Конспект урока на тему «Решение простейших тригонометрических уравнений»
материал на тему
Конспект урока на тему «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Место проведения : КГБПОУ «Волчихинский политехнический колледж»
- Дата проведения: 26 февраля 2015 года
- Продолжительность : 90 мин
- Дисциплина: математика
- Тема: Решение простейших тригонометрических уравнений
- Тип урока: комбинированный урок
- Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению учебного материала
- Задачи:
8.1.1. Создать условия для осознанного понимания решения простейших тригонометрических уравнений;
8.1.2. Вывести формулы решения простейших тригонометрических уравнений;
8.1.3. Сформировать у учащихся первичные умения и навыки его решения.
8.2.1. Развивать познавательный интерес учащихся
8.2.2. Развивать и совершенствовать у учащихся умение применять знания в изменённой ситуации;
8.2.3. Развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
8.2.4 . Развивать умения сравнивать, систематизировать, обобщать; навыки контроля и самоконтроля.
8.3.1. Формировать научное мировоззрение у учащихся, культуру математической речи,
8.3.2. Формировать информационную и коммуникативную культуру учащихся;
8.3.3. Формировать воспитание дружелюбного отношения друг другу, умение работать в коллективе
9. Планируемый результат: формирование положительной мотивации, знания определения термина «тригонометрическое уравнение», запись формул решения простейших тригонометрических уравнений, формирование у учащихся первичных умений и навыков решения простейших тригонометрических уравнений; развитие коммуникативных умений.
- Основой дидактический метод: проблемно-поисковый.
- Частые методы: метод эвристической беседы, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
- Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
- Дидактические средства: мультимедиапроектор, макеты числовой окружности на координатной плоскости у учащихся, таблица значений тригонометрических функций у учащихся (составлены на предыдущих уроках), презентация по теме «Простейшие тригонометрические уравнения».
- Список используемых источников:
- УМК: Колмогоров А.Н. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Колмогоров 11-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.
- УМК: Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачик для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 6-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
1. Организационное начало урока.
2. Актуализация знаний, умений и навыков.
2.1 Проверка домашнего задания А.Н. Колмогоров «Алгебра и начала анализа» с. 69 №131.
2.2 Повторение определений обратных тригонометрических функций.
2.3 Проверить, верно ли равенство.
2.4 Решение теста: «Обратные тригонометрические функции».
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
4. Этап усвоения новых знаний.
4.1 Работа в группах.
5. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Тема урока: «Решение простейших тригонометрических уравнений». 10-й класс
Разделы: Математика
Класс: 10
Тип занятия: изучение нового материала.
Цели урока:
- Дидактическая: ввести понятия простейших тригонометрических уравнений, формул их корней; закрепить умение находить значения обратных тригонометрических функций
- Развивающая: формировать умение анализировать, искать аналоги и различные варианты решения.
- Воспитательная: воспитывать внимательность, уверенность; активность, наблюдательность; стремление в взаимовыручке, умение работать в группе и самостоятельно.
Форма проведения: работа в группах, индивидуальная, самостоятельная.
Формы контроля: текущий.
Оборудование: презентация «Простейшие тригонометрические уравнения», проектор, экран; доска, цветной мел; листы отчета работы в группах; карточки-тесты, индивидуальные задания на карточках; листы.
В результате изучения новой темы студенты должны:
- знать: понятия простейших тригонометрических уравнений и формулы их корней; частные случаи простейших тригонометрических уравнений;
- уметь: применять формулы корней уравнений при решении упражнений; находить значения обратных тригонометрических функций на единичной окружности.
План проведения занятия:
- Организационный момент
- Проверка знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
- Тест с выбором ответа (по 2 вариантам)
- Мотивационный момент
- Изучение нового материала
- Первичное применение приобретенных знаний
- Работа под руководством преподавателя
- Работа в группах
- Рефлексия
- Самостоятельная работа студентов
- Итог занятия
- Задание на дом
Структура занятия
1. Организационный момент
2. Проверка знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Тест с выбором ответа по 2 вариантам на карточках. (Приложение)
3. Мотивационный момент
– обоснование необходимости изучения данной темы, сообщение темы
– вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия (Приложение \ Презентация, слайды № 1-2)
4. Изучение нового материала
Определение Простейшие тригонометрические уравнения – уравнения вида Sinx = a, Cosx = a, tgx = a, ctgx = a.
