Как в паскале создать программу линейного уравнения
Обменять значения двух переменных, используя третью (буферную) переменную.
x — первая переменная;
y — вторая переменная;
b — буферная переменная (для хранения значения другой переменной).
Обмен значений двух переменных протекает по следующему алгоритму:
- В буферной переменной сохраняется значение первой переменной.
- Первой переменной присваивается значение второй.
- Второй переменной присваивается значение буферной переменной, это значение равно старому значению первой переменной.
Вывести на экран введенные пользователем данные в полях шириной, заданной по умолчанию, и полях шириной, определяемой пользователем.
Получить от пользователя данные, обработать их и вывести на экран
Вывести на экран действительное число в различных форматах представления.
Допустим, организации часто требуется красить баки цилиндрической формы. При этом они красят только верхнюю часть и стенки с внешней стороны.
Организации требуется программа, которая бы определяла, сколько банок краски необходимо для покраски того или иного бака.
Программа должна запрашивать у пользователя следующую информацию:
- диаметр бака;
- высота бака;
- расход краски (площадь поверхности, которую можно покрасить одной банкой краски).В результате программа должна выдавать количество требуемых банок. При получении дробного числа округление должно всегда происходить в большую сторону.
Площадь крыши бака (круга) вычисляется по формуле p * d 2 /4 (где p – число пи, d — диаметр).
Площадь боковой поверхности цилиндра: p * d * h (где h – высота).
Стандартная функция trunc выполняет «отбрасывание» дробной части и возвращает целое число.
Месячная выплата m по займу в s рублей на n лет под процент p вычисляется по формуле:
m = (s * r * (1 + r) n ) / (12 * ((1 + r) n – 1)), где r = p / 100.
Программа, вычисляющая значение m (месячную выплату) по известным s (сумме займа), p (проценту) и n (количеству лет), может выглядеть так:
Линейные алгоритмы и их реализация на языке программирования Паскаль
Презентации к уроку
Загрузить презентацию (836 кБ)
Раздел статьи: «Алгоритмизация и программирование».
Тип урока: закрепление полученных знаний и изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Задачи урока:
- Образовательная: актуализировать и закрепить ранее изученный материал, научиться составлять линейные алгоритмы и программы на языке программирования Паскаль;
- Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
- Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления, организованности, ответственности, повысить интерес обучающихся к данной теме.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.
Оборудование и программное обеспечение:
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Актуализация начальных знаний учащихся.
- Тест.
- Изучение нового материала.
- Создание проблемной ситуации.
- Закрепление пройденного материала. Решение задач.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
Вопрос. Какова цель оператора присваивания?
Ответ. Задание переменной некоторого значения.
Вопрос. Как записывается оператор присваивания?
Ответ. переменная := выражение;
Вопрос. Как выполняется оператор присваивания?
1. вычисляется значение выражения в правой части,
2. это значение присваивается переменной, указанной в левой части. После этого старое значение переменной пропадает («стирается»)
Вопрос. Допустимо ли присваивание переменной вещественного типа значения выражения целого типа?
Вопрос. Допустимо ли присваивание переменной целого типа значения выражения вещественного типа?
Вопрос. Чему равны значения переменных r, a, d?
Ответ. r = 187.5; a = 9; d = 45.0
Вопрос. Можно ли выполнить оператор a:=d;
Вопрос. С помощью каких стандартных процедур осуществляется вывод на экран монитора?
Ответ. Write (перечисляем все, что выводим через запятую),
Writeln (перечисляем все, что выводим через запятую)
Вопрос. Чем отличаются действия процедур Write и Writeln?
Ответ. Write — после вывода, курсор остается после последнего выведенного значения, Writeln — после вывода, курсор переходит на новую строку.
Вопрос. В чем состоит действие процедуры Writeln без параметров?
Ответ. Пропуск пустой строки.
Вопрос. Что мы можем выводить на экран и как это сделать?
1) Константы
- символьные — заключаем их в апострофы. Writeln(‘Привет!’);
И курсор перейдет на новую строку.
- Константы числовые — Write (1,2); Write (3, ‘ ‘,56); (числа выводятся без дополнительных пробелов)
И курсор будет стоять после цифры 6.
