Конспект по теме расчеты по химическим уравнениям

Конспект урока по химии «Расчеты по химическим уравнениям реакций»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская

Скачать:

ВложениеРазмер
haydarova_larisa.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Расчеты по химическим уравнениям реакций

Разработка урока для 8 класса

по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская

выполнила учитель химии муниципального бюджетного образовательного учреждения

школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели: 1. Создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы, закрепления навыков и умений расчетов по химическим формулам.

2. Воспитание чувства товарищества, ответственности.

3. Развитие умения анализировать, рассуждать.

Оборудование: карточки с алгоритмами решения задач и задачами для самостоятельного решения.

  1. Организационный момент.
  2. Вызов.

Давайте вспомним, что такое химическая формула?

Химическая формула – условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков индексов.

Как называется вещество, формула которого Na 2 SO 4 ?

Какую информацию дает нам эта формула?

Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?

Из химической формулы вещества можем узнать о качественном составе (вещество состоит из атомов натрия, серы, кислорода) и количественном составе (в состав входит 2 атома натрия, 1 атом серы. 4 атома кислорода).

— относительную молекулярную массу (M r = 142),

— молярную массу вещества (М = 142 г/моль),

— массовые доли элементов в веществе (ω(Na) = 32%, ω(S) = 23%, ω(О) = 45%)

Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению

Na 2 SO 4 + BaCl 2 = 2 NaCl + BaSO 4

При взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария образуется хлорид натрия и сульфат бария. Это реакция обмена

Это вы сказали о количественной стороне. Но есть еще и качественная сторона реакции.

Записывают в тетради результаты беседы

Na 2 SO 4 + BaCl 2 = 2 NaCl + BaSO 4

M r 142 208 58,5 233

М (г\моль) 142 208 58,5 233

m = М·ν 142 208 117 233

сохр. массы 350 = 350

Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?

Сформулируйте тему урока.

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Как будем работать?

Расчеты по уравнениям реакций.

Научить решать задачи по уравнениям реакций.

Используя алгоритмы и работая в парах.

  1. Осмысление.

В чем состоит учебная задача?

Разобрать алгоритм решения задач. Решить самостоятельно задачи с взаимопроверкой. Решить задачи на закрепление.

Помогает парам, которые сами не могут разобраться

Работают в парах с алгоритмами (приложение), решают задачи с взаимопроверкой. После усвоения материала проводят первичное закрепление – самостоятельно решают задачи с последующей проверкой учителем.

  1. Рефлексия. Оценивают свою деятельность на уроке.

Что нового изучили?

Какова была цель урока? Достигли ли е?

Какие возникали сложности при решении задач?

Что необходимо знать для успешного решения задач?

На что необходимо обратить внимание при решении задач?

  1. Домашняя работа: § 32 (разбор) до стр. 115, стр. 117 в. 3,5 (п).

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

Способ 1. «По количеству вещества»

1шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

M (0 2 ) = 32г/моль

3 шаг: Составь уравнение реакции: 2Мg + 0 2 = 2 Мg0

4 шаг: Найди количество известного вещества по формуле

ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)= 8г:24г/моль= 0,33 моль

5 шаг: Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х

0,33 моль х моль

6 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

0,33 моль х моль

7 шаг: Составь пропорцию и реши ее:

0,33 моль — х моль

2 моль — 1 моль х=0,167 моль

8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m= М· ν :

m (0 2 )= М (0 2 ) · ν (0 2 ) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г

9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г.

Способ 2. «По массе вещества»

1 шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

3 шаг: Составь уравнение реакции 2Мg + 0 2 = 2 МgО

4 шаг: Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.

2Мg + 0 2 = 2 МgO

5 шаг: Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле m= M · ν , где ν — коэффициент перед формулой вещества:

2Мg + 0 2 = 2 МgO

6 шаг: Составь пропорцию и решите ее:

48 г — 32 г m(0 2 )=х = 5,34г

7 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г

Задачи для совместного решения

  1. Определите массу железа необходимого для получения 43,5 г хлорида железа (ІІІ).
  2. Определите массу углекислого газа, который образуется при сгорании 36 г угля (углерода).

Задачи для самостоятельного решения

  1. Стр. 117, задача 6
  2. Сколько грамм сульфида алюминия можно получить при взаимодействии 2,7 г алюминия с серой.
  3. Стр. 117, задача 4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект урока по химии «Типы химических реакций»

План — конспект урока по химии «Типы химических реакций».

Конспект урока по теме: Типы химических реакций

Тема урока: Типы химических реакций. Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реа.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентр.

Конспект урока по теме»Скорость химических реакций»

Данный конспект урока по теме «Скорость химических реакций» поможет молодому специалисту в проведении урока по данной теме.

Конспект урока «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»

Урок формирования знаний, умений, навыков с использованием технологии проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникативные технологий.

конспект урока по теме «Типы химических реакций. Реакции ионного обмена»

конспект урока по теме «Типы химических реакций. Реакции ионного обмена».

Дидактический материал по химии ,8-9 класс.Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций

Подборка расчетных задач «Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций&quot.

Расчеты по химическим уравнением

Разделы: Химия

Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
  • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
  • продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы.
  • воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Ход и содержание урока

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).

Цели урока Слайд 2.

II.Актуализация знаний, умений, навыков.

Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка; в) изменение объема;

а) уравнения реакций соединения

б) уравнения реакций замещения

в) уравнения реакций разложения Слайд 4

  1. Новая тема.

Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.

Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Приступаем к решению задач, применяя алгоритм

Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

Найдем молярную массу воды и кислорода:

Запишем уравнение химической реакции:

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

значение количества вещества, а под формулами веществ —

стехиометрические соотношения, отображаемые

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

откуда х = 0,25 моль Слайд 7

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г

Ответ: m(О2) = 8 г Слайд 8

Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Vm=22,4л/моль Слайд 9

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

откуда х = 0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

Ответ: 5,6 л Слайд 11

III.Закрепление изученного материала.

Задачи для самостоятельного решения:

1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12

Проверим решение задачи 1

M(Fe)=56г/моль,

m(Fe2O3)=, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6г

Проверим решение задачи 2

4.

х моль = 0,07моль,

m (H2O) = ;

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

Ответ: 2,25г Слайд 15

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO Cлайд 16.

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 — 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Расчеты по химическим уравнениям

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

Масса (m) : г ; кг ; мг

Кол-во в-ва (n) : моль ; кмоль ; ммоль

Молярная масса (M): г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль

Объём (V) : л ; м 3 /кмоль; мл

Молярный объём(Vm) : л/моль ; м 3 /кмоль; мл/ммоль

Число частиц (N): 6•1023 (число Авагадро – NA); 6•1026 ; 6•1020

Урок по химии для 8 класса «Расчеты по химическим уравнениям»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Развернутый план-конспект урока «Расчеты по химическим уравнениям».

Учебник: О.С. Габриелян.

Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: познакомить с расчетами по химическим уравнениям; сформировать у учащихся знание о расчетах по химическим уравнениям; начать формировать умения по составлению химических уравнений и расчетам по уравнениям.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

1.Организационный момент (2-5мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами должны будем научиться проводить расчеты по химическим уравнениям.

2. Контроль знаний и умений (10 – 15 мин.)

На предыдущих занятиях мы с вами проходили уравнения химических реакций, давайте вспомним, что такое химическое уравнение? (Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков).

На основе какого закона пишут химические реакции? (Закон сохранения массы веществ).

Как он звучит? (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

3. Объяснение нового материала (20 – 30 мин.)

По химическому уравнению можно определить, какие вещества вступили в реакцию, и какие образовались, а также по химическому уравнению можно рассчитать массу, объем и количество реагирующих веществ.

Для расчетов очень важно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объема и количества вещества. Давайте откроем учебники на странице 146 и найдем таблицу №7. Рассмотрим по этой таблице соотношение некоторых единиц физико – химических величин.

Для того чтобы решать расчетные задачи по химии, можно пользоваться алгоритмом. Алгоритм решения задач дан в учебнике на странице 147.

Пользуясь алгоритмом решения задач, давайте решим следующие задачу:

Задача: Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для взаимодействия с 230 кг оксида железа (ІІІ). Вычислите количество вещества воды, которое при этом образуется.

m ( Fe 2 O 3)=230кг 1. Запишем уравнение химической реакции:

n ( H 2 O ) — ? 2. Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулами веществ в уравнении.

Так как масса дана в килограммах, то объем находим в кубических метрах, а количество вещества – в киломолях. И тогда:

230кг х м 3 y кмоль

где х – объем водорода V ( H 2), y – количество вещества воды n ( H 2 O ).

3. а)Найдем заданную химическим уравнением массу 1кмоль Fe 2 O 3 и запишем полученное значение под его формулой:

М r(Fe 2 O 3 ) = 56 * 2 + 16 * 3 = 160,

М (Fe 2 O 3 ) = 160 кг / кмоль .

б) Найдем заданный уравнением объем 3 кмоль водорода V = Vm * n , запишем под формулой водорода найденное значение: V (3 H 2) = 22,4 м 3 /кмоль * 3 кмоль = 67,2 м 3 .

в) Под формулой воды укажем ее количество, заданное уравнением, — 3 кмоль.

Уравнение принимает вид

230кг х м 3 y кмоль

160 кг 67,2 м 3 3 кмоль

4. Составим и решим пропорции:

а) 230 = х , х = 230*67,2 = 201,6 (м 3 ) – объем водорода V ( H 2)

б) 230 = y , y = 230*3 = 9 (кмоль) – количество вещества воды n ( H 2 O ).

4.Первичное закрепление знаний (10 – 12 мин.)

Решите задачи (если можно, то несколькими способами):

Задача 1. В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количество вещества оксида цинка образуется?

Задача 2. Цинк количеством вещества 0,1 моль взаимодействует с кислородом. Определите массу кислорода, вступающего в реакцию, а также массу образующегося оксида цинка.

Задача 3. Алюминий массой 6,3 г вступает в реакцию с кислородом. Определите массы кислорода и образующегося оксида железа, если алюминий содержит 20% примесей.

Задача 4. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2,7 г 25% — й соляной кислоты с необходимым по реакции количеством вещества алюминия? Каково это количество вещества?

Задача 5. Какой объем углекислого газа выделится при сгорании 60 кг угля?

Задача 6. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция, содержащего 30% примесей?

5. Итог урока (1 -3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили написание химических уравнений и научились проводить расчеты с помощью химических уравнений.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/612236

http://infourok.ru/urok-po-himii-dlya-klassa-rascheti-po-himicheskim-uravneniyam-477221.html