План-конспект урока химии в 8-м классе по теме «Ионные уравнения»
Разделы: Химия
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах
Цели по содержанию:
- на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;
- экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
- дать первоначальные представления о качественных реакциях;
- научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
- научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.
- совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
- продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
- воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.
- Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004. – 284 с.
- Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ Е.В. Савинкина, Н.Д. Свердлова. – М.: Экзамен, 2006. – 191 с.
- Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.
- Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.: ил.
- Ходаков Ю.В. и др. Неорганическая химия: Учеб. для 9 кл. сред. шк./ Ю.В. Ходаков, Д.А. Эпштейн, П.А. Глориозов. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с., 2 л. ил.: ил.
- Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды/ сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
- Карты с лабораторными работами, «лабиринтом букв», задачами, домашним заданием.
- Растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, K2CO3 и H2SO4, NaOH и H2SO4, CuSO4 ,KNO3 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
II. Мобилизующий этап. Актуализация знаний учащихся.
Ц И И С Р О А Н К А И О О Г М Е Р Е Б Н Н О Б К
- Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв» («реакции ионного обмена»)
- Какие уже известные вам понятия включает это, пока ещё новое для вас, понятие? («реакции обмена», «ионы»)
- Что такое ионы? Какие вещества и при каких условиях образуют ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли, основания? (схемы диссоциации кислот, оснований, солей, см. приложение 1)
- Какие реакции мы называем реакциями обмена? (общая схема, см. приложение 2)
- Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:
- K2CO3 + H2SO4 ?
- Mg + HCl ?
- Na2SO4 + Ba(NO3)2?
- Zn(OH)2 ?
- NaOH + HCl ?
- SO3 + MgO ?
- Перечислите условия протекания реакций обмена до конца (схема, см. приложение 3)
- Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды?
III. Целеполагание и мотивация.
— Итак, опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения.
— Запишите тему урока
IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление.
1) Вступительное слово
— Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, — это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.
— Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями
— Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.
2) Лабораторная работа № 1 «Реакции, идущие с образованием нерастворимых (малорастворимых) веществ»
Оборудование и реактивы: растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) В пробирку с раствором CaCl2, закреплённую в пробиркодержателе, добавьте несколько капель AgNO3.
Что наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение химической реакции
(см. приложение 4)
— При выполнении лабораторных опытов соблюдайте основные правила техники безопасности
(см. приложение 5)
— Сливая растворы CaCl2 и AgNO3, мы наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся Ca(NO3)2
2AgNO3 + CaCl2 = Ca(NO3)2 + 2AgCl ?
Полекулярное (эмпирическое) уравнение
— Обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде
2Ag+ | 2NO3— | Ca2+ | 2Cl- | Ca2+ | 2NO3— | 2AgCl ? |
— Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы Ca2+ и NO3-, а вот AgCl – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.
— Итак, уравнение реакции между CaCl2 и AgNO3 можно записать так:
2Ag+ + 2NO3 — + Ca2 + + 2Cl- = Ca2 + + 2NO3 — + 2AgCl ?
Полное ионное уравнение
— Что же произошло при сливании растворов? Ионы Ag + и Cl- соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.
— Ионы же Ca2 + и NO3 — в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?
2Ag + + 2Cl — = 2AgCl ?
— Или, сокращая коэффициенты,
Ag + + Cl — = AgCl ?
Сокращённое ионное уравнение
— Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ag + и Cl — , в результате которого образуется осадок AgCl. При этом совершенно не важно, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между NaCl и AgNO3, AgNO3 и AlCl3 и так далее – суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag + и Cl — c образованием AgCl?
б) Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2 и Na2SO4
(см. приложение 4)
— Предложите, пользуясь таблицей растворимости, формулы электролитов, реакции между которыми сводятся к взаимодействию Ba2 + + SO4 — = BaSO4?
в) растворы каких веществ нужно взять, чтобы в растворе осуществилась реакция между Ca2 + + CO3 — = CaCO3?
(см. приложение 4)
— Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций, запишите сокращённое ионное уравнение, отражающее их суть.
— Образование при реакции нерастворимого или малорастворимого соединения используют для обнаружения в растворе того или иного иона: так растворимые соли серебра используют для обнаружения Cl — , Br — , I — … — ионов, так как с этими анионами Ag + образует нерастворимые осадки, и, наоборот, растворимые соли, содержащие Cl — , Br — , I — … — ионы, используют для распознавания Ag + в растворе.
— Такие реакции принято называть качественными, т.е. реакциями, с помощью которых можно обнаружить тот или иной ион.
