Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме «Нахождение корней квадратных уравнений по теореме Виета»
Данная разработка для проведения урока закрепления знаний, умений, навыков по теме «Нахождение корней квадратного уравнения с помощью теоремы Виета». Урок с применением компьютеров.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме «Нахождение корней квадратных уравнений по теореме Виета»»
Учитель: Шайдуко Ольга Петровна. МОУ- ООШ села Песчанка Аткарского района Саратовской области.
Предмет: алгебра 8 класс.
Учебный план 5 часов в неделю, из них 2 ч на геометрию, 3 ч на алгебру
Тема: «Нахождение корней квадратных уравнений с помощью теоремы Виета»
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Цели урока: дидактические: закреплять умение решать приведенные квадратные уравнения с помощью теоремы Виета, формировать вычислительные навыки при решении квадратных уравнений, повторить выполнение действий сложения, умножения, деления с положительными и отрицательными числами, проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков;
развивающие: развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, развитие речи учащихся;
воспитательные: приучать к эстетическому оформлению записи в тетради, показать, что понятия не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимосвязи, прививать аккуратность в оформлении записей в тетради
Средства наглядности: компьютеры, проектор, решенные домашние примеры для проверки, карточки с заданием, приложения с проверкой ответов.
Конспект урока по алгебре по теме: «Решение квадратных уравнений с применением теоремы Виета» (8класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Решение квадратных уравнений с применением теоремы Виета
Цель: Применение теоремы Виета и ей обратной теоремы при нахождении коэффициентов в квадратных уравнениях, при решении заданий из вариантов ЕГЭ.
Воспитательные задачи: Способствовать формированию умений, применять приемы сравнений, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творческих способностей. Побуждать учащихся к самоконтролю и взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Оборудование: плакаты, компьютер, экран, видеопроектор.
I. Вводная беседа. Устные упражнения (5 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами вместе подведем итог, как важно применение теоремы Виета. В каких упражнениях применяется теорема и как важно ее знать и применять.
Учащиеся формулируют теорему Виета и ей обратную теорему. У доски два ученика записывают формулы теоремы Виета для приведенного и полного квадратных уравнений:
– формулы для полного квадратного уравнения;
– формулы для приведенного квадратного уравнения;
Трое учащихся решают на дополнительных досках индивидуальные задания.
Решите уравнения и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета:
II. Устные упражнения (5 мин.)
Затем с учащимися решаем устные упражнения:
Найдите корни уравнения:
3. Если в квадратном уравнении сумма коэффициентов a + b + c = 0,
То Используя это свойство, решите уравнения:
4. Теорема Виета применяется при нахождении суммы и произведения корней. Покажите, как это выглядит. Перед вами уравнения:
У какого из данных уравнений:
- Сумма корней равна 6, а произведение – 16?
- Корни равны?
- Один из корней уравнения равен 6?
- Каждый из корней на 2 больше, чем корни уравнения ? Ответ обосновать.
III. Лабораторная работа (3 мин.)
Учащимся предлагается выполнить лабораторную работу.
Составьте квадратные уравнения, которые:
- не имеют корней;
- имеет один из корней, равный 0;
- имеет два корня, равных по модулю, но противоположных по знаку;
- имело бы один корень;
- сумма коэффициентов уравнения равна 0.
Учащиеся выполняют это задание по группам (4–5 учащихся в группе).
Пример лабораторной работы:
IV. Работа с таблицей (3 мин.)
Выполнив лабораторную работу, три группы озвучивают свою лабораторную работу, а остальные группы сдают лабораторные работы на плакатах на проверку (2 мин.).
Один из учащихся заранее готовит презентацию об исследовании знаков в приведенных квадратных уравнениях.
Все учащиеся работают с таблицей и отвечают на вопросы о знаках в квадратных уравнениях:
- Когда корни квадратного уравнения имеют одинаковые знаки?
- Когда оба корня положительные, отрицательные?
- Когда корни имеют разные знаки?
- Когда больший по модулю корень отрицателен?
- Когда больший по модулю корень положителен?
Сформулируйте выводы о знаках корней квадратных уравнений.
V. Тренировочные упражнения. Работа у доски (23 мин.)
Следующий этап урока: двое учащихся решают у доски задания о нахождении неизвестных коэффициентов в квадратных уравнениях.
1. В уравнении один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент р . Ответ:
2. Один из корней уравнения равен 12,5. Найдите другой корень уравнения и коэффициент с . Ответ:
Такого вида уравнения часто встречаются на экзаменах.
Затем учащимся предлагается решить 2 уравнения самостоятельно с последующей проверкой.
1. Разность корней квадратного уравнения равна 2. Найдите с .
2. Разность корней квадратного уравнения равна 6. Найдите с .
Использование теоремы Виета дает возможность решать более сложные задания.
Трое учащихся решают задания у доски, комментируя и объясняя ход решения:
1. Один из корней уравнения равен 8. Найдите другой корень и коэффициент в .
Ответ: .
2. Один из корней уравнения равен 5,3. Найдите другой корень и коэффициент с .
Ответ: .
