Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Данный урок является заключительным в теме «Уравнение. Решение задач с помощью уравнений», последним этапом перед контрольной работой.
В ходе урока проводится работа по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений (основные определения, правила нахождения неизвестного в уравнении, вычислительные навыки, логическое мышление). Учащимся предлагаются задания способствующие развитию мышления, внимания, сообразительности и фантазии, а также умению анализировать и обобщать имеющиеся знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasse_po_teme.doc | 95.5 КБ |
reshenie_uravneniy._5kl.rar | 52.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщающего повторения в 5 классе.
Тема: Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Делидова Лариса Васильевна, учитель математики.
Урок математики в 5 классе по теме: «Уравнения. Решение задач с помощь уравнений».
- Образовательные — систематизировать и обобщить знания по теме «Уравнения.
Решение задач с помощью уравнений»
актуализировать правила нахождения неизвестных элементов
уравнения, формировать навык практического применения
- Развивающие – развитие памяти, логического мышления, математической речи,
наблюдательности, познавательных и творческих способностей
учащихся, навыки самостоятельной работы;
- Воспитательные – привитие интереса к предмету, формирование здорового образа
жизни, умение давать самооценку, аккуратному ведению
Об уроке: Данный урок является заключительным в теме «Уравнение. Решение задач с помощью уравнений», последним этапом перед контрольной работой.
Цель математического диктанта – подготовить учащихся к продуктивной работе на протяжении всего урока. Для диктанта взяты задания на восстановление опорных знаний и умений.
В ходе урока проводится работа по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений (основные определения, правила нахождения неизвестного в уравнении, вычислительные навыки, логическое мышление). Учащимся предлагаются задания способствующие развитию мышления, внимания, сообразительности и фантазии, а также умению анализировать и обобщать имеющиеся знания.
Урок обобщения и систематизации знаний.
- Компьютер;
- Экран;
- Магнитная доска для маршрутной карты;
- Пластиковая бутылка для секретного послания;
- Тест – лист для каждого учащегося (2-х уровней);
- Радужные кружочки с домашним заданием.
- Сообщение темы урока;
- Постановка целей и задач урока.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Математика». Перед нами маршрутная карта с помощью, которой мы будем путешествовать. Чтобы не заблудиться, преодолеть все преграды и трудности, стоящие на пути, вы должны быть внимательными, сообразительными, суметь прийти на помощь другу в трудную минуту.
Конспект урока алгебры на тему «Решение задач с помощью рациональных уравнений»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры на тему «Решение задач с помощью рациональных уравнений»»
Конспект урока алгебры на тему
«Решение задач с помощью рациональных уравнений»
Тип урока: урок открытия новых знаний
образовательная – формирование умений решать дробные рациональные уравнения; составлять уравнения по условию задачи, уметь проверять соответствие найденного решения условиям задачи; умение решать задачи прикладного характера с помощью дробных рациональных уравнений;
развивающая – развитие вычислительных навыков учащихся; развитие познавательных процессов, памяти, воображения, мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности; расширение кругозора учащихся;
воспитательная – воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры; воспитание чувства ответственности перед товарищами, умение контролировать свои действия.
Методы обучения: эвристический, репродуктивный.
Формы обучения: фронтальная, парная, самостоятельная.
Учебно – информационное обеспечение: Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков и др.–18-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 291 с.;
Организационный момент (1 мин).
Актуализация опорных знаний и способов действий (6 мин).
Изучение нового материала (15 мин).
Закрепление изученного материала (21 мин).
Домашнее задание (1 мин.)
Подведение итогов урока (1 мин).
Организационный момент (1 мин).
– Здравствуйте, ребята. Ещё начиная с начальной школы, вы учились решать задачи. Для этого с каждым годом вы обучались всё новым и новым методам и способам решения. Сегодня мы познакомимся с задачами, решение которых сводится к дробным рациональным уравнениям.
Актуализация опорных знаний и способов действий (6 мин).
– Эпиграфом нашего урока я взяла слова Генри Форда « Залогом успеха является, в первую очередь, хорошая подготовка»; они имеют отношение не только к предпринимательской деятельности, но и к учебной, в том числе и к изучению математики. Для того чтобы успешно решать задачи с помощью дробных рациональных уравнений, необходимо хорошо знать теорию решения этих самых уравнений. Поэтому повторим необходимые в дальнейшем понятия и формулы.
