Кубическое уравнение в каком классе

«Решение уравнений высших степеней». 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9

Учебная:

  • Углубить знания учащихся по теме “ Решение уравнений высших степеней” и обобщить учебный материал.
  • Познакомить учащихся с приёмами решения уравнений высших степеней.
  • Научить учащихся применять теорию делимости при решения уравнений высших степеней.
  • Научить учащихся выполнять деление “уголком” многочлена на многочлен.
  • Развивать умения и навыки работы с уравнениями высших степеней.
  • Развивающая:

    1. Развитие внимания учащихся.
    2. Развитие умения добиваться результатов труда.
    3. Развитие интереса к изучению алгебры и навыков самостоятельной работы.

    Воспитывающая:

  • Воспитание чувства коллективизма.
  • Формирование чувства ответственности за результат работы.
  • Формирование у учащихся адекватной самооценки при выборе отметки за работу на уроке.
  • Оборудование: компьютер, проектор.

    1 этап работы. Организационный момент.

    2 этап работы. Мотивация и выход на постановку проблемы

    Уравнение одно из важнейших понятий математики. Развитие методов решения уравнений, начиная с зарождения математики как науки, долгое время было основным предметом изучения алгебры.

    В школьном курсе изучения математики очень много внимания уделяется решению различного вида уравнений. До девятого класса мы умели решать только линейные и квадратные уравнения. Уравнения третьей, четвёртой и т.д. степеней называются уравнениями высших степеней. В девятом классе мы познакомились с двумя основными приёмами решения некоторых уравнений третьей и четвёртой степеней: разложение многочлена на множители и использование замены переменной.

    А можно ли решить уравнения более высоких степеней? На этот вопрос мы постараемся сегодня найти ответ.

    3 этап работы. Повторить ранее изученный материал. Ввести понятие уравнения высших степеней.

    1) Решение линейного уравнения.

    Линейным называется уравнение вида , где по определению. Такое уравнение имеет единственный корень .

    2) Решение квадратного уравнения.

    Квадратным называется уравнение вида , где . Количество корней и сами корни определяются дискриминантом уравнения . Для уравнение корней не имеет, для имеет один корень (два одинаковых корня)

    , для имеет два различных корня .

    Из рассмотренных линейных и квадратных уравнений видим, что количество корней уравнения не более его степени. В курсе высшей алгебры доказывается, что уравнение -й степени имеет не более n корней. Что касается самих корней, то тут ситуация намного сложнее. Для уравнений третьей и четвёртой степеней известны формулы для нахождения корней. Однако эти формулы очень сложны и громоздки и практического применения не имеют. Для уравнений пятой и более высоких степеней общих формул не существует и существовать не может (как было доказано в XIX в. Н. Абелем и Э. Галуа).

    Будем называть уравнения третьей, четвёртой и т.д. степеней уравнениями высших степеней. Некоторые уравнения высоких степеней удаётся решить с помощью двух основных приёмов: разложением многочлена на множители или с использованием замены переменной.

    3) Решение кубического уравнения.

    Решим кубическое уравнение

    Сгруппируем члены многочлена, стоящего в левой части уравнения, и разложим на множители. Получим:

    Произведение множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю. Получаем три линейных уравнения:

    Итак, данное кубическое уравнение имеет три корня: ; ;.

    4) Решение биквадратного уравнения.

    Очень распространены биквадратные уравнения, которые имеют вид (т.е. уравнения, квадратные относительно ). Для их решения вводят новую переменную .

    Решим биквадратное уравнение .

    Введём новую переменную и получим квадратное уравнение , корнями которого являются числа и 4.

    Вернёмся к старой переменной и получим два простейших квадратных уравнения:

    (корни и )

    (корни и )

    Итак, данное биквадратное уравнение имеет четыре корня:

    ; ;.

    Попробуем решить уравнение используя выше изложенные приёмы.

    4 этап работы. Привести некоторые утверждения о корнях многочлена вида , где многочлен n-й степени

    Приведём некоторые утверждения о корнях многочлена вида :

    1) Многочлен -й степени имеет не более корней (с учётом их кратностей). Например, многочлен третьей степени не может иметь четыре корня.

    2) Многочлен нечётной степени имеет хотя бы один корень. Например, многочлены первой, третьей, пятой и т.д. степени имеют хотя бы один корень. Многочлены чётной степени корней могут и не иметь.

    3) Если на концах отрезка значения многочлена имеют разные знаки (т.е. ,), то на интервале находится хотя бы один корень. Это утверждение широко используется для приближенного вычисления корней многочлена.

    4) Если число является корнем многочлена вида , то этот многочлен можно представить в виде произведения , где многочлен (-й степени. Другими словами, многочлена вида можно разделить без остатка на двучлен . Это позволяет уравнение -й степени сводить к уравнению (-й степени (понижать степень уравнения).

