Конспект простейшие тригонометрические уравнения решение тригонометрических уравнений

Тема урока: «Решение простейших тригонометрических уравнений». 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

Тип занятия: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Дидактическая: ввести понятия простейших тригонометрических уравнений, формул их корней; закрепить умение находить значения обратных тригонометрических функций
  • Развивающая: формировать умение анализировать, искать аналоги и различные варианты решения.
  • Воспитательная: воспитывать внимательность, уверенность; активность, наблюдательность; стремление в взаимовыручке, умение работать в группе и самостоятельно.

Форма проведения: работа в группах, индивидуальная, самостоятельная.

Формы контроля: текущий.

Оборудование: презентация «Простейшие тригонометрические уравнения», проектор, экран; доска, цветной мел; листы отчета работы в группах; карточки-тесты, индивидуальные задания на карточках; листы.

В результате изучения новой темы студенты должны:

  • знать: понятия простейших тригонометрических уравнений и формулы их корней; частные случаи простейших тригонометрических уравнений;
  • уметь: применять формулы корней уравнений при решении упражнений; находить значения обратных тригонометрических функций на единичной окружности.

План проведения занятия:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
    • Тест с выбором ответа (по 2 вариантам)
  3. Мотивационный момент
  4. Изучение нового материала
  5. Первичное применение приобретенных знаний
    • Работа под руководством преподавателя
    • Работа в группах
  6. Рефлексия
    • Самостоятельная работа студентов
  7. Итог занятия
  8. Задание на дом

Структура занятия

1. Организационный момент

2. Проверка знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Тест с выбором ответа по 2 вариантам на карточках. (Приложение)

3. Мотивационный момент

– обоснование необходимости изучения данной темы, сообщение темы
– вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия (Приложение \ Презентация, слайды № 1-2)

4. Изучение нового материала

Определение Простейшие тригонометрические уравнения – уравнения вида Sinx = a, Cosx = a, tgx = a, ctgx = a.

Решить простейшее тригонометрическое уравнение – значит найти множество всех значений аргумента, при котором данная тригонометрическая функция принимает значение а.

Рассмотрим решения данных уравнений

Т.к. функция у = Cosxимеет смысл при , то рассмотрим основные случаи решения данного уравнения.

Рассмотрим ещё несколько случаев решения данного уравнения, при решении которых используется единичная окружность.

(разбираем решение на доске).

Уравнение Sinx = a

Т.к. функция у = Sinxтакже имеет смысл при , то аналогично рассмотрим основные случаи решения данного уравнения.

при .

Рассмотрим также несколько случаев решения данного уравнения, при решении которых используется единичная окружность.

1) (разбираем решение на доске).

2) (разбираем решение по презентации)

Уравнение tgx = a (вспомнить линиюtgxна окружности!)

.

Т.о.

Уравнение ctgx = a

Аналогично рассматривается

(разбираем решение на доске).

5. Первичное применение приобретенных знаний

Работа под руководством преподавателя

№ 1. Решить уравнения:

а)
б)

Работа в группах

Разделяю студентов на группы, выдаю листы отчета работы в группах
№ 2. Решить уравнения (Приложение \ Презентация – слайд № 14)
Далее проводим проверку и разбор решения по ответам на экране (Приложение \ Презентация, слайд № 15)

6. Рефлексия

Самостоятельная работа студентов

Проводится в трех вариантах + Работа по индивидуальным заданиям – карточкам
Задания по вариантам – Приложение \ Презентация, слайд № 16)
Задания по карточкам – Приложение
Проверка и оценивание самостоятельной работы и оценок по карточкам проводится во время записи домашнего задания студентами

7. Итог урока

Во фронтальной беседе повторить основные моменты нового материала. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Задание на дом:

а) теория – учебник Н.В. Богомолова «Математика» (п. 39), конспект

Конспект урока «Простейшие тригонометрические уравнения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Методика преподавания математики и подхода к организации

