючего вещества.
Перед формулой углекислого газа ставится коэффициент равный количеству атомов углерода в молекуле горючего вещества.
Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав молекул горючего вещества, за исключением Н, О и N.
Уравниваем число атомов водорода, учитывая их содержание в молекулах галогеноуглеводородов и воды.
Уравниваем число атомов кислорода, рассчитав их количество в правой части уравнения и учитывая атомы кислорода, содержащиеся в молекуле горючего вещества.
Коэффициент, поставленный перед молекулой кислорода, переносим в правую часть уравнения и ставим перед 3,76N2. Уравниваем число атомов азота, содержащиеся в молекуле горючего вещества.
Рассмотрим несколько примеров составления реакций горения веществ в воздухе, в которых использованы описанные выше правила.
Пример 1. Составить уравнение реакции горения С6Н4N2О4 в воздухе.
1. В левой части уравнения записываем формулу горючего вещества плюс воздух:
2. В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, основываясь на составе молекулы горючего вещества (правило 2):
Таким образом, углерод (С), содержащийся в горючем веществе, перешел в СО2, водород превратился в воду, кислород вошел в состав воды и углекислого газа, азот выделился в свободном виде — N2. Азот, содержащийся в воздухе, также не участвует в реакции горения и выделяется в неизменном виде – 3,76 N2.
3. Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения.
а) Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1:
б) Перед формулой углекислого газа ставим коэффициент 6, равный количеству атомов углерода в молекуле горючего вещества:
в) Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав молекулы горючего вещества, за исключением Н и О. В данном случае уравниваем число атомов азота. В состав горючего вещества входят два атома азота. В составе выделившейся молекулы азота тоже два атома, поэтому перед молекулой азота в продуктах реакции ставим коэффициент 1:
г) Уравниваем число атомов водорода. В составе молекулы горючего вещества четыре атома водорода. В состав молекулы воды входит только два атома. Следовательно, перед формулой воды ставим коэффициент 2:
д) Уравниваем число атомов кислорода. Для этого рассчитываем число атомов кислорода в правой части уравнения:
в составе шести молекул углекислого газа: 6 ∙ 2 = 12;
в составе двух молекул воды: 2 ∙ 1 = 2;
итого: 12 + 2 = 14 атомов кислорода.
Рассчитываем число атомов кислорода в левой части уравнения. В составе молекулы горючего вещества имеется 4 атома кислорода. Вычитаем это число из количества атомов кислорода в правой части уравнения (14 – 4 = 10). Затем делим полученное число на 2 (количество атомов водорода в Н2О) (10/2 = 5) и ставим полученный коэффициент перед воздухом:
е) коэффициент 5, поставленный перед воздухом, ставим перед 3,76N2 в правой части уравнения:
Чтобы убедиться в правильности составленного уравнения реакции горения, рассчитаем количество атомов одних и тех же элементов в его правой и левой частях:
С – слева 6, справа 6 ∙ 1 = 6;
Н – слева 4, справа 2 ∙ 2 = 4;
N – слева: в горючем веществе 2, в воздухе 5∙ 3,76 = 18,8, итого 20,8;
справа 2 + 5∙ 3,76 = 20,8;
О — слева: в горючем веществе 4, в воздухе 5 ∙ 2 = 10, итого 14;
справа: в углекислом газе 6 ∙ 2 = 12, в воде 2 ∙ 1 = 2, итого 14.
Вывод: уравнение реакции горения составлено верно.
Пример 2. Составить уравнение реакции горения п-дихлорбензола (С4Н4Сl2) в воздухе.
1. В левой части уравнения записываем формулу горючего вещества плюс воздух:
2. В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, основываясь на составе молекулы горючего вещества (правило 2):
Таким образом, углерод (С), содержащийся в горючем веществе, перешел в СО2, водород превратился в воду, хлор превратился в хлороводород. Азот, содержащийся в воздухе, не участвует в реакции горения и выделяется в неизменном виде – 3,76 N2.
3. Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения.
а) Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1:
б) Перед формулой углекислого газа ставим коэффициент 4, равный количеству атомов углерода в молекуле горючего вещества:
в) Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав горючего вещества, за исключением Н, О, N. В данном случае уравниваем число атомов хлора. В состав горючего вещества входят два атома хлора. В составе выделившейся молекулы хлороводорода один атом Cl, поэтому перед молекулой хлороводорода в продуктах реакции ставим коэффициент 2:
г) Уравниваем число атомов водорода. В составе молекулы горючего вещества четыре атома водорода. Из них два атома водорода уже вошли в состав двух молекул хлороводорода. Оставшиеся два атома водорода перейдут в состав молекулы Н2О. Следовательно, перед молекулой воды ставим коэффициент 1:
д) Уравниваем число атомов кислорода. Для этого рассчитываем число атомов кислорода в правой части уравнения:
в составе четырех молекул углекислого газа: 4 ∙ 2 = 8;
в составе одной молекулы воды: 1 ∙ 1 = 1;
итого: 8 + 1 = 9 атомов кислорода.
