Показательные уравнения
О чем эта статья:
6 класс, 7 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение показательного уравнения
Показательными называются уравнения с показательной функцией f(x) = a х . Другими словами, неизвестная переменная в них может содержаться как в основании степени, так и в ее показателе. Простейшее уравнение такого вида: a х = b, где a > 0, a ≠ 1.
Конечно, далеко не все задачи выглядят так просто, некоторые из них включают тригонометрические, логарифмические и другие конструкции. Но для решения даже простых показательных уравнений нужно вспомнить из курса алгебры за 6–7 класс следующие темы:
Если что-то успело забыться, советуем повторить эти темы перед тем, как читать дальнейший материал.
С точки зрения геометрии показательной функцией называют такую: y = a x , где a > 0 и a ≠ 1. У нее есть одно важное для решения показательных уравнений свойство — это монотонность. При a > 1 такая функция непрерывно возрастает, а при a
Иногда в результате решения будет получаться несколько вариантов ответа, и в таком случае мы должны выбрать тот корень, при котором показательная функция больше нуля.
Свойства степеней
Мы недаром просили повторить свойства степенной функции — на них будет основано решение большей части примеров. Держите небольшую шпаргалку по формулам, которые помогут упрощать сложные показательные уравнения.
Показательные уравнения и неравенства с примерами решения
Содержание:
Рассмотрим уравнения, в которых переменная (неизвестное) находится в показателе степени. Например:
Уравнения такого вида принято называть показательными.
Решении показательных уравнений
При решении показательных уравнений нам будет полезно следствие из теоремы о свойствах показательной функции.
Пусть
Каждому значению показательной функции соответствует единственный показатель s.
Пример:
Решение:
Согласно следствию из равенства двух степеней с одинаковым основанием 3 следует равенство их показателей. Таким образом, данное уравнение равносильно уравнению
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно (поясните почему) уравнению
Если степени с основанием 3 равны, то равны и их показатели:
Решив это уравнение, получим
Ответ:
При решении каждого уравнения из примера 2 сначала обе части уравнения представили в виде степени с одним и тем же основанием, а затем записали равенство показателей этих степеней.
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно уравнению
Решая его, получаем:
Так как две степени с одинаковым основанием 2 равны, то равны и их показатели, т. е. откуда находим
б) Разделив обе части уравнения на получим уравнение равносильное данному. Решив его, получим
Ответ:
При решении примера 3 а) левую часть уравнения разложили на множители. Причем за скобку вынесли такой множитель, что в скобках осталось числовое выражение, не содержащее переменной.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Обозначим тогда
Таким образом, из данного уравнения получаем
откуда находим:
Итак, с учетом обозначения имеем:
При решении примера 4 был использован метод введения новой переменной, который позволил свести данное уравнение к квадратному относительно этой переменной.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Можно заметить, что 2 — корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как функция, стоящая в левой части уравнения, возрастающая, а функция, стоящая в правой части уравнения, убывающая. Поэтому уравнение имеет не более одного корня (см. теорему из п. 1.14).
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Пример:
При каком значении а корнем уравнения является число, равное 2?
Решение:
Поскольку х = 2 — корень, то верно равенство
Решив это уравнение, найдем
Ответ: при
Показательные уравнения и их системы
Показательным уравнением называется уравнение, в ко тором неизвестное входит в показатель степени. При решении показательных уравнений полезно использовать следующие тождества:
Приведем методы решения некоторых типов показательных уравнений.
1 Приведение к одному основанию.
Метод основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнения надо попытаться привести к виду . Отсюда
Пример №1
Решите уравнение
Решение:
Заметим, что и перепишем наше уравнение в виде
Применив тождество (1), получим Зх — 7 = -7х + 3, х = 1.
Пример №2
Решить уравнение
Решение:
Переходя к основанию степени 2, получим:
Согласно тождеству (2), имеем
Последнее уравнение равносильно уравнению 4х-19 = 2,5х.
