Какие параметры связывает основное уравнение турбомашин

Основное уравнение турбомашин (уравнение Эйлера) и его анализ

Теоретическая работа, сообщенная 1 кг газа (напор), Дж/кг, при изоэнтропном (адиабатном) сжатии его от давления Р1 до давления Р2 может быть вычислена по известному из термодинамики соотношению (6.2):

= .

Эта же работа может быть найдена из уравнения Эйлера:

, (6.19)

где u2 и u1 – окружные скорости концов рабочих лопаток, м/с; с2u и c1u – окружные составляющие абсолютных скоростей потока на выходе и входе рабочего колеса (см. рис. 6.2).

Рис. 6.2. Треугольники скоростей газового потока на входе и выходе рабочего колеса центробежного компрессора (ЦБК)

Используя соотношения для треугольников скоростей, преобразуем уравнение Эйлера. В соответствии с теоремой косинусов из выходного треугольника можно записать:

, где ,

. (6.20)

Аналогично из входного треугольника:

. (6.21)

Подставив эти выражения в уравнение Эйлера (6.19) получим:

. (6.22)

Это преобразованное уравнение Эйлера, удобное для анализа. Здесь два последних члена выражают часть работы ТК, затраченной на прирост давления газа в рабочем колесе. Это статический напор колеса. Первый член – это динамический напор колеса, который может быть преобразован в статический напор в диффузоре ТК.

Из уравнения (6.19) видно, что максимальный напор, а следовательно, максимальное давление, развиваемое ступенью ТК, будут при , т.е. при a1=90° (вход потока в колесо без предварительной закрутки): . Иначе

, (6.23)

где коэффициент закрутки потока, который является характеристикой геометрии рабочего колеса. Отсюда важный вывод:

· при постоянном значении j (для одного и того же колеса), напор (удельная работа сжатия) развиваемый компрессором пропорционален квадрату частоты вращения колеса.

Максимальная окружная скорость u2 лимитируется условиями прочности. В стационарном компрессоростроении при загнутых рабочих лопатках для применяемых материалов обычно принимают u2@250 м/с. В таких ступенях ЦБК степени повышения давления составляют eст=1,3-1,5.

На практике в ЦБК могут быть использованы рабочие колеса с лопатками следующих форм (см. рис. 6.3):

Рис. 6.3. Схемы рабочих колес ЦБК: а – лопатки загнуты назад; б – лопатки радиальные; в – лопатки загнуты вперед

В соответствии с (6.23), если все три колеса одного диаметра, то при неизменной частоте вращения (u2=const) и одинаковых условиях входа потока наименьший напор будет в колесе а) и наибольший – в колесе в).

Преобразование кинетической энергии потока в потенциальную происходит в диффузоре и обратном направляющем аппарате. Оно сопровождается значительными газодинамическими потерями. Эти потери растут с увеличением скорости c2 (в соответствии с законом Дарси). Отсюда области применения центробежных компрессоров с разными типами колес:

1) в стационарных крупных компрессорах, для которых экономичность имеет первостепенное значение, используют рабочие колеса с лопатками, загнутыми назад (b2л=35-55°);

2) загнутые вперед лопатки применяют в тех случаях, когда необходимо получить высокий напор в одной ступени, а величина КПД играет второстепенную роль;

3) наиболее прочные – радиальные лопатки. Они позволяют получать окружную скорость до 500 м/с. Кроме того, эти лопатки обеспечивают максимальную диффузорность, т.е. наибольший член уравнения (6.22): .

Благодаря этому в одном колесе с радиальными лопатками достижимы более высокие статические давления. Такие колеса применяются тогда, когда требуются высокие давления при минимальных габаритах и массе. Обычно в транспортных конструкциях.

В осевых компрессорах (ОК) обычно u1=u2, т.е. в уравнении (6.22) отсутствует член , отражающий влияние центробежных сил.

Вследствие этого ступень ОК развивает значительно меньший напор, чем ступень ЦБК. Так что при равных степенях повышения давления и других равных условиях ОК имеет значительно большее число ступеней, чем ЦБК.

Лекция на тему: Теоретические характеристики турбомашины

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Основное уравнение колеса турбомашины. Теоретические характеристики турбомашины. График скорости жидкости в колесе. Типы рабочих колес турбомашины и их теоретические характеристики. Анализ теоретических характеристик.

Основное уравнение колеса турбомашины .