    5) Если уравнение со всеми целыми коэффициентами (причём свободный член ) имеет целый корень , то этот корень является делителем свободного члена . Такое утверждение позволяет подобрать целый корень многочлена (если он есть).

    5 этап работы. Показать как применяется теория делимости для решения уравнений высших степеней. Рассмотреть примеры решения уравнений высших степеней , в которых для разложения левой части на множители используется способ деления многочлена на многочлен “уголком”.

    Пример 1. Решим уравнение .

    Если это уравнение имеет целый корень, то он является делителем свободного члена (-1), т.е. равняется одному из чисел: . Проверка показывает, что корнем уравнения является число -1. Значит, многочлен можно представить в виде произведения , т.е. многочлен можно без остатка разделить на двучлен . Выполним такое деление “уголком”:

    Таким образом, мы фактически разложили левую часть уравнения на множители:

    Произведение множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю. Получаем два уравнения:

    Итак, данное уравнение имеет три корня:

    Пример 2. Решим уравнение .

    Если это уравнение имеет целый корень, то он является делителем свободного члена (9),т.е. равняется одному из чисел: ;. Проверим:

    Значит, многочлен можно представить в виде произведения , т.е. многочлен можно без остатка разделить на двучлен . Выполним такое деление “уголком”:

    Таким образом, мы разложили левую часть уравнения на множители:

    Аналогичным образом поступим и с многочленом .

    Если это уравнение имеет целый корень, то он является делителем свободного члена (9), т.е. равняется одному из чисел: ;. Проверим:

    Значит, многочлен можно представить в виде

    произведения , т.е. многочлен можно без остатка разделить на двучлен . Выполним такое деление “уголком”:

    Таким образом, мы разложили левую часть исходного уравнения на множители:

    Произведение множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю. Получаем три уравнения:

    Итак, данное уравнение имеет четыре корня:

    6 этап работы. Закрепление изученного материала.

    Решите уравнения высших степеней, используя способ деления многочлена на многочлен “уголком”.

    7 этап работы. Вывод урока.

    Решить уравнения высших степеней можно следующим образом:

    • используя формулы для нахождения корней (если они известны);
    • используя замену переменной;
    • раскладывая многочлен в левой части уравнения на множители, используя способ деления многочлена на многочлен “уголком”.

    8 этап работы. Домашнее задание.

    Дома решить уравнения высших степеней, используя способ деления многочлена на многочлен “уголком” (раздать листы с заданиями).

    Конспект урока на тему «Решение кубических уравнений».

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Конспект урока на тему

    «Решение кубических уравнений».

    Учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района города Казани Вересова Надежда Николаевна

    Цель: 1) Повторить основные методы решения уравнений высших степеней, тригонометрических уравнений.

    2) Сформировать умение и навыки решения неполных кубических уравнений.

    Указать методы решения следующих уравнений.

    (Уравнения записаны на доске)

    если возможно, то решить

    — указать не менее 4-х методов решения

    Резюме: Какие основные методы решения вы использовали?

    (Разложение на множители, замена переменных, метод перебора крайних коэффициентов, метод промежутков, решение симметричных уравнений)

    Сложно устно решить уравнения №3 и №7. Будем решать их вместе.

    В тетрадях запишите число, классная работа.

    У доски работает тот, кто указал метод решения уравнения.

    По теореме, обратной к теореме Виета

    Возвращаясь к переменной х, имеем:

    Какие есть вопросы? Оценка за решение.

    т.к. сумма коэффициентов 2+17-17-8+6=0, то х =1 – корень. Поделим на х -1

    Изучение нового материала.

    Случается, что общие методы решения уравнений, не приводят к результату. Нужно знать частные методы. Наша задача сегодня рассмотреть один из частных методов решения неполных кубических уравнений.

    Запишите тему урока «Решение неполных кубических уравнений».

    Одним из методов решения является метод тригонометрических подстановок.

    Нельзя ли заменить х одной из тригонометрических функций и увидеть формулу?

    Пусть Каково множество значений ?

    Значит, ищем корни на ` Какие значения будет принимать ?

    . Какую формулу увидели?

    Т.к. уравнение третей степени имеет не более 3-х корней, то все корни найдены.

    Желающие к доске.

    отберём корни из .

    — А если коэффициенты уравнения не будут 4 и -3 , тогда ведь этот способ не подойдёт?

    А вот для других случаев докажем теорему.

    Теорема: Любое неполное кубическое уравнение можно привести к виду

    Доказательство: Пусть дано уравнение .

    При помощи этой подстановки любое уравнение вида можно решить ранее рассмотренным способом.

    Домашнее задание конспект

    (выделить полный куб).