Решить простейшее тригонометрическое уравнение – значит найти множество всех значений аргумента, при котором данная тригонометрическая функция принимает значение а.
Рассмотрим решения данных уравнений
Т.к. функция у = Cosxимеет смысл при , то рассмотрим основные случаи решения данного уравнения.
Рассмотрим ещё несколько случаев решения данного уравнения, при решении которых используется единичная окружность.
(разбираем решение на доске).
Уравнение Sinx = a
Т.к. функция у = Sinxтакже имеет смысл при , то аналогично рассмотрим основные случаи решения данного уравнения.
при .
Рассмотрим также несколько случаев решения данного уравнения, при решении которых используется единичная окружность.
1) (разбираем решение на доске).
2) (разбираем решение по презентации)
Уравнение tgx = a (вспомнить линиюtgxна окружности!)
.
Т.о.
Уравнение ctgx = a
Аналогично рассматривается
(разбираем решение на доске).
5. Первичное применение приобретенных знаний
Работа под руководством преподавателя
№ 1. Решить уравнения:
а)
б)
Работа в группах
Разделяю студентов на группы, выдаю листы отчета работы в группах
№ 2. Решить уравнения (Приложение \ Презентация – слайд № 14)
Далее проводим проверку и разбор решения по ответам на экране (Приложение \ Презентация, слайд № 15)
6. Рефлексия
Самостоятельная работа студентов
Проводится в трех вариантах + Работа по индивидуальным заданиям – карточкам
Задания по вариантам – Приложение \ Презентация, слайд № 16)
Задания по карточкам – Приложение
Проверка и оценивание самостоятельной работы и оценок по карточкам проводится во время записи домашнего задания студентами
7. Итог урока
Во фронтальной беседе повторить основные моменты нового материала. Подведение итогов, выставление оценок.
8. Задание на дом:
а) теория – учебник Н.В. Богомолова «Математика» (п. 39), конспект
Конспект занятия » Простейшие тригонометрические уравнения»
Тема «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Цели занятия:
- Вывести формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
- Сформировать у студентов первичные умения и навыки решения простейших тригонометрических уравнений.
- Развивать математическое мышление.
- Умение наблюдать, сравнивать, обобщать и анализировать математические ситуации.
- Воспитывать активность, самостоятельность, упорство и достижение цели.
Тип занятия: комбинированный.
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия: таблицы значений тригонометрических функций, сводные таблицы решения тригонометрических уравнений.
ТСО: компьютер, интерактивная доска.
Оснащение ТСО: программа Microsoft office PowerPoint.
Вычислительные средства: микрокалькуляторы, таблицы значений тригонометрических функций.
Междисциплинарные связи: физика, информатика, геодезия, техническая механика, геофизика, гидрогеология.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Проверка отсутствующих, заполнение журнала.
Постановка темы и целей урока.
- Проверка знаний:
Фронтальный опрос (устные вопросы слайд №2)
- Дайте определение функции . Назовите ее область определения и область значения.
- Чему равен ?
- Сформулируйте определение арккосинуса числа.
- Чему равен ?
- Дайте определение функции . Назовите область определения и область значения этой функции.
- Чему равен ?
- Дайте определение арккотангенса числа.
- Чему равен ?
Устный счет по таблицам значения тригонометрических функций:
Проверка домашней работы:
Студентам предлагается исправить ошибки решенной на доске домашней работы и сделать соответствующие комментарии. (6 человек по 1 примеру)
Домашняя работа на доске с ошибками:
Остальные студенты сверяют решение домашнего задания по своим тетрадям.
- Объяснение нового материала:
Актуализация опорных знаний:
Обратные тригонометрические функции необходимы нам для изучения новой темы «Решение простейших тригонометрических уравнений»,
так как они используются при решении тригонометрических уравнений.
