Конспект урока алгебры 7 класс решение уравнений

Урок алгебры в 7 классе «Решение уравнений».
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Представленный мною урок разработан и предназначен для усвоения новых знаний по теме «Решение уравнений» на уроках алгебры в 7 классе. Основная цель урока: построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых.

Скачать:

ВложениеРазмер
shcherbakov_a.v._-_razrabotka_uroka.doc281.5 КБ
shcherbakov_a.v._-_prezentatsiya_k_uroku.ppt609 КБ

Предварительный просмотр:

Щербаков Александр Викторович

Государственное казённое общеобразовательное учреждение казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова

400110, г.Волгоград, Красноармейский район, р.п.Южный

УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Урок сопровождается презентацией

  1. Вступительное слово учителя. Сегодняшний урок я начну с небольшой исторической информации. (Слайд 1)

В истории арифметики и алгебры большое значение имеют труды Мухаммеда ал – Хорезми. Написанный им в начале IX века алгебраический трактат, известный под названием «Китаб ал-джебр ва-л-мукабала» явился первым в мире самостоятельным сочинением по алгебре. Для ал-Хорезми алгебра — это искусство решения уравнений, необходимое людям – как писал он – «в случаях наследования, наследственных пошлин, раздела имущества, торговли и во всех их деловых взаимоотношениях, или же в случае измерения земель, проведения каналов, геометрических вычислений и других предметов различного рода». (Г.И. Глейзер «История математики в школе»).

Кто и когда придумал первое уравнение? На этот вопрос ответить, наверное, невозможно. Задачи, сводящиеся к уравнениям, люди решали и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте, и в Древнем Китае, и в Древней Индии, и в Древней Греции.

При решении задач уравнения у нас могут получиться самые разные, поэтому важно уметь решать любые уравнения.

  1. Тема урока «Решение уравнений» (записывается на доске). (Слайд 2)
  1. Формулируются цели урока. (Слайд 3)
  1. Образовательные:
  • построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых;
  • формирование умения пользоваться алгоритмом при решении уравнений.
  1. Развивающие:
  • формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
  1. Воспитательные:
  • выработка объективной оценки своих достижений;
  • формирование ответственности.
  1. Повторение. (Слайд 4)

Учащиеся получают карточки, на которых записаны простейшие уравнения. Решают их самостоятельно. Обмениваются работами с соседом, проверяют вместе с учителем на интерактивной доске правильность выполнения, оценивают друг друга и затем сдают учителю листок с ответами.

Проверка решений уравнений. (Слайд 5)

Оценивание ответов. (Слайд 6)

  1. Изучение нового материала.

Обратимся к древнегреческой задаче. (Слайд 7)

Для решения этой задачи нужно составить уравнение и поможет нам в этом следующий слайд: (Слайд 8) x = 1/2x + 1/4x +1/7x +3.

Посмотрите на все решённые вами уравнения на карточке и на уравнение, которое получилось у нас при решении задачи. Чем они отличаются? (Учащиеся сравнивают, и приходят к выводу, что в уравнениях на карточке неизвестная величина находится слева от знака равно, а в другом уравнении неизвестная величина находится и слева, и справа от знака равно). Для того чтобы решать такие уравнения нужно знать особые свойства уравнений.

Правило №1. В уравнении можно перенести слагаемое из одной части в другую, изменив при этом его знак на противоположный.

Правило №2. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля. (Слайд 9, 10)

Рассмотрим уравнение . Определим, какие слагаемые, и в какую часть будем переносить. Как изменяться знаки этих слагаемых? (Слайд 11)

Ещё раз читается по учебнику Правило №1 (стр. 110)

— Для того, чтобы еще лучше усвоить это правило, нам на помощь приходит «Запоминалка»: (Слайд12)

Образ: знак « = » – это река, а знак слагаемого «+» или «-» — это одежда. Слагаемое переплывает реку и меняет сырую (например, плюсовую) одежду на сухую (минусовую).

Более подготовленные ученики решают на доске № 365 (а-в) (I столбик).

(Слайды 13, 14) Фронтальная работа со всем классом. Найди ошибку в решении.

  1. Закрепление изученного материала проводится в виде индивидуальной работы по разноуровневым карточкам. (Слайд 15)

Уровень I. Заполни пропуски в решении уравнений.

Уровень II. Реши уравнение, используя приведённый алгоритм.

Уровень III. Самостоятельно реши уравнения.

