Лабораторные работы по методам численного решения уравнений

Лабораторный практикум по численным методам
учебно-методический материал на тему

Настоящий лабораторный практикум подготовлен по дисциплине «Численные методы». Целью лабораторного практикума является усвоение и закреп­ление теоретического материала, приобретение практических навы­ков приближенного решения математических задач с помощью со­ответствующих численных методов. Лабораторный практикум полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Численные методы». Лабораторный практикум предназначен для специальностей среднего профессионального образования

Целью лабораторного практикума является усвоение и закреп­ление теоретического материала, приобретение практических навы­ков приближенного решения математических задач с помощью со­ответствующих численных методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
labarotornyy_praktikum_po_chislennym_metodam.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» в поселке Яблоновском

по численным методам

п. Яблоновский – 2014

Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией

информационных и математических дисциплин

Протокол № ______от «_____» ___________20___г.

Председатель комиссии ________________ А.А. Схаплок

Автор: Р.А. Хуаде – преподаватель

Настоящий лабораторный практикум подготовлен по дисциплине «Численные методы». Целью лабораторного практикума является усвоение и закрепление теоретического материала, приобретение практических навыков приближенного решения математических задач с помощью соответствующих численных методов. Лабораторный практикум полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Численные методы». Лабораторный практикум предназначен для специальностей среднего профессионального образования

Целью лабораторного практикума является усвоение и закрепление теоретического материала, приобретение практических навыков приближенного решения математических задач с помощью соответствующих численных методов. Здесь приведены описания девяти лабораторных работ, охватывающих все основные разделы изучаемого в пособии курса. Их можно выполнять на аудиторных занятиях и самостоятельно. Каждое описание содержит перечень необходимых вопросов теории, индивидуальные задания на подгруппу до 15 человек и порядок выполнения работы.

При выполнении заданий каждый шаг качественного характера следует подкреплять теоретическими положениями. Предполагается, что общее время на исследования, составление компьютерных программ (если они необходимы), вычисления и подготовку письменного отчета по работе не должно превышать 2 — 4 часов.

Требования к вычислительным средствам минимальны. Ручные расчеты можно выполнять на микрокалькуляторе, для автоматизации вычислений достаточно простейшей ПЭВМ с системой программирования Бейсик или Паскаль.

В работах, где основные расчеты организуются в программном режиме, по крайней мере, один шаг метода рекомендуется выполнить вручную. Это поможет лучше понять алгоритм вычислений, а затем описать его в виде компьютерной программы. В программах для итерационных процессов целесообразно предусмотреть вывод таблицы, отражающей результаты каждого шага процесса. Она явится хорошим наглядным материалом для анализа вычислений и беседы преподавателя с обучающимся.

В письменном отчете по лабораторной работе необходимо отразить следующее: тему работы и задание с учетом предложенного варианта; теоретические исследования (в краткой форме) и вычисления согласно порядку выполнения работы; программу для расчетов (если она необходима); выводимую программой таблицу (если она предусмотрена); итоговые результаты в требуемой форме.

Лабораторная работа № 1

Вычисления с учетом погрешностей

Необходимые сведения из теории

  1. Абсолютная и относительная погрешности приближенных чисел и правило их записи.
  2. Верные значащие цифры приближенных чисел.
  3. Нахождение абсолютной погрешности по верным цифрам.
  4. Правило округления чисел.
  5. Правило записи приближенных чисел.
  6. Оценка влияния погрешностей аргументов назначение функции.
  7. Оценка погрешностей арифметических действий.

Пусть а,b,у — приближенные числа с верными в строгом смысле значащими цифрами, x— точное число. Вычислите

и оцените погрешность результата. Для вычисления значений функций е х и sin у используйте либо математические таблицы, либо микрокалькулятор, либо компьютер.

