Урок по математике на тему «Решение уравнений», 6 класс, ФГОС
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Знакомство учащихся с новым для них способом решения уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya.rar | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Затолюк Зоя Николаевна, I категория, МБОУ «Кваркенская СОШ», с. Кваркено, Кваркенский район
Предмет: математика Класс: 6 Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Мнемозина, 2011.
Тема урока: Решение уравнений Тип урока: урок изучения нового материала
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
— формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов ;
- выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму .
У учащихся недостаточно сформированы:
- эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Планируемый уровень достижения результатов обучения
вводят и определяют понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»
1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
знакомятся со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; отрабатывать умение решать уравнения.
1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
• самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном
2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления
2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
•извлекают необходимую информацию из прослушанного материала
2 уровень — самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
• структурируют информации в виде записи выводов и определений
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
• эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Этап урока, время этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодей-ствия
Формируемые УУД и предметные действия
• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;
• организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели
Формирование информа-ционного запроса:
1.Проводит беседу о том, что знают про уравнения, где встречаются в жизни равенства.
2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера.
3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова
1. Делятся мнениями на поставленную проблему
2. Записывают информацию.
3. Формулируют и записывают вопросы.
проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний
формулировать информационный запрос
определять цели учебной деятельности
• организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации
Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий
Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий
планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
• организовать осмысленное восприятие новой информации
1. Сообщает 1 часть информации по теме урока
2. Предлагает ответить на вопросы, которые получены из 1 части рассказа.
3. Сообщает 2 часть информации. Предлагает записать выводы и решить уравнения.
4. Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы.
1. Слушают новый материал.
2. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы.
3. Слушают, записывают и решают.
4. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
давать определения новым понятиям темы;
называть способы решения уравнения.
• обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
1. Дает задание для учащихся №1, организует обсуждение результатов ее выполнения.
2. Помогает впомнить понятия «уравнение», «равенство»; «корень уравнения».
3. Дает задание для учащихся № 2, организует обсуждение ее результатов.
1. Выполняют задания, сообщают о результатах.
2. Слушают объяснение учителя.
3. Выполняют задания № 2, сообщают о результатах.
Различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы
анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;
• осмысление процесса и результата деятельности
1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.
2. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде 1 фразы: телеграммы
1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.
2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением
констатировать необходимость продолжения действий
решать различные виды уравнений
адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании
Дата: Подпись учителя:
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Учащиеся готовы к началу работы.
Этап актуализация знаний .
Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:
1.Раскройте скобки: -3+(а+b+с+d); -7+(-a-b-c-d);
-12(-2a+5b-4c+3d); (-3a-2b+5c+4d) ∙ (-15)
2. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Обратите внимание на записи.
На доске: 5(x-3)=20; a-4+b; x+8=-15; 4b; 7,5s-3k; 5x=2x+6; 6m -1.
— Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.
— На какие две группы можно разделить написанное?
— Как можно назвать каждую из групп?
— Интересна ли для нас 1 группа: выражения?
— А вторая? Почему?
– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
— Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.
— Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?
— Где можно узнать информацию по данной теме?
1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ
2. Делают записи в тетради.
3.Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:
- На уравнения и выражения
- Уравнения, выражения
- Нет
- Да, потому что уравнения можно решить.
4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: « Решение уравнений».
5. Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать.
6. Формулируют задачи:
- вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям;
- изучить материал учебника по этой теме;
- внимательно слушать учителя;
- делать необходимые записи в тетрадях
7. Называют источники информации: учебник, учитель
Этап изучение нового материала
– А что значит «решить уравнение»?
– Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы
встречаемся с понятием равенство?
Актуализация и постановка проблемы.
– Давайте посмотрим. Весы находятся в равно-
весии. Что произойдет, если с одной чаши весов убрать
– А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в
– Это свойство «весов» нам еще пригодится.
— Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем 1 уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения?
— Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения:
— А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов
— Что неизвестно в уравнении?
— Как найти неизвестный множитель?
-Что мы получили в итоге?
— Что называется корнем уравнения?
-Число 7 является корнем уравнения x-3=4
и уравнения 5(x-3) = 20, так как 7-3=4 и 5(7-3)=20.
— Как из первого уравнения можно получить второе?
Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому:
Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число , не равное нулю.
2. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение: x+8= — 15. Как его можно решить?
Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе.
— Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел?
— Как можно получить в левой части уравнения только с x?
— Рассмотрим решение этих уравнений.
— Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком.
— А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его:5х=2х+6
— Чем данное уравнение отличается от предыдущего?
— Как его можно решить?
— Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать?
— Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу?
— Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт.
— Давайте представим, что знак «=» — это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак.
Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.
1. Отвечают на вопросы:
1)Найти все значения
неизвестных, при которых оно обращается в верное равен-
ство или установить, что таких значений нет.
