Какие уравнения задают окружность примеры

Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности

п.1. Понятие уравнения с двумя переменными

Мы уже знакомы со многими функциями и умеем их записывать в виде формул:
y = 2x + 5 – прямая, y = 5x 2 + 2x – 1 – парабола, \(\mathrm\) – гипербола.

Если записать такое выражение: x 2 (x + y) = 1 – y – в нём тоже есть две переменные x и y, и постоянная 1.

Для наших примеров:
F(x; y) = 2x – y + 5 = 0 – прямая
F(x; y) = 5x 2 + 2x – y – 1 = 0 – парабола
F(x; y) = \(\mathrm<\frac1x>\) – y = 0 – гипербола
F(x; y)=x 2 (x + y) + y – 1 = 0 – некоторая кривая (график — ниже).

п.2. Обобщенные правила преобразования графика уравнения

Пусть F(x; y) = 0 – исходный график некоторой функции

Симметричное отображение относительно оси OY

Симметричное отображение относительно оси OX

Центральная симметрия относительно начала координат

Параллельный перенос графика на a единиц вправо

Параллельный перенос графика на a единиц влево

Параллельный перенос графика на b единиц вниз

Параллельный перенос графика на b единиц вверх

Сжатие графика к оси OY в a раз

Сжатие графика к оси OX в b раз

F(x; by) = 0
0 Например:

Окружность с центром в точке O(2; 1) и радиусом R = 3 задаётся уравнением: $$ \mathrm <(x-2)^2+(y-1)^2=9>$$

п.4. Примеры

Пример 1. Постройте график уравнения:
а) 2x + 7y – 14 = 0
Выразим y из уравнения: \( \mathrm<7>=-\frac<2> + 2 > \) – это прямая

б) xy + 4 = 0
Выразим y из уравнения: \( \mathrm> \) – это гипербола

в) ( x+ 2) 2 + y 2 = 4
Это – уравнение окружности с центром O(–2; 0), радиусом \( \mathrm=2> \)

г) x 2 + 5y – 2 = 0
Выразим y из уравнения: \( \mathrm<5>> \) – это парабола

Пример 2*. Постройте график уравнения:
а) 2|x| + 5y = 10
\( \mathrm<5>=-\frac25|x|+2> \)
Строим график для \( \mathrm \), а затем отражаем его относительно оси OY в левую полуплоскость.

б) 3x + |y| = 6
|y| = –3x + 6
Строим график для y > 0: y = –3x + 6, а затем отражаем его относительно оси OX в нижнюю полуплоскость.

в) |x| + |y| = 2
|y| = –|x| + 2
Строим график для x > 0, y > 0: y = –x + 2, а затем отражаем его относительно осей OX и OY.

г) |x – 1| + |y – 2| = 4
Получим тот же ромб (квадрат), что и в (в), но его центр будет перенесен из начала координат в точку O(1; 2).

д) \(\mathrm<\frac<|x-1|><2>+2|y-2|=4>\)
Ромб по x растянется в 2 раза по диагонали, а по y – сожмётся в 2 раза по диагонали.

Пример 3. Постройте график уравнения:
а) x 2 + y 2 + 4x – 6y + 4 = 0
Выделим полные квадраты:
(x 2 + 4x + 4) + (y 2 – 6y + 9) – 9 = 0
(x + 2) 2 + (y – 3) 2 = 3 2 – уравнение окружности с центром (–2; 3), радиусом 3.

Какие уравнения задают окружность примеры

Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности

п.1. Понятие уравнения с двумя переменными

Мы уже знакомы со многими функциями и умеем их записывать в виде формул:
y = 2x + 5 – прямая, y = 5x 2 + 2x – 1 – парабола, \(\mathrm \) – гипербола.

Если записать такое выражение: x 2 (x + y) = 1 – y – в нём тоже есть две переменные x и y, и постоянная 1.

Для наших примеров:
F(x; y) = 2x – y + 5 = 0 – прямая
F(x; y) = 5x 2 + 2x – y – 1 = 0 – парабола
F(x; y) = \(\mathrm \) – y = 0 – гипербола
F(x; y)=x 2 (x + y) + y – 1 = 0 – некоторая кривая (график — ниже).