Лабораторная работа 1 по дисциплине Вычислительная математика» По теме Численные методы решения нелинейных уравнений»

НазваниеЛабораторная работа 1 по дисциплине Вычислительная математика» По теме Численные методы решения нелинейных уравнений»
Дата11.01.2022
Размер421.92 Kb.
Формат файла
Имя файла1.docx
ТипЛабораторная работа
#328249
С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: 2.docx, Мдк.docx, PERESChET_PARAMETROV_FP.docx.
Показать все связанные файлы Подборка по базе: практическая работа 1Колдаев Молендеев.docx, Лабораторная работа №1.docx, Контрольная работа обновлённая.docx, Практическая работа 1.docx, практическая работа №16.pdf, Самостоятельная работа по теме 4.doc, Курсовая работа на тему прибыль и рентабельность.docx, Лаборатооная работа 1 ЗФО (1).docx, Самостоятельная работа по истории № 7 — копия.docx, Лекции по дисциплине Соц.отв.налогоплательщика.doc

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра вычислительной техники

Лабораторная работа №1

по дисциплине «Вычислительная математика”

По теме: «Численные методы решения нелинейных уравнений”

Группа: АВТ-941 Преподаватель: Балакин В. В.

Студента: Ю дин Фёдор Александрович

Новосибирск, 2021 г

1. Описание задания . 3

1.1. Исходные данные. 3

1.2. Цели и задачи работы . 3

2. Описание методов. 3

2.1. Метод простых итераций . 3

2.2. Метод половинного деления. 4

2.3. Метод хорд и касательных . 4

3. Ход работы . 5

3.1. Метод простых итераций. Реализация в MathCAD . 5

3.2. Метод половинного деления. 6

3.3. Метод хорд и касательных . 7

4. Сравнение методов решения нелинейных уравнений по скорости. 8

1.1.Исходные данные

ВариантУравнениеМетоды
28x+2*lg(x)=1.454,5,x

1.2.Цели и задачи работы

  1. В соответствии с вариантом контрольного задания найти корни заданного нелинейного уравнения x + 2lg(x) = 1.45 с точностью 𝜀 = 0,0001 тремя методами:
  • Методом простых итераций
  • Методом касательных (метод Ньютона)
  • Методом хорд и касательных
  1. Для каждого метода исследовать обусловленность задачи (численного метода) и влияние заданной точности 𝜺 на число потребовавшихся итераций.
  2. Сравнить методы по скорости сходимости и выбрать наиболее быстро сходящийся вычислительный процесс.
  3. Применить и сформулировать рекомендации по использованию средств MathCAD для решения нелинейных уравнений.
  4. Проанализировать результаты работы и сделать выводы.

2.Описание

2.1. Метод простых итераций

Метод, входящий в список простейших численных методов решения уравнений. Его суть лежит на принципе сжимающего отображения, который применителен к численным методом. В общем виде также называется методом последовательных приближений. Метод итераций широко распространен в математике, его применяют при решении дифференциальных, интегральных, интегродиффренциальных уравнений и во многих других вычислительных задачах. Идея метода состоит в приведении f(x) = 0 к уравнению x = φ(x) таким образом, чтобы отображение φ(x) было сжимающим. Если это удается, то последовательность итераций xi+1 = φ(xi) сходится.

Алгоритм данного метода следующий:

  1. Подобрать функцию φ(x) = 𝑥 + 𝑘𝑓(𝑥)
  2. Взять приблеженное значений x0 и найти более точный результат при помощи формулы xn+1 = φ(xn), n = 0,1,2, …
  3. Перейти к пункту 2 и вновь поделить отрезок пополам. Алгоритм продолжить до того времени, пока не будет выполнено условие |𝐹(𝑥)| Метод хорд и касательных

Суть метода состоит в разбиении отрезка [a; b] на три отрезка с помощью хорды и касательной, затем выбирается новый отрезок от точки пересечения хорды с осью абсцисс до точки пересечения касательной с осью абсцисс, на котором функция меняет знак и содержит решение.

Комбинированный метод применим, если ни одна точка отрезка [a; b] не является ни стационарной, ни критической.

Условие начальной точки для метода хорд: f(x)f’’(x) 0.

Алгоритм решения:

  1. Если f(a)f’’(a) 0, то a = a − f(a)/f’(a).
  2. Если f(b)f’’(b) 0, то b = b − f(b)/f’(b).
  3. Если |a-b| > ε, то вернуться к первому пункту.
  4. x = (a+b)/2.

