Класс уравнение касательной к графику функции

Уравнение касательной к графику функции. 10-й класс

Класс: 10

Презентация к уроку

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: наглядный, частично поисковый.

Цель урока.

    Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить в чем состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
  1. Развивать логическое мышление, математическую речь.
  2. Воспитывать волю и упорство для достижения конечных результатов.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока и целей.

II. Актуализация знаний.

(Вспомнить с учащимися геометрическое определение касательной к графику функции. Привести примеры, показывающие, что данное утверждение не полно.)

Вспомним, что же такое касательная?

“Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку”. (Слайд № 2)

Обсуждение правильности данного определения. (После обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что данное определение неверно.) Для наглядного доказательства их умозаключения приводим следующий пример.

Рассмотрим пример. (Слайд № 3)

Пусть дана парабола и две прямые , имеющая с данной параболой одну общую точку М (1;1). Проводится обсуждение, почему первая прямая не является к данной параболе касательной (Рис. 1), а вторая является (Рис.2).

На данном уроке, мы с вами должны выяснить, что же такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной?

Рассмотреть основные задачи на составление уравнения касательной.

Для этого, вспомнить общий вид уравнения прямой, условия параллельности прямых, определение производной и правила дифференцирования. (Слайд № 4)

III. Подготовительная работа к изучению нового материала.

  • Сформулировать определение производной. (Слайд № 5)
  • Заполнить таблицу произвольных элементарных функций. (Слайд № 6)
  • Вспомнить правила дифференцирования. (Слайд № 7)
  • Какие из указанных прямых параллельны и почему? (Убедиться наглядно) (Слайд №8)
  • IV Изучение нового материала.

    Чтобы задать уравнение прямой на плоскости нам достаточно знать угловой коэффициент и координаты одной точки.

    Пусть дан график функции . На нем выбрана точка , в этой точке к графику функции проведена касательная (мы предполагаем, что она существует). Найти угловой коэффициент касательной.

    Дадим аргументу приращение и рассмотрим на графике (Рис. 3) точку P с абциссой . Угловой коэффициент секущей MP, т.е. тангенс угла между секущей и осью x, вычисляется по формуле .

    Если мы теперь устремим к нулю, то точка Р начнет приближаться по кривой к точке М. Касательную мы охарактеризовали как предельное положение секущей при этом приближении. Значит, естественно считать, что угловой коэффициент касательной будет вычисляться по формуле .

    Следовательно, .

    Если к графику функции y = f (x) в точке х = а можно провести касательную, непараллельную оси у, то выражает угловой коэффициент касательной. (Слайд № 10)

    Или по другому. Производная в точке х = а равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке .

    Это и есть геометрический смысл производной. (Слайд № 11)

    Причем, если :

    1. .

    Выясним общий вид уравнения касательной.

    Пусть, прямая задана уравнением . Мы знаем, что . Для вычисления m воспользуемся тем, что прямая проходит через точку . Подставим в уравнение. Получим , т.е. . Подставим найденные значения k и m в уравнение прямой:

    – уравнение касательной к графику функции. (Слайд № 12)

    Составим уравнение касательной:

    1. к параболе в точке (Слайд № 13)
    2. к графику функции в точке

    Решая эти примеры мы воспользовались очень простым алгоритмом, который заключается в следующем: (Слайд № 15)

    1. Обозначим абсциссу точки касания буквой a.
    2. Вычислим .
    3. Найдем и .
    4. Подставим найденные числа , в формулу

    Рассмотрим типичные задания и их решение.

    №1 Составить уравнение касательной к графику функции в точке .

    Решение. Воспользуемся алгоритмом, учитывая, что в данном примере .

    1)

    2)

    3) ;

    4) Подставим найденные числа ,, в формулу.

    , т.е.

    Ответ:

    №2 К графику функции провести касательную так, чтобы она была параллельна прямой . (Слайд № 17)

    Решение. Уточним формулировку задачи. Требование “провести касательную” обычно означает “составить уравнение касательной”. Воспользуемся алгоритмом составления касательной, учитывая, что в данном примере .

    Искомая касательная должна быть параллельна прямой . Две прямые параллельны, тогда и только тогда, когда равны их угловые коэффициенты. Значит угловой коэффициент касательной должен быть равен угловому коэффициенту заданной прямой: .Но . Следовательно: ; .