График скорости жидкости в колесе турбомашины

Анализ уравнения теоретического напора в турбомашине

Теоретическая производительность центробежной и осевой турбомашины

1.Понятие о характеристике турбомашины.

Работа турбомашины характеризуется развиваемым давлением и производительностью. Зависимость между теоретической подачей Q т центробежной турбомашины и создаваемым теоретическим напором Нт устанавливается в предположении отсутствия трения в турбомашине, утечек жидкости через неплотности и наличия в рабочем колесе бесконечно большого числа лопастей бесконечно малой толщины. Характеристики турбомашины могут быть теоретическими и действительными.

2. График скоростей жидкости в колесе турбомашины.

Частица жидкости в межлопастном канале участвует одновременно в переносном движении, вращаясь вместе с колесом с окружной скоростью U, и в относительном движении, передвигаясь вдоль лопасти с относительной скоростью ω, направленной по отношению к скорости U под углом ∠ β.

Геометрическая сумма скоростей U и ωназываетсяабсолютной скоростью С жидкости. Скорость С относительно скорости U направлена под углом ∠ α, называемым углом абсолютной скорости.

Положение начального I и конечного II элементов лопасти определяет характер движения жидкости в межлопастном канале. Положение элементов устанавливается величиной угла ∠ β1на входе в колесо (окружность диаметром D1) и угла ∠ β2 на выходе жидкости из колеса (окружность диаметром D2).

На рисунке показаны планы скоростей на входе и выходе колеса и траектория I-II движения частицы жидкости. Векторы абсолютной скорости на любых радиусах колеса будут касательными к кривой I и II.

При идеальном процессе в турбомашине мощность N, переданная двигателем на вал турбомашины, полностью передаётся и определяется как произведение момента приложенных к потоку внешних сил на угловую скорость ω рабочего колеса.

Рабочие процессы в вентиляторах и насосах сходны, так как можно считать, что процессы в таких машинах протекают при по­стоянной плотности текучих тел: вода практически не сжимается (при увеличении давления на 1 ат объем воды уменьшается на 0,00005 первоначального объема) и плотность воздуха тоже можно принять постоянной (максимальное давление, создаваемое вентиля­тором, обычно не превосходит 500 кгс/м 2 ).

Рис. 1. Скорости на входе и выходе рабочего колеса цен­тробежной турбомашины

Зависимость между теоретической производительностью центробежной турбомашины и создаваемым турбомашиной теоре­тическим давлением устанавливается при предположении отсут­ствия вредных сопротивлений в турбомашине, утечек текучего через неплотности и наличия в рабочем колесе бесконечно большого числа лопаток бесконечно малой толщины. В таком случае поток текучего разделился бы лопатками на элементарные струйки.

Частица текучего в межлопаточном канале участвует одновре­менно в переносном движении, вращаясь вместе с колесом с окруж­ной скоростью и, и в относительном движении, передвигаясь вдоль лопатки с относительной скоростью и>, направленной по отношению к скорости и под углом Р (рис. 1). Геометрическая сумма скоростей и и ω называется абсолютной скоростью с частицы текучего. Скорость с относительно скорости и направлена под углом а.

Положение начального 1 и конечного 2 элементов лопатки опре­деляет характер движения текучего в межлопаточном канале. По­ложение элементов устанавливается величиной угла β 1 на входе в колесо (окружность диаметром D 1 ) и угла β2 на выходе текучего из колеса (окружность диаметром D 2 ).

На рисунке1 показана диаграмма скоростей на входе и выходе и траектория 1—2 абсолютного движения частицы текучего. Век­торы абсолютной скорости на любых радиусах колеса будут каса­тельными к кривой 12.

При идеальном процессе в турбомашине мощность N , передан­ная на вал турбомашины, полностью передается потоку и опреде­ляется как произведение момента М приложенных к потоку внешних сил на угловую скорость вращения ω рабочего колеса

В соответствии с теоремой момента количества движения устано­вившегося потока, согласно которой изменение момента количества движения от М 1 до М 2 массы т, протекающей в 1 сек от одного се­чения к другому, равно моменту М внешних сил, приложенных к потоку между этими сечениями (применительно к рис. 1 начальное и конечное сечения потока — элементы круговых соосных цилиндров с диаметром основания соответственно D 1 и D 2 ), имеем

Учитывая, что и выражая из соответствующих треуголь­ников плечи 1 г и 1 2 через радиусы R1 и R2 получим

Получим основное уравнение центробежной турбомашины, выведенное Л. Эй­лером,

Проекция скорости на окружную скорость и, называется окружной проекцией абсолютной скорости.

