Как выделить целую часть дроби
Как неправильную дробь перевести в правильную? Для этого надо выделить из нее целую часть. А как выделить целую часть дроби? Рассмотрим, как это следует делать, в теории и на примерах.
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, нужно:
1) Разделить с остатком числитель на знаменатель.
2) Неполное частное записать в целую часть.
3) Остаток (если он есть) записать в числитель.
4) Знаменатель оставить тот же.
Теперь рассмотрим, как выделить целую часть дроби, на конкретных примерах.
Перевести неправильные дроби в правильные:
1) Делим с остатком числитель на знаменатель:
Неполное частное равно 8. Это — целая часть. Остаток от деления равен 3. Его записываем в числитель. Знаменатель 7 переписываем без изменения:
так как числитель делится на знаменатель нацело.
«Выделение целой части из неправильной дроби» (урок «Открытие нового знания»). 4-й класс
Разделы: Математика
Класс: 4
Основные цели:
- Сформировать способность к выделению целой части из неправильной дроби.
- Повторить понятия числителя и знаменателя, дроби правильные и неправильные, смешанные числа.
- Актуализировать умение выделять целую часть из неправильной дроби.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: действие по аналогии, анализ, обобщение.
1) Формула деления с остатком.
2) Алгоритм выделения целой части из неправильной дроби.
3) Знаковая форма выделения целой части из неправильной дроби.
1) листочки с заданием (к этапу 2)
Опеределите по числовому лучу какому смешанному числу соостветствуют дроби
2) Подробный образец для самопроверки (к этапу 6)
1 Самоопределение к учебной деятельности.
Цели:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством закрепления ситуации успеха, достигнутой на предыдущем уроке.
- Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
— На протяжении нескольких уроков мы работали с некоторыми числами. С какими числами мы работали? (С дробными числами).
— Какие знания у нас есть об этих числах? (Умеем их читать, записывать, сравнивать, решать задачи).
— Предлагаю продолжить нашу плодотворную работу. Вы готовы? (Да).
— Сегодня мы продолжим работать с дробными числами. Я уверена, что у нас с вами все получится на отлично. Но сначала повторим материал предыдущих уроков.
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цели:
1. Актуализировать умение находить правильные и неправильные дроби, смешанные числа, определение правильной и неправильной дроби, смешанного числа.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.
3. Зафиксировать ситуацию, когда учащиеся не смогут выделить целую часть из неправильной дроби.
Организация учебного процесса на этапе 2.
— С какими числами мы познакомились на предыдущем уроке? (Со смешанными числами).
— Из чего состоит смешанное число? (Из целой и дробной части).
На доске записаны дроби и смешанные числа.
— На какие группы можно разделить представленные числа?
— Правильные дроби ().
— Какие дроби называются правильными? (Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Правильная дробь меньше единицы).
— Неправильные дроби. (…..)
— Какие дроби называются неправильными? (Дробь, у которой числитель больше знаменателя или числитель равен знаменателю).
— Какие из неправильных дробей можно представить в виде натурального числа?
()
— Какую дробь можно представить в виде смешанного числа? (Неправильную дробь, где числитель больше знаменателя).
— Определите с помощью числового луча, какому смешанному числу равна дробь
У учащихся лист с заданием (Р-1), один ученик работает у доски, комментирует.
— Назовите наименьшее смешанное число?( )
— Наибольшее? ()
— Какое арифметическое действие вам помогло? ( Деление. Деление с остатком).
— Докажите. (На доске: Д-1).
— 12:7=1 (ост.5); 15:7=2 (ост.1); 25:7=3 (ост.4); 31:7=4 (ост.3)
— Выделите целую часть дроби , запишите смешанное число. Дети работают на обратной стороне листочка. Разные варианты ответов выносятся на доску.
— Как вы действовали?
3 Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цели:
- Организовать коммуникативное взаимодействие по выявлению отличительного свойства задания на выделение целой части из неправильной дроби.
- Согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
— Какое задание вы выполняли? (Надо выделить целую часть из дроби ).
— Чем это задание отличается от предыдущего? (Тот способ, который нам помогал выделять целую часть из неправильной дроби не подходит для дроби . Эту дробь неудобно показать на числовом луче).
— Что же мы видим? (У нас получились разные ответы).
— Почему? (Мы пользовались разными способами. У нас нет алгоритма выделения целой части из неправильной дроби).
— Какова же цель нашего урока? (Построить алгоритм и научиться выделять целую часть из неправильной дроби).
— Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. («Выделение целой части из неправильной дроби»).
На доске открывается название темы урока.
4 Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия для выделения целой части из неправильной дроби.
- Зафиксировать новый способ в знаковой и вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4
— =?
— Каким способом вы предлагаете найти, сколько в дробном числе целых единиц? (Числитель разделить на знаменатель).
— Какой знак в записи дроби вам подсказал, как надо действовать? (Черта дроби – знак деления).
числитель
разделить
на знаменатель
a : b
— Запишем дробь в виде частного: 65 : 7.
— Какой это вид деления? (Деление с остатком. На доске: Д-1).
— Найдите результат. (65 : 7 = 9) (ост. 2)
— Что означает в полученном равенстве частное 9 и остаток 2? (Частное 9 означает, что в 65 содержится 9 раз по 7 и 2 остается).
— Что будет обозначать частное 9 в смешанном числе? (9 – это целая часть смешанного числа).