2 Введение новой переменной.
Пример №3
Решить уравнение
Решение:
Применив тождество 2, перепишем уравнение как
Введем новую переменную: Получим уравнение
которое имеет корни Однако кореньне удовлетворяет условию Значит,
Пример №4
Решить уравнение
Решение:
Разделив обе части уравнения на получим:
последнее уравнение запишется так:
Решая уравнение, найдем
Значение не удовлетворяет условию Следовательно,
Пример №5
Решить уравнение
Решение:
Заметим что Значит
Перепишем уравнение в виде
Обозначим Получим
Получим
Корнями данного уравнения будут
Следовательно,
III Вынесение общего множителя за скобку.
Пример №6
Решить уравнение
Решение:
После вынесения за скобку в левой части , а в правой , получим Разделим обе части уравнения на получим
Системы простейших показательных уравнений
Пример №7
Решите систему уравнений:
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей
системе :Отсюда получим систему
Очевидно, что последняя система имеет решение
Пример №8
Решите систему уравнений:
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе: Последняя система, в свою очередь, равносильна системе:
Умножив второе уравнение этой системы на (-2) и сложив с первым, получим уравнение —9х=-4. Отсюда, найдем Подставив полученное значение во второе уравнение, получим
Пример №9
Решите систему уравнений:
Решение:
Сделаем замену: Тогда наша система примет вид:
Очевидно, что эта система уравнений имеет решение
Тогда получим уравнения
Приближенное решение уравнений
Пусть многочлен f(х) на концах отрезка [a,b] принимает значения разных знаков, то есть . Тогда внутри этого отрезка существует хотя бы одно решение уравнения Дх)=0. Это означает, что существует такое (читается как «кси»), что
Это утверждение проиллюстрировано на следующем чертеже.
Рассмотрим отрезок содержащий лишь один корень уравнения .
Метод последовательного деления отрезка пополам заключается в последовательном разделении отрезка [a, b] пополам до тех пор, пока длина полученного отрезка не будет меньше заданной точности
- вычисляется значение f(х) выражения
- отрезок делится пополам, то есть вычисляется значение
- вычисляется значение выражения f(х) в точке
- проверяется условие
- если это условие выполняется, то в качестве левого конца нового отрезка выбирается середина предыдущего отрезка, то есть полагается, что (левый конец отрезка переходит в середину);
- если это условие не выполняется, то правый конец нового отрезка переходит в середину, то есть полагается, что b=x;
- для нового отрезка проверяется условие
- если это условие выполняется , то вычисления заканчиваются. При этом в качестве приближенного решения выбирается последнее вычисленное значение х. Если это условие не выполняется, то, переходя к пункту 2 этого алгоритма, вычисления продолжаются.
Метод последовательного деления пополам проиллюстрирован на этом чертеже:
Для нахождения интервала, содержащего корень уравнения вычисляются значения
Оказывается, что для корня данного уравнения выполнено неравенство. Значит, данное уравнение имеет хотя бы один корень, принадлежащий интервалу (-1 -А; 1+А). Для приближенного вычисления данного корня найдем целые и удовлетворяющие неравенству
Пример №10
Найдите интервал, содержащий корень уравнения
Решение:
Поделив обе части уравнения на 2 , получим,
Так как, для нового уравнения
Значит, в интервале, уравнение имеет хотя бы один корень. В то же время уравнение при не имеет ни одного корня, так как,
выполняется. Значит, корень уравнения лежит в (-2,5; 0). Для уточнения этого интервала положим Для проверим выполнение условия
Значит, уравнение имеет корень, принадлежащий интервалу (-1; 0).
Нахождение приближенного корня с заданной точностью
Исходя из вышесказанного, заключаем, что если выполнено неравенство корень уравнения принадлежит интервалу
ПустьЕсли приближенный
корень уравнения с точностью . Если то корень лежит в интервале если то корень лежит в интервале . Продолжим процесс до нахождения приближенного значения корня с заданной точностью.
