Урок- семинар. «Решение иррациональных уравнений и систем» (традиционные, нетрадиционные и оригинальные способы их решения)
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00030d73-e9eb3e9f.doc.zip | 457.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Решение иррациональных уравнений и систем» (традиционные, нетрадиционные и оригинальные способы их решения)
(может быть как уроком при подготовке к экзаменам, так и занятием элективного курса)
Урок комплексного применения знаний и способов действий учащихся (2 урока)
- Организация деятельности учащихся по углубленному самостоятельному переносу их знаний и способов действий в измененную и новую ситуации.
- Формирование у старшеклассников умений определять проблемы и находить пути их решения.
Мотивация – актуализация комплекса знаний необходимых для их применения на творческом уровне – самостоятельное выполнение заданий на творческом уровне – проверка – анализ – оценка – коррекция.
Традиционное обучение в сочетании с элементами технологии личностно ориентированного развивающего обучения.
Содержание знаний и способов действий:
Основные методы решения уравнений и систем, содержащих радикалы: возведение в степень; метод подстановки; применение свойств функций к решению уравнений и использование монотонности функции при решении уравнений; исследование функций с помощью производной; использование формул геометрической площади прямоугольного треугольника; зависимость радиуса вписанной окружности от сторон треугольника; теоремы Пифагора; формулы расстояния между точками.
IV 1 – V 1
II 1 IV 2 – V 2
I II 2 III IV 3 – V 3 VI — VII
Уровни и показатели степени обученности:
- различение;
- понимание;
- запоминание;
- элементарные умения и навыки;
- перенос (высшие умения и навыки).
( прикреплены над доской)
Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее потому, что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.
Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, притом не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
- Организация начала занятий.
Психологический настрой (рассуждалки «Устами младенца»):
Вопрос: О чем идет речь?
(Включается запись на магнитофоне).
- Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать – и сделаешь.
(Пауза, ответы учащихся)
- Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это.
(Пауза, ответы учащихся)
- Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может один, а может больше. И только у некоторых нет и корней.
(Пауза, ответы учащихся)
- Во 2-м классе они – простые, в 7-м – линейные, в 8-м – квадратные, в 10-м – тригонометрические, а в 11-м – иррациональные.
Класс разбит на 3 творческие группы (по рядам). Каждая группа предварительно получила задание с уравнениями, которые необходимо было решить дома, применяя интенсивную работу с учебниками, пособиями, книгами.
Обсудив, разработав, найдя способы решения уравнений и систем в своих творческих группах, учащиеся предлагают их на обсуждение всему классу.
(Задания) Решить уравнения (системы)
(Перед уроком задания всех групп раздаются каждому ученику)
- Проверка выполнения домашнего задания.
(Включается запись на магнитофоне).
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи – решайте их.
(Д. Пойа. Математические открытия.)
Доклады «старших» групп о готовности группы к уроку, о выполнении и разборе ими заданий.
- Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
Формирование задач урока в действиях учащихся.
- Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее потому, что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.
- Итак, о вечных уравнениях и о красоте их решения.
- Вы предложите свои решения заданий, а я вам покажу, возможно, не самые рациональные методы для данных уравнений, но с применением оригинальных методов.
- Решения задач является наиболее характерной и специфической разновидностью свободного мышления.
- Применение знаний и способов действий учащихся.
Разбор и обсуждение методов решения заданий учащимися.
Нетрадиционные и оригинальные методы решения задач учащимися и учителем.
IV 1 . Метод подстановки.
(Включается запись на магнитофоне).
Мой дорогой Уотсон, попробуйте немного поанализировать сами, — сказал он с легким раздражением. – Вы знаете мой метод. Примените его, и будет поучительно сравнить результаты.
(А.К. Дойл. Знак четырех.)
(От каждой группы один ученик записывает решение первого уравнения своей группы и рассказывает всему классу, учащиеся разбирают и следят за правильностью решения, делая пометки для себя)
№1. Решите уравнение:
Введем обозначения: тогда 9-x=a 3 , 7+x=b 3 .
Почленно сложим обе части уравнения: 16=a 3 +b 3 .
Урок по теме «Решение иррациональных систем уравнений»
Урок в 11 классе на тему «Решение систем иррациональных уравнений». На уроке используются стратегии развития критического мышления.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Решение иррациональных систем уравнений»»
Алгебра 11 класс
Урок № 28 «_____»_____20_____
Решение иррациональных систем уравнений.
Смогут дать определение иррационального уравнения, рассказать о способах решения иррациональных уравнений и систем уравнений; применить знания при решении уравнений.