    любым известным методом

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 949 человек из 80 регионов

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 681 человек из 75 регионов

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

    • Сейчас обучается 314 человек из 70 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дистанционные курсы для педагогов

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 566 022 материала в базе

    Другие материалы

    • 02.11.2017
    • 466
    • 1
    • 02.11.2017
    • 255
    • 1

    • 02.11.2017
    • 839
    • 0

    • 02.11.2017
    • 1290
    • 10

    • 02.11.2017
    • 269
    • 0

    • 02.11.2017
    • 1533
    • 57

    • 02.11.2017
    • 3435
    • 51

    • 02.11.2017
    • 18241
    • 208

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 02.11.2017 588
    • DOCX 29.8 кбайт
    • 7 скачиваний
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Вересова Надежда Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 6 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8794
    • Всего материалов: 12

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

    Время чтения: 18 минут

    Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

    Время чтения: 2 минуты

    Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

    Время чтения: 1 минута

    В Египте нашли древние школьные «тетрадки»

    Время чтения: 1 минута

    В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

    Время чтения: 2 минуты

    Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Презентация по теме: «Решение уравнений третьей степени»

    НОУ. Презентация выступления ученика 11 класса Корнева Алексея по теме: «Решение уравнений третьей степени». Включает разработанную учеником компьютерную программу, для решения указанных уравнений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Презентация по алгебре 10-11 класс. Тема «Решение уравнений третьей степени» (различными способами).1.01 МБ
    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Выполнил: ученик 11 «а» класса Корнев Алексей Владимирович научный руководитель: Пузанова Наталья Анатольевна, учитель математики «Решение уравнений третьей степени» МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №68 г. Нижний Новгород 2014 год

    ЦелЬ работы: Освоить решение кубических уравнений различными способами задачи: найти исторические сведения об открытии формул для решения кубических уравнений узнать новые способы решения создать несклько компьютерных программ для решения данных уравнений

    Исторические сведения Николо Тарталья (1499-1557) Джироламо Кардано (1501-1576)

    Понятие кубического уравнения Кубическое уравнение — алгебраическое уравнение третьей степени, ax 3 + bx 2 +cx-d=0 где a , b,c , d — коэффициенты, а х — переменная. Число x , обращающее уравнение в тождество , называется корнем или решением уравнения График кубического уравнения Любое кубическое уравнение можно привести к более простому виду -каноническому : y 3 +py+q=0

    Способы решения Кубических уравнений: с помощью вынесения общего множителя; с помощью деления на многочлен; с помощью формулы Кардано ; с помощью теоремы Виета; с помощью схемы Горнера; решение возвратных уравнений; г рафический способ. с помощью компьютерных программ

    Алгоритм решения: 1. Перегруппировать члены данного уравнения 2. Вынести общий множитель за скобки 3. Получить произведение равное нулю 4. Решить полученные уравнения. Решение кубических уравнений с помощью вынесение общего множителя за скобки

    Алгоритм решения: 1. Подобрать один корень из делителей свободного члена 2. Поделить многочлен на многочлен 3.Найти корни в получившемся квадратном уравнении Решение кубических уравнений с помощью д еления многочлен на многочлен

    Алгоритм решения: 1. Свести уравнение к каноническому виду ( добавить кононич . вид ) 2. Расчет корней по специальной формуле (добавить формулу) Решение кубических уравнений с помощью формулы Кардано

    Алгоритм решения: 1. Подобрать корни, удовлетворяющие системе a x 3 + b x 2 + c x + d = 0 x 1 +x 2 +x 3 =-b/a x 1 x 2 +x 2 x 3 +x 3 x 1 =c/a x 1 x 2 x 3 =-d/a Решение кубических уравнений с помощью теоремы Виета ,где x 1 , x 2 , x 3 – корни уравнения

    Не очень хорошо стоят индексы 1,2,3

    Алгоритм решения: 1. По схеме Горнера найти корень уравнения 2. Решить получившееся квадратное уравнение Решение кубических уравнений с помощью схемы Горнера

    Алгоритм решения: 1. Корнем уравнения является x=-1 2. Поделить многочлен на многочлен 3. Найти корни в получившемся квадратном уравнении Решение возвратных кубических уравнений

    Алгоритм решения: 1. Разбить кубическое уравнение на два уравнения 2. Построить графики функций стоящих в левой и правой частях уравнения 3. Абсциссы точек пересечения графиков – корни заданного уравнения Графический способоб решения кубических уравнений

    Старинные задачи, связанные с кубическими уравнениями

    Решение кубических уравнений С помощью компьютерной программы Ознакомившись с кубическими уравнениями, я написал ещё программу для быстрого их решения. Метод , который будет использоваться в программе — перебор. Программа находит целочисленные корни находящиеся в промежутки от -100 до 100. Язык программирования: Pascal .

    Итог моих исследований Просмотрев множество способов решения кубических уравнений, я остался верен двум на мой взгляд самым надёжным и практичным способам — это теорема Виета и схема Горнера, они позволяют быть уверенным в своем ответе. Теперь, выбирая между ними, мне стоит лишь посмотреть на сложность коэффициента уравнения.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-reshenie-kubicheskih-uravneniy-2241094.html

    http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/29/prezentatsiya-po-teme-reshenie-uravneniy-tretey-stepeni