Лабораторный практикум по численным методам
учебно-методический материал на тему
Настоящий лабораторный практикум подготовлен по дисциплине «Численные методы». Целью лабораторного практикума является усвоение и закрепление теоретического материала, приобретение практических навыков приближенного решения математических задач с помощью соответствующих численных методов. Лабораторный практикум полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Численные методы». Лабораторный практикум предназначен для специальностей среднего профессионального образования
Целью лабораторного практикума является усвоение и закрепление теоретического материала, приобретение практических навыков приближенного решения математических задач с помощью соответствующих численных методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
labarotornyy_praktikum_po_chislennym_metodam.doc | 350 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» в поселке Яблоновском
по численным методам
п. Яблоновский – 2014
Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией
информационных и математических дисциплин
Протокол № ______от «_____» ___________20___г.
Председатель комиссии ________________ А.А. Схаплок
Автор: Р.А. Хуаде – преподаватель
Настоящий лабораторный практикум подготовлен по дисциплине «Численные методы». Целью лабораторного практикума является усвоение и закрепление теоретического материала, приобретение практических навыков приближенного решения математических задач с помощью соответствующих численных методов. Лабораторный практикум полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Численные методы». Лабораторный практикум предназначен для специальностей среднего профессионального образования
Целью лабораторного практикума является усвоение и закрепление теоретического материала, приобретение практических навыков приближенного решения математических задач с помощью соответствующих численных методов. Здесь приведены описания девяти лабораторных работ, охватывающих все основные разделы изучаемого в пособии курса. Их можно выполнять на аудиторных занятиях и самостоятельно. Каждое описание содержит перечень необходимых вопросов теории, индивидуальные задания на подгруппу до 15 человек и порядок выполнения работы.
При выполнении заданий каждый шаг качественного характера следует подкреплять теоретическими положениями. Предполагается, что общее время на исследования, составление компьютерных программ (если они необходимы), вычисления и подготовку письменного отчета по работе не должно превышать 2 — 4 часов.
Требования к вычислительным средствам минимальны. Ручные расчеты можно выполнять на микрокалькуляторе, для автоматизации вычислений достаточно простейшей ПЭВМ с системой программирования Бейсик или Паскаль.
В работах, где основные расчеты организуются в программном режиме, по крайней мере, один шаг метода рекомендуется выполнить вручную. Это поможет лучше понять алгоритм вычислений, а затем описать его в виде компьютерной программы. В программах для итерационных процессов целесообразно предусмотреть вывод таблицы, отражающей результаты каждого шага процесса. Она явится хорошим наглядным материалом для анализа вычислений и беседы преподавателя с обучающимся.
В письменном отчете по лабораторной работе необходимо отразить следующее: тему работы и задание с учетом предложенного варианта; теоретические исследования (в краткой форме) и вычисления согласно порядку выполнения работы; программу для расчетов (если она необходима); выводимую программой таблицу (если она предусмотрена); итоговые результаты в требуемой форме.
Лабораторная работа № 1
Вычисления с учетом погрешностей
Необходимые сведения из теории
- Абсолютная и относительная погрешности приближенных чисел и правило их записи.
- Верные значащие цифры приближенных чисел.
- Нахождение абсолютной погрешности по верным цифрам.
- Правило округления чисел.
- Правило записи приближенных чисел.
- Оценка влияния погрешностей аргументов назначение функции.
- Оценка погрешностей арифметических действий.
Пусть а,b,у — приближенные числа с верными в строгом смысле значащими цифрами, x— точное число. Вычислите
и оцените погрешность результата. Для вычисления значений функций е х и sin у используйте либо математические таблицы, либо микрокалькулятор, либо компьютер.