Пример №11
Найдите приближенное значение корня уравнения с заданной точностью
Решение:
Из предыдущего примера нам известно, что корень лежит в интервале
(-1; 0). Из того, что заключаем, что корень лежит в интервале (-0,5; 0).
Так как, |(-0,25)41,5(-0,25)2+2,5(-0,25)+0,5| = |-0,046| 1. Если
Пусть
Изображения графиков показательной функции подсказывают это свойство. На рисунке 27 видно, что при а > 1 большему значению функции соответствует большее значение аргумента. А на рисунке 30 видно, что при 0
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Методы решения показательных уравнений
Показательные уравнения — определение
Показательными в алгебре называют уравнения с неизвестным, которое записано в показателе степени.
Простейшее показательное уравнение в теории имеет вид:
Здесь a > 0 , a ≠ 1 .
Пример формулы простейшего показательного уравнения:
При решении показательных уравнений многие математики советуют привести их к следующему виду:
После преобразования необходимо решить уравнение:
Виды показательных уравнений
Существуют разные типы показательных уравнений, как и неравенств. К примеру, самым простым из них является:
Знак перед b определяет количество корней показательного уравнения:
- при b ≤ 0 решения отсутствуют x ∈ ∅ ;
- когда b > 0 , x = log a b .
Показательным является уравнение в кратком виде:
В этом случае, неизвестная определяется таким образом:
- При b ≤ 0 ⇒ x ∈ ∅ .
- При b > 0 ⇒ f x = log a b .
Показательное уравнение может быть записано таким способом:
Данное уравнение является равносильным следующему уравнению:
Другой вариант записи показательного уравнения:
φ x f x = φ x g x
В этом случае возможны следующие решения:
- при φ x = 1 все части данного уравнения являются равными для каких-либо f x , g x ;
- при φ x > 0 , φ x ≠ 1 такое уравнение равносильно уравнению f x = g x ;
- при φ x = 0 уравнение равносильно f x > 0 , g x > 0 .
Записанное показательное уравнение является равносильным совокупности систем:
φ x = 1 , x ∈ R , φ x > 0 , φ x ≠ 1 , f x = g x , φ x = 0 , f x > 0 , g x > 0 .
Существуют показательные уравнения, которые допускается привести к квадратным. Как пример:
A · a 2 x + B · a x + C = 0
В этом случае A отлично от нуля, B и C являются какими-либо числами, a>0 и не равно единице.
В процессе решения подобных показательных уравнений требуется выполнить замену:
При этом t должно быть больше нуля. Получим:
A · a f x + B · a — f x + C = 0
Здесь A, B, a являются какими-либо числами, отличными от нуля. При этом а отлично от единицы, C определяется, как произвольное действительное число. Умножим все части уравнения на a f x > 0 , чтобы свести его к квадратному уравнению:
A · a f x 2 + B + C · a f x = 0
Выполним обратную замену a f x = t , t > 0 и запишем квадратное уравнение:
A t 2 + C t + B = 0
Следующим видом показательных уравнений являются однородные.
Однородные показательные уравнения первой степени являются такими уравнениями, которые записаны в виде:
Свести подобное уравнение к показательному a f x = b несложно. Достаточно обе части равенства разделить на a f x > 0 (или b f x > 0 ) :
a f x b f x = 1 ⇒ a b f x = 1 ⇒ f x = 0
Однородным показательным уравнением второй степени называют уравнение в виде:
A · a 2 f x + B · a f x · b f x + C · b 2 f x = 0
Подобные уравнения решают, согласно стандартному алгоритму. В первую очередь следует сократить обе части уравнения на a 2 f x > 0 , либо на b 2 f x > 0 . Таким образом, выражение примет следующий вид:
A · a 2 f x + B · a f x · b f x + C · b 2 f x = 0 , : b 2 f x > 0
A · a 2 f x b 2 f x + B · a f x · b f x b 2 f x + C = 0
A · a b 2 f x + B · a b f x + C = 0
Если заменить a b f x = t , где t больше нуля, то получится квадратное уравнение:
A t 2 + B t + C = 0
Метод решения показательных уравнений через приведение к одинаковому основанию
В процессе решения показательных уравнений a x = b обычно b заменяют какой-то степенью числа а. В результате уравниваются основания. Важно правильно определить общий множитель, и решение значительно упроститься.