частное ( c ) —
целая часть
— Что будет обозначать остаток 2 в смешанном числе? (2 – это числитель дроби смешанного числа).
остаток ( r ) —
числитель
— А знаменатель? (Он остается, не изменяется).
знаменатель ( b )
не изменяется
— Какое смешанное число у нас получилось?
—
— Выполнили мы задание? (Да).
— Какое математическое действие нам помогло? (Деление с остатком. На доске: Д-1).
Учитель возвращается к ответам на листочках, обобщает, поощряет словом тех, кто выполнил правильно. В групповой форме учащиеся выводят новый способ в знаковой форме на листочках. Выбирается правильный вариант.
— Запишите, пользуясь формулой деления с остатком (Д-1), какому смешанному числу равна дробь ?
— Как из неправильной дроби выделить целую часть?
— Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток – числитель, а знаменатель не изменяется.
— Давайте всё же проверим наше мнение с мнением учебника. Откройте страницу 26, Математика 4 (2 часть), прочитайте правило сначала про себя, а потом вслух.
— Мы были правы? (Да).
Физминутка (по выбору учителя).
5 Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
Зафиксировать способ выделения целой части из неправильной дроби во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5.
— Давайте ещё раз повторим алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. Д-2
— Мы с вами составили алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. Какова цель нашей дальнейшей деятельности? (Потренироваться).
№ 4 (а,б,в) стр. 26 – с комментированием по образцу.
№ 4 (г, д) стр. 26 – в парах.
6 Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
- Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на выделение целой части из неправильной дроби.
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить своё умение выделять целую часть из неправильной дроби.
- Способствовать созданию ситуации успеха.
Организация учебного процесса на этапе 6.
— Вы сумели вывести алгоритм выделения целой части из неправильной дроби и потренировались в решении примеров. Я думаю, теперь вы сможете выполнить задание сами.
№ 3 стр. 26 – 1 вариант – 1 и 2 столбик;
2 вариант – 3 и 4 столбик;
— Кто желает, может выполнить задание и другого варианта.
Учащиеся выполняют работу, по окончании которой проверяют себя по образцу для самопроверки. Используется карточка Р-2.
— Проверьте себя по образцу для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?» зеленой ручкой.
— Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)
— У кого все верно?
Можно организовать работу по коррекции ошибок в группах или фронтально. Консультантами назначаются учащиеся, которые не допустили ошибок.
7 Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Тренировать способности выделять целую часть из неправильной дроби.
Организация учебного процесса на этапе 7.
— Попробуем применить наши знания при сравнении дроби и смешанного числа.
— Найдите неравенство, в котором надо сравнить правильную дробь с неправильной.
—
— Что будем делать?
— Выделим целую часть из неправильной дроби.
— Значит?!
—
— Неправильная дробь больше правильной. Мы это доказали, выделив целую часть.
— Закончите задание, сравните.
8 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- Зафиксировать в речи алгоритм выделения целой части из неправильной дроби.
- Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
- Оценить собственную деятельность на уроке.
- Согласовать домашние задание.
Организация учебного процесса на этапе 8.
— Чему научились на уроке? (Выделять целую часть из неправильной дроби).
— Какой алгоритм мы построили? (Можно проговорить алгоритм Д-2).
— У кого были трудности? Как будете, действовать?
— Кто сегодня доволен собой? Почему?
— Оцените объективно свою работу на уроке, выбрав соответствующее смешанное число. Число запишите зеленой ручкой на полях тетради.
— мне было трудно на уроке.
— я понял урок, но мне нужна тренировка.
— я хорошо понял урок, но нужна помощь.
— я молодец, понял урок на отлично.
Домашнее задание: придумать пять неправильных дробей и выделить целую часть; №10, №11 стр. 28 – по выбору; № 15 стр. 28 (а или б) – по желанию.
Решение уравнений с дробями
О чем эта статья:
5 класс, 6 класс, 7 класс
Понятие дроби
Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.
Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:
- обыкновенный вид — ½ или a/b,
- десятичный вид — 0,5.
Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.
Дроби бывают двух видов:
- Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
- Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.
Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.
Основные свойства дробей
Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.
Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.
Понятие уравнения
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:
- Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
- Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.
Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении:
|
---|---|
Квадратное уравнение выглядит так: | ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0. |
Понятие дробного уравнения
Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:
Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.
Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:
На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.
Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.
Как решать уравнения с дробями
1. Метод пропорции
Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.
Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:
В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.
После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.
2. Метод избавления от дробей
Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.
В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:
- подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
- умножить на это число каждый член уравнения.
Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!
Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.
Что еще важно учитывать при решении
- если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
- делить и умножать уравнение на 0 нельзя.
Универсальный алгоритм решения
Определить область допустимых значений.
Найти общий знаменатель.
Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.
Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.
Решить полученное уравнение.
Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.
Записать ответ, который прошел проверку.
Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.
Примеры решения дробных уравнений
Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.
Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.
- Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
- Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Решим обычное уравнение.
Пример 2. Найти корень уравнения
- Область допустимых значений: х ≠ −2.
- Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Переведем новый множитель в числитель..
Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.
Пример 3. Решить дробное уравнение:
- Найти общий знаменатель:
Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:
Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:
Решим полученное квадратное уравнение:
Получили два возможных корня:
Если x = −3, то знаменатель равен нулю:
Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.
http://urok.1sept.ru/articles/417283
http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-uravnenij-s-drobyami