п.2. Обобщенные правила преобразования графика уравнения

Пусть F(x; y) = 0 – исходный график некоторой функции

Симметричное отображение относительно оси OY

Симметричное отображение относительно оси OX

Центральная симметрия относительно начала координат

Параллельный перенос графика на a единиц вправо

Параллельный перенос графика на a единиц влево

Параллельный перенос графика на b единиц вниз

Параллельный перенос графика на b единиц вверх

Сжатие графика к оси OY в a раз

Сжатие графика к оси OX в b раз

F(x; by) = 0
0 Например:

Окружность с центром в точке O(2; 1) и радиусом R = 3 задаётся уравнением: $$ \mathrm $$

п.4. Примеры

Пример 1. Постройте график уравнения:
а) 2x + 7y – 14 = 0
Выразим y из уравнения: \( \mathrm =-\frac + 2 > \) – это прямая

б) xy + 4 = 0
Выразим y из уравнения: \( \mathrm > \) – это гипербола

в) ( x+ 2) 2 + y 2 = 4
Это – уравнение окружности с центром O(–2; 0), радиусом \( \mathrm =2> \)

г) x 2 + 5y – 2 = 0
Выразим y из уравнения: \( \mathrm > \) – это парабола

Пример 2*. Постройте график уравнения:
а) 2|x| + 5y = 10
\( \mathrm =-\frac25|x|+2> \)
Строим график для \( \mathrm \), а затем отражаем его относительно оси OY в левую полуплоскость.

б) 3x + |y| = 6
|y| = –3x + 6
Строим график для y > 0: y = –3x + 6, а затем отражаем его относительно оси OX в нижнюю полуплоскость.

в) |x| + |y| = 2
|y| = –|x| + 2
Строим график для x > 0, y > 0: y = –x + 2, а затем отражаем его относительно осей OX и OY.

г) |x – 1| + |y – 2| = 4
Получим тот же ромб (квадрат), что и в (в), но его центр будет перенесен из начала координат в точку O(1; 2).

д) \(\mathrm +2|y-2|=4>\)
Ромб по x растянется в 2 раза по диагонали, а по y – сожмётся в 2 раза по диагонали.

Пример 3. Постройте график уравнения:
а) x 2 + y 2 + 4x – 6y + 4 = 0
Выделим полные квадраты:
(x 2 + 4x + 4) + (y 2 – 6y + 9) – 9 = 0
(x + 2) 2 + (y – 3) 2 = 3 2 – уравнение окружности с центром (–2; 3), радиусом 3.

Решение задач по теме: «Уравнение окружностей»

Разделы: Математика

За неделю до проведения урока класс делится на четыре группы. Каждая готовит презентацию, отражающую название команды.

1. Образовательные:

  • систематизация знаний, умений и навыков по теме “Метод координат”,
  • совершенствование навыков решения задач.
  • 2. Развивающие:

  • развитие математически грамотной речи,
  • логического мышления,
  • культуры диалога.
  • 3. Воспитательные:

  • воспитывать познавательную активность,
  • культуру общения,
  • культуру диалога.
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    В начале урока выдается командам оценочный лист ( Приложение 1 ) с целью самостоятельной оценки учащимися степени участия каждого члена команды в подготовке к уроку и его проведении.

    Рассказываются правила урока. За каждое правильное решение команде выдается лепесток определенного цвета:

    все ответы верные – красный;
    одна ошибка – зеленый;
    две ошибки – жёлтый.

    Лепестки крепятся на магнитную доску, образуя цветок.

    Итоговая оценка выставляется с учетом этого бланка, а также учитывается количество и цвет набранных командой лепестков в цветке на доске.

    2. Знакомство с командами (представление презентаций, Приложение 2 ).

    3. Актуализация знаний учащихся.

    – На последних уроках геометрии мы познакомились с еще одним способом решения задач МЕТОДОМ КООРДИНАТ.

    Задавая фигуры уравнением и выражая в координатах геометрические соотношения, мы применяем алгебру к геометрии. Так мы поступили, когда выразили через координаты основную геометрическую величину – расстояние между точками, а затем, когда вывели уравнение окружности и прямой.

    Пользуясь координатами, можно истолковывать уравнения и неравенства геометрически и таким образом применять геометрию к алгебре и анализу. Графическое изображение функций – первый пример такого применения метода координат

    Метод координат в соединении с алгеброй составляет раздел геометрии, называемый “Аналитической геометрией”.

    Сегодня я предлагаю еще раз поговорить об уравнении окружности и проследить, как алгебра помогает в решении геометрических задач.

    4. Разминка.

    – На доске записан ряд уравнений. Какие фигуры они задают?

    Команды получают карточки с заданием. Время обдумывания 2мин.

    По истечению времени идет опрос команд по очереди.

    1 7.
    2.8.
    3. 9.
    4. 10.
    5. 11.
    6. 12.

    Последнее уравнение вызывает сомнения т.к. ранее не встречалось в таком виде.

    Учитель показывает как, выделив полный квадрат, получить уравнение окружности.