3.Ход работы

    1. Метод итераций

Зависимость количества потребовавшихся итераций от заданной точности ε

NεКоличество итераций
10,00116
20,000122
30,0000129

    1. Метод половинного деления

Зависимость количества потребовавшихся итераций от заданной точности ε

NεКоличество итераций
10,0019
20,000113
30,0000116
    1. Метод хорд и касательных

NεКоличество итераций
11
22
33

4. Сравнение методов решения нелинейных уравнений по скорости

УравнениеМетодКоличество итераций
Метод итераций22
Метод половинного деления13
Метод хорд и касательных1

  1. Вывод

В ходе лабораторной работы №1 реализованы такие методы как метод итерации, метод хорд и касательных, метод половинного деления. Самым быстрым оказался метод хорд и касательных, так как для получения решения с нужной точностью потребовалась одна итерация, что достаточно мало по сравнении с методом итерации, так как для получения того же результата понадобилось 22 итерации. В методе хорд и касательный потребовалась только одна итерация, потому что задана такая функция, касательная к которой будет близка к нулю. С помощью оператора solveбыло найдено решение данного нелинейного уравнение, оно совпало с решением, которое было получено в результате использования численных методов решения. Решением нелинейного уравнения является х=1,2536±0,0001

Лабораторные работы по дисциплине «Численные методы»

Лабораторная работа №1

Тема: «Методы оценки погрешностей»

Задание 1. Число x , все цифры которого верны в строгом смысле, округлить до трех значащих цифр. Для полученного числа найдите предельную абсолютную и предельную относительную погрешности. В записи числа укажите количество верных цифр (в строгом и широком смысле).

Задание 2. Вычислите с помощью МК значение величины при заданных значениях параметров , используя «ручные» расчетные таблицы для пошаговой регистрации результатов вычислений, тремя способами:

по правилам подсчета цифр;

с систематическим учетом границ абсолютных погрешностей;

по способу границ.

Сравните полученные результаты между собой, прокомментируйте различие методов вычислений и смысл полученных числовых значений.

Задание 3. Вычислите значение величины при заданных значениях параметров , используя один из инструментальных пакетов, с пошаговой и итоговой регистрацией результатов вычислений двумя способами:

по методу строго учета границ абсолютных погрешностей;

по методу границ.

Задание 4. Составьте программы и вычислите на ЭВМ значения величины при заданных значениях с пошаговой и итоговой регистрацией результатов двумя способами:

по методу строго учета границ абсолютных погрешностей;

по методу границ.

Результаты, полученные в заданиях 3 и 4 разными способами, сопоставьте между собой и сравните с ответами, полученными при выполнении задания 2.

Пояснения к выполнению лабораторной работы №1

Исходные данные для выполнения всех заданий содержаться в табл. 1.7 (числа — приближенные, в их записи все цифры верны в строгом смысле, коэффициенты – точные числа).

Для выполнения заданий необходимо изучить материал гл. 1 «Методы оценки ошибок вычислений» учебника «Численные методы» под ред. М.П. Лапчика, подробно разобрав все приведенные в тексте примеры (лучше всего при этом иметь под руками МК, а также компьютер хотя бы с одним из инструментальных средств: Excel , MathCad , Maple и др.).

Для выполнения задания 1 требуется владение основными определениями и понятиями теории приближенных вычислений (см. подразд. 1.3 и 1.4).

При выполнении задания 2 составляются «ручные» расчетные таблицы, аналогичные табл. 1.4 – 1.6 (см. подразд. 1.9).

Для выполнения задания 3 требуется владение по крайней мере одним из инструментальных программных средств. При этом тщательно разобрать примеры, рассмотренные в подразд. 1.9 и 1.11.

При выполнении задания 4 составляются программы для ЭВМ с использованием процедур и функций, приведенных в примерах гл.1. Примеры аналогичных программ имеются в подразд. 1.9.

Поскольку при выполнении заданий 2,3 и 4 используется одна и та же расчетная формула, в результате выполнения лабораторной работы необходимо сделать обоснованный вывод о целесообразности и эффективности использования тех или иных методов и средств вычислений.

Глава 2 «Численные методы решения алгебраических и трансцендентных уравнений»

Лабораторная работа №2

Тема: «Решение уравнение с одной переменной»

Задание 1. Отделите корни заданного уравнения, пользуясь графическим методом (схематически, на бумаге). Это же задание выполните с помощью программы для компьютера и с применением одного из инструментальных средств.