Лабораторная работа 1 по дисциплине Вычислительная математика» По теме Численные методы решения нелинейных уравнений»
Название | Лабораторная работа 1 по дисциплине Вычислительная математика» По теме Численные методы решения нелинейных уравнений» |
Дата | 11.01.2022 |
Размер | 421.92 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | 1.docx |
Тип | Лабораторная работа #328249 |
С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: 2.docx, Мдк.docx, PERESChET_PARAMETROV_FP.docx. Показать все связанные файлы Подборка по базе: практическая работа 1Колдаев Молендеев.docx, Лабораторная работа №1.docx, Контрольная работа обновлённая.docx, Практическая работа 1.docx, практическая работа №16.pdf, Самостоятельная работа по теме 4.doc, Курсовая работа на тему прибыль и рентабельность.docx, Лаборатооная работа 1 ЗФО (1).docx, Самостоятельная работа по истории № 7 — копия.docx, Лекции по дисциплине Соц.отв.налогоплательщика.doc МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра вычислительной техники Лабораторная работа №1 по дисциплине «Вычислительная математика” По теме: «Численные методы решения нелинейных уравнений”
Группа: АВТ-941 Преподаватель: Балакин В. В. Студента: Ю дин Фёдор Александрович Новосибирск, 2021 г 1. Описание задания . 3 1.1. Исходные данные. 3 1.2. Цели и задачи работы . 3 2. Описание методов. 3 2.1. Метод простых итераций . 3 2.2. Метод половинного деления. 4 2.3. Метод хорд и касательных . 4 3. Ход работы . 5 3.1. Метод простых итераций. Реализация в MathCAD . 5 3.2. Метод половинного деления. 6 3.3. Метод хорд и касательных . 7 4. Сравнение методов решения нелинейных уравнений по скорости. 8 1.1.Исходные данные
1.2.Цели и задачи работы
2.Описание 2.1. Метод простых итераций Метод, входящий в список простейших численных методов решения уравнений. Его суть лежит на принципе сжимающего отображения, который применителен к численным методом. В общем виде также называется методом последовательных приближений. Метод итераций широко распространен в математике, его применяют при решении дифференциальных, интегральных, интегродиффренциальных уравнений и во многих других вычислительных задачах. Идея метода состоит в приведении f(x) = 0 к уравнению x = φ(x) таким образом, чтобы отображение φ(x) было сжимающим. Если это удается, то последовательность итераций xi+1 = φ(xi) сходится.
Алгоритм данного метода следующий:
Суть метода состоит в разбиении отрезка [a; b] на три отрезка с помощью хорды и касательной, затем выбирается новый отрезок от точки пересечения хорды с осью абсцисс до точки пересечения касательной с осью абсцисс, на котором функция меняет знак и содержит решение. Комбинированный метод применим, если ни одна точка отрезка [a; b] не является ни стационарной, ни критической. Условие начальной точки для метода хорд: f(x)f’’(x) 0. Алгоритм решения:
3.Ход работы
Зависимость количества потребовавшихся итераций от заданной точности ε
Зависимость количества потребовавшихся итераций от заданной точности ε
4. Сравнение методов решения нелинейных уравнений по скорости
В ходе лабораторной работы №1 реализованы такие методы как метод итерации, метод хорд и касательных, метод половинного деления. Самым быстрым оказался метод хорд и касательных, так как для получения решения с нужной точностью потребовалась одна итерация, что достаточно мало по сравнении с методом итерации, так как для получения того же результата понадобилось 22 итерации. В методе хорд и касательный потребовалась только одна итерация, потому что задана такая функция, касательная к которой будет близка к нулю. С помощью оператора solveбыло найдено решение данного нелинейного уравнение, оно совпало с решением, которое было получено в результате использования численных методов решения. Решением нелинейного уравнения является х=1,2536±0,0001 Лабораторные работы по дисциплине «Численные методы»Лабораторная работа №1Тема: «Методы оценки погрешностей» Задание 1. Число x , все цифры которого верны в строгом смысле, округлить до трех значащих цифр. Для полученного числа найдите предельную