Методы решения систем уравнений
план-конспект урока по алгебре
В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности по математике. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учебной программы, стандарту образования.
На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которые способствуют усвоению учащимися нового материала. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся, сотрудничество учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_metody_resh_sist_uravn.docx | 89.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы решения систем уравнений
Предмет: Алгебра (1 урок § 6 глава 1)
Класс: 9, автор М.А.Мордкович
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Форма проведения урока: урок-практикум
— рассмотреть способы решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными
— начать формировать прогностические способности по поиску рациональных методов решения систем уравнений; закрепить основные методы решения систем уравнений, подготовка к ОГЭ
— развивать логическое мышление, математическую речь при комментировании решения, познавательную активность, умение применять известные факты в новых измененных ситуациях
-воспитывать взаимопомощь, продолжить воспитание чувств самоконтроля, ответственности за проделанную работу.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал
Основные понятия: методы решения систем уравнений ; алгоритм решения систем уравнений
Самостоятельная деятельность учащихся
Решение задач по теме: «Методы решения систем уравнений»
Приемы и методы
I. Мотивация учебной деятельности
Основное содержание этапа:
1) Организационный момент (приветствие, готовность к уроку)
2) Сообщение темы, постановка целей урока, мотивация учебной проблемы
II. Актуализация знаний учащихся
Основное содержание этапа:
1).Устная работа (задания выводятся на доске с помощью проектора)
III. Изучение нового материала
Основное содержание этапа:
Объяснение учителя у доски
IV. Закрепление с комментированием методов решения систем уравнений
Основное содержание этапа:
Отработка с учащимися методов решения систем уравнений
Беседа учителя с учениками
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
Основное содержание этапа:
Первичная проверка усвоения знаний в виде самостоятельной работы взаимопроверкой по эталону
VI. Включение в систему знаний примера из ОГЭ — 2017
Основное содержание этапа:
Подготовка к ОГЭ
Разбор заданий ч2
Запись на доске
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Основное содержание этапа:
1) Ответы на вопросы
2) Домашнее задание
3) Выставление оценок за урок
Запись домашнего задания
I. Мотивация учебной деятельности
Основное содержание этапа:
1) Организационный момент (приветствие, готовность к уроку)
2) Сообщение темы, постановка целей урока, мотивация учебной проблемы
Учитель: Здравствуйте, ребята! В 7 классе было рассмотрено решение систем линейных уравнений (т.е уравнений первой степени) с двумя переменными. Теперь необходимо перейти к изучению систем нелинейных уравнений (т.е уравнений степени два и выше). Системы уравнений являются популярными заданиями тестов ОГЭ. Скоро ОГЭ, поэтому наша задача как можно лучше подготовиться к нему. Итак, посмотрите на экран и устно отвечаем на вопросы.
II. Актуализация знаний учащихся
Основное содержание этапа:
1).Устная работа с классом (задания выводятся на доске с помощью проектора)
а) – что называется решением системы уравнений?
— что значит решить систему уравнений?
— как определить является ли пара чисел решением системы уравнений?
Дана система
Среди пар (-1;1), (-1;-1), (1;1) найдите решение данной системы.
Задание: Установите соответствие:
х 2 +у 2 =36 у- х = 4 2х 2 — у = 0 ху = 2 х 2 +у=4
III. Изучение нового материала
— Вам на дом было дано задание: вспомнить все изученные методы решения систем уравнений, какие методы вы вспомнили?
Метод Метод Графический
подстановки сложения метод
1 Метод подстановки
Этот метод уже применялся при решении систем линейных уравнений. Напомним алгоритм использования такого метода: 1) выразить из более простого уравнения одну переменную через другую; 2) подставить это выражение в другое уравнение и получить уравнение с одной неизвестной; 3) решить полученное уравнение с одной переменной; 4) найти соответствующие значения второй неизвестной.
Пример 1: Решить систему уравнений методом подстановки:
Выразим из второго уравнения у через х у=х+4 и подставим в первое уравнение.
х 2 + х 2 + 8х + 16 – 16 =0,
Пример 2: Решить систему уравнений методом сложения:
Сложим почленно уравнения
2х 2 = 72 6 2 + у 2 = 61
х 2 = 72 :2 у 2 = 61 — 36
х 2 = 36 у 2 = 25
х 2 = — 6 у 2 = — 5
IV. Закрепление с комментированием методов решения систем уравнений
Основное содержание этапа:
Отработка с учащимися методов решения систем уравнений
№ 120(а); № 125(б) — двое решают у доски (1 пара)
№ 120(б); 125(г) – решают у доски 2 пара
Физминутка для глаз: представьте себе большой круг, обведите этот круг сначала по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки (3-4 раза).
V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Основное содержание этапа:
Первичная проверка усвоения знаний в виде самостоятельной работы взаимопроверкой по эталону
1. Решить методом подстановки:
Решение: Выразим из первого уравнения у через х:
Полученное выражение подставим во второе уравнение системы:
Конспект урока «Методы решения систем уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема : Методы решения систем уравнений
Тип урока : Объяснение нового материала .