Задание 2. По методу половинного деления вычислите один корень заданного уравнения с точностью 10 -3 ;

с помощью «ручной» расчетной таблиц и калькулятора;

с помощью программы для компьютера.

Задание 3. Вычислите один корень заданного уравнения с помощью программы для компьютера с точностью 10 -6 , используя метод простой итерации.

Задание 4. Вычислите один корень заданного уравнения с помощью программы для компьютера с точностью 10 -6 , используя один из методов Ньютона.

Задание 5. Вычислите один корень заданного уравнения с точностью 10 -6 , используя один из инструментальных пакетов.

Сопоставьте и прокомментируйте полученные результаты.

Варианты заданий приведены в табл.2.5.

Пояснения к выполнению лабораторной работы №2

При выполнении задания 1 отделение корней заданного уравнения выполнятся с помощью схематического графика на бумаге. Во многих случая задачу графического отделения корня модно упростить, заменив исходное уравнение вида равносильным ему уравнением .

Для решения этой же задачи с помощью компьютера сначала составляется и запускается программа отделения корней уравнения (см. подразд. 2.1). Задание шага может варьироваться в зависимости от величины выбранного участка и характера поведения функции . Результатом выполнения задания должен быть перечень отрезков, содержащих по одному корню уравнения. Затем отделение корней выполняется с помощью одного из инструментальных пакетов (см. пример 2.2, а также примеры 2.8, 2.9, рис. 2.21 учебника).

При выполнении задания 2 сначала уточняется один корень заданного уравнения по методу половинного деления с заданной точностью с помощью «ручной» расчетной таблицы и калькулятора. Если корней несколько, в пояснении к заданию указано, на каком участке выбирается корень, подлежащий уточнению. Форма расчетной таблицы, которую можно использовать для организации «ручных» вычислений, показана ниже.

Затем эта же задача решается с помощью программы для компьютера (см. подразд. 2.2 учебника).

При выполнении задания 3 исходное уравнение приводится к виду таким образом, чтобы на выбранном для выполнения задания отрезке [ a ; b ] функция удовлетворяла условию (2.13): существует такое число что для любыъ имеет место . Приемы преобразования уравнения к итерационному виду и установление условий сходимости подробно рассмотрены в п.2.3.2 учебника.

При выполнении задания 4 составляется и запускается программы вычисления одного корня заданного уравнения с точностью 10 -6 с использованием одного из методов Ньютона. Суть алгоритмов методов Ньютона, а также способы оценки точности результата подробно рассмотрены на примерах «ручного» счета (см. примеры 2.5 и 2.6).

При выполнении задания 5 корень заданного уравнения вычисляется с использованием одно из инструментальных пакетов (см. подразд. 2.5).

После выполнения заданий требуется сравнить полученные результаты и сопоставить в них верные цифры.

Глава 3 «Численные методы решения систем уравнений»

Лабораторная работа №3

Тема: «Численные методы решения систем уравнений»

Задание 1. Дана систем трех линейных уравнений с тремя неизвестными:

Задание 1.1. Решите систему (1) методом Гаусса:

используя «ручную» схему единственного деления, двумя способами: без перестановки строк; с перестановкой строк; расчеты выполняйте с тремя знаками после запятой (с применением калькулятора); подставьте найденные решения в исходную систему, вычислите невязки и сравните полученные решения; выбрав ведущие элементы схемы единственного деления, найдите значение определителя системы;

с помощью программы для ЭВМ с пооперационным учетом ошибок.

Задание 1.2. Решите систему (1) методом простой итерации с точностью с помощью программы для ЭВМ:

с оценкой погрешности метода по одной из метрик с применением оценочной формулы .

с использованием эмпирического критерия близости соседних приближений.

Задание 1.3. Решите систему (1), используя одно из инструментальных средств. Сопоставьте найденное решение с решениями, полученными при выполнении заданий 1.1 и 1.2.

Задание 2. Найдите решение заданной системы нелинейных уравнений с прикидкой точности результата с помощью эмпирического критерия:

методом простой итерации;

с использованием одного из инструментальных средств.

Пояснения к выполнению лабораторной работы №3

Перед выполнением лабораторной работы необходимо изучить материал гл.3 учебника и тщательно разобрать все приведенные в тексте примеры.

