Основное уравнение турбомашин (уравнение Эйлера) и его анализ
Теоретическая работа, сообщенная 1 кг газа (напор), Дж/кг, при изоэнтропном (адиабатном) сжатии его от давления Р1 до давления Р2 может быть вычислена по известному из термодинамики соотношению (6.2):
= .
Эта же работа может быть найдена из уравнения Эйлера:
, (6.19)
где u2 и u1 – окружные скорости концов рабочих лопаток, м/с; с2u и c1u – окружные составляющие абсолютных скоростей потока на выходе и входе рабочего колеса (см. рис. 6.2).
Рис. 6.2. Треугольники скоростей газового потока на входе и выходе рабочего колеса центробежного компрессора (ЦБК)
Используя соотношения для треугольников скоростей, преобразуем уравнение Эйлера. В соответствии с теоремой косинусов из выходного треугольника можно записать:
, где ,
. (6.20)
Аналогично из входного треугольника:
. (6.21)
Подставив эти выражения в уравнение Эйлера (6.19) получим:
. (6.22)
Это преобразованное уравнение Эйлера, удобное для анализа. Здесь два последних члена выражают часть работы ТК, затраченной на прирост давления газа в рабочем колесе. Это статический напор колеса. Первый член – это динамический напор колеса, который может быть преобразован в статический напор в диффузоре ТК.
Из уравнения (6.19) видно, что максимальный напор, а следовательно, максимальное давление, развиваемое ступенью ТК, будут при , т.е. при a1=90° (вход потока в колесо без предварительной закрутки): . Иначе
, (6.23)
где – коэффициент закрутки потока, который является характеристикой геометрии рабочего колеса. Отсюда важный вывод:
· при постоянном значении j (для одного и того же колеса), напор (удельная работа сжатия) развиваемый компрессором пропорционален квадрату частоты вращения колеса.
Максимальная окружная скорость u2 лимитируется условиями прочности. В стационарном компрессоростроении при загнутых рабочих лопатках для применяемых материалов обычно принимают u2@250 м/с. В таких ступенях ЦБК степени повышения давления составляют eст=1,3-1,5.
На практике в ЦБК могут быть использованы рабочие колеса с лопатками следующих форм (см. рис. 6.3):
Рис. 6.3. Схемы рабочих колес ЦБК: а – лопатки загнуты назад; б – лопатки радиальные; в – лопатки загнуты вперед
В соответствии с (6.23), если все три колеса одного диаметра, то при неизменной частоте вращения (u2=const) и одинаковых условиях входа потока наименьший напор будет в колесе а) и наибольший – в колесе в).
Преобразование кинетической энергии потока в потенциальную происходит в диффузоре и обратном направляющем аппарате. Оно сопровождается значительными газодинамическими потерями. Эти потери растут с увеличением скорости c2 (в соответствии с законом Дарси). Отсюда области применения центробежных компрессоров с разными типами колес:
1) в стационарных крупных компрессорах, для которых экономичность имеет первостепенное значение, используют рабочие колеса с лопатками, загнутыми назад (b2л=35-55°);
2) загнутые вперед лопатки применяют в тех случаях, когда необходимо получить высокий напор в одной ступени, а величина КПД играет второстепенную роль;
3) наиболее прочные – радиальные лопатки. Они позволяют получать окружную скорость до 500 м/с. Кроме того, эти лопатки обеспечивают максимальную диффузорность, т.е. наибольший член уравнения (6.22): .
Благодаря этому в одном колесе с радиальными лопатками достижимы более высокие статические давления. Такие колеса применяются тогда, когда требуются высокие давления при минимальных габаритах и массе. Обычно в транспортных конструкциях.
В осевых компрессорах (ОК) обычно u1=u2, т.е. в уравнении (6.22) отсутствует член , отражающий влияние центробежных сил.
Вследствие этого ступень ОК развивает значительно меньший напор, чем ступень ЦБК. Так что при равных степенях повышения давления и других равных условиях ОК имеет значительно большее число ступеней, чем ЦБК.
Лекция на тему: Теоретические характеристики турбомашины
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема: Основное уравнение колеса турбомашины. Теоретические характеристики турбомашины. График скорости жидкости в колесе. Типы рабочих колес турбомашины и их теоретические характеристики. Анализ теоретических характеристик.
Основное уравнение колеса турбомашины .
График скорости жидкости в колесе турбомашины
Анализ уравнения теоретического напора в турбомашине
Теоретическая производительность центробежной и осевой турбомашины
1.Понятие о характеристике турбомашины.
