Конспект урока физики решение задач уравнение мкт

Урок по теме «Основы МКТ идеального газа Решение задач» 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Закрепить основные положения МКТ теории идеального газа, Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач, выполнении эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovy_mkt_idealnogo_gaza._reshenie_zadach.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физика 10 класс

Тема урока: «Основы МКТ идеального газа. Решение задач».

Особенность урока: этот урок нацелен не только на повторение материала, но и на продолжение работы по формированию умений искать информацию, решать задачи, применять знания в разных ситуациях, делать самостоятельно сопоставления.

Тип урока: урок закрепления и проверки знаний

  1. Обобщить, повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
  2. Проверить степень усвоения практически всеми учащимися основных понятий темы.
  1. Образовательные: закрепить основные положения МКТ теории идеального газа, Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач, выполнении эксперимента.
  2. Развивающие: продолжить формирование элементов творческого поиска, уметь сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить.
  3. Воспитывающая: продолжить воспитание личностных качеств; взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность. познавательного интереса, творческой мыслительной деятельности.

Оборудование и материалы к уроку:

  • мультимедиапроектор, экран (ноутбук);
  • презентация «Биографии учёных»;
  • самостоятельная работа «Основы МКТ»

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания.

Обобщение и систематизация знаний

Презентация «Биографии учёных»

Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач

Закрепление: контроль и самоконтроль знаний.

Проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы

Подведение итогов урока

Общая характеристика работы класса и отдельных учеников, отметить успешное овладение содержания урока, отметить и недостатки в ЗУН.

Формулировка домашнего задания.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания).

Фронтальный опрос. Класс отвечает на поставленные вопросы в устной беседе.

1. Каков предмет изучения молекулярно-кинетической теории?

2. Перечислить опытные факты, послужившие основой для разработки МКТ.

3. Сформулировать основные положения МКТ.

4. Какая физическая модель используется в МКТ? Дать краткую характеристику этой модели.

5. Объяснить с помощью модели «идеальный газ», почему газы:

А) легко сжимаются;
Б) оказывают давление на стенки сосудов любой формы и размера;
В) занимают весь предоставленный объём.

10. Указать отличие теплового движения от механического.

  1. Обобщение и систематизация знаний ( беседа)
  1. Почему пыль, представляющая частицы твёрдого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?

Ответ: Пылинки испытывают непрерывные удары со стороны хаотически движущихся молекул воздуха.

  1. Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород? Во сколько раз скорость его проникновения больше, чем скорость проникновения кислорода?

Ответ: Скорость молекул угарного газа больше, чем скорость молекул кислорода, так как при одинаковой температуре их средние кинетические энергии равны, а масса молекул кислорода больше, чем масса молекул угарного газа.

  1. Серёжа дежурил в столовой. Вот уже минут пять он терпеливо возился с чистыми стаканами: стаканы после мытья были вставлены один в другой и не хотели разделяться. «Что делать?» — спросил сам себя Серёжа. Как бы вы посоветовали ему разделить стаканы?

Ответ: При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются, поэтому наружный стакан надо опустить в горячую воду, а во внутренний налить холодную воду.

  1. Будет ли гореть спичка, зажжённая внутри искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту?

Ответ: Нет, так как в невесомости нет конвекции воздуха, а значит, и притока кислорода к зажжённой спичке.

4. Презентация «Биографии учёных»

5. Решение задач

Учащиеся записывают в тетрадях решение задач.

Какое давление на стенки сосуда производит кислород, если V =400m/c, n =2,7*10 19 m -3

Решение задач на МКТ

Открытый урок по физике 10 класс по теме «Решение задач на МКТ»

Урок начинается с повторения основных вопросов необходимых для решения задач на уроке. Затем учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями и решают задачи и чертят графики. После окончания индивидуальной работы они по очереди объясняют свое решение остальным учащимся работая у доски.

Место урока в учебной программе: Изучена тема ?Основные положения МКТ?, доказана справедливость этих положений, введены понятия массы молекул, количества вещества, молярной массы, температура, а также основное уравнение МКТ и уравнение состояния идеального газа.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на МКТ »

МБОУ «Рыжковская средняя общеобразовательная школа»

Учитель Алимочкин С.И.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – научить решать типовые задачи по теме «Основы МКТ»,

намечать план решения задач.

РАЗВИВАЮЩИЕ ‒ продолжать развитие общих навыков решения физических задач,

формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать, выполнять математические преобразования.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ‒ воспитывать чувство ответственности за конечный результат, настойчивость в достижении цели; совершенствовать рефлексию о собственных стратегиях решения задач.

Место урока в учебной программе: Изучена тема ≪Основные положения МКТ≫, доказана справедливость этих положений, введены понятия массы молекул, количества вещества, молярной массы, температура, а также основное уравнение МКТ и уравнение состояния идеального газа.