(таблица «Качественные реакции на ионы», см. приложение 6)
3) Лабораторный опыт № 2 «Реакции с образованием газообразных веществ»
Оборудование и реактивы: растворы K2CO3 и H2SO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) Видеоопыт «Реакции ионного обмена, протекающие с выделением газа»
Посмотрите видеоопыт, составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции.
Можно ли считать данную реакцию качественной? Почему?
б) Проведите аналогичную реакцию между K2CO3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции.
в) Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между 2H + + SO32 — = H2O + SO2?
(см. приложение 4)
4) Лабораторный опыт № 3 «Реакции, идущие с образованием слабого электролита»
Оборудование и реактивы: растворы NaOH и H2SO4, CuSO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин
а) В пробирку прилейте 1-2 мл раствора NaOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Прилейте H2SO4 до полного обесцвечивания раствора.
Почему раствор обесцветился? Как называются реакции между кислотами и основаниями, в результате которых образуется соль и вода?
б) Посмотрите видеоопыт «Реакция нейтрализации», составьте молекулярное и сокращённое ионное уравнение для продемонстрированной вам реакции
— Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Для доказательства проведём следующий опыт.
в) Получите свежеосаждённый Cu(OH)2, используя выданные вам реактивы. Какие? Разделите полученный осадок на 3 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете?
Составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение одной из проведённых реакций. В чём её суть? Можно утверждать, что сокращённая запись отражает суть всех трёх реакций, независимо от того, какая кислота вступала в реакцию?
5) Лабораторный опыт № 4 «Обратимое взаимодействие между ионами»
Оборудование и реактивы: растворы KNO3 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин
В пробирку с KNO3 добавьте 2-3 капли фенолфталеина, прилейте 1-2 мл раствора NaCl. Что наблюдаете? Составьте молекулярное и полное ионное уравнения реакции.
Какие ионы находились в растворе? Какие ионы находятся в полученном растворе? О чём свидетельствует отсутствие видимых эффектов реакции?
Как называются такие реакции?
V. Обобщение
— Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами. Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена» (реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)
VI. Значение реакций ионного обмена
— Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека.
Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов.
Тяжелые металлы — это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Так сложилось, что термины «тяжелые металлы» и «токсичные металлы» стали синонимами.
На сегодняшний день безоговорочно к числу токсичных относят кадмий, ртуть, свинец, сурьму. Деятельность значительной части остальных в живых организмах можно оценить только на «отлично». Действительно, металлы в ионной форме входят в состав витаминов, гормонов, регулируют активность ферментов.
Установлено, что для белкового, углеводного и жирового обмена веществ необходимы Mo, Fe, V, Co, W, B, Mn, Zn; в синтезе белков участвуют Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co; в кроветворении — Co, Cu, Mn, Ni, Zn; в дыхании — Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co. Справедливо утверждение о том, что нет вредных веществ, есть вредные концентрации. Поэтому ионы меди, кобальта или даже хрома, если их содержание в живом организме не превышает естественного, можно именовать микроэлементами, если же они генеалогически связаны с заводской трубой, то это уже тяжелые металлы. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк,) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу.
— Предложите решение следующей задачи:
Задача 1.
В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3 + , Fe2 + , Ni 2+ и анионы Cl — , SO4 2- . Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
— Поработайте в парах над решением подобных задач:
Задача 2.
Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb 2+ и Cu 2+ , оказывающих токсическое действие на живые организмы.
Задача 3.
В сточных водах животноводческих ферм отмечено повышенное содержание катионов Ca 2+ и Zn 2+ . Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить воду от этих ионов.
VII. Домашнее задание
С какими веществами может реагировать фосфорная кислота, образуя а) газ; б) воду; в) осадок?
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.
Конспект по химии ионные уравнения 8 класс
Ключевые слова конспекта: свойства ионов, определение ионов, реакции ионного обмена, ионное уравнение, реакции в растворах электролитов.
Свойства ионов
Число электронов в атоме равно числу протонов. Протоны и нейтроны прочно связаны друг с другом и образуют ядро атома. Ион – атом или часть молекулы, где есть неравное количество электронов и протонов. Если электронов больше, чем протонов, то ион называют отрицательным. Иначе ион называют положительным.
Ионы отличаются от атомов строением и свойствами. Некоторые ионы бесцветны, а другие имеют определенный цвет. Для каждого из ионов характерны специфические химические свойства.
Таблица 1. Определение ионов
Определяемый ион
Результат реакции
* При определении галогенид-ионов с помощью серной кислоты используют твердую соль.