3. В уравнении квадратов корней равна . Найдите с . Ответ: с = 9.
В заключение урока подводим итоги. Учащиеся формулируют применение теоремы Виета.
Теорема Виета применяется:
- при нахождении суммы и произведения корней квадратных уравнений;
- при составлении квадратных уравнений;
- при решении уравнений методом подбора;
- при нахождении коэффициентов в уравнении, свободного члена;
- при сравнении знаков коэффициентов в квадратном уравнении.
Один из учащихся рассказывает стихотворение.
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойстве корней теорема Виета.
Что проще скажи постоянства такого?
Умножишь ты корни и дробь уж готова!
В числителе с , в знаменателе а ,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта – что за беда?!
В числителе в , в знаменателе а .
Домашнее задание: № 645, № 667, № 671 из учебника «Алгебра 8», автор Макарычев Ю. Н.
Учитель выставляет оценки за урок, благодарит учащихся за работу на уроке.
Теорема Виета
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_teorema_vieta_17maya.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Теорема Виета
- « Открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами; научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений;
- Развивать творческое мышление учащихся и кругозор учащихся;
- Воспитание познавательного интереса к учебному предмету математика.
- приемы технологии УДЕ;
- презентация Power Point;
- таблицы;
- средства компьютерной технологии;
- интерактивная доска.
I . Проверка домашнего задания и постановка проблемы.
— Дома вы должны были заполнить таблицу. Давайте проверим, как вы справились.
(Под диктовку учащихся заполняется таблица на доске)
II.I «Открытие» нового знания
— Сравните сумму и произведение корней с коэффициентами уравнений. Какое предположение можно сделать? Какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами? Сформулируйте утверждение и запишите его.
II.II. Историческая справка.
Впервые зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения установил знаменитый французский ученый Франсуа Виет (1540-1603).
Франсуа Виет был по профессии адвокатом и много лет работал советником короля. И хотя математика была всего лишь его увлечением, благодаря упорному труду, он добился в ней больших результатов.
В 1591 году он ввел буквенные обозначения для коэффициентов при неизвестных в уравнениях, что дало возможность записать общими формулами корни уравнения, а также его свойства.
Виет сделал множество открытий, сам он больше всего дорожил установлением зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которое называется теоремой Виета.
II.III.Доказательство теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета.
Наша с вами задача доказать, что эти соотношения выполняются для всех приведенных квадратных уравнений. Итак, запишем в тетради формулировку и доказательство теоремы Виета
Теорема, обратная теореме Виета
Сумма корней приведенного квадратного уравнения х 2 +рх+q=0 равна второму коэффициенту взятому с противоположным знаком (-р), а произведение корней приведенного квадратного уравнения равно свободному члену (q ).
Дано: х 1 и х 2 – корни уравнения
Доказать: х 1 +х 2 = -р
Док-во . Составим квадратное уравнение вида (I), которое имеет корни х 1 и х 2 :
х-х 1 =0,
х 2 -х 1 х-х 2 х+х 1 х 2 =0,
х 2 -(х 1 +х 2 )х+х 1 х 2 =0, (II)
Приравнивая соответствующие коэффициенты выведенного уравнения (II) и исходного уравнения (I), мы находим доказываемые соотношения (III) и (IV):
р= — (х 1 +х 2 ), или х 1 +х 2 = — р
Если в квадратном уравнении второй коэффициент ( р ) противоположен сумме некоторых двух чисел x 1 и x 2 , а свободный член ( q ) равен произведению тех же чисел, то числа x 1 и x 2 являются корнями данного квадратного уравнения .
Дано: х 1 и х 2 – числа, такие что
р= -(х 1 +х 2 ), q=х 1* х 2
Доказать: х 1 и х 2 – корни уравнения
Док-во. Согласно условию теоремы напишем квадратное уравнение (II):
х 2 -(х 1 +х 2 )х+х 1 х 2 =0 (II)
Подставим х 1 , вместо х в уравнение (II),
х 2 -(х 1 +х 2 )х 1 +х 1 х 2 ?0
х 2 1 -х 2 1 +х 1 х 2 -х 1 х 2 =0
Значит, х 1 — корень уравнения (II).
Подставим х 2 вместо х в уравнение (II).
х 2 2 — (х 1 +х 2 ) х 2 + х 1 х 2 = 0
х 2 2 – х 1 х 2 + х 2 2 + х 1 х 2 = 0
Следовательно, х 1 и х 2 – корни уравнения (II).
III Отработка полученных знаний
№1. а) Проверить двойную таблицу сумм и произведений однозначных положительных чисел (рис.1).
Составим квадратное уравнение с корнями, указанными в одной из клеток этой таблицы; например, в пересечении столбца x 2 = 5 и строки x 1 = 4 мы находим два числа. Это означает:
— (a + b) = — (4 + 5) = -9 = p, 4 * 5 = 20 = q.
x 2 – px + q = 0
x 2
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-algebre-po-teme-reshenie-kvadratnyh-uravnenij-s-primeneniem-teoremy-vieta-8klass-5626104.html
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/05/08/teorema-vieta