    Оценить результат работы команд.

    Выясните, будет ли данные уравнения задавать окружность, если да, то укажите радиус и координаты центра. Если нет, то почему?

    Каждая из команд получают свою карточку. Время 7 минут.

    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.
    1. 1.
    2 2
    3 3

    Последние уравнение в каждой карточке не задает окружность, и учащиеся поясняют почему. Оценить ответы.

    1. Как могут взаимораспологаться две окружности? Дается время(3 мин.). Предлогается ребятам нарисовать различные варианты на ватмане и показать рисунки. После демонстрации и обсуждения всевозможных вариантов Предлогается следующая задача.

    2. Как взаиморасположены линии заданные уравнениями?

    и

    Изобразите ответ на обратной стороне ватмана (на нем, заранее, нанесена система координат.)

    Ответ:

    O

    Значит: первая внутри второй.

    Результат этого задания оценивается следующим образом:

    Команда, выполнившая первая – красный; вторая – зеленый; третья – желтый

    После подведения итогов предлагается задача общая для всех команд.

    Командам выдается карточка с кратким описанием условия. Текст задачи зачитывается.

    Окружность задана уравнением .

    Точка с координатами (5;4) является центром другой окружности касающейся первой внешним образом. Напишите уравнение этой окружности.

    Вопросы для обсуждения:

    -Поможет ли рисунок в решении задачи?

    -Что можно узнать из уравнения первой окружности?

    -Что надо знать, чтобы записать уравнение второй окружности?

    -Как можно узнать радиус второй окружности?

    Ответ:

    Перед следующим заданием полезно повторить:

    Какая окружность называется описанной около треугольника?

    Что значит, точка принадлежит графику уравнения?

    Что необходимо знать для написания уравнения окружности?

    Написать уравнение окружности описанной около треугольника с заданными координатами вершин.

    Какие, алгебраические, приемы могут быть использованы для решения поставленной задачи? (составление систем уравнений и приемы их решения).

    3. С (3;-7)4. В (1;-4)
    Д (8;-2)К (4;5)
    К (6;2)Д (3;-2)
    1. 2.
    3. 4.

    Следующую задачу решает учитель.

    Задача: Что представляет собой множество точек плоскости, отношение расстояний от которых до двух данных точек есть величина постоянная?

    Решение: Впервые эту задачу сформулировал и решил Аполлоний Пергский, (260-170 гг. до н.э.)

    Решение получилось очень сложное – поскольку применены геометрические приемы. Однако в работах французского математика Рене Декарта эта задача решена более элегантно. Декарт применил метод координат.

    Я предлагаю посмотреть на это решение. Итак, пусть даны две точки ,А и В и некоторое положительное число k, равное отношению расстояний до точки М.

    1случай. Если k=1,тогда множество точек М есть серединный перпендикуляр к отрезку АВ.

    2 случай. Пусть k целое не отрицательное число не равное 1

    Для удобства решения возьмем k=2 , т.е. МА: МВ=2.

    Введем систему прямоугольных координат. Совместим начало отсчета с точкой В. В качестве положительной полуоси x возьмем луч ВА. (рис.2)

    Тогда получим следующие координаты точек: В(0,0), А(a,0), М(x,y). Пусть a=3 опять для простоты рассуждений.

    Тогда, пользуясь формулами расстояния между двумя точками, запишем:

    Получили уравнение окружности с центром в точке (-1;0) и радиусом r=2.

    Значение радиуса не случайно вспомним, что мы выбрали k=2.

    Решая задачу в общем виде т.е. при условии ,что точка А имеет координаты (a;0) и k1 получим уравнение окружности в виде

    .

    Такая окружность называется окружностью Апполония.

    Подводится итог урока. Выставляются оценки.

    Урок по геометрии по теме: «Уравнение фигуры. Уравнение окружности»
    презентация к уроку по геометрии (9 класс)

    Презентации по геометрии за 9 класс по теме: » Уравнение фигуры. Уравнение окружности»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    uravnenie_figury.uravnenie_okruzhnosti_9_kl._novaya.pptx370.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Уравнение фигуры. Уравнение окружности составила учитель математики Веселова С.М.

    1.Как называется геометрическая фигура, состоящая из множества всех точек, равноудаленных от данной точки? 2. Как называется точка равноудаленная от всех точек окружности? O 1. Окружность 2. Центр окружности

    3.Как называется хорда, проходящая через центр окружности? O 3. Диаметр B A

    4. Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности? O 4. Радиус M r

    5.Чему равно расстояние между точками А и В?