Коэффициенты и свободные члены заданной системы уравнений (1) для 20 вариантов к заданию 1 приведены в табл. 3.7.

Для «ручного» решения системы уравнений методом Гаусса (задание 1.1, а) составляется расчетная схема (см. пример 3.1, табл. 3.1). Решение с перестановкой строк показано в п. 3.2.4 учебника (пример 3.6).

Задание 1.1, б выполняется с помощью программы для компьютера (см. пример 3.3 в п.3.2.3), предусматривающей систематический учет границ абсолютной погрешности вычислений. Границы абсолютных погрешностей исходных данных – коэффициентов системы и свободных членов – принимаются из предположения, что исходные числовые значения в табл. 3.7 заданы цифрами, верными в строгом смысле. Вычисления производятся для различных числовых типов данных; полученные результаты необходимо сопоставить и прокомментировать.

При выполнении задания 1.2 составляются две программы решения заданной системы линейных уравнений по методу итераций – с учетом достаточных условий сходимости и без учета этих условий. Для применения метода итераций с предварительным доказательством условий сходимости исходная система преобразуется к системе с преобладающими диагональными коэффициентами, а затем к нормальному виду (см. п. 3.4.2). Вслед за этим производится проверка достаточных условий сходимости (в смысле одной из метрик); в результате получается значение коэффициента сжатия , которое используется в программе для проверки окончания цикла (формула ). При использовании другого подхода (на основе эмпирического критерия совпадения значащих цифр в одной позиции трех соседних приближений, см. п. 3.4.2) исходную систему достаточно преобразовать в систему с преобладающими диагональными коэффициентами. Затем с помощью ЭВМ, вводя различные ограничения на число итераций, производится эксперимент по отысканию решения системы с учетом эмпирического критерия.

Заданием 1.3 предусматривается решение той же системы линейных уравнений (1) с использование одного из инструментальных средств (см. подразд. 3.6).

В итоге требуется сопоставить в пределах достигнутой точности найденное решение с решениями, полученными при выполнении заданий 1.1 и 1.2.

Задание 2 предусматривает решение системы нелинейных уравнений тремя способами: а) методом простой итерации; б) методом Ньютона; в) с использованием одного из инструментальных средств.

Примеры программ, реализующих методы простой итерации и Ньютона, приведены в подразд. 3.5, применение инструментальных средств рассмотрено в подразд. 3.6. Инструментальные средства могут быть использованы, в частности, для графического отделения корней. Варианты систем нелинейных уравнений приведены в табл. 3.8.

Глава 4 «Методы приближения функций»

Лабораторная работа №4

Тема: «Приближение функций»

Задание 1. По данной таблице значений функций

составить формулу интерполяционного многочлена Лагранжа. Построить его график и отметить на нем узловые точки . Это же задание выполнить с помощью инструментальных программных средств.

Задание 2. Вычислить с помощью калькулятора одно значение заданной функции для промежуточного значения аргумента с помощью интерполяционного многочлена Лагранжа и оценить погрешность интерполяции. Этот же результат получить с помощью программы для компьютера и с применением математических пакетов.

Задание 3. Для функций, заданной таблицей узловых значений, вычислить коэффициенты и составить формулы кубического сплайна в узловых узлах. Построить график кубического сплайна и отобразить на нем узловые точки с помощью одного из инструментальных программных средств.

Задание 4. С помощью программы для компьютера уплотнить часть таблицы заданной функции, пользуясь интерполяционными формулами Ньютона.

Задание 5. По заданной таблице значений x и y построить методом наименьших квадратов две различные эмпирические формулы и сравнить качество полученных приближений. Задание выполнить тремя способами: а) с помощью ручных расчетов на калькуляторе; б) путем использования программы для компьютера; в) с помощью табличного процессора Excel или иного инструментального средства.

Пояснения к выполнению лабораторной работы №4

Исходные данные ко всем заданиям лабораторной работы содержаться в табл. 4.14-4.23.

При выполнении задания 1 составляют многочлен Лагранжа по формуле , производят необходимые вычисления и приведение подобных членов (см. пример 4.1 учебника). По полученной формуле строится график интерполирующей функции, на котором отмечаются узловые точки. Это же задание выполняют и с помощью инструментальных пакетов Maple и MathCad (см. подразд. 4.15).