абсолютную и предельную относительную погрешности. В записи числа укажите количество верных цифр (в строгом и широком смысле). Задание 2. Вычислите с помощью МК значение величины при заданных значениях параметров , используя «ручные» расчетные таблицы для пошаговой регистрации результатов вычислений, тремя способами: по правилам подсчета цифр; с систематическим учетом границ абсолютных погрешностей; по способу границ. Сравните полученные результаты между собой, прокомментируйте различие методов вычислений и смысл полученных числовых значений. Задание 3. Вычислите значение величины при заданных значениях параметров , используя один из инструментальных пакетов, с пошаговой и итоговой регистрацией результатов вычислений двумя способами: по методу строго учета границ абсолютных погрешностей; по методу границ. Задание 4. Составьте программы и вычислите на ЭВМ значения величины при заданных значениях с пошаговой и итоговой регистрацией результатов двумя способами: по методу строго учета границ абсолютных погрешностей; по методу границ. Результаты, полученные в заданиях 3 и 4 разными способами, сопоставьте между собой и сравните с ответами, полученными при выполнении задания 2. Пояснения к выполнению лабораторной работы №1Исходные данные для выполнения всех заданий содержаться в табл. 1.7 (числа — приближенные, в их записи все цифры верны в строгом смысле, коэффициенты – точные числа). Для выполнения заданий необходимо изучить материал гл. 1 «Методы оценки ошибок вычислений» учебника «Численные методы» под ред. М.П. Лапчика, подробно разобрав все приведенные в тексте примеры (лучше всего при этом иметь под руками МК, а также компьютер хотя бы с одним из инструментальных средств: Excel , MathCad , Maple и др.). Для выполнения задания 1 требуется владение основными определениями и понятиями теории приближенных вычислений (см. подразд. 1.3 и 1.4). При выполнении задания 2 составляются «ручные» расчетные таблицы, аналогичные табл. 1.4 – 1.6 (см. подразд. 1.9). Для выполнения задания 3 требуется владение по крайней мере одним из инструментальных программных средств. При этом тщательно разобрать примеры, рассмотренные в подразд. 1.9 и 1.11. При выполнении задания 4 составляются программы для ЭВМ с использованием процедур и функций, приведенных в примерах гл.1. Примеры аналогичных программ имеются в подразд. 1.9. Поскольку при выполнении заданий 2,3 и 4 используется одна и та же расчетная формула, в результате выполнения лабораторной работы необходимо сделать обоснованный вывод о целесообразности и эффективности использования тех или иных методов и средств вычислений. Глава 2 «Численные методы решения алгебраических и трансцендентных уравнений»Лабораторная работа №2Тема: «Решение уравнение с одной переменной» Задание 1. Отделите корни заданного уравнения, пользуясь графическим методом (схематически, на бумаге). Это же задание выполните с помощью программы для компьютера и с применением одного из инструментальных средств. Задание 2. По методу половинного деления вычислите один корень заданного уравнения с точностью 10 -3 ; с помощью «ручной» расчетной таблиц и калькулятора; с помощью программы для компьютера. Задание 3. Вычислите один корень заданного уравнения с помощью программы для компьютера с точностью 10 -6 , используя метод простой итерации. Задание 4. Вычислите один корень заданного уравнения с помощью программы для компьютера с точностью 10 -6 , используя один из методов Ньютона. Задание 5. Вычислите один корень заданного уравнения с точностью 10 -6 , используя один из инструментальных пакетов. Сопоставьте и прокомментируйте полученные результаты. Варианты заданий приведены в табл.2.5. Пояснения к выполнению лабораторной работы №2При выполнении задания 1 отделение корней заданного уравнения выполнятся с помощью схематического графика на бумаге. Во многих случая задачу графического отделения корня модно упростить, заменив исходное уравнение вида равносильным ему уравнением . Для решения этой же задачи с помощью компьютера сначала составляется и запускается программа отделения корней уравнения (см. подразд. 