Конспект урока алгебры для 8 класса по теме «Рациональные уравнения».
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме «Рациональные уравнения». На уроке используется презентация, карточки для индивидуальной работы, задания для тестирования, задания для домашней самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рациональные уравнения, 8 класс | 98.03 КБ |
Предварительный просмотр:
урока по алгебре на тему:
Тип урока: урок – обобщение
Учебник : «Алгебра,8», под редакцией А. Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2018
Задачник: «Алгебра,8», под редакцией А. Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2018
Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме
Обучающая: закрепить и обобщить понятия рационального уравнения.
Воспитательная: формировать ответственное отношение к решению задач.
Развивающая: закрепить навыки решения рациональных уравнений, определения области допустимых значений переменной в выражениях и уравнениях.
Ключевые слова и понятия:
- Алгебраическая дробь
- Рациональное уравнение
- Корень уравнения
- Область допустимых значений
Доска, карточки, наглядные пособия, проектор, экран.
- Организационный момент
- Устный опрос
Опрос понятий и определений:
Что называется уравнением?
Что такое корень уравнения? Что значит решить уравнение?
Дайте определение алгебраической дроби
Что такое область допустимых значений
Что называется рациональным уравнением?
- На экране высвечиваются задания (презентация Слайды № 2 — 13)
1. Укажите допустимые значения переменной в выражении:
1) ; ОДЗ:
2) . ОДЗ:
2. При каких значениях переменной алгебраическая дробь равна
нулю: . Ответ:
3. Найдите ошибку:
1) ( ).
Ответ: правильный ответ х = 0, но .
2)
ОДЗ: .
Ответ: правильный ответ .
3) ( )
Ответ: правильный ответ .
4)
ОДЗ: .
Ответ: правильный ответ ОДЗ: х — любое число.
В это же время несколько учащихся получают карточки для индивидуальной работы
Карточки для индивидуальной работы.
№ 1. Укажите значение , при которых
не имеет смысла выражение .
№ 2. Решите уравнение
а) ;
б) .
№ 1. Укажите значение , при которых
не имеет смысла выражение .
№ 2. Решите уравнение
а) ;
б) .
№ 1. Укажите значение , при которых
не имеет смысла выражение .
№ 2. Решите уравнение
а) ;
б) .
№ 1. Укажите значение , при которых
не имеет смысла выражение .
№ 2. Решите уравнение
а) ;
б) .
№ 1. Укажите значение , при которых
не имеет смысла выражение .
№ 2. Решите уравнение
а) ;
б) .
4. Тестирование. Учащиеся на листах выполняют задания по вариантам
с последующей взаимопроверкой. На экран выводится слайд с ответами
Конспект урока по математике в 8 классе «Решение рациональных уравнений»
Конспект урока по математике в 8 классе «Решение рациональных уравнений»
Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»
Урок по теме «Решение рациональных уравнений».
формирование понятия рационального уравнения;
рассмотреть способы решения рациональных уравнений;
рассмотреть алгоритм решения рациональных уравнений;
обучить решению рациональных уравнений по алгоритму;
проверка уровня усвоения темы путем проведения тестовой работы.
развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение и обобщение;
развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
развитие критического мышления;
развитие навыков исследовательской работы.
воспитание познавательного интереса к предмету;
воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Тип урока: урок – объяснение нового материала.
Проверка готовности учащихся к уроку, проверка присутствующих, общий настрой на урок.
Актуализация знаний, умений, навыков
Ребята, на доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?
Уравнения, в которых левая и правя часть, являются рациональными выражениями, называются рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение рациональных уравнений».
Напомним, что такое рациональное выражение. Это — алгебраическое выражение, составленное из чисел и переменной х с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в степень с натуральным показателем.
Если r(х) — рациональное выражение, то уравнение r(х) = 0 называют рациональным уравнением.
А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобится нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными.)
Как называется уравнение №1? (Линейное.) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа — в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).
Как называется уравнение №3? (Квадратное.)
Что такое пропорция? (Равенство двух отношений.) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.)
Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.)
Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.)
При каких значениях х имеют смысл выражения:
3. Объяснение нового материала.
Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.
Какое рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).
х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6
х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8
Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.
Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений данным способом. Дети сами формулируют алгоритм.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:
Перенести все в левую часть.
Привести дроби к общему знаменателю.
Составить систему: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
Проверить неравенство, чтобы исключить посторонние корни.
4. Первичное осмысление нового материала.
