Конспект урока по теме ионные уравнения

Конспект урока по теме ионные уравнения

Ключевые слова конспекта: свойства ионов, определение ионов, реакции ионного обмена, ионное уравнение, реакции в растворах электролитов.

Свойства ионов

Число электронов в атоме равно числу протонов. Протоны и нейтроны прочно связаны друг с другом и образуют ядро атома. Ион – атом или часть молекулы, где есть неравное количество электронов и протонов. Если электронов больше, чем протонов, то ион называют отрицательным. Иначе ион называют положительным.

Ионы отличаются от атомов строением и свойствами. Некоторые ионы бесцветны, а другие имеют определенный цвет. Для каждого из ионов характерны специфические химические свойства.

Таблица 1. Определение ионов

Определяемый ион

Реактив, содержащий ион

Результат реакции

Н +ИндикаторыИзменение окраскиAg +Cl –Белый осадокCu 2+OH –Синий осадокS 2–Черный осадок Окрашивание пламени в сине-зеленый цветFe 2 +OH –Зеленоватый осадок, который с течением времени буреетFe 3+OH –Осадок бурого цветаZn 2+OH –Белый осадок, при избытке ОН – растворяетсяS 2 –Белый осадокАl 3+OH –Белый желеобразный осадок, который при избытке ОН – растворяетсяNH4 +OH –Запах аммиакаBa 2+SO4 2 –Белый осадок Окрашивание пламени в желто-зеленый цветCa 2 +CO3 2 –Белый осадок Окрашивание пламени в кирпично-красный цветNa +Цвет пламени желтыйK +Цвет пламени фиолетовый (через кобальтовое стекло)Cl –Ag +Белый осадокH2SO4*Выделение бесцветного газа с резким запахом (НСl)Br –Ag +Желтоватый осадокH2SO4*Выделение SO2 и Вг2 (бурый цвет)I –Ag +Желтый осадокH2SO4*Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет)SO3 2 –H +Выделение SO2 — газа с резким запахом, обесцвечивающего раствор фуксина и фиолетовых чернилCO3 2 –H +Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой водыСН3СОО –H2SO4Появление запаха уксусной кислотыNO3 –H2SO4(конц.) и CuВыделение бурого газаSO4 2 –Ba 2+Белый осадокPO4 3 –Ag +Желтый осадокOH –ИндикаторыИзменение окраски индикаторов

* При определении галогенид-ионов с помощью серной кислоты используют твердую соль.

Ионное уравнение

В водных растворах все электролиты в той или иной степени распадаются на ионы и реакции происходят между ионами.

Сущность реакций в растворах электролитов отражается ионным уравнением. В ионном уравнении учитывается то, что сильный электролит в растворе находится в диссоциированном виде. Формулы слабых электролитов и нерастворимых в воде веществ в ионных уравнениях принято записывать в недиссоциированной на ионы форме. Растворимость электролита в воде нельзя считать критерием его силы. Многие нерастворимые в воде соли являются сильными электролитами, однако концентрация ионов в растворе оказывается низкой вследствие низкой растворимости. Именно поэтому в уравнениях их формулы записывают в недиссоциированной форме.

При составлении ионных уравнений реакций с участием сильных кислот часто для упрощения записывают формулу иона Н + , а не H3O + .

Реакции в растворах электролитов происходят в направлении связывания ионов. Существует несколько форм связывания ионов: образование осадков, выделение газообразных веществ, образование слабых электролитов. Рассмотрим конкретные примеры:

  1. Образование осадков.

Уравнение в молекулярном виде: Ca(NO3)2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaNO3

Полное ионное уравнение:

Сокращенное ионное уравнение:

  1. Образование слабых электролитов (например, воды, слабых кислот):

а) КОН + НCl = КCl + H2O
К + + OH – + Н + + Cl – = К + + Cl – + H2O
OH – + Н + = H2O

б) HNO2 – азотистая кислота (слабая):
NaNO2 + НCl = NaCl + HNO2
Na + + NO2 + Н + + Cl – = Na + + Cl – + HNO2
NO2 – + Н + = HNO2

Иногда реакции в растворах электролитов осуществляются с участием нерастворимых веществ или слабых электролитов в направлении более полного связывания ионов. Например, мрамор растворяется в соляной кислоте с образованием углекислого газа:

Таблица 2. Уравнения ионных реакций

Реакции ионного обмена

Для ионных реакций выражение «в молекулярном виде», как и сама запись, является условным. При анализе приведенных в Таблице 2 уравнений реакций выясняется, что реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:

  1. если выпадает осадок;
  2. если выделяется газ;
  3. если образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.

