Как в паскале создать программу линейного уравнения

Как в паскале создать программу линейного уравнения

Обменять значения двух переменных, используя третью (буферную) переменную.

x — первая переменная;
y — вторая переменная;
b — буферная переменная (для хранения значения другой переменной).

Обмен значений двух переменных протекает по следующему алгоритму:

  1. В буферной переменной сохраняется значение первой переменной.
  2. Первой переменной присваивается значение второй.
  3. Второй переменной присваивается значение буферной переменной, это значение равно старому значению первой переменной.

Вывести на экран введенные пользователем данные в полях шириной, заданной по умолчанию, и полях шириной, определяемой пользователем.

Получить от пользователя данные, обработать их и вывести на экран

Вывести на экран действительное число в различных форматах представления.

Допустим, организации часто требуется красить баки цилиндрической формы. При этом они красят только верхнюю часть и стенки с внешней стороны.

Организации требуется программа, которая бы определяла, сколько банок краски необходимо для покраски того или иного бака.

Программа должна запрашивать у пользователя следующую информацию:

  • диаметр бака;
  • высота бака;
  • расход краски (площадь поверхности, которую можно покрасить одной банкой краски).В результате программа должна выдавать количество требуемых банок. При получении дробного числа округление должно всегда происходить в большую сторону.

Площадь крыши бака (круга) вычисляется по формуле p * d 2 /4 (где p – число пи, d — диаметр).
Площадь боковой поверхности цилиндра: p * d * h (где h – высота).

Стандартная функция trunc выполняет «отбрасывание» дробной части и возвращает целое число.

Месячная выплата m по займу в s рублей на n лет под процент p вычисляется по формуле:
m = (s * r * (1 + r) n ) / (12 * ((1 + r) n – 1)), где r = p / 100.

Программа, вычисляющая значение m (месячную выплату) по известным s (сумме займа), p (проценту) и n (количеству лет), может выглядеть так:

Линейные алгоритмы и их реализация на языке программирования Паскаль

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (836 кБ)

Раздел статьи: «Алгоритмизация и программирование».

Тип урока: закрепление полученных знаний и изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок.

Цель урока:

  • повторение темы ввод и вывод данных
  • повторение оператор присваивания
  • составление программ, реализующих линейные алгоритмы,
  • стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом
  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других
  • развитие логического и аналитического мышления
  • Задачи урока:

    • Образовательная: актуализировать и закрепить ранее изученный материал, научиться составлять линейные алгоритмы и программы на языке программирования Паскаль;
    • Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
    • Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления, организованности, ответственности, повысить интерес обучающихся к данной теме.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.

    Оборудование и программное обеспечение:

  • компьютер;
  • проектор;
  • операционная система;
  • презентация;
  • язык программирования Паскаль.
  • ПЛАН УРОКА

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация начальных знаний учащихся.
    3. Тест.
    4. Изучение нового материала.
    5. Создание проблемной ситуации.
    6. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
    7. Подведение итогов урока.
    8. Домашнее задание.

    1. Организационный момент.

    Приветствие учащихся, ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

    Вопрос. Какова цель оператора присваивания?

    Ответ. Задание переменной некоторого значения.

    Вопрос. Как записывается оператор присваивания?

    Ответ. переменная := выражение;

    Вопрос. Как выполняется оператор присваивания?

    1. вычисляется значение выражения в правой части,

    2. это значение присваивается переменной, указанной в левой части. После этого старое значение переменной пропадает («стирается»)

    Вопрос. Допустимо ли присваивание переменной вещественного типа значения выражения целого типа?

    Вопрос. Допустимо ли присваивание переменной целого типа значения выражения вещественного типа?

    Вопрос. Чему равны значения переменных r, a, d?

    Ответ. r = 187.5; a = 9; d = 45.0

    Вопрос. Можно ли выполнить оператор a:=d;

    Вопрос. С помощью каких стандартных процедур осуществляется вывод на экран монитора?