Рис. 6. Схема вихревого движения (циркуляции) по контуру лопатки: а — осевой турбомашины; б — цен­тробежной турбомашины

является второй формой основного уравнения турбомашины, причем для вентиляторов в формулу вместо 1/ g подставляется плотность воздуха р.

В осевых турбомашинах:

где D 2 — диаметр рабочего колеса; d вс — диаметр втулки.

В центробежных турбомашинах:

где b 2 — ширина рабочего колеса на выходе.

Из рис. 2 видно, что при увеличении производительности давление Q т турбомашин с колесами, имеющими лопатки, загнутые вперед, возрастает, при радиальных лопатках остается постоянным, а при лопатках, загнутых назад, падает.

В отношении увеличения давления колеса с лопатками, за­гнутыми вперед, предпочтительнее. Однако наибольшая ско­рость с 2 была в колесах с лопатками, загнутыми вперед, а наи­меньшая — в колесах с лопатками, загнутыми назад (см. рис. 2 ); для уменьшения потерь желательно, чтобы скорость с 2 была меньше, однако не менее известного предела, так как при уменьшении с 2 уменьшается Н т . Значения с 2 , обеспечивающие максимальный к. п. д. колеса, имеют место при 155° > β 2 > 130°, т. е. при лопатках, загнутых назад. Мини­мальный к. п. д. будет при лопатках, загну­тых вперед.

Рис. 2. Теоретические ин­дивидуальные характеристи­ки турбомашин:

1 — с рабочим колесом, име­ющим лопатки загнутые впе­ред; 2 — то же, с радиаль­ными лопатками; 3 — то же* с лопатками, загнутыми на­зад

Шахтные вентиляторы по сравнению с на­сосами характеризуются значительными про­изводительностями и небольшими давле­ниями, поэтому приходится иметь колесо большого диаметра. В центробежных венти­ляторах желательно иметь одно колесо во избежание больших габаритов вентилятора в горизонтальном направлении. В центро­бежных вентиляторах небольшой, а иногда и средней производительности применяются колеса с лопатками, загнутыми вперед, при этом несколько снижается к. п. д., который в известной степени компенсируется примене­нием последующего диффузора. В венти­ляторах большой производительности применяются рабочие ко­леса с лопатками, загнутыми назад, обеспечивающие более высокии м к. п. д.

Шах тные насосы по сравнению с вентиляторами характеризу ются значительными давлениями и небольшими подачами. Поэтому приходится иметь несколько последовательно соединенных колес небольших размеров. Для насосов применяются колеса с лопатками, загнутыми назад. Такого же типа колеса применяются для турбо­компрессоров.

Действительная индивидуальная характе­ристика турбомашины представляет собой зависимость между действительным давлением Н и действительной производительностью Q турбомашины при известных размерах машины и определенной скорости вращения рабочего колеса. Действительное давление меньше теоретического из-за потерь давления в турбомашине, за­висящих от: 1) конечного числа лопаток колеса; 2) трения текучего о стенки и лопатки турбомашин на поворотах при пре­образовании кинетической энергии текучего в давление; 3) потерь на удар от вихревых движений текучего внутри турбомашины.

В реальной турбомашине, имеющей известное число лопаток определенной толщины, скорости текучего по сечению данного радиуса различны, а давление у передней стороны лопатки выше, чем у задней стороны; поток текучего на выходе из колеса скошен в сторону, обратную направлению вращения.

Действительная индивидуальная характеристика турбомашины определяется опытным путем: измерением давлений, создаваемых конкретной турбомашиной, при различных производительностях и постоянной скорости вращения рабочего колеса.

Действительная индивидуальная характеристика турбомашины дается заводом-изготовителем, причем кроме кривой — Н при­водятся еще кривая к. п. д. —η и кривая мощности QN . В совокупности эти кривые называются эксплуатацион­ными характеристиками турбомашины.

К. п. д. турбомашины учитывает потери гидравлического (по­тери давления от трения текучего и т. п.) и механического (потери на трение в подшипниках, сальниках и т. п.) характера. Зависимость Н от Q устанавливается по формуле и данным опытных замеров производительности, давления и потребляемой мощности.

Действительная индивидуальная характеристика обычно дается заводом-изготовителем для одного колеса. При последовательном соединении колес характеристика турбомашины получается увели­чением ординат характеристики одноколесной турбомашины.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается принцип работы центробежной и осевой турбомашин?