    Какая фигура является графиком уравнения? С. у = 2х-1 В. у = А. у = Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 А В С 3 1 2

    Уравнение у=2х-1 является уравнением прямой т. А (0;-1) и т. В(2;3) лежат на прямой т. С (2;2) не лежит на прямой Уравнением фигуры F, заданной на плоскости xy , называют уравнение с двумя переменными x и y, обладающее следующими свойствами: 1) если точка принадлежит фигуре F, то ее координаты являются решением данного уравнения; 2) любое решение (x; y) данного уравнения является координатами точки, принадлежащей фигуре F.

    пример А (2;4) – центр, R = 3, то ( х – 2 ) 2 + ( у – 4 ) 2 = 3 2 ; ( х – 2 ) 2 + ( у – 4 ) 2 = 9 . уравнение окружности

    Пример 1: Напишите уравнение окружности (0;0) – центр окружности, R- радиус ( х – а ) 2 + ( у – b ) 2 = R 2 . ( х – 0 ) 2 + ( у – 0 ) 2 = R 2 , х 2 + у 2 = R 2 − уравнение окружности с центром в начале координат. Пример: 2 О (0;0) – центр, R = 5 , тогда х 2 + у 2 = 5 2 ; х 2 + у 2 = 25 . Для того чтобы составить уравнение окружности, нужно: 1) узнать координаты центра; 2) узнать длину радиуса; 3) подставить координаты центра ( а ; b ) и длину радиуса R в уравнение окружности ( х – а ) 2 + ( у – b ) 2 = R 2 .

    (Задание выполняется Устно) Уравнение окружности Центр радиус ( x – 3 ) 2 + ( y – 2) 2 = 16 C ( 3; 2) r = 4 ( x – 1 ) 2 + ( y + 2) 2 = 4 C ( 1;-2) r = 2 ( x + 5 ) 2 + ( y – 3) 2 = 25 C ( -5; 3) r = 5 x 2 + ( y + 2) 2 = 2 C ( 0;-2) x 2 + y 2 = 9 C ( 0; 0) r = 3

    Уравнение окружности Центр радиус ( x – 1 ) 2 + ( y – 2) 2 = 6 4 C ( 1; 2) r = 8 ( x – 1 ) 2 + ( y + 2) 2 = 0,64 C ( 1;-2) r = 0,8 ( x + 5 ) 2 + y 2 = 1,44 C ( -5; 0) r = 1,2 x 2 + y 2 = 5 C ( 0; 0) ( x + 6) 2 + ( y + 2) 2 = 7 C ( -6;-2)

    Решение задач с записью в тетради № 330 ( а,б ), № 332

    Что называют уравнением фигуры, заданной на плоскости ху ? Какой вид имеет уравнение окружности с центром в точке (а; b) и радиусом R ? Какой вид имеет уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом R ?

    П.9 читать, знать все определения и формулы наизусть, № 329, № 331, № 333

    Решение задач по теме: «Уравнение окружностей»

    Разделы: Математика

    За неделю до проведения урока класс делится на четыре группы. Каждая готовит презентацию, отражающую название команды.

    1. Образовательные:

  • систематизация знаний, умений и навыков по теме “Метод координат”,
  • совершенствование навыков решения задач.
  • 2. Развивающие:

  • развитие математически грамотной речи,
  • логического мышления,
  • культуры диалога.
  • 3. Воспитательные:

  • воспитывать познавательную активность,
  • культуру общения,
  • культуру диалога.
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    В начале урока выдается командам оценочный лист ( Приложение 1 ) с целью самостоятельной оценки учащимися степени участия каждого члена команды в подготовке к уроку и его проведении.

    Рассказываются правила урока. За каждое правильное решение команде выдается лепесток определенного цвета:

    все ответы верные – красный;
    одна ошибка – зеленый;
    две ошибки – жёлтый.

    Лепестки крепятся на магнитную доску, образуя цветок.

    Итоговая оценка выставляется с учетом этого бланка, а также учитывается количество и цвет набранных командой лепестков в цветке на доске.

    2. Знакомство с командами (представление презентаций, Приложение 2 ).

    3. Актуализация знаний учащихся.

    – На последних уроках геометрии мы познакомились с еще одним способом решения задач МЕТОДОМ КООРДИНАТ.

    Задавая фигуры уравнением и выражая в координатах геометрические соотношения, мы применяем алгебру к геометрии. Так мы поступили, когда выразили через координаты основную геометрическую величину – расстояние между точками, а затем, когда вывели уравнение окружности и прямой.

    Пользуясь координатами, можно истолковывать уравнения и неравенства геометрически и таким образом применять геометрию к алгебре и анализу. Графическое изображение функций – первый пример такого применения метода координат

    Метод координат в соединении с алгеброй составляет раздел геометрии, называемый “Аналитической геометрией”.