Рассчитываем число атомов кислорода в левой части уравнения. В составе молекулы горючего вещества нет атомов кислорода. Следовательно, делим количество атомов кислорода в правой части уравнения на 2 (9 /2 = 4,5) и ставим полученный коэффициент перед воздухом:
е) коэффициент 4,5, поставленный перед воздухом, ставим перед 3,76N2 в правой части уравнения:
Пример 3. Составить уравнение реакции горения ацетилена (С2Н2) в воздухе.
1. В левой части уравнения записываем формулу горючего вещества плюс воздух:
2. В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, основываясь на составе молекулы горючего вещества (правило 2):
Таким образом, углерод (С), содержащийся в горючем веществе, перешел в СО2, водород превратился в воду. Азот, содержащийся в воздухе, не участвует в реакции горения и выделяется в неизменном виде – 3,76 N2.
3. Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения.
а) Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1:
б) Перед формулой углекислого газа ставим коэффициент 2, равный количеству атомов углерода в молекуле ацетилена:
в) Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав горючего вещества, за исключением Н, О и N. В данном случае таких элементов нет.
г) Уравниваем число атомов водорода. В составе молекулы горючего вещества — два атома водорода. В состав молекулы воды входит также два атома водорода. Следовательно, перед молекулой воды ставим коэффициент 1:
д) Уравниваем число атомов кислорода. Для этого рассчитываем число атомов кислорода в правой части уравнения:
в составе двух молекул углекислого газа: 2 ∙ 2 = 4;
в составе одной молекулы воды: 1 ∙ 1 = 1;
итого: 4 + 1 = 5 атомов кислорода.
Рассчитываем число атомов кислорода в левой части уравнения. В составе молекулы горючего вещества нет атомов кислорода, следовательно, делим количество атомов кислорода в правой части уравнения на 2 (5/2 = 2,5) и ставим данный коэффициент перед воздухом:
е) коэффициент 2,5, поставленный перед воздухом, ставим перед 3,76N2 в правой части уравнения:
Пример 4. Составить уравнение реакции горения C6Н8SО3 в воздухе.
1.В левой части уравнения записываем формулу горючего вещества плюс воздух:
2. В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, основываясь на составе молекулы горючего вещества (правило 2):
Таким образом, углерод (С), содержащийся в горючем веществе, перешел в СО2, водород превратился в воду, кислород вошел в состав воды и углекислого газа, сера образовала оксид SO2. Азот воздуха не участвует в реакции горения и выделяется в неизменном виде – 3,76 N2.
3. Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения.
а) Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1:
б) Перед формулой углекислого газа ставим коэффициент 6, равный количеству атомов углерода в молекуле горючего вещества:
в) Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав горючего вещества, за исключением Н, О и N. В данном случае уравниваем число атомов серы. В состав молекулы горючего вещества входит один атом серы. В составе выделившейся молекулы SO2 тоже один атом, поэтому перед молекулой SO2 в продуктах реакции ставим коэффициент 1:
г) Уравниваем число атомов водорода. В составе молекулы горючего вещества восемь атомов водорода, а в состав молекулы воды входит только два атома. Следовательно, перед молекулой воды ставим коэффициент 4:
д) Уравниваем число атомов кислорода. Для этого рассчитываем число атомов кислорода в правой части уравнения:
в составе шести молекул углекислого газа: 6 ∙ 2 = 12;
в составе четырех молекул воды: 4 ∙ 1 = 4;
в составе одной молекулы оксида серы: 1∙ 2 = 2
итого: 12 + 4 + 2 = 18 атомов кислорода.
Рассчитываем число атомов кислорода в левой части уравнения. В составе молекулы горючего вещества имеется 3 атома кислорода. Вычитаем это число из количества атомов кислорода в правой части уравнения (18 – 3 = 15). Делим полученное число на 2 (15 /2 = 7,5) и ставим данный коэффициент перед воздухом:
е) коэффициент 7,5, поставленный перед воздухом, ставим перед 3,76N2 в правой части уравнения:
Многообразие реакций горения не исчерпывается рассмотренными в данном разделе примерами. Однако, используя описанные правила, можно самостоятельно составить реакцию горения многих других горючих веществ. Написание уравнений реакций горения является важной составной частью при решении многих задач в курсе «Теория горения и взрыва».