2. Назовите величины, характери­зующие работу турбомашины.

3. Что называется теоретическим напором турбомашины, основное уравнения турбомашин?

4. Теоретические и действительные напорные характеристики турбомашин?

5. Законы пропорциональности турбомашин?

6. Что такое удельная быстроходность турбомашин? Как она влияет на конструктивные размеры рабочих колес?

1.Хаджиков Р.Н., Бутаков С.А. Горная механика. М.: Недра, 1982 с. 3-11.

Центробежные насосы

В центробежном насосе, схематическое изображение которого представлено на рис. 3.1, передача энергии осуществляется за счет силового взаимодействия лопастного аппарата рабочего колеса с жидкостью.

Рис. 3.1. Схема рабочего колеса центробежного насоса

В межлопаточных каналах рабочего колеса частицы жидкости участвуют в сложном движении. Вектор абсолютной скорости частицы может быть представлен суммой переносной (окружной) скорости и относительной скорости

.

Относительная скорость частицы в любой точке профиля лопатки направлена по касательной к нему, а переносная – по касательной к окружности рабочего колеса.

Абсолютную скорость раскладывают на окружную Viu и меридианную (нормальную по отношению к окружной скорости) V составляющие, которые рассчитывают по следующим формулам

где i=1, 2. Индекс «1» соответствует параметрам жидкости на входе в рабочее колесо, а «2» – на выходе из него.

Основное уравнение турбомашин (турбинное уравнение Эйлера)

Основное уравнение турбомашин связывает геометрические и кинематические характеристики рабочего колеса с развиваемым им напором. При его выводе принимают, что траектория частиц жидкости в межлопаточных каналах повторяет очертания профиля лопасти.

Вывод основан на теореме момента количества движения: при установившемся течении в равномерно вращающемся канале изменение во времени главного момента количества движения частиц жидкости, равно главному моменту действующих на них внешних сил

, (3.1)

где W – объем жидкости в канале; Mo – главный момент внешних сил относительно оси вращения.

Производная физической величины по времени включает локальную и конвективную составляющие. В случае стационарности физической величины локальная производная по времени отсутствует. В /12/ приводится доказательство того, что конвективная производная по времени от интеграла некоторой величины, взятого по движущемуся объему, равна переносу той же величины сквозь контрольную поверхность.

Неподвижную в пространстве поверхность, ограничивающую в данный момент времени, рассматриваемый движущийся объем, называют контрольной поверхностью. Перемещаясь в пространстве, жидкий объем протекает сквозь свою контрольную поверхность. Произведение физической величины, например, , представляющей момент количества движения единицы объема жидкости, на объемный расход среды сквозь элементарную площадку , ориентированную в соответствии с ортом нормали n, определяет перенос рассматриваемой физической величины через эту площадку.

Для нашего случая это приводит к следующему выражению

. (3.2)

Контрольной поверхностью для жидкости, находящейся в межлопаточном пространстве рабочего колеса насоса (см. рис. 3.1), является поверхность, образованная боковыми поверхностями лопаток Sб и поверхностями колеса на входе S1 и выходе S2 из него жидкости. Интеграл, стоящий в правой части уравнения представим в виде суммы интегралов по всем составляющим поверхностям. Интеграл через боковые поверхности равен нулю, поскольку отсутствует нормальная составляющая вектора скорости к этой поверхности. Интегралы через поверхность жидкости на входе и выходе из колеса имеют разные знаки, поскольку орты нормалей к этим поверхностям (n1 и n2) ориентированы в противоположные стороны (внутрь и наружу) относительно объема жидкости, находящейся в межлопаточном пространстве. На основании этого сделаем следующие преобразования

Численное значение последнего интеграла равно

,

где – окружная составляющая вектора абсолютной скорости жидкой частицы; – объемный расход жидкости, проходящей через каналы рабочего колеса.

Объединив полученное выражение с уравнениями (3.1) и (3.2), получим

. (3.3)

К внешним силам, действующим на жидкость, находящуюся в канале рабочего колеса, относят силы давления, трения, тяжести и силы взаимодействия с ней стенок канала. Анализ показывает, что равнодействующие сил давления на внутренней и внешней образующих колеса проходят через ось вращения. Поэтому момента они не создают. Силы тяжести из-за симметрии рабочего колеса уравновешаны, а силы трения, действующие по периферийным поверхностям вращения малы. На этом основании предполагают, что момент создают только силы, возникающие от взаимодействия стенок рабочих каналов с жидкостью, находящейся в них.

