Конспект по теме способы решения уравнений

Опорный конспект «Общие методы решения уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема занятия «Основные методы решения уравнений»

«Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

1. Метод разложения на множители.

Уравнение f(x)g(x)h(x)=0 заменить совокупностью уравнений f(x)=0, g(x)=0, h(x)=0. Необходима проверка корней.

Пример 1. Решите уравнение x 2 +5 x =0 .
Решение :

Вынесем за скобку икс.

Разобьем уравнение на два простейших.

В первом корень уравнения уже понятен, во втором надо перенести 5 в правую сторону.

Пример 2: Решите уравнение x 3 +4 x 2 −4 x −16=0

x 2 , а из второй – минус четыре.

Вынесем за скобку x +4 x+4 .

Расщепим уравнения на три.

x 1 =−4 x 2 =2 x 3 =−2

2. Метод введения новой переменной.

Пусть g(x)=t, тогда уравнение p(g(x))=0 равносильно уравнению p(t)=0.

1 . Введение новой переменной

Пусть , тогда уравнение примет вид

ОДЗ: х>0. Решив данное квадратное уравнение, находим его корни

Следовательно,

Ответ. х = 10; х = 100.

3. Функционально-графический метод. f(x)=g(x)

построение графиков функций y=f(x) и y=g(x); определение абсцисс точек пересечения графиков.

использование свойств функций: монотонности, наибольшего и наименьшего значений на промежутке Х.

4. Метод замены уравнения равносильным.

При решении показательных уравнений: уравнение a f(x) = a g(x) (a >0, a≠1) равносильно f(x) = g(x).

При решении логарифмических уравнений: уравнение log a f(x) = log a g(x) (f(x) > 0, g(x)>0, a>0, a≠1) равносильно f (x) = g(x).

При решении иррациональных уравнений (можно применять, если функции монотонны): уравнение равносильно f(x) = g(x).

Пример 4 : уравнение ( 3 x+ 2 ) 2 = 15 x+ 10 можно заменить следующим равносильным: 9 x 2 + 12 x + 4 = 15 x + 10

Пример 5 : 3 х+1 =27, 3 х+1 =3 3 , заменим данное уравнение равносильным х+1=3; х=2. Ответ х=2.

Самостоятельно решите уравнения известными вам методами:

Метод разложения на множители

Б) 2sinxcosx – sinx = 0

В) 7 2x+1 + 7 2x+2 + 7 2x+3 = 57

Метод введения новой переменной

А) log 3 2 х – log 3 х = 2

Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x )= g(x))

А) 5 х+3 =5 3х-8
Б)

В) log ( x -2)=2

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 920 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 685 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 309 человек из 69 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 584 927 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Математика (базовый уровень) », Мордкович А.Г., Смирнова И.М.

§ 24. Общие методы решения уравнений

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 16.05.2020
  • 204
  • 1

  • 16.05.2020
  • 281
  • 8

  • 26.04.2020
  • 259
  • 0

  • 24.04.2020
  • 102
  • 2

  • 24.04.2020
  • 510
  • 45

  • 15.04.2020
  • 451
  • 10

  • 23.03.2020
  • 321
  • 11

  • 17.03.2020
  • 162
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 16.05.2020 305
  • DOCX 79.2 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чухина Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 7 лет и 2 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 65561
  • Всего материалов: 32

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока «Решение уравнений»

Цель темы

организация деятельности школьников по ознакомлению с понятием уравнение

Задачи темы

  • Разъяснитьдетям новое математическое понятие: «уравнение»;
  • познакомить с компонентами уравнения
  • сформировать умениераспознавать уравнения среди других равенств
  • сформировать умение составлять верные равенства, умение решать уравнения способом подбора;
  • развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память; активизировать мыслительную деятельность;
  • развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения, развивать умение решать текстовые задачи;
  • создать условия для развития аналитико-синтетической деятельности;
  • совершенствовать умение классифицировать объекты и соотносить предметные и знаково-символические модели;
  • способствовать расширению активного словарного запаса;
  • развивать навыки сотрудничества и рефлексивно-оценочной деятельности;
  • формировать познавательный интерес к предмету

УУД

Личностные:

осознавать необходимость учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; в сотрудничестве с учителем планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнера; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Основные понятия

Верное равенство, неизвестное число х (икс), корень уравнения, уравнение

Межпредметные связи

литературное чтение, физкультура

Тип урока

«открытие» нового знания

Методы обучения

продуктивный, проблемный, репродуктивный, интерактивный

Организация пространства

индивидуальная, фронтальная, групповая

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1/ М.И. Моро.–6-ое изд. Москва: Просвещение, 2015.