2) Называют возможные варианты, например, при взвешивании
3) Чаша с гирями перевесит.
5)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения.
6)Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения.
7) Отвечают на вопросы: Множитель
8)Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель
9) Корень уравнения x=7
Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство
10) Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 5 или умножив обе части на 1\5.
11) Записывают в тетрадях вывод.
2. 1)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение
3)Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части.
4) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения.
5) Предлагают варианты решения уравнения
6) Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (-2 x). Решают уравнение
7) Слушают, отвечают на вопросы.
8) Записывают в тетрадях вывод.
Этап первичное осмысление и закрепление знаний
1. — Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой — известные числа.
Решить №1314 и 1315 с комментированием на месте.
— Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места
Мы славно потрудились и славно отдохнем.
Учитель называет тела. Если называет искусственное тело, дети встают, а если естественное – сидят. Учитель читает: «Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолёт, самолёт, солнце, звёзды, медведь».
Этап закрепление изученного материала
Решить уравнение №1316( а- г) на доске и в тетрадях, проговаривая правила.
3. Решить уравнение №1319(а;б) с комментариями на месте.
1)Осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике.
2)Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием.
3)Решают самостоятельно, сверяют с доской, один из учеников решает у доски.
Этап подведение итогов. Домашнее задание.
— Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее задание, затем подведем итоги.
— На доске: Домашнее задание: п. 42, выучить правила; решить №1342(а; б; в; г) – на оценку «3», №1346 – на оценку «4», №1349– на оценку «5»
— Ваши вопросы по домашнему заданию.
— А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?
— Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения.
— Итог урока каждый из вас подведет с помощью телеграммы; то есть в виде одного краткого предложения, которое выразит ваше отношение к уроку.
1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках.
2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы
3)Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения.
4) В конце своей работы каждый ученик пишет телеграмму. По желанию зачитывают на весь класс
Конспект урока по ФГОС в 6 класс по математике тема: «Решение уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Конспект урока по ФГОС в 6 класс по математике тема : « Решение уравнений »
1.Цель урока: изучить и закрепить на практике свойства переноса слагаемых из одной части в другую , изменив при этом его знак и умножения обеих частей уравнения на одно и тоже число.
— образовательные (формирование познавательных УУД):
создание условий для усвоения формирование вычислительных навыков с рациональными числами, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения решения уравнений.
— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, оценивать себя и своих товарищей
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии модульного обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная работа.
Структура и ход урока
Технологическая карта урока
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке?
Сегодня мы применим наши навыки приведения подобных слагаемых.
Включаются в деловой ритм урока.
Приводили подобные слагаемые
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Развитие исследовательских навыков,
дифференцированного подхода в обучении
Как раскрыть скобки? Вспомним что говорили о подобных слагаемых? Что значить решить уравнение? №1308 (решить уравнение)
Называют правила, определение уравнения: н айти все значения
неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство.
Выполняют задания в парах
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
Целеполагание и мотивация
Овладеть приемами решения уравнений.
Прибавим к обеим частям уравнения число 8:
4х-8+8=16+8Что произошло со слагаемым
Пример из жизни: если вы пересекаете границу , паспорт нужно менять ? Да. А если слагаемые перенесем из одной части уравнения в другую? Знаки меняем? ДА! Так о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Оно переместилось из одной части уравнения в другую, при этом поменялся его знак.
Ученики делают вывод и
называют: цель урока и тему.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
Усвоение новых знаний и способов усвоения
Работа с текстом. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми способов решения уравнений.
Для того чтобы решать такие уравнения нужно знать особое свойство уравнений.
уравнение решим :3х-7=11 Умножим обе части уравнения на 8:
Далее после решения делаем вывод: обе части уравнения можно умножать и делить на одно и тоже число.
Читают по тексту
: Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный. Дети умножают на 8 обе части уравнения:8*(3х-7)=11*8
х=6Читаем 2 правило: « Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное 0, то корни уравнения не изменяются »
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
Установление правильности и осознанности изучения темы.
— Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой — известные числа.
Выполнение работы в группах.
Регулятивные: контроль, Познавательные: умение сделать правильный выбор, Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль
Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
« Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать уравнения,
РЕШАЙТЕ ИХ! »
Самостоятельное выполнение заданий с применением новых свойств уравнений
Проверяем результаты, какие получили ответы? Выясняют правильный ответ сверяя с доской.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает сформулировать правила которые разобрали сегодня на уроке?
Называют правила: перенос слагаемых и умножение обеих частей уравнения на одно и тоже число.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
ДОМА: №1316 закончить и №1317,№1318
записывают домашнее задание задают вопросы если есть вопросы по заданию.
Коммуникативные: умение организовать свою работу.
Рефлексия, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
— Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз.
— Поднимите руку, кто достиг желаемого.