Работа турбомашины характеризуется развиваемым давлением и производительностью. Зависимость между теоретической подачей Q т центробежной турбомашины и создаваемым теоретическим напором Нт устанавливается в предположении отсутствия трения в турбомашине, утечек жидкости через неплотности и наличия в рабочем колесе бесконечно большого числа лопастей бесконечно малой толщины. Характеристики турбомашины могут быть теоретическими и действительными.
2. График скоростей жидкости в колесе турбомашины.
Частица жидкости в межлопастном канале участвует одновременно в переносном движении, вращаясь вместе с колесом с окружной скоростью U, и в относительном движении, передвигаясь вдоль лопасти с относительной скоростью ω, направленной по отношению к скорости U под углом ∠ β.
Геометрическая сумма скоростей U и ωназываетсяабсолютной скоростью С жидкости. Скорость С относительно скорости U направлена под углом ∠ α, называемым углом абсолютной скорости.
Положение начального I и конечного II элементов лопасти определяет характер движения жидкости в межлопастном канале. Положение элементов устанавливается величиной угла ∠ β1на входе в колесо (окружность диаметром D1) и угла ∠ β2 на выходе жидкости из колеса (окружность диаметром D2).
На рисунке показаны планы скоростей на входе и выходе колеса и траектория I-II движения частицы жидкости. Векторы абсолютной скорости на любых радиусах колеса будут касательными к кривой I и II.
При идеальном процессе в турбомашине мощность N, переданная двигателем на вал турбомашины, полностью передаётся и определяется как произведение момента приложенных к потоку внешних сил на угловую скорость ω рабочего колеса.
Рабочие процессы в вентиляторах и насосах сходны, так как можно считать, что процессы в таких машинах протекают при постоянной плотности текучих тел: вода практически не сжимается (при увеличении давления на 1 ат объем воды уменьшается на 0,00005 первоначального объема) и плотность воздуха тоже можно принять постоянной (максимальное давление, создаваемое вентилятором, обычно не превосходит 500 кгс/м 2 ).
Рис. 1. Скорости на входе и выходе рабочего колеса центробежной турбомашины
Зависимость между теоретической производительностью центробежной турбомашины и создаваемым турбомашиной теоретическим давлением устанавливается при предположении отсутствия вредных сопротивлений в турбомашине, утечек текучего через неплотности и наличия в рабочем колесе бесконечно большого числа лопаток бесконечно малой толщины. В таком случае поток текучего разделился бы лопатками на элементарные струйки.
Частица текучего в межлопаточном канале участвует одновременно в переносном движении, вращаясь вместе с колесом с окружной скоростью и, и в относительном движении, передвигаясь вдоль лопатки с относительной скоростью и>, направленной по отношению к скорости и под углом Р (рис. 1). Геометрическая сумма скоростей и и ω называется абсолютной скоростью с частицы текучего. Скорость с относительно скорости и направлена под углом а.
Положение начального 1 и конечного 2 элементов лопатки определяет характер движения текучего в межлопаточном канале. Положение элементов устанавливается величиной угла β 1 на входе в колесо (окружность диаметром D 1 ) и угла β2 на выходе текучего из колеса (окружность диаметром D 2 ).
На рисунке1 показана диаграмма скоростей на входе и выходе и траектория 1—2 абсолютного движения частицы текучего. Векторы абсолютной скорости на любых радиусах колеса будут касательными к кривой 1 — 2.
При идеальном процессе в турбомашине мощность N , переданная на вал турбомашины, полностью передается потоку и определяется как произведение момента М приложенных к потоку внешних сил на угловую скорость вращения ω рабочего колеса
В соответствии с теоремой момента количества движения установившегося потока, согласно которой изменение момента количества движения от М 1 до М 2 массы т, протекающей в 1 сек от одного сечения к другому, равно моменту М внешних сил, приложенных к потоку между этими сечениями (применительно к рис. 1 начальное и конечное сечения потока — элементы круговых соосных цилиндров с диаметром основания соответственно D 1 и D 2 ), имеем
Учитывая, что и выражая из соответствующих треугольников плечи 1 г и 1 2 через радиусы R1 и R2 получим
Получим основное уравнение центробежной турбомашины, выведенное Л. Эйлером,
Проекция скорости на окружную скорость и, называется окружной проекцией абсолютной скорости.
Рис. 6. Схема вихревого движения (циркуляции) по контуру лопатки: а — осевой турбомашины; б — центробежной турбомашины
является второй формой основного уравнения турбомашины, причем для вентиляторов в формулу вместо 1/ g подставляется плотность воздуха р.
