Какое уравнение решает следующий алгоритм

Алгоритмы

Алгоритмы. Разработка алгоритма решения задачи

Исключительно важно использовать язык блок-схем при разработке алгоритма решения задачи. Решение одной и той же задачи может быть реализовано с помощью различных алгоритмов, отличающихся друг от друга как по времени счета и объему вычислений, так и по своей сложности. Запись этих алгоритмов с помощью блок-схем позволяет сравнивать их, выбирать наилучший алгоритм, упрощать, находить и устранять ошибки.

Отказ от языка блок-схем при разработке алгоритма и разработка алгоритма сразу на языке программирования приводит к значительным потерям времени, к выбору неоптимального алгоритма. Поэтому необходимо изначально разработать алгоритм решения задачи на языке блок-схем, после чего алгоритм перевести на язык программирования.

При разработке алгоритма сложной задачи используется метод пошаговой детализации. На первом шаге продумывается общая структура алгоритма без детальной проработки отдельных его частей. Блоки, требующие детализации, обводятся пунктирной линией и на последующих шагах разработки алгоритма продумываются и детализируются.

В процессе разработки алгоритма решения задачи можно выделить следующие этапы:

  • Этап 1 . Математическое описание решения задачи.
  • Этап 2 . Определение входных и выходных данных.
  • Этап 3 . Разработка алгоритма решения задачи.

Базовые алгоритмические конструкции

В теории программирования доказано, что для записи любого, сколь угодно сложного алгоритма достаточно трех базовых структур:

  • следование (линейный алгоритм);
  • ветвление (разветвляющийся алгоритм);
  • цикл-пока (циклический алгоритм).

Линейные алгоритмы

Линейный алгоритм образуется из последовательности действий, следующих одно за другим. Например, для определения площади прямоугольника необходимо сначала задать длину первой стороны, затем задать длину второй стороны, а уже затем по формуле вычислить его площадь.

Пример

ЗАДАЧА. Разработать алгоритм вычисления гипотенузы прямоугольного треугольника по известным значениям длин его катетов a и b.

На примере данной задачи рассмотрим все три этапа разработки алгоритма решения задачи:

Этап 1. Математическое описание решения задачи.

Математическим решением задачи является известная формула:

,

где с-длина гипотенузы, a, b – длины катетов.

Этап 2. Определение входных и выходных данных.

Входными данными являются значения катетов a и b. Выходными данными является длина гипотенузы – c.

Этап 3. Разработка алгоритма решения задачи.

На данной схеме цифрами указаны номера элементов алгоритма, которые соответствуют номерам пунктов словесного описания алгоритма.

Разветвляющиеся алгоритмы

Алгоритм ветвления содержит условие, в зависимости от которого выполняется та или иная последовательность действий.

Пример

ЗАДАЧА. Разработать алгоритм вычисления наибольшего числа из двух чисел x и y.

Этап 1. Математическое описание решения задачи.

Из курса математики известно, если x > y, то наибольшее число x, если x y, то переход к шагу 6, иначе к шагу 7.

  • Вывод информации: число x больше y. Переход к шагу 8.
  • Вывод информации: число y больше x. Переход к шагу 8.
  • Конец алгоритма.
  • В схеме алгоритма решения задачи цифрами указаны номера элементов алгоритма, которые соответствуют номерам шагов словесного описания алгоритма

    В рассматриваемом алгоритме (рис.3) имеются три ветви решения задачи:

    • первая: это элементы 1, 2, 3, 4, 8.
    • вторая: это элементы 1, 2, 3, 5, 6, 8
    • третья: это элементы 1, 2, 3, 5, 7, 8.

    Выбор ветви определяется значениями x и y в элементах 3 и 5, которые являются условиями, определяющими порядок выполнения элементов алгоритма. Если условие (равенство), записанное внутри символа «решение», выполняется при введенных значениях x и y, то следующими выполняется элементы 4 и 8. Это следует из того, что они соединены линией с надписью «да» и направление (последовательность) вычислений обозначена стрелочкой.

    Если условие в элементе 3 не выполняется, то следующим выполняется элемент 5. Он соединен с элементом 3 линией с надписью «нет». Если условие, записанное в элементе 5, выполняется, то выполняется элементы 6 и 8, в противном случае выполняются элементы 7 и 8.

    Циклические алгоритмы

    Циклический алгоритм определяет повторение некоторой части действий (операций), пока не будет нарушено условие, выполнение которого проверяется в начале цикла. Совокупность операций, выполняемых многократно, называется телом цикла.

    Алгоритмы, отдельные действия в которых многократно повторяются, называются циклическими алгоритмами, Совокупность действий, связанную с повторениями, называют циклом.

    При разработке алгоритма циклической структуры выделяют следующие понятия:

    • параметр цикла – величина, с изменением значения которой связано многократное выполнение цикла;
    • начальное и конечное значения параметров цикла;
    • шаг цикла – значение, на которое изменяется параметр цикла при каждом повторении.

    Цикл организован по определенным правилам. Циклический алгоритм состоит из подготовки цикла, тела цикла и условия продолжения цикла.