Работа в парах. Учащиеся выбирают способ решения уравнения самостоятельно в зависимости от вида уравнения. Задания из учебника «Алгебра 8», А.Г.Мордкович 2008: № 7.6(а,б); № 7.7(а,б), № 7.10(а,б); № 7.11(а,б), № 7.12(а,б); № 7.13(а,б). Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Самопроверка: ответы записаны на доске.
5. Постановка домашнего задания.
Прочитать п.6,7 из учебника, разобрать примеры.
Выучить алгоритм решения рациональных уравнений.
Решить в тетрадях §7, № 7.3(г), 7.4(в,г), 7.6(в,г), 7.10(в,г), 7.11(в,г)
6. Выполнение контролирующего задания по изученной теме.
Работа выполняется на листочках.
А) Какие из уравнений являются рациональными?
Б) Дробь равна нулю, когда числитель ______________________ , а знаменатель _______________________ .
Критерии оценивания задания:
«5» ставится, если ученик выполнил правильно более 90% задания.
«2» ставится учащемуся, выполнившему менее 50% задания.
Оценка 2 в журнал не ставится, 3 — по желанию.
На листочках с самостоятельной работой поставьте:
1 – если на уроке вам было интересно и понятно;
2 – интересно, но не понятно;
3 – не интересно, но понятно;
4 – не интересно, не понятно.
8. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения, проверили свои знания с помощью обучающей самостоятельной работы. Результаты самостоятельной работы вы узнаете на следующем уроке, дома у вас будет возможность закрепить полученные знания.
В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?
Всем спасибо, урок окончен.
Просмотр содержимого презентации
«pril»
Решение рациональных уравнений
ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
- Что такое уравнение?
- Как называется уравнение №1?
- Как называется уравнение №3?
- Что такое пропорция?
- Какие свойства используются при решении уравнений?
- Когда дробь равна нулю?
- При каких значениях х имеют смысл выражения:
ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ Х ИМЕЮТ СМЫСЛ ВЫРАЖЕНИЯ:
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ДРОБНЫХ РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ:
- Перенести все в левую часть.
- Привести дроби к общему знаменателю.
- Составить систему: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
- Решить уравнение.
- Проверить неравенство, чтобы исключить посторонние корни.
- Записать ответ.
- Прочитать п.6,7 из учебника, разобрать примеры.
- Выучить алгоритм решения рациональных уравнений.
- Решить в тетрадях §7, № 7.3(г), 7.4(в,г), 7.6(в,г), 7.10(в,г), 7.11(в,г)
План-конспект урока по теме «Решение дробно-рациональных уравнений». 8-й класс
Разделы: Математика
Класс: 8
Цели и задачи урока:
- отработка навыков решения дробно-рациональных уравнений;
- развитие вычислительных навыков учащихся;
- повторение способов решения линейных, квадратных уравнений;
- частичная проверка навыков решения дробно-рациональных уравнений.
Методы:
- диалогический;
- фронтальной беседы;
- наглядно иллюстративный.
Тип: комбинированный.
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку, проверка присутствующих, общий настрой на урок.
2. Актуализация знаний, умений, навыков
1. Какие виды уравнений вы знаете? (Целые, рациональные, линейные, квадратные, дробно-рациональные).
2. Назовите вид уравнения:
3) =
4) =
3. Найдите общий знаменатель для дробей: и . При каких значениях х имеют смысл данные дроби?
4. Выполните умножение:
1) · 3
2) · (х – 4)
3. Повторение изученного, отработка полученных навыков решения дробно-рациональных уравнений
№1 Решить уравнение:
Д = 25 – 24 = 1 > 0 => уравнение имеет 2 корня
– не удовлетворяет
По ходу решения проговаривается алгоритм решения дробно-рационального уравнения.
4. Самостоятельная работа
Учащимся предлагается дифференцированная самостоятельная работа, трех уровней сложности: А – обязательный минимум знаний по этой теме, В – упражнения среднего уровня сложности, С – упражнения высокого уровня сложности, Д – упражнения повышенной степени сложности. Для получения оценки «3» – необходимо выполнить 2 уравнения уровня А, на оценку «4» – необходимо решить 2 уравнения уровня В, на оценку «5» – допускается решение двух уравнений уровня С или одного уравнения уровня В и одного уравнения уровня С, а также возможность решения одного уравнения уровня Д. Каждый учащийся оценивая свои возможности выбирает приемлемый для себя уровень.
http://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/konspiekt_uroka_po_matiematikie_v_8_klassie_rieshieniie_ratsional_nykh_uravnieni
http://urok.1sept.ru/articles/606999