— кто хотел бы больше узнать, как решать уравнения
Ученики оценивают свою работу.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Конспект урока по математике «Решение уравнений» (6-й класс)
Разделы: Математика
Класс: 6
Цели:
Образовательные:
- повторить правила, которыми пользуются при решении уравнений;
- ознакомить со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений;
- выработка умений решать уравнения с применением их свойств.
Развивающие:
- развитие интереса к предмету на базе получения новой информации, грамотной математической речи, творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения.
Оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.
Дидактические средства:
- математика-6 (Н. Виленкин и др.) АО “Московские учебники” Москва 2007
- рабочие листы.
- компьютерная презентация. Использованы рекомендации по применению ЦОП к учебникам И.И. Зубаревой, А.Г.Мордковича “Математика, 6 класс”
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Обращаю внимание учащихся на тот факт, что у каждого из них на столе лежит рабочий лист с заданиями, выполнение которых будет проходить поэтапно, в течение всего урока.
II. Сообщение темы урока
Тема записывается на доске и в тетрадях. Краткая информация о значимости данной темы.
III. Изучение нового материала
Подготовительная работа.
- Умеем ли мы решать уравнения? (Да)
По какому правилу решаем уравнения? (По правилу отыскания неизвестного множителя)
Как найти неизвестный множитель?
- Выполните задание № 1 рабочего листа. Можно предложить несколько вариантов рабочих листов.
- Проверим по вариантам задание под буквой б). Есть ли ошибки? Оказывается, есть.
Выписываю на доске уравнение: -9 х = -3. Находили х по правилу нахождения неизвестного множителя, х = 1/3. Нельзя ли придумать другое правило для нахождения х? Попробуем. Умножим обе части уравнения на – 1/9, получим – 1/9 (-9)х = -3(– 1/9), х = 1/3. Результат тот же. Случайно ли это? Давайте проверим.
Возвращаемся к уравнениям презентации и несколько уравнений решаем предложенным способом. Ответы получаем те же, но быстрее. Мы умножали обе части на одно и то же число, не равное нулю. А нельзя ли разделить? Оказывается, можно.
Делаем вывод и формулируем первое свойство уравнений. Читаем его по рабочему листу.
При решении уравнений важно уметь приводить подобные слагаемые.
Выполним упражнение в тетрадях. Записываем только ответы.
(Презентация),
IV. Физкультминутка, совмещенная с игрой
Как вы заметили, в рабочем листе записано еще одно свойство уравнений. Нам надо его изучить. Проведем подготовительную работу. Объявляю игру “ В каждой шутке есть доля правды”. Собираясь с родителями за границу на отдых, вы прежде всего позаботитесь о чем? (о заграничном паспорте). Переехал границу – меняй паспорт.
На доске записаны три уравнения, знак = означает “границу”. Некоторые слагаемые перенесены через “границу”, но все ли сделано верно?
х – 7,2 = -7,3
х = – 7,3 – 7,21,8 – х = 1,9
1,8 – 1,9 = х12х – 13 = 8х – 9
12х – 8х = -13 – 9
Если переход через границу законный, наклоните медленно головы вперед; если переход осуществлен “без паспорта”, наклоните головы назад. (По каждому уравнению спрашиваю учеников отдельно)
Хорошо. Шутки сейчас закончены, но доля правды останется.
V. Продолжаем изучение темы
По учебнику решаем пример № 3: 5х = 2х + 6. (Внимательно изучите рисунок). Весы находятся в равновесии. Масса одного батона х кг, убираем по два батона с каждой чашки, тогда уравнение перепишем:
5х – 2х = 2х + 6 – 2х,
5х – 2х = 6, сравните полученное уравнение с первоначальным: слагаемое 2х было в правой части уравнения, а сейчас оно в левой части, но с противоположным знаком.
Вывод. Корни не изменяются, если какое-то слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, поменяв при этом знак. Прочитали правило по рабочему листу.
Самостоятельно выполнить № 2 рабочего листа.
Выполняем на доске и в тетрадях №№ 1316(а, б, в, г).
А сейчас решим уравнения, в которых применяются оба свойства одновременно: № 1317 (а, г).
Проговорили алгоритм решения уравнений (Презентация),
Выполнить № 1318 (а, в). Самостоятельно выполнить № 3 рабочего листа.
Выполняя задания, мы все уравнения сводили к виду ах = в, где а ? 0. Такое уравнение называется линейным уравнением.
Выполните № 4 рабочего листа.
VI. Итог урока
Что называется уравнения?
Что называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Что нового было на уроке? (Свойства уравнений)
Сформулируйте свойства уравнений.
Выставление оценок за урок.
В завершение слова Альберта Эйнштейна: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”.
VII. Рефлексия
Если вы все поняли, вам было интересно, изобразите в правом углу рабочего листа «сердечко»
Если материал усвоен плохо, есть проблемы, то нарисуйте грустное личико.
http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_fgos_v_6_klass_po_matematike_tema_reshenie_uravneniy-348863.htm
http://urok.1sept.ru/articles/579237