2) Значения переменных — надо написать имя переменной.
a:= 4; writeln(a); a := 2*a; writeln(a);
3) Значение выражения — пишем выражение
a:= 4; writeln(2 * a);
4) Комбинированный вывод
a := 4; writeln(‘Значение а = ‘, а, ‘, а 2*а = ‘, 2*а);
Значение а = 4, а 2*а = 8
Вопрос. Что будет на экране, в результате работы последовательности команд
r := 715.432; writeln (r);
r1 := -567.986; writeln(r1/2);
На экране увидим (числа в экспоненциальном виде).
Вопрос. Можем ли мы изменить такой вывод?
Ответ. Да. Надо использовать форматы вывода.
Вопрос. Что увидим на экране, после выполнения следующего фрагмента?
r1 := -567.946; writeln(r1:10:1);
На экране увидим ( обозначаем пробел)
715.432
-567.9
-567.95
Вопрос. Как можно ввести информацию в переменные?
Ответ. Для ввода исходных данных используются стандартные процедур ввода:
1) Readln (список переменных через запятую);
2) Read (список переменных через запятую);
Вопрос. Сколько переменных можно писать в этих процедурах?
Ответ. Одну и более.
Вопрос. Как набираются на клавиатуре значения переменных?
Ответ. На клавиатуре данные набираются через пробел. В конце набора надо нажать клавишу ENTER.
Вопрос. Может ли быть пустым список ввода, т.е. ReadLn;
Ответ. Да. Программа ждет нажатия клавиши Enter.
Учащиеся выполняют тест. Затем меняются тетрадями, проверяют тест и выставляют оценки.
4. Объяснение нового материала.
Сегодня мы рассмотрим с вами, как изученные ранее операторы используются для реализации линейных алгоритмов на языке программирования. Вспомним, какие алгоритмы называются линейными?
Учащиеся отвечают. (в которых действия выполняются последовательно одно за другим)
Решение задачи на компьютере — это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.
Поэтому перед решением задачи на компьютере, она должна пройти некоторые этапы подготовки.
Этапы решения задач на компьютере.
1) Постановка задачи — необходимо четко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи, выделить исходные данные для ее решения. Предложить общий подход к её решению, определиться какие результаты и в каком виде должны быть получены.
2) Построение математической модели — представление ее в виде формул, уравнений, соотношений, которые могут быть реализованы в компьютере.
3) Алгоритмизация — построение алгоритма.
4) Составление сценария работы на компьютере (этот этап мы пока будем опускать).
5) Написание задачи на языке программирования.
Программа должна быть универсальной (не зависящей от конкретного набора данных). Необходимо предусмотреть контроль вводимых данных. Необходимо повысить эффективность программы, т. е. уменьшить количество выполняемых операций и время работы программы.
6) Отладка и тестирование программы.
На этом этапе происходят выполнение алгоритма с помощью компьютера, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот часто требует гораздо больше времени и сил, чем написание первоначального текста программы.
Программист должен составить тест — это специально подобранные исходные данные, в совокупности с результатами, которые должны получиться.
Отладка — это исправление ошибок — сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на составленных контрольных тестах.
7) Анализ полученных результатов.
Рассмотрим эти этапы на примере следующей задачи.
Задача. «Покупка в мазазине»
Человек делает в магазине покупки. Определите сколько денег у него останется после покупки в магазине перчаток стоимостью А руб., портфеля стоимостью B руб. и галстука стоимостью D руб. Все исходные данные задаются с клавиатуры.
1 этап. Постановка задачи
b — стоимость портфеля;
d — стоимост галстука;
dengi — количество денег у человека.
Все эти переменные будут вещественного типа.
ostatok — количество денег, которое останется у человек (вещественный тип).
2 этап. Построение математической модели (метод решения)
3 этап. Алгоритмизация.
5 этап. Написание программы.