2.1). Задание шага может варьироваться в зависимости от величины выбранного участка и характера поведения функции . Результатом выполнения задания должен быть перечень отрезков, содержащих по одному корню уравнения. Затем отделение корней выполняется с помощью одного из инструментальных пакетов (см. пример 2.2, а также примеры 2.8, 2.9, рис. 2.21 учебника). При выполнении задания 2 сначала уточняется один корень заданного уравнения по методу половинного деления с заданной точностью с помощью «ручной» расчетной таблицы и калькулятора. Если корней несколько, в пояснении к заданию указано, на каком участке выбирается корень, подлежащий уточнению. Форма расчетной таблицы, которую можно использовать для организации «ручных» вычислений, показана ниже. Затем эта же задача решается с помощью программы для компьютера (см. подразд. 2.2 учебника). При выполнении задания 3 исходное уравнение приводится к виду таким образом, чтобы на выбранном для выполнения задания отрезке [ a ; b ] функция удовлетворяла условию (2.13): существует такое число что для любыъ имеет место . Приемы преобразования уравнения к итерационному виду и установление условий сходимости подробно рассмотрены в п.2.3.2 учебника. При выполнении задания 4 составляется и запускается программы вычисления одного корня заданного уравнения с точностью 10 -6 с использованием одного из методов Ньютона. Суть алгоритмов методов Ньютона, а также способы оценки точности результата подробно рассмотрены на примерах «ручного» счета (см. примеры 2.5 и 2.6). При выполнении задания 5 корень заданного уравнения вычисляется с использованием одно из инструментальных пакетов (см. подразд. 2.5). После выполнения заданий требуется сравнить полученные результаты и сопоставить в них верные цифры. Глава 3 «Численные методы решения систем уравнений»Лабораторная работа №3Тема: «Численные методы решения систем уравнений» Задание 1. Дана систем трех линейных уравнений с тремя неизвестными: Задание 1.1. Решите систему (1) методом Гаусса: используя «ручную» схему единственного деления, двумя способами: без перестановки строк; с перестановкой строк; расчеты выполняйте с тремя знаками после запятой (с применением калькулятора); подставьте найденные решения в исходную систему, вычислите невязки и сравните полученные решения; выбрав ведущие элементы схемы единственного деления, найдите значение определителя системы; с помощью программы для ЭВМ с пооперационным учетом ошибок. Задание 1.2. Решите систему (1) методом простой итерации с точностью с помощью программы для ЭВМ: с оценкой погрешности метода по одной из метрик с применением оценочной формулы . с использованием эмпирического критерия близости соседних приближений. Задание 1.3. Решите систему (1), используя одно из инструментальных средств. Сопоставьте найденное решение с решениями, полученными при выполнении заданий 1.1 и 1.2. Задание 2. Найдите решение заданной системы нелинейных уравнений с прикидкой точности результата с помощью эмпирического критерия: методом простой итерации; с использованием одного из инструментальных средств. Пояснения к выполнению лабораторной работы №3Перед выполнением лабораторной работы необходимо изучить материал гл.3 учебника и тщательно разобрать все приведенные в тексте примеры. Коэффициенты и свободные члены заданной системы уравнений (1) для 20 вариантов к заданию 1 приведены в табл. 3.7. Для «ручного» решения системы уравнений методом Гаусса (задание 1.1, а) составляется расчетная схема (см. пример 3.1, табл. 3.1). Решение с перестановкой строк показано в п. 3.2.4 учебника (пример 3.6). Задание 1.1, б выполняется с помощью программы для компьютера (см. пример 3.3 в п.3.2.3), предусматривающей систематический учет границ абсолютной погрешности вычислений. Границы абсолютных погрешностей исходных данных – коэффициентов системы и свободных членов – принимаются из предположения, что исходные числовые значения в табл. 3.7 заданы цифрами, верными в строгом смысле. Вычисления производятся для различных