учебного процесса в условиях реализации ФГОС»

ОРЛОВА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА

МИНИ-ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС»

Урок математики в 10 классе

Тема урока: Простейшие тригонометрические уравнения ( cos x = a , sin x = a )

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Личностные:
— сформированность потребности в самовыражении и самореализации,
— сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
— умение передавать информацию интонацией,
— слушать,
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и педагогом,
— умение грамотно выражать свои мысли,

Познавательные:
— умение строить речевое высказывание,

Регулятивные:
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Формы организации работы обучающихся на уроке : индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения : частично-поисковый (эвристический), работа по опорным схемам, системные обобщения, самопроверка.

Оборудование и источники информации: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Значения тригонометрических функций некоторых углов», «Тригонометрические формулы», системно-обобщающая схема;

на партах обучающихся: памятка по решению тригонометрических уравнений, листы — консультации, учебник « Алгебра и начала математического анализа». 10 класс. Никольский С.М. и др. Базовый и углублённый уровни.

I. Организационный момент. Озвучивание целей урока и плана его проведения. Мотивация.

Цель: обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически настроить обучающихся к общению.

Эпиграф занятия: «Без уравнения нет математики как средства познания природы» (академик Александров П. С.). (слайд 1,2)

II. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

Цель: организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Выберите и продолжите фразу: «Сегодня на уроке мы будем …»

1) решать задания, применяя понятия арксинуса, арккосинуса ;

2) упрощать тригонометрические выражения;

3) решать простейшие тригонометрические уравнения;

1. Опрос по теоретическому материалу:

а) Сформулировать определение арксинуса числа.

б) Сформулировать определение арккосинуса числа.

2. Устная работа практической направленности.
1) Вычислите:

а) arcsin

в) arcsin(- )

г) arccos(- )

д) -arcsin

3. Имеет ли смысл выражение (ответ объясните):
а) (нет);
б) (да);
в) (нет).

4. С помощью тригонометрической окружности найти все значения из промежутка [-2 которые соответствуют числам , , , , arcsin 0, arcsin ( слайд 3,4)

5. Проверить, верно ли равенство:

III. Объяснение новой темы.

Цель: учащиеся формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, какие знания им нужно построить и чему научиться.

Сегодня на уроке мы научимся решать с вами простейшие тригонометрические уравнения.

А.Эйнштейн говорил так: « Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

Определение. Уравнения вида f(x) = а, где а – данное число, а f(x) – одна из тригонометрических функций, называются простейшими тригонометрическими уравнениями. (слайд 5)

1 . Пусть дано простейшее уравнение cos t = a. (слайд 6)

t1 = ar с cos a + 2 k, k Z

t 2 = — ar с cos a + 2 m, m Z.

Эти серии можно записать так

t = ± ar с cos a + 2 n, n Z ;

б) при а = 1 имеет одну серию решений (слайд 7)

t = 2 n, n Z ;

в) при а = -1 имеет одну серию решений

t = + 2 n, n Z ;

г) при а = 0 имеет две серии корней (слайд 8)

t1 = + 2k, k Z

t 2 = — + 2m, m Z. Обе серии можно записать в одну серию

t = + n, n Z.

Задание 1. Решить уравнения: (слайд 9,10)

1) cos х = ;

2) cos х = — ;

4x = 2n, n Z

.

4)

,

.

5) (слайд 11)

,

,

.

6) Решите уравнение ; укажите корни, принадлежащие промежутку [-; -2]. (слайд 12)

а)

б) сделаем выборку корней, принадлежащих промежутку [-2; —]. (слайд 13)

1) с помощью окружности

2) с помощью графика функции

Ответ: а) ; б) .

Задание 2. Найти корни уравнения: (слайд 14)

1) a) cos x =1 б ) cos x = — 1 в ) cos x = 0 г ) cos x =1,2 д ) cos x = 0,2

2) а) б) в) г)

ФИЗМИНУТКА (слайд 15)

Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру8.

Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞.
Задание 3: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 2-3 раза.

Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок.

В двух кошельках лежат две монеты( т. е. внутри первого кошелька – одна монета и внутри второго кошелька – одна монета), причем в одном кошельке монет вдвое больше, чем в другом. Как такое может быть?

Ответ: один кошелек лежит внутри другого

Всегда ли уравнения решаются по формуле?

Ответ учащихся : существуют и частные случаи решения уравнений

2 . Пусть дано простейшее уравнение sin t = a. (слайд 16)

t1 = ar с sin a + 2 n, n Z

t 2 = ar с csin a + 2 n, n Z.

Эти серии можно записать так

t = ( -1) k ar с sin a + k, k Z ;

б) при а = 1 имеет одну серию решений (слайд 17)

t = + 2 n, n Z

в) при а = -1 имеет одну серию решений

t = — + 2 n, n Z;

г) при а = 0 имеет две серии корней (слайд 18)

t1 = 2k, k Z,

t2 = + 2m, m Z.

Обе серии можно записать в одну серию

t = n, n Z ;

Задание 3. Решить уравнения: (слайд 19)

1) sin х = ;

,

;

,

;

,

.

Запишем ответ в виде одной серии x = ( -1) k + k, k Z .

2) sin х = —; (слайд 20)

,

;

,

;

,

.

Запишем ответ в виде одной серии x = ( -1) k ( — + k, k Z или x = ( -1) k+1 + k, k Z .

IV Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий по теме; организовать самопроверку учащимися своих решений; создать ситуацию успеха для каждого ребенка

Найти корни уравнения : (слайд 21)

2) а) б) в) г)

Следующее задание — р ешить уравнения. ( слайд 22)

Конспект занятия » Простейшие тригонометрические уравнения»

Тема «Решение простейших тригонометрических уравнений»

Цели занятия:

  • Вывести формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
  • Сформировать у студентов первичные умения и навыки решения простейших тригонометрических уравнений.
  • Развивать математическое мышление.
  • Умение наблюдать, сравнивать, обобщать и анализировать математические ситуации.
  • Воспитывать активность, самостоятельность, упорство и достижение цели.

Тип занятия: комбинированный.

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия: таблицы значений тригонометрических функций, сводные таблицы решения тригонометрических уравнений.

ТСО: компьютер, интерактивная доска.

Оснащение ТСО: программа Microsoft office PowerPoint.

Вычислительные средства: микрокалькуляторы, таблицы значений тригонометрических функций.

Междисциплинарные связи: физика, информатика, геодезия, техническая механика, геофизика, гидрогеология.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Проверка отсутствующих, заполнение журнала.

Постановка темы и целей урока.

  1. Проверка знаний:

Фронтальный опрос (устные вопросы слайд №2)

  1. Дайте определение функции . Назовите ее область определения и область значения.
  2. Чему равен ?
  3. Сформулируйте определение арккосинуса числа.
  4. Чему равен ?
  5. Дайте определение функции . Назовите область определения и область значения этой функции.
  6. Чему равен ?
  7. Дайте определение арккотангенса числа.
  8. Чему равен ?

Устный счет по таблицам значения тригонометрических функций:

Проверка домашней работы:

Студентам предлагается исправить ошибки решенной на доске домашней работы и сделать соответствующие комментарии. (6 человек по 1 примеру)

Домашняя работа на доске с ошибками:

Остальные студенты сверяют решение домашнего задания по своим тетрадям.

  1. Объяснение нового материала:

Актуализация опорных знаний:

Обратные тригонометрические функции необходимы нам для изучения новой темы «Решение простейших тригонометрических уравнений»,

так как они используются при решении тригонометрических уравнений.

В курсе алгебры вы уже встречались с различными видами уравнений. Давайте вспомним какие это уравнения?

Предполагаемый ответ: линейные, квадратные, кубические, логарифмические, показательные, иррациональные.