    Из уравнения ,т.е. , находим, что и . Значит, имеются две касательные, удовлетворяющие условию задачи: одна в точке с абсциссой 2, другая в точке с абсциссой -2.

    Действуем по алгоритму.

    1) ,

    2) ,

    3)

    4) Подставив значения ,, , получим , т.е. .

    Подставив значения ,, , получим , т.е.

    Ответ: , .

    V. Решение задач.

    1. Решение задач на готовых чертежах (Слайд № 18 и Слайд № 19)

    2. Решение задач из учебника: № 29.3 (а,в), № 29.12 (б,г), № 29.18, № 29.23 (а) (Слайд № 20)

    VI. Подведение итогов.

    1. Ответьте на вопросы:

    • Что называется касательной к графику функции в точке?
    • В чем заключается геометрический смысл производной?
    • Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной?

    2. В чем были трудности на уроке, какие моменты урока наиболее понравились?

    3. Выставление отметок.

    VII. Комментарии к домашней работе

    № 29.3 (б,г), № 29.12 (а,в), № 29.19, № 29.23 (б) (Слайд №22)

    Литература. (Слайд 23)

    1. Алгебра и начала математического анализа: Учеб. Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
    2. Алгебра и начала математического анализа: Задачник, Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
    3. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные и контрольные работы для 10-11 классов. / Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: ИЛЕКСА, 2010.
    4. ЕГЭ 2010. Математика. Задача В8. Рабочая тетрадь / Под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко – M.: Издательство МЦНМО, 2010.

    1. Уравнение касательной к графику функции

    Теория:

    Даны функция \(y=f(x)\) и точка \(M(a;f(a))\); известно, что существует f ′ ( a ) .
    Уравнение касательной к графику функции \(y=f(x)\) в точке \(M\) имеет вид \(y=kx+m\). Найдём значения коэффициентов \(k\) и \(m\).

    Известно, что k = f ′ ( a ) . Для вычисления значения \(m\) воспользуемся тем, что искомая прямая проходит через точку \(M(a;f(a))\).
    При подстановке координаты точки \(M\) в уравнение прямой, получим верное равенство \(f(a)=ka+m\), т. е. \(m=f(a)-ka\).

    Подставим найденные значения коэффициентов \(k\) и \(m\) в уравнение прямой:

    y = kx + m ; y = kx + ( f ( a ) − ka ) ; y = f ( a ) + k ( x − a ) ; y = f ( a ) + f ′ ( a ) ( x − a ) .

    Нами получено уравнение касательной к графику функции \(y=f(x)\) в точке \(x=a\).

    Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции \(y=f(x)\)

    1. Обозначаем абсциссу точки касания буквой \(a\).

    3. Находим f ′ ( x ) и вычисляем f ′ ( a ) .

    4. Подставляем найденные числа \(a\), \(f(a)\), f ′ ( a ) в формулу y = f ( a ) + f ′ ( a ) ( x − a ) .

    Для функции \(y=f(x)\), имеющей производную в фиксированной точке \(x\), справедливо приближенное равенство Δ y ≈ f ′ ( x ) ⋅ Δ x ;

    или, подробнее, f ( x + Δ x ) − f ( x ) ≈ f ′ ( x ) ⋅ Δ x .

    В этом приближённом равенстве заменим \(x\) на \(a\), вместо x + Δ x будем писать \(x\) и тогда Δ x будет равно \(x-a\). Получим:

    f ( x ) − f ( a ) ≈ f ′ ( a ) ( x − a ) или f ( x ) ≈ f ( a ) + f ′ ( a ) ( x − a ) .

    Смысл равенства заключается в том, что приближенное значение функции в точке \(x\) равно значению касательной в этой точке.

    Уравнение касательной к графику функции

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На уроке рассматривается тема «Уравнение касательной к графику функции». Выводится уравнение касательной к графику функции. Затем, чтобы успешно решать задачи на касательную, будет рассмотрен смысл каждого его элемента.


    источники:

    http://www.yaklass.ru/p/algebra/10-klass/proizvodnaia-primenenie-proizvodnoi-dlia-issledovaniia-funktcii-9147/kak-poluchit-uravnenie-kasatelnoi-k-grafiku-funktcii-11225/re-01fe2bca-fe21-491b-860a-b63304a86ea9

    http://interneturok.ru/lesson/algebra/10-klass/proizvodnaya/uravnenie-kasatelnoy-k-grafiku-funktsii