числовых типов данных; полученные результаты необходимо сопоставить и прокомментировать. При выполнении задания 1.2 составляются две программы решения заданной системы линейных уравнений по методу итераций – с учетом достаточных условий сходимости и без учета этих условий. Для применения метода итераций с предварительным доказательством условий сходимости исходная система преобразуется к системе с преобладающими диагональными коэффициентами, а затем к нормальному виду (см. п. 3.4.2). Вслед за этим производится проверка достаточных условий сходимости (в смысле одной из метрик); в результате получается значение коэффициента сжатия , которое используется в программе для проверки окончания цикла (формула ). При использовании другого подхода (на основе эмпирического критерия совпадения значащих цифр в одной позиции трех соседних приближений, см. п. 3.4.2) исходную систему достаточно преобразовать в систему с преобладающими диагональными коэффициентами. Затем с помощью ЭВМ, вводя различные ограничения на число итераций, производится эксперимент по отысканию решения системы с учетом эмпирического критерия. Заданием 1.3 предусматривается решение той же системы линейных уравнений (1) с использование одного из инструментальных средств (см. подразд. 3.6). В итоге требуется сопоставить в пределах достигнутой точности найденное решение с решениями, полученными при выполнении заданий 1.1 и 1.2. Задание 2 предусматривает решение системы нелинейных уравнений тремя способами: а) методом простой итерации; б) методом Ньютона; в) с использованием одного из инструментальных средств. Примеры программ, реализующих методы простой итерации и Ньютона, приведены в подразд. 3.5, применение инструментальных средств рассмотрено в подразд. 3.6. Инструментальные средства могут быть использованы, в частности, для графического отделения корней. Варианты систем нелинейных уравнений приведены в табл. 3.8. Глава 4 «Методы приближения функций»Лабораторная работа №4Тема: «Приближение функций» Задание 1. По данной таблице значений функций составить формулу интерполяционного многочлена Лагранжа. Построить его график и отметить на нем узловые точки . Это же задание выполнить с помощью инструментальных программных средств. Задание 2. Вычислить с помощью калькулятора одно значение заданной функции для промежуточного значения аргумента с помощью интерполяционного многочлена Лагранжа и оценить погрешность интерполяции. Этот же результат получить с помощью программы для компьютера и с применением математических пакетов. Задание 3. Для функций, заданной таблицей узловых значений, вычислить коэффициенты и составить формулы кубического сплайна в узловых узлах. Построить график кубического сплайна и отобразить на нем узловые точки с помощью одного из инструментальных программных средств. Задание 4. С помощью программы для компьютера уплотнить часть таблицы заданной функции, пользуясь интерполяционными формулами Ньютона. Задание 5. По заданной таблице значений x и y построить методом наименьших квадратов две различные эмпирические формулы и сравнить качество полученных приближений. Задание выполнить тремя способами: а) с помощью ручных расчетов на калькуляторе; б) путем использования программы для компьютера; в) с помощью табличного процессора Excel или иного инструментального средства. Пояснения к выполнению лабораторной работы №4Исходные данные ко всем заданиям лабораторной работы содержаться в табл. 4.14-4.23. При выполнении задания 1 составляют многочлен Лагранжа по формуле , производят необходимые вычисления и приведение подобных членов (см. пример 4.1 учебника). По полученной формуле строится график интерполирующей функции, на котором отмечаются узловые точки. Это же задание выполняют и с помощью инструментальных пакетов Maple и MathCad (см. подразд. 4.15). Исходные данные для выполнения задания 1 берутся из табл. 4.14. Задание 2 сначала выполняют с помощью калькулятора по специальной расчетной схеме (см. табл. 4.2). Для достижения наилучшей точности берут максимально возможное четное или нечетное число узлов, симметричных относительно заданного значения . Использование расчетной таблицы показано в примере 4.2. Пример использования компьютерной программы для интерполирования по формуле Лагранжа рассмотрен в подразд. 