    В подготовку цикла входят действия, связанные с заданием исходных значений для параметров цикла:

    • начальные значения цикла;
    • конечные значения цикла;
    • шаг цикла.

    В тело цикла входят:

    • многократно повторяющиеся действия для вычисления искомых величин;
    • подготовка следующего значения параметра цикла;
    • подготовка других значений, необходимых для повторного выполнения действий в теле цикла.

    В условии продолжения цикла определяется допустимость выполнения повторяющихся действий. Если параметр цикла равен или превысил конечное значение цикла, то выполнение цикла должно быть прекращено.

    Пример

    ЗАДАЧА. Разработать алгоритм вычисления суммы натуральных чисел от 1 до 100.

    Этап 1. Математическое описание решения задачи.

    Обозначим сумму натуральных чисел через S. Тогда формула вычисления суммы натуральных чисел от 1 до 100 может быть записана так:

    где Xi – натуральное число X c номером i, который изменяется от 1 до n, n=100 – количество натуральных чисел.

    Этап 2. Определение входных и выходных данных.

    Входными данными являются натуральные числа: 1, 2, 3, 4, 5, …, 98, 99, 100.

    Выходные данные – значение суммы членов последовательности натуральных чисел.

    Параметр цикла величина, определяющая количество повторений цикла. В нашем случае i – номер натурального числа.

    Подготовка цикла заключается в задании начального и конечного значений параметра цикла.

    • начальное значение параметра цикла равно 1,
    • конечное значение параметра цикла равно n,
    • шаг цикла равен 1.

    Для корректного суммирования необходимо предварительно задать начальное значение суммы, равное 0.

    Тело цикла. В теле цикла будет выполняться накопление значения суммы чисел, а также вычисляться следующее значение параметра цикла по формулам:

    Условие продолжения цикла: цикл должен повторяться до тех пор, пока не будет добавлен последний член последовательности натуральных чисел, т.е. пока параметр цикла будет меньше или равен конечному значению параметра цикла.

    Этап 3. Разработка алгоритма решения задачи.

    Введем обозначения: S – сумма последовательности, i – значение натурального числа.

    Начальное значение цикла i=1, конечное значение цикла i =100, шаг цикла 1.

    Рабочая тетрадь по информатике

    Колледж автомобильного транспорта и агротехнологий

    для студентов всех специальностей

    Тема 1. История и тенденции развития ЭВМ

    1. Информатика это это фундаментальная естественная наука, изучающая процессы передачи и обработки информации.

    2. Как информатика связана с ЭВМ?

    3. Поколения ЭВМ?

    1948 — 1958 гг., первое поколение ЭВМ
    1959 — 1967 гг., второе поколение ЭВМ
    1968 — 1973 гг., третье поколение ЭВМ
    1974 — 1982 гг., четвертое поколение ЭВМ

    4. В каких отраслях труд человека целесообразнее заменить трудом ЭВМ?

    Финансовое дело(Банки, биржи) Медицина, Обучение, Торговля и т. д.

    5. Существует ли связь между информатикой и кибернетикой? (если да то в чем)

    Информатика является одним из направлений кибернетики

    6. Когда у человечества возникла потребность в вычислительных машинах?

    Давно. По мере роста потребностей и задач росло значение и необходимость вычислений.

    7. Что является первой вычислительной машиной?

    в 1623 году немец Вильгельм Шиккард создал «Считающие часы», которые сегодня принято считать первым автоматическим калькулятором.

    8. Что является первым вычислительным инструментом?

    3000 лет до н. э. — в Древнем Вавилоне были изобретены первые счёты — абак.

    9. Как широко используется ЭВМ в настоящее время и для чего? (приведите несколько примеров) например: в школе для обучения и учета учеников.

    В медицинской практике, в домашних условиях, на заводах, на предприятиях и т. д.

    10. Когда была создана первая Электронно-вычислительная машина?

    1946 Эниак первая электронная цифровая машина
    Тема 2. Архитектура, структура и принципы работы ЭВМ

    1. Основные компоненты ЭВМ процессор, память, системная шина, внешние устройства

    2. Основное устройство ЭВМ Системный блок

    3. Типы ЭВМ Аналоговые, цифровые, гибридные

    4. Постройте структурную схему ЭВМ

    5. Устройство ввода информации

    6. Устройства вывода информации

    д) внешние носители информации

    7. Память предназначенная для временного хранения информации при передаче ее от одного устройства в другое называется компьютерная память

    8. Подпишите названия всех устройств компьютера и их назначение.

    Вкл/Выкл Клавиатура
    9. Опишите представленные на рисунках устройства укажите их достоинства и недостатки

    Компактность, низкая стоимость, большие возможности для ТО, Универсальность, автономностьШирокий выбор устройств

    Малый размер, малый вес, потребляет мало электроэергии, не шумит, внутренний источник питания, мобильность

    Занимает много места и как правило более шумный, потребляет больше электроэнергии, требует постоянной чистки, сложности с ремонтом по гарантии

    Дорог ремонт, Возможности модернизации ноутбука весьма ограничены

    Гиганская Цена на запчасти

    10. Опишите путь следования информации от момента ввода до момента вывода.