Печатные карточки для работы в группах

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Решение уравнений»»

Технологическая карта по математике.

Уравнение. УМК «Школа России»

организация деятельности школьников по ознакомлению с понятием уравнение

Разъяснить детям новое математическое понятие: «уравнение»;

познакомить с компонентами уравнения

сформировать умение распознавать уравнения среди других равенств

сформировать умение составлять верные равенства, умение решать уравнения способом подбора;

развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память; активизировать мыслительную деятельность;

развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения, развивать умение решать текстовые задачи;

создать условия для развития аналитико-синтетической деятельности;

совершенствовать умение классифицировать объекты и соотносить предметные и знаково-символические модели;

способствовать расширению активного словарного запаса;

развивать навыки сотрудничества и рефлексивно-оценочной деятельности;

формировать познавательный интерес к предмету

осознавать необходимость учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; в сотрудничестве с учителем планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач.

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнера; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Верное равенство, неизвестное число х (икс), корень уравнения, уравнение

литературное чтение, физкультура

«открытие» нового знания

продуктивный, проблемный, репродуктивный, интерактивный

индивидуальная, фронтальная, групповая

Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1/ М.И. Моро.–6-ое изд. Москва: Просвещение, 2015.

Печатные карточки для работы в группах

План-конспект урока по учебнику
«Математика. 2 класс 1 часть»
Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

I этап Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Ребята, хотели бы вы научиться новому? (да!)
– Мне очень приятно это слышать.

Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!

Под таким девизом и проведем этот урок. Начнем с устной работы.

Цель – повторить сравнение буквенных выражений, повторить решение неравенств

Преобразуют информацию из одной формы в другую.

Строят свои рассуждения, отвечают.

Организовать фронтальную работу по сравнению буквенных выражений, групповую работу по повторению нахождения разности,

по решению верных равенств

Сравним буквенные выражения на доске. Объясним выбор знака сравнения. Учащиеся выполняют сравнение устно.

а + 3 и а – 3
7– с и 70 – с
17 + в и в + 17
у + 0 и у – о

Теперь мы выполним знакомые для нас задания для того, чтобы подготовиться к изучению нового материала. Устный счёт. Заполните таблицу. С.80 учебника задание №3 (работа в парах — одна таблица на парте)

Общие методы решения уравнений (урок алгебры и начала анализа в 11-м классе)

Разделы: Математика

Ключевые слова: личностно-ориентрованное обучение, дидактическая задача, общие методы решения уравнений, метод разложения на множители, метод введения новой переменной, метод замены уравнения равносильным, функционально-графический метод.

Основной формой организации учебной деятельности учащихся в школе является урок. Основная задача учителя на современном этапе – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей. Рассмотрим построение урока математики по теме «Общие методы решения уравнений» с позиции личностно-ориентрованного обучения.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний учащимися с ориентацией на их практическое применение, обеспечить усвоение всеми учащимися требований образовательного стандарта по теме «Общие методы решения уравнений».

Образовательная цель: способствовать формированию у учащихся предметных компетенций

  1. выделить общие методы решения уравнений на примере решения иррациональных, показательных, логарифмических уравнений;
  2. определить насколько хорошо учащиеся умеют применять их при решении иррациональные, показательные, логарифмические уравнения;
  3. способствовать дальнейшему закреплению навыка учащихся в решении уравнений, использования различных языков математики (словесного, символического, графического).

Развивающая цель: способствовать развитию у учащихся метапредметных компетенций:

  1. коммуникативных – формирование мыслительной, речевой деятельности, навыка сотрудничества;
  2. регулятивных – умение управлять собственной деятельностью.

Воспитательная цель: способствовать формированию у учащихся личностных компетенций:

  1. смыслообразование – умение субъектного целеполагания (постановка учебных целей самим учеником, сознательно принимает решение);
  2. самоопределение – самооценка (оценка результатов собственной деятельности на уроке).