Исходные данные для выполнения задания 1 берутся из табл. 4.14.

Задание 2 сначала выполняют с помощью калькулятора по специальной расчетной схеме (см. табл. 4.2). Для достижения наилучшей точности берут максимально возможное четное или нечетное число узлов, симметричных относительно заданного значения . Использование расчетной таблицы показано в примере 4.2. Пример использования компьютерной программы для интерполирования по формуле Лагранжа рассмотрен в подразд. 4.5. Это же задание выполняется и с помощью инструментальных пакетов (см. подразд. 4.15, рис. 4.8, 4.25 учебника).

Поскольку аналитическое выражение интерполируемой функции в данном случае известно, то оценку погрешности интерполирования производят по формуле . Кроме того, имеется возможность сравнить результат интерполирования со значением функции, вычисленным по ее аналитическому выражению, заданному в таблице.

Для определения содержания задания 2 используется табл. 4.15, из которой по заданному варианту извлекается номер другой таблицы (4.16-4.19), задающей интерполируемую функцию, а также значение аргумента x , для которого требуется вычислить искомое значение интерполяционного многочлена. Так, например, для варианта 4 задание состоит в вычислении значения функции, заданной табл. 4.19 при x = 4,8.

Исходными данными для выполнения задания 3 служит таблично заданная функция из задания 1 (см. табл. 4.14). Перед выполнением задания следует внимательно изучить материал подразд. 4.11 и разобрать пример 4.7, а также примеры по использованию инструментальных программных средств для сплайновой аппроксимации в подразд. 4.15 (рис. 4.9, 4.21, 4.22, 4.26 учебника).

Для выполнения задания 4 по заданной таблице функции с равноотстоящими значениями аргумента составляют таблицу конечных разностей и определяют порядок интерполяционного полинома Ньютона. В зависимости от расположения участка субтабулирования относительно исходной таблицы и потребности в конечных разностях избирается первая:

интерполяционные формулы Ньютона. Исходные данные для выполнения задания 4 (номер таблицы функции, концы отреза и шаг субтабулирования) берут из табл. 4.15. В программе субтабулирования необходимо предусмотреть подсчет погрешности метода по одной из формул или . Перед выполнением задания полезно рассмотреть пример 4.4 из подразд. 4.9 учебника.

При выполнении задания 5 по заданной таблице значений x и y (см. варианты в табл. 4.24) строится точечный график, с помощью которого выбираются два наиболее предпочтительных вида приближающей функции. Здесь невозможно указать какой-либо общий метод угадывания наилучшего вида приближения, во многих случаях удачное решение этой задачи зависит от интуиции и опыта исследователя. При использовании компьютера появляется возможность испытания разных способов без сколько-нибудь значительных усилий.

Исследование точечного графика и выбор вида приближающей функции как в случае ручного, так и в случае компьютерного исполнения облегчаются при умелом расположении графика в системе координат и правильном сочетании масштабов на осях OX и OY , подчеркивающих характер данной зависимости. Следует заметить, что при построении эмпирической формулы всегда можно добиться, чтобы исходные значения аргумента и функции были положительны. Для этого достаточно сделать параллельный перенос в направлении осей, т.е. фактически перейти к новым переменным; в записи окончательного результата при этом необходимо вернуться к прежним обозначениям.

После выбора вида приближающей функции следует приступить к вычислениям. Когда расчеты ведутся с помощью калькулятора (задание 5, а), удобно использовать вспомогательные таблицы вида 4.9-4.11 (см. пример 4.8 учебника). При использовании компьютера сначала (задание 5, б) составляется программа с выводом значений параметров приближающей функции заданного вида и соответствующих им сумм квадратов уклонений (см. программу в подразд. 4.13), а затем (задание 5, в) – проводится исследование заданной табличной зависимости средствами инструментальных пакетов (см. подразд. 4.15, рис. 4.5-4.7, 4.11-4.14, 4.17-4.20, 4.21, 4.23, 4.27 учебного пособия).


источники:

http://topuch.ru/laboratornaya-rabota-1-po-discipline-vichislitelenaya-matemati-v2/index.html

http://infourok.ru/laboratornie-raboti-po-discipline-chislennie-metodi-1091743.html