Этот момент внешних сил связан с гидравлической мощностью насоса Nг и угловой скоростью вращения w следующим соотношением

.

Подставляя найденные величины в (3.3), получим основное уравнение турбомашин (турбинное уравнение Эйлера)

. (3.4)

Уравнение Эйлера связывает теоретический напор насоса со скоростями движения жидкости, которые зависят от подачи насоса, угловой скорости вращения рабочего колеса, а также с его геометрическими характеристиками.

Поток на входе в рабочее колесо создается предшествующим ему устройством (подводом). Следовательно, момент скорости (закрутка) определяется конструкцией подвода. Подводящие устройства многих насосов не закручивают поток и момент скорости на входе равен нулю. В этом случае теоретический напор определится по следующему уравнению

, (3.5)

где – окружная скорость на периферии колеса.

,

где n – частота вращения, об/мин,

а окружная составляющая абсолютной скорости на выходе из колеса, (см. рис.3.1), определяется выражением

,

уравнение для теоретического напора примет вид

. (3.6)

Это уравнение показывает, что напор зависит от величины меридианной составляющей абсолютной скорости на выходе из колеса, которая связана с подачей насоса уравнением

, (3.7)

где b2 – ширина канала рабочего колеса на выходе.

Анализ уравнения Эйлера позволяет сделать следующие выводы:

× в выражение теоретического напора не входит вес жидкости. Следовательно, развиваемый насосом напор не зависит от рода перекачиваемой жидкости;

× при скорости движения газа значительно меньшей скорости распространения звука в нем, газ ведет себя как капельная жидкость. В связи с этим полученное уравнение справедливо и для газов;

× на величину напора, а, следовательно, и на работу центробежного насоса значительное влияние оказывает форма лопастей рабочего колеса, особенно угол наклона их на выходе b2. Высокие значения КПД можно получить лишь при оптимальном значении этого угла.

Рис.3.2. Типы лопастей рабочих колес

На рис. 3.2 представлены схемы рабочих колес с различно изогнутыми лопастями: с лопастями, загнутыми назад b2 o ; с радиальными лопастями b2=90 o ; с лопастями, загнутыми вперед b2>90 o .

В высокоэкономичных насосах, у которых гидравлические потери минимальны, применяют рабочие колеса с лопатками, загнутыми назад, причем угол b2 назначают в пределах диапазона (15…30) о .

Уравнение (3.5) показывает, что в случае равенства нулю окружной составляющей абсолютной скорости на выходе из колеса , напор также равен нулю. Из плана скоростей (см. рис.3.1) видно, что это имеет место при некотором угле , при котором . Приравняв в формуле (3.6) напор к нулю, найдем

.

Для лопастей, у которых b2=90 о , , следовательно

.

Для лопаток, загнутых вперед, с увеличением b2 растет абсолютная скорость на выходе из колеса, что приводит к росту напора. При очень больших абсолютных скоростях режим работы насоса становится неустойчивым и КПД насоса уменьшается вследствие возрастания гидравлических сопротивлений. Однако колеса с большими углами b2 имеют меньшие радиальные размеры или частоту вращения при том же напоре.

На рисунке справа представлена зависимость теоретических напоров от угла b2.

Величина входного угла определяется из условия безударного входа жидкости на лопасть колеса. Так как жидкость при входе в межлопаточное пространство движется в радиальном направлении, то угол . В этом случае

.

В используемых на практике рабочих колесах с лопатками загнутыми назад угол наклона на входе b1 принимают равным (14…25) о .

Число лопаток должно быть таким, чтобы каждая последующая лопатка своим выходным концом перекрывала входной конец предыдущей. Число лопаток определяют по следующей формуле

.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 66 ; Нарушение авторских прав


источники:

http://infourok.ru/lekciya-na-temu-teoreticheskie-harakteristiki-turbomashini-3334901.html

http://lektsii.com/1-94907.html

Читайте также:
  1. Аксиально-поршневые насосы
  2. Б). Горизонтальные одноступенчатые насосы типа «Д».
  3. Винтовые насосы.
  4. Вихревые насосы
  5. Водокольцевые вакуумные насосы.
  6. Возможности взаимозаменяемости по группе погружные и артезианские насосы
  7. Глава 2. Пожарные насосы
  8. Динамические насосы
  9. Крыльчатые насосы.
  10. Многоступенчаты насосы типа ЦНС