— знают определение и способы решения иррационального уравнения;
— умеют решать иррациональные уравнения и системы уравнений различными способами.
Создание коллаборативной среды. Формулирование темы и цели урока.
Настраиваются на урок.
Включение в деловой ритм урока.
На каждую парту выдаётся набор карточек. Учащиеся решают уравнения и находят соответствие уравнений и их ответов.
Работают самостоятельно, решают уравнения. Обмениваются тетрадями и проверяют.
Решить систему уравнений:
Стр. 69 пример 7.
Предлагают пути решения проблемы.
(16;4),
План–конспект урока по теме «Решение иррациональных уравнений»
Разделы: Математика
Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
- рассмотреть решение некоторых типов иррациональных уравнений;
- закрепить знания, умения и навыки решения иррациональных уравнений;
- способствовать выработке умения обобщать изучаемые факты, развивать самостоятельность.
Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, компьютер, экран.
Методы работы:
- наглядный,
- практический,
- проблемно-поисковый,
- метод самостоятельной работы,
- метод контроля,
- словесный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение цели урока. Мы продолжаем решать иррациональные уравнения, используя известные нам методы. Французский писатель 19-го столетия Анатоль Франц заметил: «Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Сегодня на уроке мы будем следовать этому совету, работать активно, внимательно и решать уравнения с большим желанием.
II. Устная разминка.
У доски 2 ученика (самостоятельно работают с тестом):
1. Какие из следующих уравнений иррациональные:
А). Б). В). Г). ?
1). А, Б; 2). Б, В; 3). В, Г; 4). Б, В.
2. Какие уравнения не имеют решения?
А). Б). В). Г).
1). А, В; 2). Б, Г; 3). Б, В; 4). Б, Г.
3. Сколько решений имеет уравнение
1). одно; 2). два; 3). три; 4) ни одного.
(во время проверки теста, каждому из отвечающих по дополнительному вопросу:
— пояснить решение задания №2;
— пояснить решение задания №3).
Остальные дети работают устно:
1. Что значит решить уравнение?
2. Является ли число х0 корнем уравнения: х0=4?
3. Найти ошибку в решении уравнения:
Ответ:
III. Проверка знаний и умений.
а). На доске записаны 2 уравнения: 1.
2.
Вопросы: 1. Как можно решить первое уравнение (способы)?
2. Способ решения второго уравнения? Какую формулу сокращенного
умножения будем применять?
а). Более подготовленным детям дать карточки.
б). Вызвать к доске двух слабоуспевающих по математике учеников, один из которых решает первое уравнение, а другой — второе.
в). Остальные учащиеся решают оба уравнения, записанные на доске.
1. х=6.
2.
Возведем обе части уравнения в квадрат:
Проверка:
3=3, корень уравнения.
Ответ:
1. Решить уравнение:
Пусть
Выполним обратную замену:
Ответ:
1. Решить уравнение:
Пусть .
.
1. Решить уравнение:
ОДЗ:
Пусть
Подставим в исходное уравнение:
Ответ: 3.
Проверка решений по карточкам через проектор.
IV. Работа по группам.
- 1 группа работает с тестом (задания из КИМов ЕГЭ).
- 2 группа работает с учителем (результат может быть любым).
- 3 группа работает самостоятельно на листочках (задание абитуриентам).
Задание для первой группы: Тест:
1. Найти сумму корней уравнения:
А). 7; Б). 5; В). -7; Г). -5.
2. Найти сумму корней уравнения:
А). 7; Б). 1; В). -2; Г). -5.
3. Указать наибольший корень уравнения:
А). 3; Б). -1; В). 1; Г). -4.
4. Решить уравнение:
А). 5; Б). 19; В). 13; Г). 7.
5. Найти сумму корней уравнения:
А). 10; Б). 12; В). 5; Г). 7.
6. Решить уравнение:
7. Найти сумму корней уравнения:
Ключ: Б, Б, В, Б, Г, нет решения, -1.
Задание для второй группы:
1. Решить уравнение:
Решение:
2. Решить уравнение:
Возведем обе части уравнения в квадрат:
Ответ:
Задание для третьей группы:
1. Решить уравнение методом умножения на сопряженное выражение:
Решение: Умножим обе части уравнения на
Проверка решений по карточкам через проектор.
V. Итог урока:
Какие способы решения уравнений вы знаете?
VI. Домашнее задание: по учебнику Ш.А. Алимов № 159(2), №163(1;3).
http://multiurok.ru/index.php/files/urok-po-tiemie-rieshieniie-irratsional-nykh-sistie.html
http://urok.1sept.ru/articles/530482