4.5. Это же задание выполняется и с помощью инструментальных пакетов (см. подразд. 4.15, рис. 4.8, 4.25 учебника). Поскольку аналитическое выражение интерполируемой функции в данном случае известно, то оценку погрешности интерполирования производят по формуле . Кроме того, имеется возможность сравнить результат интерполирования со значением функции, вычисленным по ее аналитическому выражению, заданному в таблице. Для определения содержания задания 2 используется табл. 4.15, из которой по заданному варианту извлекается номер другой таблицы (4.16-4.19), задающей интерполируемую функцию, а также значение аргумента x , для которого требуется вычислить искомое значение интерполяционного многочлена. Так, например, для варианта 4 задание состоит в вычислении значения функции, заданной табл. 4.19 при x = 4,8. Исходными данными для выполнения задания 3 служит таблично заданная функция из задания 1 (см. табл. 4.14). Перед выполнением задания следует внимательно изучить материал подразд. 4.11 и разобрать пример 4.7, а также примеры по использованию инструментальных программных средств для сплайновой аппроксимации в подразд. 4.15 (рис. 4.9, 4.21, 4.22, 4.26 учебника). Для выполнения задания 4 по заданной таблице функции с равноотстоящими значениями аргумента составляют таблицу конечных разностей и определяют порядок интерполяционного полинома Ньютона. В зависимости от расположения участка субтабулирования относительно исходной таблицы и потребности в конечных разностях избирается первая: интерполяционные формулы Ньютона. Исходные данные для выполнения задания 4 (номер таблицы функции, концы отреза и шаг субтабулирования) берут из табл. 4.15. В программе субтабулирования необходимо предусмотреть подсчет погрешности метода по одной из формул или . Перед выполнением задания полезно рассмотреть пример 4.4 из подразд. 4.9 учебника. При выполнении задания 5 по заданной таблице значений x и y (см. варианты в табл. 4.24) строится точечный график, с помощью которого выбираются два наиболее предпочтительных вида приближающей функции. Здесь невозможно указать какой-либо общий метод угадывания наилучшего вида приближения, во многих случаях удачное решение этой задачи зависит от интуиции и опыта исследователя. При использовании компьютера появляется возможность испытания разных способов без сколько-нибудь значительных усилий. Исследование точечного графика и выбор вида приближающей функции как в случае ручного, так и в случае компьютерного исполнения облегчаются при умелом расположении графика в системе координат и правильном сочетании масштабов на осях OX и OY , подчеркивающих характер данной зависимости. Следует заметить, что при построении эмпирической формулы всегда можно добиться, чтобы исходные значения аргумента и функции были положительны. Для этого достаточно сделать параллельный перенос в направлении осей, т.е. фактически перейти к новым переменным; в записи окончательного результата при этом необходимо вернуться к прежним обозначениям. После выбора вида приближающей функции следует приступить к вычислениям. Когда расчеты ведутся с помощью калькулятора (задание 5, а), удобно использовать вспомогательные таблицы вида 4.9-4.11 (см. пример 4.8 учебника). При использовании компьютера сначала (задание 5, б) составляется программа с выводом значений параметров приближающей функции заданного вида и соответствующих им сумм квадратов уклонений (см. программу в подразд. 4.13), а затем (задание 5, в) – проводится исследование заданной табличной зависимости средствами инструментальных пакетов (см. подразд. 4.15, рис. 4.5-4.7, 4.11-4.14, 4.17-4.20, 4.21, 4.23, 4.27 учебного пособия). источники: http://topuch.ru/laboratornaya-rabota-1-po-discipline-vichislitelenaya-matemati-v2/index.html http://infourok.ru/laboratornie-raboti-po-discipline-chislennie-metodi-1091743.html |