При идентичных основаниях, но отличающихся показателях степени, умножение чисел предполагает сложение степеней, а в процессе деления степени вычитаются.
Рассмотрим правило на примере решения показательного уравнения, содержащего корень:
Заметим, что для чисел 64 и 8 общим множителем является число 2. Запишем степени:
Подставим полученные значения и преобразуем уравнение:
( 1 2 12 ) — x = 1 2 3
1 2 — 12 x = 1 2 2 3
( 1 2 ) — 12 x = ( 1 2 ) 2 3
В результате получилась дробь.
Попробуем решить следующее показательное уравнение. Здесь будет преобразована каждая часть выражения:
( 0 , 5 ) x 2 × 4 x + 1 = 64 — 1
Вычислим, каким должно быть общее основание:
0 , 5 = 1 2 = 2 — 1
В результате получим:
( 2 — 1 ) x 2 × ( 2 2 ) x + 1 = ( 2 6 ) — 1
2 — x 2 × 2 2 x + 2 = 2 — 6
2 — x 2 2 x + 2 = 2 — 6
— x 2 + 2 x + 2 = — 6
Заметим, что для данного показательного уравнения имеется пара решений: -2 и 4
Метод решения показательных уравнений через приведение к одинаковой степени
Не всегда при решении показательных уравнений получается использовать предыдущий метод. В некоторых случаях можно упростить задачу с помощью преобразования показателей степени. Данная методика имеет место лишь в том случае, когда в выражении используются операции умножения или деления.
Умножить числа, которые отличаются основаниями, но имеют идентичные степенные показатели, можно путем умножения лишь оснований. Степень при этом не меняется:
a x b x = ( a b ) x
Потренируемся использовать записанное правило. Решим пример:
5 2 x — 4 = 49 2 — x
В этом случае можно заметить отсутствие общих множителей в обеих частях выражения. Это не позволит найти общее основание и преобразовать уравнение. Тогда поработаем с показателями:
5 2 x — 4 = 49 2 — x
5 2 x — 4 = 7 4 — 2 x
5 2 x — 4 = 1 7 2 x — 4
Закрепить принцип решения показательных уравнений с помощью приведения к одинаковой степени можно на следующем примере:
Приведем части уравнения слева и справа к одному показателю степени. С помощью свойства степенных функций преобразуем правую часть:
2 x — 2 = 1 5 x — 2
Затем следует умножить полученное выражение на 5 x — 2 :
2 x — 2 × 5 x — 2 = 1
Примеры решения показательных уравнений
Найти корни уравнения:
Заметим, что здесь b = 25 > 0 . Таким образом:
Руководствуясь свойствами логарифма, преобразуем выражение:
x = log 5 5 2 = 2 · log 5 5 = 2 · 1 = 2
x 2 x + 1 = x 3 x — 4
Заметим, что данное уравнение равносильно системе:
x = 1 , x ∈ R , x > 0 , x ≠ 1 , 2 x + 1 = 3 x — 4 , x = 0 , 2 x + 1 > 0 , 3 x — 4 > 0
⇒ x = 1 x ∈ 0 ; 1 ∪ 1 ; + ∞ , — x = — 5 , x = 0 , x > — 1 2 , x > 4 3 ⇒
⇒ x = 1 x ∈ 0 ; 1 ∪ 1 ; + ∞ , x = 5 , x = 0 , x > 4 3 ,
Ответ: x 1 = 1 , x 2 = 5
Требуется найти решения уравнения:
2 x — 3 · 4 x = 2 16 x
В первую очередь преобразуем все части равенства так, чтобы основанием было число 2:
Решим приведенное уравнение:
3 x — 3 = 1 2 — 4 x ⇒ 7 x = 7 2 ⇒ x = 1 2 .