Дополнительное задание. (Слайд 16 )

  1. Обобщение изученного материала.

Решить задачу, прочитанную в начале урока. (Слайд 17)

Задача из старинных рукописей и арифметики Л.Ф. Магницкого. Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придёт ещё учеников столько же, сколько имею, и половина, и четверть столько, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100». Спрашивается, сколько учеников в классе? (Слайд 18)

Дополнительная задача. (Олимпиада по математике г. Бийск 6 класс 2011-2012 уч.г.). Племянник спросил дядю, сколько ему лет. Дядя ответил: «Если к половине моих лет прибавить 7, узнаешь мой возраст 13 лет назад». Сколько лет дяде? (Слайд 19)

  1. Домашнее задание . 364, 365 (г-е), 347*. Творческое задание. Найти, решить и оформить старинную задачу, решаемую с помощью уравнения. (Слайд 20)

Список литературы. (Слайд 21)

  1. Баврин И. И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. М.: Просвещение, 1994.
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1964 и др.
  3. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М.: Наука, 1988.
  4. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М.: Просвещение, 1990.
  5. Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. Алгебра.

7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Урок математики по теме «Решение уравнений»(7 класс).

Обобщающий урок по теме «Решение уравнений» проводился в рамках семинара «Использование новых педагогических технологий в обучении здоровью учащихся, его сохранении и укреплении на уроках математики».

Урок содержит игровые моменты, в процессе которых раскрывается познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме. Также в нем присутствуют разгрузочные паузы: двигательные упражнения для позвоночника и упражнения для снятия усталости глаз.

Урок воспитывает у учащихся трудолюбие, чувство уважения к науке, расширяет умственный кругозор.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме «Решение уравнений»(7 класс).»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБУЧЕНИИ ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ, ЕГО СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

(Методический материал из опыта работы).

Составила учитель математики

ШАХБАЗОВА Зоя Ивановна.

«ЗДОРОВЬЕ – НЕ ВСЁ, НО БЕЗ ЗДОРОВЬЯ НИЧТО».

В своей работе учителя кафедры математики, физики стараются сделать свои уроки доступными и интересными для всех учеников. Ещё К.Д. Ушинский сказал, что «…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения … убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет».

Математика – наука сложная, и поверхностные знания хуже, чем незнание. Вокруг нашей школы лицеи, гимназии с углубленным изучением предметов, а нам нужно научить математике всех детей, которые к нам пришли, поэтому приходится творчески подходить к изложению любой темы и на каждом уроке стараться удивить, заинтересовать ребят.

На уроках все учителя уделяют большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Используют разнообразные формы и методы работы, чередование видов работы (опрос учащихся, чтение, рассказ, наглядные пособия, решение задач и т.д.), оздоровительные моменты на уроках, т.е. физкультурные минутки, упражнения для глаз, для мышц, позвоночника, дыхательная гимнастика.

Используют занимательные моменты на уроках, которые имеют познавательный смысл. Это могут быть сведения из истории математических открытий, о происхождении и значении терминов, из биографии ученых, известных людей, достигших юбилейной даты.

Все это способствует повышению интереса и воспитанию личности, гуманизации предмета, а также снимает напряжение у учащихся между выполнением однообразных заданий.

На протяжении ряда лет я использую с пятого по девятый класс карточки. Тематика их разнообразна, например: «Мир растений», «Живопись», «История математики», «Жизнь замечательных людей», «Высказывания известных» и т. д. Структура карточек такова: интересная история, заканчивающаяся вопросом, и математическое упражнение, последовательно решая которое, ученик или учащиеся получают набор чисел, каждому такому числу соответствует определенная буква из данного ниже набора. В завершение работы по карточке необходимо из набора букв сложить слово, которое и является ответом на вопрос.

Эти карточки нужны не только потому, что в учебнике порой не хватает примеров, просто школьников утомляет однообразная деятельность, и тогда на помощь приходят такие карточки. Относительная «новизна» заданий, неожиданная фабула интригует учащихся, а положительные эмоции включают второе дыхание.

Кроме того, формулировки заданий позволяют расширить кругозор. Иногда из полученного набора букв ребята не могут сами составить слово, вот и приходится показывать и рассказывать о знакомых незнакомцах, предлагать литературу по данной теме для чтения.

Каково же бывает удивление ребят: видели же, но не знали название. Кто-то, получив ответ, сам пытается узнать что-либо об упомянутом растении, найти о нем интересный материал, а затем рассказать на уроке или составить свою карточку. Занимательность пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность, и просыпается интерес к предмету (и не только к математике).