Если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакция обмена не протекает до конца, т. е. является обратимой. При составлении уравнений таких реакций, как и при составлении уравнений диссоциации слабых электролитов, ставится знак обратимости.

Чтобы сделать вывод о протекании реакции ионного обмена до конца, надо использовать данные таблицы растворимости солей, оснований и кислот в воде.

Чтобы составить уравнения всех возможных реакций, в которых участвуют хлорид магния и другие растворимые в воде вещества, рассуждают так:

  • Убеждаются, растворимо ли в воде взятое вещество, в данном случае хлорид магния MgCl2.
  • Приходят к выводу, что хлорид магния MgCl2 будет реагировать только с такими растворимыми в воде веществами, которые способны осадить либо ионы Mg 2+ , либо хлорид-ионы Сl .
  • Ионы Mg 2+ можно осадить: а) ионами ОН , т. е. нужно подействовать любой щелочью, что приведет к образованию малорастворимого гидроксида магния Mg(OH)2; б) при действии растворимыми в воде солями, содержащими один из следующих анионов: . Для этого можно воспользоваться солями натрия, калия и аммония, содержащими указанные анионы, так как эти соли растворимы в воде.
  • Хлорид-ионы Сl можно осадить катионами Ag + + и Pb 2+ . Поэтому для проведения реакции нужно выбрать растворимые соли, содержащие эти катионы.

При составлении уравнений реакций ионного обмена, в которых образуются газообразные вещества, следует учесть, что анионы способны реагировать с кислотами с образованием соответствующего газа, например:

В свете представлений об электролитической диссоциации кислот, оснований и солей общие свойства этих веществ определяются наличием общих ионов, которые входят в их состав

Конспект урока «Реакции ионного обмена. Ионное уравнение». Выберите дальнейшее действие:

План-конспект урока химии в 8-м классе по теме «Ионные уравнения»

Разделы: Химия

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах

Цели по содержанию:

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;
  • экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
  • дать первоначальные представления о качественных реакциях;
  • научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
  • научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.
  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
  • продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
  • воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.
  • Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004. – 284 с.
  • Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ Е.В. Савинкина, Н.Д. Свердлова. – М.: Экзамен, 2006. – 191 с.
  • Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.
  • Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.: ил.
  • Ходаков Ю.В. и др. Неорганическая химия: Учеб. для 9 кл. сред. шк./ Ю.В. Ходаков, Д.А. Эпштейн, П.А. Глориозов. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с., 2 л. ил.: ил.
  • Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды/ сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  • Карты с лабораторными работами, «лабиринтом букв», задачами, домашним заданием.
  • Растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, K2CO3 и H2SO4, NaOH и H2SO4, CuSO4 ,KNO3 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Мобилизующий этап. Актуализация знаний учащихся.

ЦИИСРОАН
КАИООГМЕ
РЕБННОБК

  • Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв» («реакции ионного обмена»)
  • Какие уже известные вам понятия включает это, пока ещё новое для вас, понятие? («реакции обмена», «ионы»)
  • Что такое ионы? Какие вещества и при каких условиях образуют ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли, основания? (схемы диссоциации кислот, оснований, солей, см. приложение 1)
  • Какие реакции мы называем реакциями обмена? (общая схема, см. приложение 2)
  • Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:
    1. K2CO3 + H2SO4 ?
    2. Mg + HCl ?
    3. Na2SO4 + Ba(NO3)2?
    4. Zn(OH)2 ?
    5. NaOH + HCl ?
    6. SO3 + MgO ?
  • Перечислите условия протекания реакций обмена до конца (схема, см. приложение 3)
  • Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды?

III. Целеполагание и мотивация.
— Итак, опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения.
— Запишите тему урока

IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление.

1) Вступительное слово
— Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, — это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.
— Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями
— Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.

2) Лабораторная работа № 1 «Реакции, идущие с образованием нерастворимых (малорастворимых) веществ»
Оборудование и реактивы: растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) В пробирку с раствором CaCl2, закреплённую в пробиркодержателе, добавьте несколько капель AgNO3.
Что наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение химической реакции
(см. приложение 4)
— При выполнении лабораторных опытов соблюдайте основные правила техники безопасности
(см. приложение 5)
— Сливая растворы CaCl2 и AgNO3, мы наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся Ca(NO3)2
2AgNO3 + CaCl2 = Ca(NO3)2 + 2AgCl ?

Полекулярное (эмпирическое) уравнение
— Обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде

2Ag+2NO3Ca2+2Cl-Ca2+2NO32AgCl ?

— Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы Ca2+ и NO3-, а вот AgCl – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.
— Итак, уравнение реакции между CaCl2 и AgNO3 можно записать так:
2Ag+ + 2NO3 — + Ca2 + + 2Cl- = Ca2 + + 2NO3 — + 2AgCl ?

Полное ионное уравнение
— Что же произошло при сливании растворов? Ионы Ag + и Cl- соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.
— Ионы же Ca2 + и NO3 — в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?
2Ag + + 2Cl — = 2AgCl ?
— Или, сокращая коэффициенты,
Ag + + Cl — = AgCl ?

Сокращённое ионное уравнение
— Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ag + и Cl — , в результате которого образуется осадок AgCl. При этом совершенно не важно, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между NaCl и AgNO3, AgNO3 и AlCl3 и так далее – суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag + и Cl — c образованием AgCl?
б) Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2 и Na2SO4
(см. приложение 4)
— Предложите, пользуясь таблицей растворимости, формулы электролитов, реакции между которыми сводятся к взаимодействию Ba2 + + SO4 — = BaSO4?
в) растворы каких веществ нужно взять, чтобы в растворе осуществилась реакция между Ca2 + + CO3 — = CaCO3?
(см. приложение 4)
— Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций, запишите сокращённое ионное уравнение, отражающее их суть.
— Образование при реакции нерастворимого или малорастворимого соединения используют для обнаружения в растворе того или иного иона: так растворимые соли серебра используют для обнаружения Cl — , Br — , I — … — ионов, так как с этими анионами Ag + образует нерастворимые осадки, и, наоборот, растворимые соли, содержащие Cl — , Br — , I — … — ионы, используют для распознавания Ag + в растворе.
— Такие реакции принято называть качественными, т.е. реакциями, с помощью которых можно обнаружить тот или иной ион.
(таблица «Качественные реакции на ионы», см. приложение 6)

3) Лабораторный опыт № 2 «Реакции с образованием газообразных веществ»
Оборудование и реактивы: растворы K2CO3 и H2SO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) Видеоопыт «Реакции ионного обмена, протекающие с выделением газа»
Посмотрите видеоопыт, составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции.
Можно ли считать данную реакцию качественной? Почему?
б) Проведите аналогичную реакцию между K2CO3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции.
в) Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между 2H + + SO32 — = H2O + SO2?
(см. приложение 4)

4) Лабораторный опыт № 3 «Реакции, идущие с образованием слабого электролита»
Оборудование и реактивы: растворы NaOH и H2SO4, CuSO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин
а) В пробирку прилейте 1-2 мл раствора NaOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Прилейте H2SO4 до полного обесцвечивания раствора.
Почему раствор обесцветился? Как называются реакции между кислотами и основаниями, в результате которых образуется соль и вода?
б) Посмотрите видеоопыт «Реакция нейтрализации», составьте молекулярное и сокращённое ионное уравнение для продемонстрированной вам реакции
— Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Для доказательства проведём следующий опыт.
в) Получите свежеосаждённый Cu(OH)2, используя выданные вам реактивы. Какие? Разделите полученный осадок на 3 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете?
Составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение одной из проведённых реакций. В чём её суть? Можно утверждать, что сокращённая запись отражает суть всех трёх реакций, независимо от того, какая кислота вступала в реакцию?

5) Лабораторный опыт № 4 «Обратимое взаимодействие между ионами»
Оборудование и реактивы: растворы KNO3 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин
В пробирку с KNO3 добавьте 2-3 капли фенолфталеина, прилейте 1-2 мл раствора NaCl. Что наблюдаете? Составьте молекулярное и полное ионное уравнения реакции.
Какие ионы находились в растворе? Какие ионы находятся в полученном растворе? О чём свидетельствует отсутствие видимых эффектов реакции?
Как называются такие реакции?

V. Обобщение
— Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами. Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена» (реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)