В осевых турбомашинах:
где D 2 — диаметр рабочего колеса; d вс — диаметр втулки.
В центробежных турбомашинах:
где b 2 — ширина рабочего колеса на выходе.
Из рис. 2 видно, что при увеличении производительности давление Q т турбомашин с колесами, имеющими лопатки, загнутые вперед, возрастает, при радиальных лопатках остается постоянным, а при лопатках, загнутых назад, падает.
В отношении увеличения давления колеса с лопатками, загнутыми вперед, предпочтительнее. Однако наибольшая скорость с 2 была в колесах с лопатками, загнутыми вперед, а наименьшая — в колесах с лопатками, загнутыми назад (см. рис. 2 ); для уменьшения потерь желательно, чтобы скорость с 2 была меньше, однако не менее известного предела, так как при уменьшении с 2 уменьшается Н т . Значения с 2 , обеспечивающие максимальный к. п. д. колеса, имеют место при 155° > β 2 > 130°, т. е. при лопатках, загнутых назад. Минимальный к. п. д. будет при лопатках, загнутых вперед.
Рис. 2. Теоретические индивидуальные характеристики турбомашин:
1 — с рабочим колесом, имеющим лопатки загнутые вперед; 2 — то же, с радиальными лопатками; 3 — то же* с лопатками, загнутыми назад
Шахтные вентиляторы по сравнению с насосами характеризуются значительными производительностями и небольшими давлениями, поэтому приходится иметь колесо большого диаметра. В центробежных вентиляторах желательно иметь одно колесо во избежание больших габаритов вентилятора в горизонтальном направлении. В центробежных вентиляторах небольшой, а иногда и средней производительности применяются колеса с лопатками, загнутыми вперед, при этом несколько снижается к. п. д., который в известной степени компенсируется применением последующего диффузора. В вентиляторах большой производительности применяются рабочие колеса с лопатками, загнутыми назад, обеспечивающие более высокии м к. п. д.
Шах тные насосы по сравнению с вентиляторами характеризу ются значительными давлениями и небольшими подачами. Поэтому приходится иметь несколько последовательно соединенных колес небольших размеров. Для насосов применяются колеса с лопатками, загнутыми назад. Такого же типа колеса применяются для турбокомпрессоров.
Действительная индивидуальная характеристика турбомашины представляет собой зависимость между действительным давлением Н и действительной производительностью Q турбомашины при известных размерах машины и определенной скорости вращения рабочего колеса. Действительное давление меньше теоретического из-за потерь давления в турбомашине, зависящих от: 1) конечного числа лопаток колеса; 2) трения текучего о стенки и лопатки турбомашин на поворотах при преобразовании кинетической энергии текучего в давление; 3) потерь на удар от вихревых движений текучего внутри турбомашины.
В реальной турбомашине, имеющей известное число лопаток определенной толщины, скорости текучего по сечению данного радиуса различны, а давление у передней стороны лопатки выше, чем у задней стороны; поток текучего на выходе из колеса скошен в сторону, обратную направлению вращения.
Действительная индивидуальная характеристика турбомашины определяется опытным путем: измерением давлений, создаваемых конкретной турбомашиной, при различных производительностях и постоянной скорости вращения рабочего колеса.
Действительная индивидуальная характеристика турбомашины дается заводом-изготовителем, причем кроме кривой — Н приводятся еще кривая к. п. д. —η и кривая мощности Q — N . В совокупности эти кривые называются эксплуатационными характеристиками турбомашины.
К. п. д. турбомашины учитывает потери гидравлического (потери давления от трения текучего и т. п.) и механического (потери на трение в подшипниках, сальниках и т. п.) характера. Зависимость Н от Q устанавливается по формуле и данным опытных замеров производительности, давления и потребляемой мощности.
Действительная индивидуальная характеристика обычно дается заводом-изготовителем для одного колеса. При последовательном соединении колес характеристика турбомашины получается увеличением ординат характеристики одноколесной турбомашины.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается принцип работы центробежной и осевой турбомашин?
2. Назовите величины, характеризующие работу турбомашины.
3. Что называется теоретическим напором турбомашины, основное уравнения турбомашин?
4. Теоретические и действительные напорные характеристики турбомашин?
5. Законы пропорциональности турбомашин?
6. Что такое удельная быстроходность турбомашин? Как она влияет на конструктивные размеры рабочих колес?
1.Хаджиков Р.Н., Бутаков С.А. Горная механика. М.: Недра, 1982 с. 3-11.
Центробежные насосы
Читайте также:
|