Тип урока: урок усвоения новых знаний учащимися (по Конаржевскому Ю.А.)

Ход урока

I. Организационный момент.

Дидактическая задача. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Проверка внешнего состояния классного помещения, определение отсутствующих учащихся, подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид учащихся), организация внимания, взаимное приветствие учителя и учащихся.

Учитель. Ребята, сегодня, как и обычно, будем работать на уроке активно и продуктивно, чтобы «на небосклоне ваших знаний» с каждым днем оставалось все меньше «белых пятен». А для чего нужны вам знания?

Учащиеся. Чтобы быть образованными и успешными людьми, а для этого нужно успешно сдать ЕГЭ, получить хорошие баллы и поступить в то ВУЗ, в которое хотим.

Учитель. Совет народной мудрости учащимся: «Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает». (Китайская поговорка).

II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Дидактическая задача. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Учить учащихся формулировать цели учения и выбирать конкретные средства для их достижения.

Учитель. Тема нашего урока «Общие методы решения уравнений».

Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тему урока.

Ребята, поясните, пожалуйста, смысл словосочетаний «методы решения уравнений», «общие методы решения уравнений».

– Методы решения уравнений – это способы, приемы, с помощью которых можно решить то или иное уравнение.

– Общие методы решения уравнений – это такие способы, приемы, с помощью которых можно решить уравнения разного типа.

Учитель. Какие цели учения на урок вы поставили бы для себя?

Учащиеся. Повторить какие методы решения уравнений нам известны, выделить общие методы решения уравнений, учиться применять их при решении уравнений разного типа, проверить насколько хорошо мы ими владеем.

Учитель. Где вам могут пригодиться эти знания?

Учащиеся. При написании самостоятельной работы, контрольной работы, на едином государственном экзамене.

III. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача. Дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса.

Учитель. Повторить методы решения уравнений, нам помогут фрагменты презентаций, которые вы готовили ранее, работая в группах.

Учащиеся 1 группы.

Предлагаем взять девизом нашего урока слова В. Гюго «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Методы решения иррациональных уравнений. (См. Приложение 1)

Учащиеся 2 группы. Методы решения логарифмических уравнений (См. Приложение 1)

Учащиеся 3 группы. Методы решения показательных уравнений (См. Приложение 1)

Учащиеся 4 группы. Функционально-графический метод (См. Приложение 1)

Учитель. Какие методы решения уравнений можно выделить как общие?

  1. Метод разложения на множители.
  2. Метод введения новой переменной.
  3. Метод замены уравнения равносильным.
  4. Функционально-графический метод.

Учитель. Запишем в рабочих тетрадях опорный конспект.

1. Метод разложения на множители.

Уравнение f(x)g(x)h(x)=0 заменить совокупностью уравнений f(x)=0, g(x)=0, h(x)=0. Необходима проверка корней.

2. Метод введения новой переменной.

Пусть g(x)=t, тогда уравнение p(g(x))=0 равносильно уравнению p(t)=0.

3. Метод замены уравнения равносильным.

  1. При решении показательных уравнений: уравнение a f(x) = a g(x) (a >0, a≠1) равносильно f(x) = g(x).
  2. При решении логарифмических уравнений: уравнение loga f(x) = loga g(x) (f(x) > 0, g(x)>0, a>0, a≠1) равносильно f (x) = g(x).
  3. При решении иррациональных уравнений (можно применять, если функции монотонны): уравнение равносильно f(x) = g(x).
  4. Функционально-графический метод. f(x)=g(x)
    • построение графиков функций y=f(x) и y=g(x); определение абсцисс точек пересечения графиков.
    • использование свойств функций: монотонности, наибольшего и наименьшего значений на промежутке Х.

IV. Физкультминутка

Дидактическая задача. Снять усталость и напряжение.

Стоя выполняем упражнения под музыку:

  • вытянуть руки вперед;
  • дотронуться до кончика носа правой, левой рукой;
  • встряхнуть кистями рук;
  • наклонить голову вперед, назад;
  • повернуть туловище налево, направо;
  • выпрямить спину, сесть прямо.

V. Закрепление новых знаний

VI. Информация о домашнем задании

VII. Подведение итогов урока, рефлексия


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-reshenie-uravnenii.html

http://urok.1sept.ru/articles/603293