– Какие уравнения называются дробными рациональными? (рациональное уравнение, в котором хотя бы одна из частей является дробным выражением, называют дробным рациональным уравнением)
– Сформулируйте алгоритм решения дробных рациональных уравнений (найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение; умножить обе части уравнения на общий знаменатель; решить получившееся уравнение; исключить проверкой из корней уравнения те, которые обращают в нуль общий знаменатель).
– Обратите внимание на доску, среди данных уравнений выберите то, которое не является дробным рациональным (3)
– При каких значениях переменной х уравнение не имеет смысла: (1)
всегда имеет смысл.
– Укажите общий знаменатель
Изучение нового материала (15 мин).
– Давайте сделаем вывод: итак, вы научились решать дробные рациональные уравнения. Решать эти уравнения вы научились не зря, а для решения большого аппарата задач.
– Как вы думаете, где можно применить данные уравнения? (на практике).
– Какова же тема урока? (решение задач с помощью рациональных уравнений).
– Сформулируйте цель урока (научиться решать дробные рациональные уравнения).
– Запиши число и тему урока в рабочую тетрадь.
– Перед нами стоит задача: совершенствовать навык составления уравнения по условию задачи и умение проверять соответствие найденного решения условиям задачи.
– Рассмотрим применение дробных рациональных уравнений при решении следующей задачи №1 из учебника на стр. 144.
Моторная лодка прошла 25 км по течению реки и 3 км против течения, затратив на весь путь 2 ч. Какова скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 3 км/ч?
– Для начала, давайте вспомним основные этапы решения задачи на составление уравнения. Нам известны три этапа. Какие это этапы?
Анализ условия, составление математической модели; 2. Работа с моделью; 3. Запись ответа).
– Возвращаемся к нашей задаче. Будем решать с помощью уравнения.
– Задачу будем оформлять при помощи таблицы.
– Оформим шапку таблица.
– Какие у на в задаче есть данные движения моторной лодки по реке? (по течению, против течения)
– Далее записываем путь, время и скорость.
– Пусть х км/ч – скорость скорость лодки в стоячей воде.
– Тогда скорость лодки по течению чему будет равна?
– Запишем в таблицу.
– А чему по условию задачи равен путь моторной лодки по течению и против течения? (25 км и 3 км)
– Тогда какое время будет у моторной лодки по течению реки? (25/(х+3)ч)
– А какое время будет против течения реки? (3/(х-3)ч)
Конспект урока по математике » Решение задач с помощью уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений»
Цель урока : формировать у учащихся умение решать задачи уравнением, составлять по данному условию и решать их
Образовательные задачи урока :
— закрепить понятия «Уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения»;
учить составлять уравнения к текстовым задачам;
учить анализировать условие задачи на предмет соответствия действительности;
Развивающие задачи урока:
развивать творческие способности учащихся;
развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
развивать коммуникативные навыки;
развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитательные задачи урока:
воспитывать культуру умственного труда;
воспитывать культуру коллективной работы;
воспитывать упорство в достижении цели.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая
формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации, самооценки и самовосприятия; умение анализировать свои возможности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; личная ответственность; знание основных моральных норм; навыки конструктивного взаимодействия; усвоение нормы взаимопомощи; умение аргументировать; применение метапредметных знаний.
постановка учебной задачи; прогнозирование результата; умение планировать работу; умение выполнять учебную задачу; сопоставление своих действия с заданным образцом; выполнение учебного действия разными способами; коррекция способов действия в случае расхождения с эталоном; умение делать выводы; управление своим поведением — контроль, коррекция, оценка действий; управление временем; взаимоконтроль; рефлексия учебной деятельности.
умение актуализировать свои знания; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов; подведение под понятие, выведение следствий; использование моделей и схем для решения учебных задач; самостоятельное создание способов решения задач; умение делать проверку; умение делать выводы.
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать, выражать свои мысли; участие в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать рабочие отношения; принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
системно-деятельностный подход; технология сотрудничества
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке; формирование и повышение учебной мотивации.