Ионное уравнение
В водных растворах все электролиты в той или иной степени распадаются на ионы и реакции происходят между ионами.
Сущность реакций в растворах электролитов отражается ионным уравнением. В ионном уравнении учитывается то, что сильный электролит в растворе находится в диссоциированном виде. Формулы слабых электролитов и нерастворимых в воде веществ в ионных уравнениях принято записывать в недиссоциированной на ионы форме. Растворимость электролита в воде нельзя считать критерием его силы. Многие нерастворимые в воде соли являются сильными электролитами, однако концентрация ионов в растворе оказывается низкой вследствие низкой растворимости. Именно поэтому в уравнениях их формулы записывают в недиссоциированной форме.
При составлении ионных уравнений реакций с участием сильных кислот часто для упрощения записывают формулу иона Н + , а не H3O + .
Реакции в растворах электролитов происходят в направлении связывания ионов. Существует несколько форм связывания ионов: образование осадков, выделение газообразных веществ, образование слабых электролитов. Рассмотрим конкретные примеры:
- Образование осадков.
Уравнение в молекулярном виде: Ca(NO3)2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaNO3
Полное ионное уравнение:
Сокращенное ионное уравнение:
- Образование слабых электролитов (например, воды, слабых кислот):
а) КОН + НCl = КCl + H2O
К + + OH – + Н + + Cl – = К + + Cl – + H2O
OH – + Н + = H2O
б) HNO2 – азотистая кислота (слабая):
NaNO2 + НCl = NaCl + HNO2
Na + + NO2 + Н + + Cl – = Na + + Cl – + HNO2
NO2 – + Н + = HNO2
Иногда реакции в растворах электролитов осуществляются с участием нерастворимых веществ или слабых электролитов в направлении более полного связывания ионов. Например, мрамор растворяется в соляной кислоте с образованием углекислого газа:
Таблица 2. Уравнения ионных реакций
Реакции ионного обмена
Для ионных реакций выражение «в молекулярном виде», как и сама запись, является условным. При анализе приведенных в Таблице 2 уравнений реакций выясняется, что реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:
- если выпадает осадок;
- если выделяется газ;
- если образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.
Если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакция обмена не протекает до конца, т. е. является обратимой. При составлении уравнений таких реакций, как и при составлении уравнений диссоциации слабых электролитов, ставится знак обратимости.
Чтобы сделать вывод о протекании реакции ионного обмена до конца, надо использовать данные таблицы растворимости солей, оснований и кислот в воде.
Чтобы составить уравнения всех возможных реакций, в которых участвуют хлорид магния и другие растворимые в воде вещества, рассуждают так:
- Убеждаются, растворимо ли в воде взятое вещество, в данном случае хлорид магния MgCl2.
- Приходят к выводу, что хлорид магния MgCl2 будет реагировать только с такими растворимыми в воде веществами, которые способны осадить либо ионы Mg 2+ , либо хлорид-ионы Сl – .
- Ионы Mg 2+ можно осадить: а) ионами ОН – , т. е. нужно подействовать любой щелочью, что приведет к образованию малорастворимого гидроксида магния Mg(OH)2; б) при действии растворимыми в воде солями, содержащими один из следующих анионов: . Для этого можно воспользоваться солями натрия, калия и аммония, содержащими указанные анионы, так как эти соли растворимы в воде.
- Хлорид-ионы Сl – можно осадить катионами Ag + + и Pb 2+ . Поэтому для проведения реакции нужно выбрать растворимые соли, содержащие эти катионы.
При составлении уравнений реакций ионного обмена, в которых образуются газообразные вещества, следует учесть, что анионы способны реагировать с кислотами с образованием соответствующего газа, например:
В свете представлений об электролитической диссоциации кислот, оснований и солей общие свойства этих веществ определяются наличием общих ионов, которые входят в их состав
Конспект урока «Реакции ионного обмена. Ионное уравнение». Выберите дальнейшее действие:
Конспект урока » Ионные уравнения» химия 8 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Конспект урока химии по теме «Ионные уравнения» 8 класс
Научить школьников составлять ионные уравнения реакций
Рассмотреть условия протекания реакций ионного обмена до конца
на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;
экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
дать первоначальные представления о качественных реакциях;
научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.
совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах
— Какие вещества мы называем электролитами?
— Какие вещества мы называем неэлектролитами?
— Какие частицы мы называем ионами?
— Какие ионы бывают?
— Какие соединения называются кислотами, с точки зрения ЭД? Солями? Основаниями?