VI. Значение реакций ионного обмена
— Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека.
Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов.
Тяжелые металлы — это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Так сложилось, что термины «тяжелые металлы» и «токсичные металлы» стали синонимами.
На сегодняшний день безоговорочно к числу токсичных относят кадмий, ртуть, свинец, сурьму. Деятельность значительной части остальных в живых организмах можно оценить только на «отлично». Действительно, металлы в ионной форме входят в состав витаминов, гормонов, регулируют активность ферментов.
Установлено, что для белкового, углеводного и жирового обмена веществ необходимы Mo, Fe, V, Co, W, B, Mn, Zn; в синтезе белков участвуют Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co; в кроветворении — Co, Cu, Mn, Ni, Zn; в дыхании — Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co. Справедливо утверждение о том, что нет вредных веществ, есть вредные концентрации. Поэтому ионы меди, кобальта или даже хрома, если их содержание в живом организме не превышает естественного, можно именовать микроэлементами, если же они генеалогически связаны с заводской трубой, то это уже тяжелые металлы. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк,) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу.
— Предложите решение следующей задачи:
Задача 1.
В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3 + , Fe2 + , Ni 2+ и анионы Cl — , SO4 2- . Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
— Поработайте в парах над решением подобных задач:
Задача 2.
Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb 2+ и Cu 2+ , оказывающих токсическое действие на живые организмы.
Задача 3.
В сточных водах животноводческих ферм отмечено повышенное содержание катионов Ca 2+ и Zn 2+ . Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить воду от этих ионов.

VII. Домашнее задание
С какими веществами может реагировать фосфорная кислота, образуя а) газ; б) воду; в) осадок?
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

Методическая разработка «Ионные уравнения химических реакций»
методическая разработка по химии (8 класс)

Цель урока:изучить ионные уравнения реакций.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать представление о реакциях ионного обмена между растворами электролитов, знания о протекании реакций ионного обмена до конца.
  2. Развивающие: развивать навыки составления уравнений ионного обмена в молекулярном, общем ионном и сокращённом ионном виде.
  3. Воспитательные: воспитывать ответственность за выполняемую работу, проявлять интерес в работе с группой, выработать самостоятельный подход при выполнении и решении задач.

Оборудование: карточки с заданиями; растворы веществ для проведения опытов, рабочая тетрадь, учебник.

Тип урока:комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_himiya_8_kl.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Ионные уравнения реакций»

Цель урока: изучить ионные уравнения реакций.

  1. Образовательные: сформировать представление о реакциях ионного обмена между растворами электролитов, знания о протекании реакций ионного обмена до конца.
  2. Развивающие: развивать навыки составления уравнений ионного обмена в молекулярном, общем ионном и сокращённом ионном виде.
  3. Воспитательные: воспитывать ответственность за выполняемую работу, проявлять интерес в работе с группой, выработать самостоятельный подход при выполнении и решении задач.

Оборудование: карточки с заданиями; растворы веществ для проведения опытов, рабочая тетрадь, учебник.

Тип урока: комбинированный урок.

Дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Надеюсь, что урок будет интересным и познавательным не только для нас с вами, но и для тех, кто присутствует на нём. Прежде чем, мы начнём изучать новую тему, предлагаю трём желающим выйти к доске и выполнить задания по ранее изученной теме. ( Работа письменно у доски).

2. Проверка знаний.

Пожалуйста, обратите внимание на слайд, который перед вашими глазами. (читаем вслух стихотворение).

Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.
Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества –
Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был. (дети хором: электролит) (Слайд 1).

Напомните, пожалуйста, что такое электролит? (вещества, растворы которых проводят электрический ток).

Ребята, а как тогда называются вещества, растворы которых не проводят электрический ток? (неэлектролиты).

Какие бывают электролиты? (сильные и слабые)

Прочтите еще раз стихотворение и приведете пример, какие классы органических соединений будут являться сильными электролитами? (щёлочи, соли и кислоты)

А какие слабыми? (спирты, глюкоза – сахара, простые вещества).

Ну а что же такое раствор, из каких компонентов он состоит? (раствор – это смесь, ктр. состоит из растворителя, растворённого вещества и продуктов их взаимодействия). (Слайд 2).

Ни к чему овации —
Для диссоциации.
Так процесс был назван тот,
Где распад произойдет. (Слайд 3).

Ребята, скажите, пожалуйста, какой процесс,связанный с раствором и растворением веществ мы ещё изучили? (процесс диссоциации). Обратите внимание на примеры электролитической диссоциации основных классов неорганических соединений. (ответ учеников у доски).

3.Изучение новой темы.

На слайде записи одного и того же химического процесса. (Слайд 4). Какая из записей нам знакома? Как называется такое уравнение? (молекулярное).

Посмотрите на вторую запись. Какие частицы участвуют в реакции? (ионы). Причина их образования? (диссоциация). Какие вещества будут диссоциировать? (электролиты). Какие вещества не будут диссоциировать на ионы? (нерастворимые вещества, вода и газы). Как называются реакции между ионами? (ионными).

Вы определили тему нашего урока — «Ионные уравнения». Давайте попробуем дать определение ионным уравнениям. Определение ионных уравнений. (Слайд 5).