Program pokupka; write (‘введите стоимость перчаток, портфеля и галстука ‘); write (‘введите количество имеющихся у вас денег ‘); oststok := den — a — b — c; writeln (‘после покупки у вас останется ‘, ostatok:5:2, ‘руб. ‘); a = 500; b = 450; d = 320 ostatok = 1700 — 500 — 450 — 320 = 430 Набираем программу на компьютере и запускаем с данными заданными в тесте. 7 этап. Анализируем результат. 5. Создание проблемной ситуации. Закрепление знаний. Учащиеся делятся на группы по 4 человека, выбираю ответственного за работу. Каждой группе выдаются 4 задачи. Задания дифференцированные, задача 1 — слабым учащимся, задача 4 — сильным ученикам. Задача №1. В пяти тестовых опросах мальчик получил оценки. Составьте алгоритм и программу, которая определит среднее значение оценок, полученных мальчиком в пяти опросах. Задача №2. Имеется садовый участок, имеющий форму прямоугольника со сторонами А метров и В метров. Составьте алгоритм и программу, которая определит сколько досок надо купить, чтобы поставить сплошной забор. Ширина одной доски 10 см. Задача №3. В магазине продается костюмная ткань. Ее цена В руб. за квадратный метр. Составьте алгоритм и программу, которая подсчитает и выведет на экран стоимость куска этой ткани длиной Х метров и шириной 80 см. Задача №4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна А метров, а высота — В метров. Рулон обоев имеет длину 12 метров и ширину K см. Составьте алгоритм и программу, которая определит стоимость обоев для всей стены, если цена одного рулона К руб. Учащиеся готовят задачи для решения на компьютере вместе, а затем распределяются, кто какую задачу набирает на компьютере. Как только все задания выполнены, ответсвенный сообщает об этом. По окончании работы, ответственные (жюри) проверяют работу программ и оцениваю. 6. Подведение итогов урока. Группа, которая первая правильно решила все задачи получает пять, вторая группа получает четыре. 7. Домашнее задание. Фруктовый магазин продает яблоки по А руб. за кг., груши по В руб. за кг., апельсины по С руб. за кг. В первые два дня недели продано: понедельник — Х кг. яблок, Y кг. груш, Z кг. апельсинов; вторник — X кг. яблок, Y кг. груш, Z кг. Апельсинов (X, Y, Z — принимают разные значения в понедельник и во вторник). Напишите программу, которая будет вычислять, на какую сумму продал магазин фруктов в каждый из этих дней и за оба дня вместе. Спасибо за работу. Наша цель выполнена — мы повторили оператор присваивания и процедуры ввода/вывода и успешно применили свои знания по решению линейных задач в практических ситуациях. А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Нарисуйте на листочках такое настроение, которое сейчас у вас. Ребята, мне приятно было работать с вами на уроке, надеюсь, что это взаимно. До свидания. Желаю вам успехов. Используемая литература. Программирование линейных алгоритмов в Паскаль: значение, разбор примеровСодержание:Для обмена данными между пользователем и компьютером используется специализированная система – ввод, вывод информации. Для ввода исполнитель вносит сведения с клавиатуры. Результат выводится на монитор. Самый легкий вариант алгоритма – линейный алгоритм. Он основывается на последовательном выполнении команд. Программирование предполагает начало действий с верхней части, постепенный переход к нижним элементам с целью получения конечного результата. Линейные алгоритмы в Паскале не содержат других переходов. Нельзя перейти вверх, перескочить через нижние операции. Если тип программы – линейный, в коде отсутствуют циклы, условные операторы, функции. Допускается их использование в решении заданий. Также разрешается применение генератора случайных чисел. Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль – правилаПрограммирование линейных алгоритмов базируется на ряде основных правил. К ним относят следующие:
Самостоятельная работа по теме: Программирование линейных алгоритмов – примерыЭлементарная практическая работа – программирование линейных алгоритмов – предполагает использование следующей программной конструкции: название и тело программы. Рассмотрим общую структуру. К названию относим: После перечисляются операторы с использованием фигурных скобок: Пример, как решается самостоятельная работа «Паскаль – линейные алгоритмы»: В задаче необходимо провести модификацию программы. Она должна рассчитывать, выводить на монитор результат суммирования, произведения 3 целых чисел. Ошибка недопустима – продукт должен работать максимально четко. Составим линейный алгоритм решения: источники: http://urok.1sept.ru/articles/605815 http://bingoschool.ru/manual/programmirovanie-linejnyix-algoritmov-v-paskal-znachenie-razbor-primerov/ |