образовательные ( формирование познавательных УУД ) : —
повторить графический метод решения систем
уравнений, алгоритмы методов подстановки и
алгебраического сложения при решении систем
— научить применять данные методы при решении систем,
содержащих уравнения второй степени;
— научить решать системы уравнений методом введения
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД ) : —
— учить преодолевать трудности и не боятся их;
— воспитывать познавательную активность.
развивающие ( формирование регулятивных УУД )
— развивать умения правильно выбрать метод решения;
— способствовать развитию мыслительных операций таких
как анализ и обобщение;
— интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, стенды с графиками.
Технологии: Здоровьесбережения, развития исследовательских умений, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования.
Формы работы учащихся: фронтальная работа с классом, исследовательская работа в группах, использование презентации, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях.
Личностные: мотивация образовательной деятельности на основе демонстрации презентации и проблемных ситуаций; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Коммуникативные : формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и выслушивать собеседника, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений;
Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий, развитие мышления и внимания учащихся;
Регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности.
Предметные: овладеть различными методами решения систем уравнений, видеть и находить наиболее рациональные методы решения.
Открытый урок по теме «Решение систем уравнений различными способами»
Разделы: Математика
Цели урока:
- Систематизация знаний, умений и навыков при решении систем уравнений различными способами.
- Развитие: вычислительных навыков устного и письменного счета, умений применять знания на практике в новых условиях, межпредметных связей с историей, астрономией и информатикой.
- Воспитание интереса к предмету, патриотизма, чувства прекрасного, гордости за свою страну, самостоятельности и умения работать в заданном темпе.
- Развитие слухового и слухо-зрительного восприятия. Формирование математически грамотной речи учащихся.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Словарь: средневековый ученый, Николай Коперник, российский ученый, Константин Эдуардович Циолковский, Галактика, Солнце, способ подстановки, способ сложения, выразить одну переменную через другую.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Организационный момент.
- Устная работа.
- Самостоятельная работа.
- Физминутка.
- Выполнение упражнений.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами очередной раз совершим виртуальное путешествие. Мы отправимся с вами в путешествие по необъятным просторам космического пространства. Как вы думаете, почему я выбрала такое путешествие? (потому что скоро 12 апреля – День космонавтики). Совершенно верно.
II. Устная работа.
Перед началом нашего путешествия необходимо размяться и ответить на несколько вопросов. (Приложение 1, Слайд 2)
- Какие способы решения систем уравнений вы знаете?
- Является ли пара чисел (2; — 1) решением системы уравнений?
- Выразите одну переменную через другую.
1) х + у = 2;
2) х – 2у = 4.
III. Самостоятельная работа.
Решить систему уравнений: (Приложение 1, Слайд 3)
IV. Физминутка.
Прежде чем вы приступите к работе надо выполнить физминутку.
V. Выполнение упражнений.
Итак, мы отправляемся.
Впервые человек начал задумываться о космосе очень давно. Еще в XV веке средневековый ученый Коперник обратил свой взор в небо. (Приложение 1, Слайд 4)
Российский ученый Циолковский мечтал о полетах людей в космос и даже придумывал эскизы ракет. (Приложение 1, Слайд 5)
Мечту Константина Эдуардовича Циолковского воплотил в реальность советский конструктор космических ракет Сергей Павлович Королев. (Приложение 1, Слайд 6)
А полетел в космос первый в мире советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (Приложение 1, Слайд 7)
Вот и мы с вами совершим сегодня путешествие в практически неизведанные дали космического пространства.
Для того чтобы перемещаться по необъятным просторам космоса нам необходимо определять координаты нашего местонахождения.
В космосе есть своя определенная система координат, но сегодня мы воспользуемся координатами, полученными при решении систем уравнений двумя способами: способом подстановки и способом сложения.
Ну, что? Приступим к решению?
1. Решить систему уравнений способом подстановки: (Приложение 1, Слайд 8).
Выберите правильный ответ. (Приложение 1, Слайд 12).
Молодцы! Мы определили координаты расположения одной из многочисленных галактик. Это наша Галактика в которой мы живем. (Приложение 1, Слайд 15).
Кто прочитает, что это за галактика?
2. Решить систему уравнений способом сложения или вычитания: (Приложение 1, Слайд 9).
Выберите правильный ответ. (Приложение 1, Слайд 13).
Хорошо! А сейчас мимо нас пролетает комета с данными координатами (комета Галлея).
Прочитайте, что это за комета? (Приложение 1, Слайд 16).
3. Решить систему уравнений любым удобным способом: (Приложение 1, Слайд 10).
1 способ (подстановки)
2 способ (сложения)
Выберите правильный ответ. (Приложение 1, Слайд 14).
Молодцы! А теперь мы оказались возле звезды по имени Солнце.
Кто прочитает, что это за звезда? (Приложение 1, Слайд17).
VI. Домашнее задание.
1. Решить систему уравнений любым удобным способом: (Приложение 1, Слайд 11).
1 способ (подстановки).
2 способ (сложения).
VII. Итог урока.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-metodi-resheniya-sistem-uravneniy-3865930.html
http://urok.1sept.ru/articles/574918