Найти корни уравнения:
5 x — 2 · 5 x — 2 = 23
Здесь требуется вынести число 5 в самой маленькой степени, то есть в степени ( х — 2 ). В процессе разделим каждое из слагаемых на этот множитель:
5 x — 2 · 5 x — x — 2 — 2 = 23 ⇒ 5 x — 2 · 5 x — x + 2 — 2 = 23 ⇒ 5 x — 2 · 25 — 2 = 23 ⇒
⇒ 5 x — 2 · 23 = 23 ⇒ 5 x — 2 = 1
x — 2 = log 5 1 ⇒ x — 2 = 0 ⇒ x = 2
С учетом, что 1 = a 0 , уравнение 5 x — 2 = 1 допустимо записать таким образом:
5 x — 2 = 1 ⇒ 5 x — 2 = 5 0 ⇒ x — 2 = 0 ⇒ x = 2
Необходимо решить уравнение:
4 x + 1 — 3 · 2 x = 10
Здесь необходимо привести выражение к единому основанию:
4 x · 4 — 3 · 2 x — 10 = 0 ⇒ 4 · 2 2 x — 3 · 2 x — 10 = 0 ⇒ 4 · 2 x 2 — 3 · 2 x — 10 = 0
Заменим 2 x = t , при этом t больше нуля. Получим:
4 t 2 — 3 t — 10 = 0
Получилось квадратное уравнение, которое можно решить:
D = — 3 2 — 4 · 4 · — 10 = 9 + 160 = 169 = 13 2
t 1 = 3 + 13 2 · 4 = 16 8 = 2
Если выполнить обратную замену, то получится простейшее показательное уравнение 2 x = 2 :
Найти корни уравнения:
3 x + 3 2 — x = 10
3 x + 3 2 · 3 — x = 10 .
Умножим уравнение на 3 x > 0 . Получим:
3 x 2 + 9 = 10 · 3 x ⇒ 3 x 2 — 10 · 3 x + 9 = 0
Заменим 3 x = t , при этом t больше нуля. Получится квадратное уравнение:
t 2 — 10 t + 9 = 0
Согласно теореме Виета, решениями такого уравнения являются:
Выполним обратную замену:
3 x = 9 , 3 x = 1 ⇒ 3 x = 3 2 , 3 x = 3 0
Ответ: x 1 = 2 , x 2 = 0
Вычислить корни уравнения:
В этом случае целесообразно разделить уравнение, то есть все его части, на 3 x + 1 > 0 :
x + 1 = log 2 3 1 ⇒ x + 1 = 0 ⇒ x = — 1
Требуется решить уравнение:
4 x + 6 x = 2 · 9 x
В этом случае следует перенести все слагаемые в левую часть. Затем можно выполнить тождественные преобразования:
2 2 x + 2 · 3 x — 2 · 3 2 x = 0
2 x 2 + 2 x · 3 x — 2 · 3 x 2 = 0 , : 3 2 x > 0
2 3 x 2 + 2 3 x — 2 = 0
Выполним замену 2 3 x = t , где t не равно нулю. В итоге получится квадратное уравнение:
Решения данного уравнения:
t 1 = — 2 0 ∉ , t 2 = 1
Обратная замена даст нам показательное уравнение в простейшем виде:
http://www.evkova.org/pokazatelnyie-uravneniya-i-neravenstva
http://wika.tutoronline.ru/algebra/class/11/metody-resheniya-pokazatelnyh-uravnenij