Пример решения задач
Задача. Используя данные таблицы, определить показатели пожарной опасности толуола: группу горючести, температуру вспышки; концентрационные пределы распространения пламени (в % и г/м 3 ) при t = 25, 45 и 65 o C, построить график зависимости КПР от температуры; температурные пределы распространения пламени, низшую теплоту сгорания по следствию из закона Гесса; максимальное давление взрыва, тротиловый эквивалент возможного аварийного взрыва при взрыве в технологическом оборудовании. Рассчитать объем воздуха, объем и процентный состав компонентов продуктов горения.
Начальное давление, Па | Начальная температура, 0 С | Температура взрыва, 0 С. | Масса вещества, кг | Коэффициент избытка воздуха |
101 300 | 1,3 |
1. Составляем уравнение реакции горения толуола в воздухе (см. правила составления уравнения реакции горения) и определяем стехиометрический коэффициент β (коэффициент перед кислородом):
2. Рассчитываем объём, занимаемый 1 кмоль воздуха при заданных условиях.
3. Рассчитываем молярную массу толуола.
М (C7H8) = 12 × 7 + 1 × 8 = 92 (кг/кмоль)
4. Рассчитываем объём воздуха, необходимого для полного сгорания заданной массы толуола.
5. Определяем избыточное количество вещества кислорода и азота.
= b(a — 1), кмоль; = 9(1,3 — 1) = 2,7 (кмоль)
=3,76 × b(a — 1), кмоль; =3,76 × 9(1,3 — 1) = 10,2 (кмоль)
6. Рассчитываем общее количество вещества продуктов горения.
ånпг = , кмоль;
ånпг = 7 + 4 + 33,84 + 2,7 + 10,2 = 57,74 (кмоль)
7. Определяем общий объём образующихся продуктов горения.
, м 3 ;
8. Определяем мольный процентный состав компонентов продуктов горения. Принимаем общее количество вещества продуктов горения за 100%, а количество вещества конкретного продукта реакции за %:
Для СО2 получаем следующую пропорцию.
ånпг = 57,74 кмоль – 100%
= 7 кмоль – %,
отсюда
Аналогично находим процентное содержание оставшихся продуктов горения:
При расчете процентного содержания азота суммируем его количество перешедшее в продукты горения в результате реакции и из избытка воздуха.
9. Определяем группу горючести толуола. Для этого рассчитываем его коэффициент горючести по формуле:
где: nC, nS, nH, nN, nO, nCl, nF, nBr— соответственно число атомов углерода, серы, водорода, азота, кислорода, хлора, фтора, брома в молекуле вещества.
Если расчётное значение К £ 0 – вещество негорючее, 0 2 – вещество является горючим.
Записываем количество атомов составляющих толуол (С7Н8): nC= 7; nH= 8;
Рассчитываем коэффициент горючести:
Вывод: К > 2, следовательно, толуол – горючее вещество.
10. Определяем температуру вспышки. Для этого по справочнику [4] находим температуру кипения толуола:
Определяем температуру вспышки по формуле Элея:
.
Справочное значение 7 0 С [4].
11. Рассчитываем нижний и верхний концентрационный пределы распространения пламени толуола при стандартных условиях по формуле:
, об. %
— нижний (верхний) концентрационные пределы распространения пламени, % об.;
b — число молекул кислорода, необходимое для полного окисления молекулы горючего;
a и b — константы определяемые по табл. 2 приложения 2.
Концентрационные пределы распространения пламени при заданных условиях рассчитываются по формулам:
и — концентрационные пределы распространения пламени при стандартных условиях (Р = 101325 Па, Т = 298 К);
и — концентрационные пределы распространения пламени при заданной температуре Т;
1550 К и 1110 К — температура горения соответственно на нижнем и верхнем концентрационных пределах распространения пламени.
Рассчитываем КПР при температуре 298 К.
Для расчета выбираем из табл. 2 Приложения 2: a = 8.64, b = 4.679.
Для расчета при b > 7.5 a = 0.768, b = 6.554.
Рассчитываем КПР при температуре Т = 273,15 + 45 = 318,15 К.
Рассчитываем КПР при температуре Т = 273,15 + 65 = 338,15 К.
Строим графики зависимостей КПР от температуры.
Из графика делаем вывод, что с увеличением температуры НКПР толуола незначительно уменьшается, ВКПР – сильно возрастает. Изменение ВКПР приблизительно в 10 раз превышает изменение НКПР. Таким образом, с ростом температуры область воспламенения паров толуола расширяется.