    Ввод данных на ПК, с ПК выводим на устройство вывода

    11. Дайте определения следующим понятиям:

    Информация это сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации

    Данные это –сведения необходимые для вывода, решения.

    Языки программирования формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ

    Типы языков программирования и их особенности Низкоуровневый язык программирования: позволяли задавать машинные команды в понятном для человека виде.

    Язык программирования высокого уровня: Основная черта высокоуровневых языков — это абстракция, то есть введение смысловых конструкций

    12. Данные в компьютере предоставляются в виде: кода

    13. Дайте определение сложным структурам данных

    Массив (разновидности, пример) Массив — упорядоченный набор данных, используемый для хранения данных одного типа, идентифицируемых с помощью одного или нескольких индексов. Количество используемых индексов массива может быть различным: массивы с одним индексом называют одномерными, с двумя — двумерными, и т. д.

    Список-это абстрактный тип данных, представляющий собой упорядоченный набор значений, в котором некоторое значение может встречаться более одного раза.

    Очередь абстрактный тип данных с дисциплиной доступа к элементам «первый пришёл — первый вышел»

    Стеком называется упорядоченный набор элементов, в котором размещение новых и удаление существующих происходит с одного конца, называемого вершиной.

    14. Системы счисления бывают:

    Наиболее употребляемыми в настоящее время позиционными системами являются:

    · 2 — двоичная (в дискретной математике, информатике, программировании);

    10 — десятичная (используется повсеместно);

    · 12 — двенадцатеричная (счёт дюжинами);

    · 16 — шестнадцатеричная (используется в программировании, информатике);

    · 60 — шестидесятеричная (единицы измерения времени, измерение углов и, в частности, координат, долготы и широты).

    Решение простых линейных уравнений

    О чем эта статья:

    Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
    Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
    (в правом нижнем углу экрана).

    Понятие уравнения

    Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.

    Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.

    Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

    Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.

    Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.

    Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.

    Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

    Какие бывают виды уравнений

    Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.

    Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.

    Словесное описание алгоритмаЗапись алгоритма на языке блок-схем
    1. Начало алгоритма.
    2. Ввод значений длин катетов a и b.
    3. Вычисление длины гипотенузы с по формуле
    4. Вывод значения длины гипотенузы.
    5. Конец алгоритма
    Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

    Что поможет в решении:

    • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = -b : а;
    • если а равно нулю — у уравнения нет корней;
    • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
    Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

    Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.

    Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:

    Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем.

    Как решать простые уравнения

    Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.

    1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.

    Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5

    Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.

    Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.

    Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.

    Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.

    Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус.

    Приведем подобные и завершим решение.

    2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.

    Применим правило при решении примера: 4x=8.

    При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.

    Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.

    Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:

    Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:

    Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12

      Разделим обе части на −4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.

    −4x = 12 | : (−4)
    x = −3

    Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.

    Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.

    Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.

    Алгоритм решения простого линейного уравнения
    1. Раскрываем скобки, если они есть.
    2. Группируем члены, которые содержат неизвестную переменную в одну часть уравнения, остальные члены — в другую.
    3. Приводим подобные члены в каждой части уравнения.
    4. Решаем уравнение, которое получилось: aх = b. Делим обе части на коэффициент при неизвестном.

    Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте алгоритм — храните его в телефоне, учебнике или на рабочем столе.

    Примеры линейных уравнений

    Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!

    Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.

      Перенести 1 из левой части в правую со знаком минус.

    Разделить обе части на множитель, стоящий перед переменной х, то есть на 6.

    Пример 2. Как решить уравнение: 5(х − 3) + 2 = 3 (х − 4) + 2х − 1.

    5х − 15 + 2 = 3х − 12 + 2х − 1

    Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены. Не забываем при переносе из одной части уравнения в другую поменять знаки на противоположные у переносимых членов.

    5х − 3х − 2х = −12 − 1 + 15 − 2

    Приведем подобные члены.

    Ответ: х — любое число.

    Пример 3. Решить: 4х = 1/8.

      Разделим обе части уравнения на множитель стоящий перед переменной х, то есть на 4.

    Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 − 7х.

    1. 4х + 8 = 6 − 7х
    2. 4х + 7х = 6 − 8
    3. 11х = −2
    4. х = −2 : 11
    5. х = −2/11

    Ответ: −2/11 или −(0,18). О десятичных дробях можно почитать в другой нашей статье.

    Пример 5. Решить:

    1. 3(3х — 4) = 4 · 7х + 24
    2. 9х — 12 = 28х + 24
    3. 9х — 28х = 24 + 12
    4. -19х = 36
    5. х = 36 : (-19)
    6. х = — 36/19

    Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.

    5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1

    Сгруппировать в левой части неизвестные члены, в правой — свободные члены:

    Приведем подобные члены.

    Ответ: нет решений.

    Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 − 7х.


    источники:

    http://pandia.ru/text/80/286/42655.php

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-prostyh-linejnyh-uravnenij