Тип урока: урок решения задач.

Используемые учебники и учебные пособия:

УМК «Физика-10». Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Учебник для 10 кл.

УМК «Физика -10». Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. и др. Задачник для 10 кл.

УМК «Физика-10». Кирик ЛА, . Методические материалы , 2 –е издание

УМК «Физика-10». Кирик ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

Сборник задач по физике. Составитель Рымкевич П.А.Москва. «Просвещение» 2007

Используемая методическая литература:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования, Москва, 2004.

Примерная программа среднего (полного) общего образования, базовый уровень , 10-11 классы.

«Физика для базового уровня». Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик. // «Первое сентября», М., «Просвещение», 2006. № 13. Издательство «Илекса»

Карточки с индивидуальными заданиями.

Урок начинается с повторения основных вопросов необходимых для решения задач на уроке. Затем учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями и решают задачи и чертят графики. После окончания индивидуальной работы они по очереди объясняют свое решение остальным учащимся работая у доски.

1. Целеполагание и мотивация (2 мин)

Урок начинается с организационного момента (постановки целей и задач урока)

Почему важно уметь решать задачи? Перенос общих теоретических знаний в конкретные действия. Актуальность применения навыков решения задач для жизненно важных ситуаций.

2. Актуализация знаний (12мин.)

Повторение основных вопросов необходимых для решения задач на уроке

Задание. Вспомни формулы:

Основное уравнение МКТ

Универсальная газовая постоянная

Уравнение состояния идеального газа

Связь давления газа с температурой

3. Решение задач (17 мин)

1 Каково давление азота, если средняя квадратичная скорость его молекул 500 м/с, а его плотность 1,35 кг/м3.

2 Находившаяся в стакане вода массой 200 г полностью испарилась за 20 суток. Сколько в среднем молекул воды вылетало с ее поверхности за 1с?

3 Найти концентрацию молекул кислорода, если давление его 0,2 МПа, а средняя квадратичная скорость молекул 700 м/с

4. Как изменится давление газа, если концентрация его молекул увеличится в 4 раза, а средний квадрат скорости его молекул уменьшится в 4 раза

5 В один из летних дней барометр показал 730 мм рт. ст., а термометр 30 С. В зимний день показания этих приборов были такими: 780 мм рт. ст. и -30 С. Сравнить плотности воздуха в эти дни.

6 При увеличении давления газа на 0,9 МПа его объем уменьшился на 15 л, а при увеличении давления на 1,8 МПа объем уменьшился на 20 л. Найти начальные значения давления и объема.

7 Вычислить средний квадрат скорости движения молекул газа, если его масса 6 кг, объём 4,9 м3, а давление на стенки сосуда 200 кПа

4. Анализ решений у доски (10 мин)

Ученики по очереди выходят к доске, пишут решение задачи на доске и объясняет его. Остальные следят за обсуждением и вносят поправки в решение. Выясняются положительные и отрицательные аспекты. В ходе обсуждения учитель выделяет наиболее успешных учеников и ставит им оценки.

5. Подведение итогов урока (2 мин).

6. Домашнее задание (2 мин).

Задача 1: Баллоны электрических ламп заполняют азотом при пониженном давлении и температуре. Почему заполнение производят именно при таких условиях?

Может быть изменение условия опасно для жизни?

Решение: во время работы лампа разогревается и давление газа внутри нее повышается т.к. давление прямопропорциональна температуре, то оно возрастет в сотни раз. Если начальное давление в лампе будет равно атмосферному, то в результате нагрева, будет в сотни раз выше атмосферного, что может привести к взрыву.

Учитель. Люди сейчас широко используют ртутные лампы дневного света. Это экономичные энергосберегающие лампы с очень хорошей светимостью. Но пары ртути ядовиты! Если разобьётся хотя бы одна лампа, будет ли это опасно для здоровья человека? Попробуйте определить?

Задача 2. Из медицинского справочника известно, что ПДН молекул паров ртути равна 0,01 мг/м3. Количество ртути в одной лампе 5 мг. Определить ПДН паров ртути в вашей комнате при условии, что там разбили энергосберегающую лампу.

Конспект урока: «Решение задач по теме основное уравнение МКТ»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Физика 10 класс урок 29

Тема урока: « Решение задач по теме основное уравнение МКТ »

Тип урока: урок закрепления и проверки знаний

Обобщить, повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

Проверить степень усвоения практически всеми учащимися основных понятий темы.

Образовательные: закрепить основные положения МКТ теории идеального газа, Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач, выполнении эксперимента .

Развивающие: продолжить формирование элементов творческого поиска, уметь сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить.

Воспитывающая: продолжить воспитание личностных качеств; взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность. познавательного интереса, творческой мыслительной деятельности.

Оборудование и материалы к уроку: мультимедиапроектор, экран (ноутбук);

Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания.