Сегодня мы с вами познакомимся с тригонометрическими уравнениями.

Это не последние уравнения в математике, например, на втором курсе мы начнем решать дифференциальные уравнения.

3.1 (Слайд № 3: Определение и виды простейших тригонометрических уравнений)

Давайте запишем определение тригонометрического уравнения.

Тригонометрическим называется уравнение, содержащие переменную под знаком тригонометрической функции.

Сегодня мы рассмотрим решение простейших из них:

Решить тригонометрическое уравнение – это значит найти все его корни.

Корнем тригонометрического уравнения называется такое значение входящей в него переменной, которая удовлетворяет этому уравнению.

Рассмотрим уравнение вида .

Так как , то уравнение при и не имеет решений.

Период синуса равен , поэтому достаточно найти все решения этого уравнения на любом отрезке длины . Из рисунка видно что, что на отрезке синус возрастает и принимает каждое свое значение один раз. Следовательно, на этом отрезке . На отрезке синус убывает и принимает каждое свое значение тоже один раз. Чтобы найти решение на этом отрезке, вспомним что . Если , то

, и поэтому решением уравнения на отрезке будет .

Для получения всех решений уравнения к каждому из двух полученных решений прибавим числа вида где .Следовательно,

Обе серии решений можно объединить:

называют параметром, при к четном получается формула (1), при к нечетном получается формула (2)

3.3 (Слайд № 5: Частные случаи уравнения . )

При а=1 уравнение имеет решения , .

При а=-1 уравнение имеет решения ,

При а=0 уравнение имеет решения , .

3.4Уравнение вида: (Слайд №6: уравнение вида: )

Рассмотрим уравнение . При и уравнение не имеет решений, так как .

Так как период косинуса равен , то при для нахождения всех решений достаточно рассмотреть отрезок длины . Удобнее всего выбрать отрезок . Очевидно, что уравнение на отрезке имеет решение , а на отрезке — решение так как функция косинус четная. Таким образом на отрезке уравнение имеет решения

Чтобы записать все решения уравнения необходимо, учитывая периодичность косинуса, прибавить к каждому из найденных значений по , где . В итоге получим бесконечное множество решений

3.5(Слайд №7: Частные случаи уравнения )

При а=1 уравнение имеет решения , .

При а= -1 уравнение имеет решения ,

При а=0 уравнение имеет решения , .

3.6 Уравнения вида: , (Слайд №8: уравнения вида: , : )

Так как период тангенса равен , то для того чтобы найти все решения уравнения , достаточно найти все его решения на любом отрезке длины . По определению арктангенса решение уравнения на промежутке есть .

Для того чтобы получить все решения уравнения нужно к решению, полученному на отрезке длины , прибавить . Следовательно,,

И решение уравнения

(Слайд № 9:Сводная таблица решения простейших тригонометрических уравнений)

Сводная таблица решения простейших тригонометрических уравнений

Уравнение

Общее решение

Частные случаи

Студенты заполняют сводную таблицу по ходу объяснения материала.

4.Обобщение и систематизация знаний:

Решение примеров у доски.

  1. Подведение итогов занятия:

Сегодня мы с вами познакомились с формулами для решения простейших тригонометрических уравнений и закрепили их при решении задач. На следующем занятии мы рассмотрим более сложные тригонометрические уравнения и познакомимся с методами их решения. Активным студентам выставление оценок.

Домашнее задание: §28, решить примеры (Слайд№10: домашнее задание).

Примеры для домашнего задания.

  1. Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: Учебник. Ч.1/ Под ред. Г.Н. Яковлева – М.: Наука, 1987 – 464с.
  2. Н.В. Богомолов Практические занятия по математике: Учеб. Пособие для средних спец. Заведений / Н.В. Богомолов – М.: Высшая школа, 2003-495с.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-prostejshie-trigonometricheskie-uravneniya-5642751.html

http://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/konspiekt-zaniatiia-prostieishiie-trighonomietrichieskiie-uravnieniia