+ Доброе утро гостям и вам, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на весь день. Садитесь. Начинаем урок математики.
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука.
Диктант №1.
1. Посчитай сумму двух чисел: 45 и 60 и уменьши её на 4 десятка.
2. Посчитай разность чисел 330 и 220 и уменьши её на число 50.
3. Найди частное чисел 450 и 9.
4. Известны сумма чисел, которая равна 750, и первое слагаемое – число 200. Чему равно второе слагаемое?
5. Известна разность чисел – 300 и уменьшаемое – 770. Чему равно вычитаемое?
6. Известно частное – 6 и делитель – 30. Чему равно делимое?
7.Представь следующие словосочетания в виде чисел: три сотни, два десятка и четыре единицы; семь сотен и пять единиц.
8. Числа 798, 567, 491 увеличь на число 25, запиши результат.
9. Числа 695, 472, 586 уменьши на число 300, запиши результат.
10. Найди сумму чисел 540 и 340.
Вася и Петя ловили рыбу. У Васи хорошо клевало, у Пети хуже. Сколько рыбы они вместе поймали, если Петя поймал на 18 меньше, чем они поймали вместе и у одного из них на 14 меньше, чем у другого.
1) 18 — 14 = 4 (р)-рыбы поймал Петя)
2) 4 + 18 = 22(р)-поймали Вася и Петя)
Настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей.
Личн: самоопределение к деятельности
подготовить учащихся к деятельности на основном этапе урока;
развивать логическое мышление, умения обобщать, классифицировать, строить умозаключения.
+ Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задания устного счёта.
(На доске листами с примерами закрыты слова темы урока)
+ Какой вид задания будете выполнять?
+ Найдите значение данных выражений. Назовите ответ. Объясните, называя порядок действий и промежуточные результаты.
70 • 4 + 320 – 40 • 5 = 400
1800 – (350 : 7 + 50 • 30) = 250
1400 : 2 + 900 : 5 • 0 = 700
34 • 20 – 65 • 2 = 550
+ Запишите ответы примеров в порядке возрастания. Определите закономерность расположения чисел в ряду. Продолжите ряд ещё тремя числами. Какими числами продолжили?
— Будем решать примеры на порядок действий
Ученики объясняют порядок действий и называют промежуточные и окончательные ответы.
— 250, 400, 550, 700, 850, 1000, 1150.
Коммун: уметь выражать свои мысли, слушать ответы одноклассников, сравнивать со своими ответами.
Регул: оценивать ход и результат выполнения задания.
3. Определение темы и постановка цели урока.
Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.
+ Прочитайте тему нашего урока (На доске написана тема «Решение задач с помощью уравнений»). Запишите тему в тетрадь. Определите цель урока.
— Научиться решать задачи с помощью уравнений.
+ Мы должны уметь различать уравнения и решать их, знать правила нахождения неизвестных компонентов уравнения, уметь без ошибок вычислять.
— Дети отмечают умения в оценочном листе.
Личн: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока
Коммун: высказывать свои мнения, слушать ответы других.
4. Актуализация знаний. Цель:
+ Итак, приступим. Посмотрите на доску. (5 слайд) Выберите из предложенных записей уравнения. Объясните.
+ Что такое уравнение?
+ Проверим, как вы умеете решать уравнения. А что значит решить уравнен
+ Ну что ж, вы хорошо готовы усвоить новый материал.
— Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число.
— Решить уравнение – значит найти его корень.
+ Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое.
Регул: оценивать ход и результат выполнения задания.
Коммун: высказывать свои мнения, слушать ответы других.
5. Изучение нового материала.
вырабатывать навык анализа условия задачи на необходимость и достаточность данных для решения;
развивать творческие способности школьников.
Откройте учебники на стр. 98
+ Прочитайте в задании 301 задачу, с которой будем работать.
+ Подпишите в тетради задачу. Ответим на вопросы.
+ Напишем: «Пусть x – цена волейбольного мяча»
http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-algebry-na-temu-reshenie-zadach-s-1.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-reshenie-zadach-s-pomoshyu-uravnenij-4039413.html