Конспект показательные и логарифмические уравнения и неравенства

Урок на тему «Методы решения показательных, логарифмических уравнений и неравенств»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Этот урок был проведен в 11 классе. Тип урока — урок обобщения и систематизации пройденного материала с целью подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_v_11_kl.docx128.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Методы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий в сочетании с их комплексным применением.

— создать условия для повторения и обобщения знаний учащихся по теме «Решение логарифмических уравнений и неравенств»;

— активизировать деятельность учащихся по применению комплекса знаний и умений на практике;

— подготовка к ЕГЭ.

— развивать способности применять теоретические знания на практике;

— развивать навыки работы с заданиями №7, 17 базового уровня ; №5, 13, 15 профильного уровня

— развивать навыки самоконтроля , логическое мышление, память, внимание.

— воспитывать ответственное отношение к изучению математики, трудолюбие, взаимопомощь, волю и настойчивость в достижении поставленной цели.

Оборудование урока: презентация, компьютер, проектор, карточки с заданиями, диагностические карты.

  1. Организация начала урока (Учащимся сообщается тема урока и цели, подчеркивается актуальность повторения данной темы для подготовки к ЕГЭ).

Девиз сегодняшнего урока: “Нельзя изучать математику глядя на то, как это делает сосед”.

Только свой труд в изучении математики может принести результаты. Перед нами стоит задача: повторить типы, методы и особенности решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств и применить их на практике.

Наши знания должны работать и дать положительный результат на экзамене. Сегодня каждый из вас проведет диагностику своих знаний по данной теме, для этого у каждого диагностические карты, в которых вы оцените свои знания и возможности по каждому из разделов. В соответствии с этой оценкой на индивидуальных консультациях мы постараемся устранить имеющиеся пробелы.

  1. Актуализация знаний учащихся
  1. Сообщения учащихся.

а) Показательные уравнения и неравенства и методы их решения (Приложение 1).

б) Логарифмические уравнения и неравенства и методы их решения (Приложение 2)

  1. Комплексное применение знаний на практике.

1. Применение теоретического материала к решению задач.

Одновременно у доски работают четверо учащихся. Решают показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

а) 49 x -8∙7 x + 7 = 0

1. Самостоятельная работа

Оцените свои умения решать простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства. У каждого из вас есть индивидуальная карточка с заданиями. На выполнение работы отводим 15 минут. По окончании вы в соответствии оцениваете свою работу и выставляете соответствующую отметку в диагностическую карту.

Критерии оценивания: 4 заданий – «5»; 3 заданий – «4»; 2 заданий – «3» и менее 2 заданий –«2».

План-конспект урока по теме «Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств»

Разделы: Математика

Цели урока:

Образовательные:

  • систематизация и углубление знаний учащихся;
  • обобщение свойств логарифмов,
  • логарифмической и показательной функций;
  • установление связей с наиболее трудными вопросами теории при решении уравнений и неравенств.

Развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности учащихся через решение разнотипных задач и находить наиболее рациональные способы решения.

Воспитательные:

  • развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска решения нестандартных уравнений и неравенств, навыков самоконтроля.
  • воспитать трудолюбие, аккуратность

Психологическая установка учащимся:

  • Формируем математическую интуицию, которая поможет ориентироваться в способах решения уравнений и неравенств.
  • На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
  • Дать самому себе установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения ».

Методы проведения урока: беседа, мини-диалог, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа, индивидуальная письменная работ.

Оборудование: учебник, доска (интерактивная доска), раздаточный материал для работы.

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин)

2. Определение темы и целей урока. (3 мин)

Посмотрите на уравнения и неравенства, записанные на доске. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Есть ли в её названии математические термины, которые вам незнакомы? Тогда возникает вопрос: «Чему же мы должны сегодня научиться на уроке, что узнать нового?» Посмотрите более внимательно на задания, которые вам предстоит выполнить во время урока, и попробуйте сформулировать задачи нашего урока.

Сообщение плана работы на уроке:

Разминка

Работа в парах — вычисли.

Работа в группах.

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Разминка письменно с взаимопроверкой 4-6 мин.

а) Заполнить на доске таблицу.

0 2 > 0. (- 1; 0)U(0; 1)

  • |x – 3| + |log0,7(x 2 –4x + 4)| = 0. (3)
  • 3 x x = 1/27. +
  • Решением неравенства № 5 является любое действительное число
  • Уравнение № 6 имеет два корня: — 2 и 0.
  • 2. Укажите номер «лишнего» выражения:

    1. log0,30,7;
    2. log35;
    3. log72;
    4. log0,253. (значение данного выражения отрицательно)

    3.Укажите номер строки в данных математических рассуждениях, в которой допущена ошибка. Объясните свой выбор:

    6. Работа в группах

    Работая в группах и помогая друг другу, выполните следующие задания.