    Ответ. Write (перечисляем все, что выводим через запятую),

    Writeln (перечисляем все, что выводим через запятую)

    Вопрос. Чем отличаются действия процедур Write и Writeln?

    Ответ. Write — после вывода, курсор остается после последнего выведенного значения, Writeln — после вывода, курсор переходит на новую строку.

    Вопрос. В чем состоит действие процедуры Writeln без параметров?

    Ответ. Пропуск пустой строки.

    Вопрос. Что мы можем выводить на экран и как это сделать?

    1) Константы

    • символьные — заключаем их в апострофы. Writeln(‘Привет!’);

    И курсор перейдет на новую строку.

    • Константы числовые — Write (1,2); Write (3, ‘ ‘,56); (числа выводятся без дополнительных пробелов)

    И курсор будет стоять после цифры 6.

    2) Значения переменных — надо написать имя переменной.

    a:= 4; writeln(a); a := 2*a; writeln(a);

    3) Значение выражения — пишем выражение

    a:= 4; writeln(2 * a);

    4) Комбинированный вывод

    a := 4; writeln(‘Значение а = ‘, а, ‘, а 2*а = ‘, 2*а);

    Значение а = 4, а 2*а = 8

    Вопрос. Что будет на экране, в результате работы последовательности команд

    r := 715.432; writeln (r);

    r1 := -567.986; writeln(r1/2);

    На экране увидим (числа в экспоненциальном виде).

    Вопрос. Можем ли мы изменить такой вывод?

    Ответ. Да. Надо использовать форматы вывода.

    Вопрос. Что увидим на экране, после выполнения следующего фрагмента?

    r1 := -567.946; writeln(r1:10:1);

    На экране увидим ( обозначаем пробел)

    715.432

    -567.9

    -567.95

    Вопрос. Как можно ввести информацию в переменные?

    Ответ. Для ввода исходных данных используются стандартные процедур ввода:

    1) Readln (список переменных через запятую);

    2) Read (список переменных через запятую);

    Вопрос. Сколько переменных можно писать в этих процедурах?

    Ответ. Одну и более.

    Вопрос. Как набираются на клавиатуре значения переменных?

    Ответ. На клавиатуре данные набираются через пробел. В конце набора надо нажать клавишу ENTER.

    Вопрос. Может ли быть пустым список ввода, т.е. ReadLn;

    Ответ. Да. Программа ждет нажатия клавиши Enter.

    Учащиеся выполняют тест. Затем меняются тетрадями, проверяют тест и выставляют оценки.

    4. Объяснение нового материала.

    Сегодня мы рассмотрим с вами, как изученные ранее операторы используются для реализации линейных алгоритмов на языке программирования. Вспомним, какие алгоритмы называются линейными?

    Учащиеся отвечают. (в которых действия выполняются последовательно одно за другим)

    Решение задачи на компьютере — это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.

    Поэтому перед решением задачи на компьютере, она должна пройти некоторые этапы подготовки.

    Этапы решения задач на компьютере.

    1) Постановка задачи — необходимо четко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи, выделить исходные данные для ее решения. Предложить общий подход к её решению, определиться какие результаты и в каком виде должны быть получены.

    2) Построение математической модели — представление ее в виде формул, уравнений, соотношений, которые могут быть реализованы в компьютере.

    3) Алгоритмизация — построение алгоритма.

    4) Составление сценария работы на компьютере (этот этап мы пока будем опускать).

    5) Написание задачи на языке программирования.

    Программа должна быть универсальной (не зависящей от конкретного набора данных). Необходимо предусмотреть контроль вводимых данных. Необходимо повысить эффективность программы, т. е. уменьшить количество выполняемых операций и время работы программы.

    6) Отладка и тестирование программы.

    На этом этапе происходят выполнение алгоритма с помощью компьютера, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот часто требует гораздо больше времени и сил, чем написание первоначального текста программы.

    Программист должен составить тест — это специально подобранные исходные данные, в совокупности с результатами, которые должны получиться.