Возьмите рабочие листы, выполните самостоятельно задания из 1 части.
1.Разделите перечисленные ниже вещества на два столбика – электролиты и неэлектролиты.
Хлорид натрия (крист.)
Хлорид натрия (раствор)
Сульфат натрия (раствор)
Раствор соляной кислоты
Кристаллы сульфата цинка
Раствор гидроксида натрия
2. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы.
-Выполним взаимопроверку. Правильные ответы вы видите на экране. Выставьте оценку своему товарищу. (5- без ошибок, 4-1-2 ошибки, 3- 3-4 ошибки)
III. Целеполагание и мотивация.
— Итак, опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения.
— Запишите в рабочих листах дату и тему урока
IV. Изучение нового материала.
1) Вступительное слово
— Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, — это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.
— Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями. (делаем запись в рабочем листе)
— Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере.
2) Часть 2 Лабораторная работа № 1
— При выполнении лабораторных опытов соблюдайте основные правила техники безопасности
Оборудование и реактивы: растворы C u Cl2, AgNO3, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) В пробирку налейте раствор C u Cl2
б) В пробирку с раствором C u Cl2, закреплённую в пробиркодержателе, добавьте несколько капель AgNO3.
Что наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение химической реакции в рабочих листах в колонке «Выполнение действий».
— Что мы наблюдаем сливая растворы C u Cl2 и AgNO3 ? (выпадение осадка)
составляем молекулярное уравнение на интерактиве 1(составляем)
— Какое вещество выпадает в осадок? (хлорид серебра)
— Какое вещество остается в растворе? (нитрат меди)
— Обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде. Запишем эти соли в ионном виде. Интеарктив 1 (составляем)
— Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы C u 2+ и NO3-, а вот AgCl – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде. Интерактив 1 (составляем)
— Итак, уравнение реакции между C u Cl2 и AgNO3 можно записать так:
2Ag+ + 2NO3 — + C u 2 + + 2Cl- = C u 2 + + 2NO3 — + 2AgCl
—Мы получили запись полного ионного уравнения
— Ионы Ag + и Cl- соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.
— Ионы же C u 2 + и NO3 — в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?
2Ag + + 2Cl — = 2AgCl
— Или, сокращая коэффициенты,
Ag + + Cl — = AgCl
— Мы получили сокращенное ионное уравнение.
— попробуйте в первую колонку «Последовательность действий» описать наши действия
-Мы составили алгоритм записи полного и сокращенного ионных уравнений. Интерактив 1 (шторка)
Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Ag + и Cl; в результате этого взаимодействия образуется осадок AgCl
Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.
Задание. По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы Ag + и Cl .
Вывод (по заданию): можно взять любой растворимый хлорид и любую растворимую соль серебра(или его гидроксид).
Таким образом, сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов.
3) Часть 3 Химический эксперимент – практические задачи.
Уравнения реакций (молекулярное, полное и сокращенное ионные)
Проведите реакции между парами веществ
1. сульфат меди ( II ) и гидроксид кальция
2. карбонат натрия и соляная кислота
3. соляная кислота и гидроксид бария (в присутствии индикатора)
— Что наблюдали в 1, 2, 3 реакциях? Интерактив 2 (шторка)
— Какие уравнения получили? Интерактив 2 (сборка)
-На какие три группы можно разделить реакции обмена? (идущая, с образованием осадка, газообразного соединения, воды)
V. Обобщение
— Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами. Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена» (реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)
Если выделится газ – это раз,
Иль получится вода – это два,
А ещё нерастворимый
«Есть осадок», — говорим мы
Это третий важный пункт.
VI. Значение реакций ионного обмена
— Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека.
Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов.
Тяжелые металлы — это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Так сложилось, что термины «тяжелые металлы» и «токсичные металлы» стали синонимами.
На сегодняшний день безоговорочно к числу токсичных относят кадмий, ртуть, свинец, сурьму. Деятельность значительной части остальных в живых организмах можно оценить только на «отлично». Действительно, металлы в ионной форме входят в состав витаминов, гормонов, регулируют активность ферментов.
Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк,) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу.
VII. Домашнее задание
§ 37. Упр. № 1,2 стр. 155.
Задание для любознательных «Не дай себе засохнуть»
Изучить этикетки от бутылок с минеральной водой. На них записан состав воды в виде ионов. Составить формулы веществ и дать им название.
Для подведения итогов урока выполним небольшую анкету (позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.)
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
http://uchitel.pro/%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-ionnie-uravneniya-himiya-klass-435904.html