12. Рассчитываем концентрационные пределы распространения пламени толуола в граммах на кубометр (j / н или j / в):
, г/м 3
Vt – объем занимаемый 1 кмоль газа при заданной температуре и давлении, м 3 /кмоль;
М – молярная масса, кг/кмоль.
Определяем мольный объем паров толуола при заданных температурах:
При Т = 298.15 К
При Т = 318.15 К
При Т = 338.15 К
Рассчитываем КПР паров толуола при заданных температурах:
При Т = 298.15 К г/м 3 ; (г/м 3 )
При Т = 318.15 К г/м 3 ; (г/м 3 )
При Т = 338.15 К г/м 3 ; (г/м 3 )
13. Определяем температурные пределы распространения пламени по уравнению Антуана:
,
tН(В) – нижний (верхний) температурные пределы распространения пламени;
— давление насыщенного пара на нижнем (верхнем) температурном пределе распространения пламени, мм.рт.ст.;
А, В, С – константы, определяемые по таблице 10 Приложения 2.
Определяем давление насыщенного пара на нижнем и верхнем температурных пределах распространения пламени по формуле:
Из табл. 10 приложения 2 находим значения констант А, В и С для толуола:
А = 6,95508, В = 1345,087, С = 219,516
Подставляем значения в уравнение Антуана и определяем температурные пределы распространения пламени:
Справочные значения tн = 6 о С, tв = 37 о С [4].
14. Рассчитываем низшую теплоту сгорания толуола, используя следствие из закона Гесса.
Qн = [S(ni× )ПГ — S(nj× )ГВ], кДж/моль.
Здесь ni×и — число молей и стандартные энтальпии образования компонентов продуктов горения (ПГ), nj и — число молей и стандартные энтальпии образования компонентов горючей смеси (ГВ).
По уравнению реакции находим, что при сгорании 1 моль толуола выделяется 7 моль углекислого газа и 4 моль воды:
, ,
Определяем по табл. 3 приложения 2 значения стандартных теплот образования горючего вещества и продуктов горения, учитывая при этом, что теплоты образования простых веществ (О2, N2) равны нулю.
Df = 50,02 кДж/моль;
Df = -393,65 кДж/моль;
Df = -241,91 кДж/моль
Следует иметь в виду, что существует две шкалы тепловых эффектов. В термодинамической шкале экзотермическому процессу соответствует знак минус, эндотермическому – знак плюс. В термохимической шкале знаки изменяются на противоположные. В справочной литературе используется в основном термодинамическая шкала. Однако для расчетов в курсе «Теории горения и взрыва» применяют термохимическую шкалу. Поэтому значения стандартных энтальпий образования веществ нужно подставлять в уравнение с обратным знаком.
Qн = = 7×393,65 + 4×241,91 – 1∙(-50,02) = 3773,21 (кДж/моль)
15. Рассчитываем максимальное давление взрыва паров толуола при заданных условиях по формуле:
Рн – давление паровоздушной смеси до взрыва, Па;
ТВЗР – температура взрыва, К;
Тн — температура паровоздушной смеси до взрыва, К;
Snпг — число моль продуктов горения, моль;
Sncм — число моль исходной газовоздушной смеси, моль.
По уравнению реакции горения определяем число моль газов в горючей смеси до взрыва и число моль продуктов горения.
Sncм = = 1 + 9 + 9∙3,76 = 43,84 моль
ånп.г= =7 + 4 + 33,84 + 2,7 + 10,2=57,74 (моль)
Переводим начальную температуру и температуру взрыва из шкалы Цельсия в шкалу Кельвина:
Тн = 273 + 23 = 296 К
ТВЗР = 273 + 2678 = 2951 К
Рассчитываем давление взрыва паров толуола при заданных условиях.
16. Рассчитываем тротиловый эквивалент возможного аварийного взрыва паров толуола при взрыве в технологическом оборудовании по формуле:
QН — низшая теплота сгорания взрывчатого вещества, Дж/кг;
mВВ – масса горючего вещества в смеси, кг;
4520×10 3 – низшая теплота сгорания тринитротолуола (ТНТ, тротил), Дж/кг.
Согласно расчету, проведенному в п.14, низшая теплота сгорания толуола равна Qн = 3773,21 кДж/моль. Переводим ее в кДж/кг, разделив на молярную массу (92∙10 -3 кг/моль):
Рассчитываем тротиловый эквивалент возможного аварийного взрыва при взрыве в технологическом оборудовании:
(кг тротила)
http://himi4ka.ru/arhiv-urokov/urok-18-fizicheskie-i-himicheskie-svojstva-kisloroda.html
http://megaobuchalka.ru/7/36497.html