Стр. уч. 204, рис. 129. Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными. Давайте попробуем составить алгоритм, по которому будем действовать при записи ионных уравнений.

Прежде чем записать ионное уравнение, с записи какого уравнения мы должны начать? (с молекулярного).

  1. Записать молекулярное уравнение реакции.

Эти вещества находят в растворе, поэтому они подвергаются диссоциации, сильные электролиты диссоциируют на ионы, которые при записи полного ионного уравнения соединяются знаком плюс.

  1. Сильные электролиты записывают в виде ионов.
  2. Формулы слабых электролитов (в том числе и воды), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме. Если перед веществом в молекулярном уравнении стоит коэффициент, то число ионов увеличивается в это количество.
  3. Для составления сокращённого ионного уравнения необходимо найти одинаковые ионы и сократить их слева и справа. (Слайд 6, 7).

4. Закрепление изученного материала. Работа в группах. Практическая работа в виде проведения опыта и заполнения таблицы на бланках. (Слайд 8)

Ребята, сейчас вам надо поделится на группы по 4 человека, для этого развернитесь на стульях к вашим соседям. Для работы вам будет предложен поднос с реактивами (при работе с химическими реагентами соблюдайте ТБ) и бланк, на котором вам надо подписать свою фамилию и заполните таблицупо ионным уравнениям. В колонке №1 вы пишете название вашего опыта, во 2-ой – ваши действия при выполнении опыта, в 3-й – свои наблюдения, в 4-ой – молекулярную, полную и сокращённую ионную форму уравнения.

К раствору FeCl 3 приливаем раствор NaOH

Выпадение бурого осадка

FeCl 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 ↓+ 3NaCl

Реакция ионного обмена между растворами хлорида железа (III) и гидроксидом натрия идёт до конца, т.к. наблюдается связывание гидроксид-анионов с катионами железа с образованием осадка – гидроксида железа (III)

В пробирку аккуратно нальём NaOH и добавим несколько капель ф/ф. В пробирку прильём раствор HNO 3

Ф/ф изменил цвет на малиновый, при добавлении кислоты постепенно вернул свой цвет.

NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + Н 2 О

Реакция ионного обмена между р-ром NaOH и HNO 3 идёт до конца, т.к. наблюдается связывание гидроксид-ионов с катионами водорода с образованием воды.

В пробирку наливаем раствор Na 2 СO 3 и добавляем р-р HCL

Бурное выделение газа без запаха.

Na 2 СO 3 + 2HCL = 2NaCl + 2Н 2 О + СО 2

Реакция ионного обмена между р-ром Na 2 СO 3 иHCL идёт до конца, т.к. наблюдается связывание карбонат-анионов с катионами водорода с образованием газа – оксида углерода (IV).

Прошу предствителя каждый группы заполнить таблицу у доски, назвать признаки уравнения химической реакции и записать ионные уравнения. (заслушиваем выводы о проделанных опытах). По ходу выступления, проверьте правильность написания ионных уравнений и заполните таблицу до конца, с помощью других уравнений реакций.

С чем сегодня на уроке вы познакомились? (с ионными уравнениями). Что научились делать? (записывать ионные уравнения). Прошу вас в бланках, напротив своей фамилии, оценить свою работу в группе и поставить себе соответствующую отметку. Пожалуйста, сдайте заполненный бланк.

  1. Итоги урока . Выставление оценок за урок. Заключительное слово.

Ребята, наш урок подходит к концу! Итак, мы рассмотрели реакции , протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или воды; растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами и это ИОННЫЕ РЕАКЦИИ . Научились работать по алгоритму , который составили для записи молекулярного, полного ионного и сокращённого вида уравнений ионных реакций.

Ребята! Мы изучаем химию для применения полученных знаний в жизни, на практике . Давайте и сегодня послушаем на уроке сообщения о значении и роли ионных уравнений в жизни человека . (Найдите материал о роли и значении ИУ в жизни человека – дополнительное ДЗ, по желанию).

Ребята, а сейчас попробуйте, пожалуйста, оценить свою деятельность на уроке! Если вы добились всех поставленных перед собой целей, и не было никаких трудностей при решении поставленных задач – поднимите зелёный кружок; если какие-то вопросы давались вам с небольшим затруднением – то жёлтый, если вы чувствовали неуверенность по многим вопросам – красный. Спасибо за работу на уроке! ( Слайд 9 ).

Общий вывод учителя. Дом.задание. (Д/з.: П. 37, упр.5)


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/572852

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2021/10/31/konspekt-uroka-ionnye-uravneniya-himicheskih-reaktsiy