В курсе алгебры вы уже встречались с различными видами уравнений. Давайте вспомним какие это уравнения?
Предполагаемый ответ: линейные, квадратные, кубические, логарифмические, показательные, иррациональные.
Сегодня мы с вами познакомимся с тригонометрическими уравнениями.
Это не последние уравнения в математике, например, на втором курсе мы начнем решать дифференциальные уравнения.
3.1 (Слайд № 3: Определение и виды простейших тригонометрических уравнений)
Давайте запишем определение тригонометрического уравнения.
Тригонометрическим называется уравнение, содержащие переменную под знаком тригонометрической функции.
Сегодня мы рассмотрим решение простейших из них:
Решить тригонометрическое уравнение – это значит найти все его корни.
Корнем тригонометрического уравнения называется такое значение входящей в него переменной, которая удовлетворяет этому уравнению.
Рассмотрим уравнение вида .
Так как , то уравнение при и не имеет решений.
Период синуса равен , поэтому достаточно найти все решения этого уравнения на любом отрезке длины . Из рисунка видно что, что на отрезке синус возрастает и принимает каждое свое значение один раз. Следовательно, на этом отрезке . На отрезке синус убывает и принимает каждое свое значение тоже один раз. Чтобы найти решение на этом отрезке, вспомним что . Если , то
, и поэтому решением уравнения на отрезке будет .
Для получения всех решений уравнения к каждому из двух полученных решений прибавим числа вида где .Следовательно,
Обе серии решений можно объединить:
называют параметром, при к четном получается формула (1), при к нечетном получается формула (2)
3.3 (Слайд № 5: Частные случаи уравнения . )
При а=1 уравнение имеет решения , .
При а=-1 уравнение имеет решения ,
При а=0 уравнение имеет решения , .
3.4Уравнение вида: (Слайд №6: уравнение вида: )
Рассмотрим уравнение . При и уравнение не имеет решений, так как .
Так как период косинуса равен , то при для нахождения всех решений достаточно рассмотреть отрезок длины . Удобнее всего выбрать отрезок . Очевидно, что уравнение на отрезке имеет решение , а на отрезке — решение так как функция косинус четная. Таким образом на отрезке уравнение имеет решения
Чтобы записать все решения уравнения необходимо, учитывая периодичность косинуса, прибавить к каждому из найденных значений по , где . В итоге получим бесконечное множество решений
3.5(Слайд №7: Частные случаи уравнения )
При а=1 уравнение имеет решения , .
При а= -1 уравнение имеет решения ,
При а=0 уравнение имеет решения , .
3.6 Уравнения вида: , (Слайд №8: уравнения вида: , : )
Так как период тангенса равен , то для того чтобы найти все решения уравнения , достаточно найти все его решения на любом отрезке длины . По определению арктангенса решение уравнения на промежутке есть .
Для того чтобы получить все решения уравнения нужно к решению, полученному на отрезке длины , прибавить . Следовательно,,
И решение уравнения
(Слайд № 9:Сводная таблица решения простейших тригонометрических уравнений)
Сводная таблица решения простейших тригонометрических уравнений
Уравнение
Общее решение
Частные случаи
Студенты заполняют сводную таблицу по ходу объяснения материала.
4.Обобщение и систематизация знаний:
Решение примеров у доски.
- Подведение итогов занятия:
Сегодня мы с вами познакомились с формулами для решения простейших тригонометрических уравнений и закрепили их при решении задач. На следующем занятии мы рассмотрим более сложные тригонометрические уравнения и познакомимся с методами их решения. Активным студентам выставление оценок.
Домашнее задание: §28, решить примеры (Слайд№10: домашнее задание).
Примеры для домашнего задания.
- Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: Учебник. Ч.1/ Под ред. Г.Н. Яковлева – М.: Наука, 1987 – 464с.
- Н.В. Богомолов Практические занятия по математике: Учеб. Пособие для средних спец. Заведений / Н.В. Богомолов – М.: Высшая школа, 2003-495с.
http://urok.1sept.ru/articles/636877
http://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/konspiekt-zaniatiia-prostieishiie-trighonomietrichieskiie-uravnieniia