Наконец, карточка позволяет не только продолжить работу над математическими умениями и навыками, но и развить логическое мышление. Не так-то просто из букв е, о, с, к, н, ч получить «змеиную» траву – чеснок, а из набора слов

нельзя, наблюдая, изучать, как, сосед, математику, делает, это

составить высказывание: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».

Можно зашифровать любое слово, например, с приходом весны – слово «ВЕСНА», зимы – слово «ЗИМА» и т. д. Рассказать об этом в нескольких словах или прочесть стихи. Когда я шифрую слово «ЗРЕНИЕ», провожу беседу о зрительных иллюзиях, о том, как сохранить зрение. Беседа заканчивается физкультминуткой, проводятся упражнения для снятия усталости глаз.

Физкультминутки учителя используют в стихах.

Нестандартные методы обучения: урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование (брейн-ринг), урок-викторина, урок-КВН, урок-турнир и т.д. способствуют включению в активную работу всех учащихся и снятию усталости после нудных уроков. Дополнительные занятия после основных уроков утомляют и приносят не столько пользу, сколько вред здоровью, а с помощью введения в урок игровых моментов можно снять напряжение у ребят.

Ведь именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.Сухомлинский).

Для предупреждения усталости в ходе уроков, особенно в старших классах (там физминутка не уместна), проводятся игры-разминки: «Цепь из математических слов», «Кто больше» составит слов из какого-нибудь математического термина, «Софизмы» (софизм — доказательство ложного утверждения, причем ошибка в доказательстве искусно замаскирована), кроссворды, ребусы, «Исключение лишнего», «Установление закономер-ности», логические задачи, «Найди ошибку» и т.д.

Для каждого ученика на уроке должен быть момент радости. Для одного — это хорошая отметка, для другого – похвала, для третьего – улыбка учителя, для четвертого – радость от самостоятельного решения трудной задачи. На любом уроке должна присутствовать радость – в частности, для того, чтобы дать разрядку ученикам. Для передышки, снятия напряжения используются задания, в которых проявляется связь с окружающим миром, с другими предметами. Детям нравятся такие упражнения, они видят, что математика – не сухая наука, а служит другим наукам, применяется в практической деятельности людей. Все это способствует сбережению здоровья учащихся.

Ежемесячно пересаживаются ученики с целью изменения угла зрения, проводятся беседы о здоровье.

Учителя физики проводят опыты, используют видео на уроках, снимают напряжение у учащихся примерами из жизни, предлагают головоломки, кроссворды. Проводят на уроках самостоятельные работы «блуждающие», состоящие из нескольких заданий, после выполнения одного учащиеся пересаживаются на другое место для выполнения другого и так 5 раз за урок.

Учителя стараются искать, выдумывать, фантазировать и делать все возможное для того, чтобы сделать учебу в школе радостной, полезной и здоровой.

ТЕМА: «Решение уравнений».

(Урок алгебры в 7 «Б» классе с применением здоровьесберегающих технологий).

Урок математики по ФГОС на тему «Решение уравнений. Повторение». 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7

ПредметАлгебра
Класс7
Автор УМКА.Г.Мордкович, Н.П.Николаев, учебник для 7 класса в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2013 ФГОС
Тип урокаУрок обобщения и контроля знаний
Цели деятельности учителяОбразовательная задача

— проверить уровень достижений учащихся по теме “Решение линейных уравнений” через:

— умение самостоятельно определять цели на урок;

— планирование пути достижения цели с помощью карты продвижения;

— уровень сложности заданий;

— рефлексию полученных результатов в соответствии с поставленными целями.Планируемый результатПредметные:

— знать теоретический материал по данной теме (определения, свойства равносильности, алгоритм решения);

— решать линейные уравнении с одной переменной;

— решать несложные квадратные уравнения разложением на множители или графическим способом.

— содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

— ориентироваться на успех в учебной деятельности.

А) личностные — определять границы собственного знания и незнания по данной теме, давать адекватную самооценку учебной деятельности.

Б) познавательные — формулировать учебную задачу, находить ответы на вопросы, используя учебник, справочную литературу и информацию, полученную на уроке.

В) регулятивные – самостоятельно определять цели своего обучения на уроке, планировать пути их достижения, работать по плану, сверяясь с целью, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и проверки.


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-matiematiki-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-.html

http://urok.1sept.ru/articles/662967