Обобщение и систематизация знаний

Решение задач
Закрепление: контроль и самоконтроль знаний.

Подведение итогов урока

Формулировка домашнего задания.

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания).

Фронтальный опрос. Класс отвечает на поставленные вопросы в устной беседе.

1. Каков предмет изучения молекулярно-кинетической теории?

2. Перечислить опытные факты, послужившие основой для разработки МКТ.

3. Сформулировать основные положения МКТ.

4. Какая физическая модель используется в МКТ? Дать краткую характеристику этой модели.

5. Объяснить с помощью модели «идеальный газ», почему газы:

А) легко сжимаются;
Б) оказывают давление на стенки сосудов любой формы и размера;
В) занимают весь предоставленный объём.

10. Указать отличие теплового движения от механического.

Обобщение и систематизация знаний ( беседа)

Почему пыль, представляющая частицы твёрдого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?

Ответ: Пылинки испытывают непрерывные удары со стороны хаотически движущихся молекул воздуха.

Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород? Во сколько раз скорость его проникновения больше, чем скорость проникновения кислорода?

Ответ: Скорость молекул угарного газа больше, чем скорость молекул кислорода, так как при одинаковой температуре их средние кинетические энергии равны, а масса молекул кислорода больше, чем масса молекул угарного газа.

Серёжа дежурил в столовой. Вот уже минут пять он терпеливо возился с чистыми стаканами: стаканы после мытья были вставлены один в другой и не хотели разделяться. «Что делать?» — спросил сам себя Серёжа. Как бы вы посоветовали ему разделить стаканы?

Ответ: При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются, поэтому наружный стакан надо опустить в горячую воду, а во внутренний налить холодную воду.

Будет ли гореть спичка, зажжённая внутри искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту?

Ответ: Нет, так как в невесомости нет конвекции воздуха, а значит, и притока кислорода к зажжённой спичке.

5. Решение задач

Какое давление на стенки сосуда производит кислород, если V =400 m / c , n =2,7*10 19 m -3

M мол =16*2*10 -3 кг/моль

p = 1/3 *2,7*10 19 m -3 *32*10 -3 кг/моль/6,02*10 23 моль -1 * (400м/с) 2 =72000Па

Найдите среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул гелия, если при давлении 0,5*10 5 Па их концентрация n =1,5*10 9 m -3

М мол =4*10 -3 кг/моль

Е =3*0,5*10 5 Па /2*1,5*10 9 м -3 =

Ответ: 5*10 -21 дш

6. Закрепление: контроль и самоконтроль знаний.

Ответьте на вопросы теста:

1. Масса газообразного водорода в сосуде равна 4г. сколько примерно молекул водорода находится в сосуде?

2. Где число молекул больше: в одном моле водорода или одном моле воды?

А. Одинаковое Б. В одном моле водорода В . В одном моле воды Г . Данных для ответа недостаточно

3. Чем обусловлено броуновское движение? А) Столкновением молекул жидкости (или газа) друг с другом;
Б) Столкновением частиц, взвешенных в жидкости (или газе)

В) Столкновением молекул жидкости (или газа) с частицами, взвешенными в ней (нём)
Г) Ни одной из указанных причин.

4. При повышении температуры газа в запаянном сосуде его давление увеличивается. Это объясняется тем, что с повышением температуры: А) Увеличиваются размеры молекул газа; Б) Увеличивается энергия движения молекул газа; В) Увеличивается потенциальная энергия молекул газа;

Г) Расширяется сосуд (увеличивается его объём)

5. Если — средняя кинетическая энергия поступательного движения одной молекулы газа, а n – концентрация молекул, то основное уравнение молекулярно – кинетической теории идеальных газов может быть записано в виде:

А) Б) p=n В) p=n Г) p=n Д) p= n

6. Если в 1дм 3 объёма при давлении 10 5 Па находится 3• 10 21 молекул кислорода (молекулярная масса кислорода m =0,032 кг/моль), то средняя квадратичная скорость молекул кислорода при этих условиях равна: А) 650 м/с ; Б) 1220 м/с; В)1370 м/с ; Г)1560 м/с ; Д) 1800 м/с.

Учащиеся меняются работами и проверяют работы друг у друга (на доске записаны правильные ответы)

7. Подведение итогов урока

Общая характеристика работы класса и отдельных учеников, отметить успешное овладение содержания урока, отметить и недостатки в ЗУН. Учитель выставляет и комментирует оценки.

8. Домашнее задание: параграф 66, письменно ответить на вопросы к пар.66. Упр.11 (№5, 10)


источники:

http://kopilkaurokov.ru/fizika/uroki/rieshieniie-zadach-na-mkt

http://infourok.ru/konspekt-uroka-reshenie-zadach-po-teme-osnovnoe-uravnenie-mkt-3077837.html