    Отладка — это исправление ошибок — сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на составленных контрольных тестах.

    7) Анализ полученных результатов.

    Рассмотрим эти этапы на примере следующей задачи.

    Задача. «Покупка в мазазине»

    Человек делает в магазине покупки. Определите сколько денег у него останется после покупки в магазине перчаток стоимостью А руб., портфеля стоимостью B руб. и галстука стоимостью D руб. Все исходные данные задаются с клавиатуры.

    1 этап. Постановка задачи

    b — стоимость портфеля;

    d — стоимост галстука;

    dengi — количество денег у человека.

    Все эти переменные будут вещественного типа.

    ostatok — количество денег, которое останется у человек (вещественный тип).

    2 этап. Построение математической модели (метод решения)

    3 этап. Алгоритмизация.

    5 этап. Написание программы.

    Program pokupka;

    write (‘введите стоимость перчаток, портфеля и галстука ‘);

    write (‘введите количество имеющихся у вас денег ‘);

    oststok := den — a — b — c;

    writeln (‘после покупки у вас останется ‘, ostatok:5:2, ‘руб. ‘);

    a = 500; b = 450; d = 320

    ostatok = 1700 — 500 — 450 — 320 = 430

    Набираем программу на компьютере и запускаем с данными заданными в тесте.

    7 этап. Анализируем результат.

    5. Создание проблемной ситуации. Закрепление знаний.

    Учащиеся делятся на группы по 4 человека, выбираю ответственного за работу. Каждой группе выдаются 4 задачи.

    Задания дифференцированные, задача 1 — слабым учащимся, задача 4 — сильным ученикам.

    Задача №1. В пяти тестовых опросах мальчик получил оценки. Составьте алгоритм и программу, которая определит среднее значение оценок, полученных мальчиком в пяти опросах.

    Задача №2. Имеется садовый участок, имеющий форму прямоугольника со сторонами А метров и В метров. Составьте алгоритм и программу, которая определит сколько досок надо купить, чтобы поставить сплошной забор. Ширина одной доски 10 см.

    Задача №3. В магазине продается костюмная ткань. Ее цена В руб. за квадратный метр. Составьте алгоритм и программу, которая подсчитает и выведет на экран стоимость куска этой ткани длиной Х метров и шириной 80 см.

    Задача №4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна А метров, а высота — В метров. Рулон обоев имеет длину 12 метров и ширину K см. Составьте алгоритм и программу, которая определит стоимость обоев для всей стены, если цена одного рулона К руб.

    Учащиеся готовят задачи для решения на компьютере вместе, а затем распределяются, кто какую задачу набирает на компьютере.

    Как только все задания выполнены, ответсвенный сообщает об этом.

    По окончании работы, ответственные (жюри) проверяют работу программ и оцениваю.

    6. Подведение итогов урока.

    Группа, которая первая правильно решила все задачи получает пять, вторая группа получает четыре.

    7. Домашнее задание.

    Фруктовый магазин продает яблоки по А руб. за кг., груши по В руб. за кг., апельсины по С руб. за кг. В первые два дня недели продано: понедельник — Х кг. яблок, Y кг. груш, Z кг. апельсинов; вторник — X кг. яблок, Y кг. груш, Z кг. Апельсинов (X, Y, Z — принимают разные значения в понедельник и во вторник). Напишите программу, которая будет вычислять, на какую сумму продал магазин фруктов в каждый из этих дней и за оба дня вместе.

    Спасибо за работу. Наша цель выполнена — мы повторили оператор присваивания и процедуры ввода/вывода и успешно применили свои знания по решению линейных задач в практических ситуациях.

    А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Нарисуйте на листочках такое настроение, которое сейчас у вас.

    Ребята, мне приятно было работать с вами на уроке, надеюсь, что это взаимно.

    До свидания. Желаю вам успехов.

    Используемая литература.

  • Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников. — Москва, Финансы и статистика, 1999 г.
  • Сэм А. Аболрус. Программирование на Pascal. — Санкт-Петербург — Москва, 2003 г.
  • Л. Залогова и др. Задачник — практикум. — Москва, Лаборатория БазовыхЗнаний, 1999 г.
  • Алексеева Е.Р., Чеснокова О.В. Турбо Паскаль 7.0. — Москва, NT Press, 2006 г.
  • Программирование линейных алгоритмов в Паскаль: значение, разбор примеров

    Содержание:

    Для обмена данными между пользователем и компьютером используется специализированная система – ввод, вывод информации. Для ввода исполнитель вносит сведения с клавиатуры. Результат выводится на монитор.

    Самый легкий вариант алгоритма – линейный алгоритм. Он основывается на последовательном выполнении команд. Программирование предполагает начало действий с верхней части, постепенный переход к нижним элементам с целью получения конечного результата. Линейные алгоритмы в Паскале не содержат других переходов. Нельзя перейти вверх, перескочить через нижние операции.

    Если тип программы – линейный, в коде отсутствуют циклы, условные операторы, функции. Допускается их использование в решении заданий. Также разрешается применение генератора случайных чисел.

    Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль – правила

    Программирование линейных алгоритмов базируется на ряде основных правил. К ним относят следующие:

    • Выражение включает в себя три процесса: вводятся данные в программу, проводятся расчеты на базе операций присваивания, сведения выводятся на монитор;
    • Операторами присваивания называют самый распространенный и простой функционал, доступный во всех программных языках. Используется, чтобы выявить новое значение некоторого коэффициента. Позволяет определить параметры, возвращаемые функциями;
    • Общий вид для оператора присваивания: Значение переменной≔выражению;
    • В процессе написания программного продукта условно создается диалог пользователя и компьютера. Результат выводится на монитор;
    • При создании программы рекомендуется использовать подсказки рядом с вводимым выражением –Укажите числовое выражение;
    • Результат может оказаться сложным для понимания, особенно при написании длинных кодов. Необходимо расшифровать его Решение задачи;
    • Желательно использовать поясняющие сообщения. Они помогут работать с продуктом. Например: Отсутствуют корни уравнения!;
    • Для ввода комментариев используются фигурные скобки. В процессы исполнения кода они не воспринимаются.

    Самостоятельная работа по теме: Программирование линейных алгоритмов – примеры

    Элементарная практическая работа – программирование линейных алгоритмов – предполагает использование следующей программной конструкции: название и тело программы.

    Рассмотрим общую структуру.

    К названию относим:
    Program имя программы, например, Среднее значение
    Uses подключаются модули
    constописываются все константные значения
    labelперечисляются метки с описанием
    varинформация обо всех переменных
    Далее следует тело программы. Логический вид на языке Паскаль состоит из трех групп.
    Begin означает старт программного кода.

    После перечисляются операторы с использованием фигурных скобок:
    оператор 1
    оператор 2
    оператор N
    End указывает на окончание программы.

    Пример, как решается самостоятельная работа «Паскаль – линейные алгоритмы»:

    В задаче необходимо провести модификацию программы. Она должна рассчитывать, выводить на монитор результат суммирования, произведения 3 целых чисел. Ошибка недопустима – продукт должен работать максимально четко.

    Составим линейный алгоритм решения:
    program reshenie_zadachi;
    var a,r,s,z,p:integer; < переменные с описанием >
    begin < старт кода >
    writeln(‘Рассчитаем сумму, произведение трех переменных’);
    write(‘Ввод трех целых аргументов с разделением пробелом’);
    readln(a,r,s); <Заносим показатели a,r,s>
    z := a + r + s; <Суммируем значения>
    p := a * r * s; <Перемножаем числа>
    write(‘Сумма = ‘,z); <выводим итог суммирования на монитор >
    write(‘Произведение = ‘,p); <выводим итог перемножения на монитор >
    end.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/605815

    http://bingoschool.ru/manual/programmirovanie-linejnyix-algoritmov-v-paskal-znachenie-razbor-primerov/