    Сегодня я предлагаю еще раз поговорить об уравнении окружности и проследить, как алгебра помогает в решении геометрических задач.

    4. Разминка.

    – На доске записан ряд уравнений. Какие фигуры они задают?

    Команды получают карточки с заданием. Время обдумывания 2мин.

    По истечению времени идет опрос команд по очереди.

    1 7.
    2.8.
    3. 9.
    4. 10.
    5. 11.
    6. 12.

    Последнее уравнение вызывает сомнения т.к. ранее не встречалось в таком виде.

    Учитель показывает как, выделив полный квадрат, получить уравнение окружности.

    Оценить результат работы команд.

    Выясните, будет ли данные уравнения задавать окружность, если да, то укажите радиус и координаты центра. Если нет, то почему?

    Каждая из команд получают свою карточку. Время 7 минут.

    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.
    1. 1.
    2 2
    3 3

    Последние уравнение в каждой карточке не задает окружность, и учащиеся поясняют почему. Оценить ответы.

    1. Как могут взаимораспологаться две окружности? Дается время(3 мин.). Предлогается ребятам нарисовать различные варианты на ватмане и показать рисунки. После демонстрации и обсуждения всевозможных вариантов Предлогается следующая задача.

    2. Как взаиморасположены линии заданные уравнениями?

    и

    Изобразите ответ на обратной стороне ватмана (на нем, заранее, нанесена система координат.)

    Ответ:

    O

    Значит: первая внутри второй.

    Результат этого задания оценивается следующим образом:

    Команда, выполнившая первая – красный; вторая – зеленый; третья – желтый

    После подведения итогов предлагается задача общая для всех команд.

    Командам выдается карточка с кратким описанием условия. Текст задачи зачитывается.

    Окружность задана уравнением .

    Точка с координатами (5;4) является центром другой окружности касающейся первой внешним образом. Напишите уравнение этой окружности.

    Вопросы для обсуждения:

    -Поможет ли рисунок в решении задачи?

    -Что можно узнать из уравнения первой окружности?

    -Что надо знать, чтобы записать уравнение второй окружности?

    -Как можно узнать радиус второй окружности?

    Ответ:

    Перед следующим заданием полезно повторить:

    Какая окружность называется описанной около треугольника?

    Что значит, точка принадлежит графику уравнения?

    Что необходимо знать для написания уравнения окружности?

    Написать уравнение окружности описанной около треугольника с заданными координатами вершин.

    Какие, алгебраические, приемы могут быть использованы для решения поставленной задачи? (составление систем уравнений и приемы их решения).

    3. С (3;-7)4. В (1;-4)
    Д (8;-2)К (4;5)
    К (6;2)Д (3;-2)
    1. 2.
    3. 4.

    Следующую задачу решает учитель.

    Задача: Что представляет собой множество точек плоскости, отношение расстояний от которых до двух данных точек есть величина постоянная?

    Решение: Впервые эту задачу сформулировал и решил Аполлоний Пергский, (260-170 гг. до н.э.)

    Решение получилось очень сложное – поскольку применены геометрические приемы. Однако в работах французского математика Рене Декарта эта задача решена более элегантно. Декарт применил метод координат.

    Я предлагаю посмотреть на это решение. Итак, пусть даны две точки ,А и В и некоторое положительное число k, равное отношению расстояний до точки М.

    1случай. Если k=1,тогда множество точек М есть серединный перпендикуляр к отрезку АВ.

    2 случай. Пусть k целое не отрицательное число не равное 1

    Для удобства решения возьмем k=2 , т.е. МА: МВ=2.

    Введем систему прямоугольных координат. Совместим начало отсчета с точкой В. В качестве положительной полуоси x возьмем луч ВА. (рис.2)

    Тогда получим следующие координаты точек: В(0,0), А(a,0), М(x,y). Пусть a=3 опять для простоты рассуждений.

    Тогда, пользуясь формулами расстояния между двумя точками, запишем:

    Получили уравнение окружности с центром в точке (-1;0) и радиусом r=2.

    Значение радиуса не случайно вспомним, что мы выбрали k=2.

    Решая задачу в общем виде т.е. при условии ,что точка А имеет координаты (a;0) и k1 получим уравнение окружности в виде

    .

    Такая окружность называется окружностью Апполония.

    Подводится итог урока. Выставляются оценки.


    источники:

    http://b4.cooksy.ru/articles/kakie-uravneniya-zadayut-okruzhnost-primery

    http://urok.1sept.ru/articles/412785