    1. Решите неравенство и укажите наименьшее целое решение неравенства

    (1/3) x+2 + 5(1/3) x+1 – (1/3) x x – 7 ∙ 12 x + 3 ∙ 9 x > 0 (–∞; –1) U (0; +∞); 1

    3.Решите неравенство и найдите сумму наименьшего целого и наибольшего целого решений неравенства

    (log0,5x) 2 + (log0,5x – 6 x – 2| = 4 x+1 – 3

  • log2x = 2/x
  • |x| + 24 x 2 +1
  • Попробуйте, работая в группах и помогая друг другу, составить план решения каждого уравнения.

    Если вы будете испытывать трудности при выполнении данного задания, то обсудите ответы на следующие вопросы:

    а) К уравнению какого вида можно отнести уравнение № 1? Можно ли его решить, используя один из способов решения уравнения указанного вида? Что не позволяет применить известный способ решения? Как можно избавиться от модуля? Попробуйте, работая в группах, составить план решения данного уравнения, решите его.

    б) Можно ли уравнение № 2 отнести к логарифмическим уравнениям? Почему? Укажите ОДЗ переменной данного уравнения. Рассмотрите функции у = log2x и у = 2/x на указанной ОДЗ, что можно сказать о монотонности данных логарифмической функции и обратной пропорциональности? Используя данный вывод, определите количество корней уравнения, попробуйте подобрать его. Данный способ решения уравнения называется функционально-графическим. Оформите решение данного уравнения.

    в) Можно ли решить уравнение № 3 способами, используемыми при решении уравнений № 1 и № 2. Попробуйте это обсудить в группе. Есть более рациональный способ решения данного уравнения. Попытайтесь оценить значение каждого слагаемого, значение суммы, когда будет достигаться? Данное уравнение можно решить, оценивая значения левой и правой частей уравнения. Решите данное уравнение.

    8. Домашнее задание: карточка, инструктаж по его выполнению

    1. Решите уравнение

    2. Решите неравенство

    3. Подготовиться к зачету.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    1) Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

    Выдает карточки с вопросами:

    • Я сегодня узнал……
    • Я сегодня ничего нового не узнал….
    • Мне было легко….
    • Мне было трудно….
    • Мне помогли…..
      • что бы ты хотел по данному уроку спросить у учителя?
      • как оцениваешь свою деятельность на уроке?
      • все ли методы решения неравенств мы использовали на уроке?

    10. Итог урока

    Сегодня мы с вами повторили и обобщили знания методов решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Понятие показательной и логарифмической функций было введено в XVII веке. Вы знаете сейчас столько, сколько знали ученые того периода. У нас XXI век. Нам есть куда стремиться…

    Алгебра и начала математического анализа. 11 класс

    Конспект урока

    Алгебра и начала математического анализа, 11 класс Урок №44. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

    1) показательные уравнения и неравенства;

    2) логарифмические уравнения и неравенства;

    3) системы уравнений.

    Глоссарий по теме

    Показательными называются уравнения и неравенства, у которых переменная содержится в показатели степени.

    Логарифмические уравнения и неравенства — это уравнения и неравенства, в которых переменная величина находится под знаком логарифма.

    Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2014.

    Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2017.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Вы уже умеете решать все виды уравнений и неравенств. Наша задача обобщить изученное, привести знания в систему. Начнем с показательных уравнений.

    a х =b. где a>0, a≠1

    Если b>0, уравнение имеет один корень: x=loga b. График функции y=a x пересекает прямую y=b в одной точке.

    Если b≤0 корней нет. График функции y=a x не пересекает прямую y=b.

    При решении неравенств, обращаем внимание на основание. Если а>0, знак неравенства сохраняется. Если а 0, a≠1.

    Логарифмическое уравнение logax=b имеет один положительный корень x=a b при любом значении b.

    График функции пересекает прямую y=b в одной точке.

    Уравнение имеет один положительный корень x=a b при любом b. График функции у= logax пересекает прямую y=b в одной точке.

    При решении логарифмических неравенств обращаем внимание на область допустимых значений. Затем с учетом ОДЗ и значения решаем неравенство.

    Теперь рассмотрим методы решения. Основных приема два: приведение к одинаковому знаменателю и замена переменной.

    1 прием. Как в показательном, так и в логарифмическом уравняем основания. Затем сравним показатели или числа, стоящие под знаком логарифма.

    2 прием. Замена переменных.

    Находим корни и делаем обратную замену. При решении неравенств применяем те же самые приемы.

    При решении логарифмических уравнений, возможно появление посторонних корней. Причина их появления — расширение области определения исходного уравнения. Поэтому проверка корней логарифмического уравнения осуществляется либо по области определения, либо непосредственной подстановкой найденных корней в исходное логарифмическое уравнение.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    Пример 1. Решить уравнение:

    При х= -2 выражение lg(x-1) не имеет смысла, т.е. х=-2 посторонний корень. Ответ: х=2.

    Пример 2. Найти значение выражения (х+у). x

    Найдем область определения: х>0, у>0.

    1. lg(xy)=lg100 ↔ xy=100 ↔ 2xy=200
    2. сложим два уравнения: х 2 +2ху+у 2 =425+200=625 ↔ (х+у) 2 =625


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/681437

    http://resh.edu.ru/subject/lesson/4155/conspect/