Линейные уравнения с параметром
Рассмотрим линейные уравнения с параметром вида: $$p(a)x-q(a)=0,$$ где \(p(a)\) и \(q(a)\)- выражения, которые зависят от параметра. Для того, чтобы решить такое уравнение, нужно найти все \(x\) при всех значениях параметра \(a\). Приведем наше уравнение к виду: $$p(a)x=q(a),$$ Отсюда единственное решение: \(x=\frac \) при \(p(a)≠0.\) Если же \(p(a)=0\) и \(q(a)=0\), то решением данного уравнения является любое число. И последний случай, когда \(p(a)=0\),а \(q(a)≠0\), то уравнение не имеет решений. Замечу, что по некоторым уравнениям сразу невозможно определить, являются ли они линейными. Выполнив некоторые преобразования, вдруг обнаружим, что в уравнении отсутствуют члены с \(x\) в степени большей, чем 1. Если изначально у нас и были старшие степени, то теперь они сократились. Мы провели анализ линейного уравнения в общем виде, теперь разберем несколько примеров: Решить уравнение \(ax-5a=7x-3\) при всех возможных \(a\). Перенесем все одночлены с \(x\) влево, а оставшиеся члены – вправо. И вынесем \(x\) за скобку, как общий множитель: $$x(a-7)=5a-3;$$ Первый случай, когда \((a-7)≠0\). Тогда мы можем поделить все уравнение на \(a-7\) и выразить: $$x=\frac<5a-3> Найдите все \(a\), при которых корнем уравнения $$ax+5a-2(3x+2)=-5x+a^2$$ будет любое число. Раскроем скобки и перенесем все члены, содержащие \(x\), влево, а остальные – вправо. $$ax-6x+5x=-5a+4+a^2$$ Приведем подобные: $$ax-x=a^2-5a+4$$ И вынесем за скобку \(x\) и разложим квадратный многочлен на множители: $$x(a-1)=a^2-5a+4$$ $$x(a-1)=(a-1)(a-4)$$ Первый случай: \((a-1)=0\),т.е. \(a=1\) $$x*0=(a-1)(a-4)$$ $$x*0=0.$$ Решением уравнения будет любое число. Из ОДЗ видно, что \(5a+x≠0\) и \(x-5a≠0,\) таким образом, \(x≠±5a.\) Приведем уравнение к общему знаменателю \(x^2-25a^2\) и умножим на него все уравнение: $$x^2-5ax-x^2-10ax-25a^2=-100a^2$$ $$-15ax=-75a^2$$ $$ax=5a^2.$$ После преобразований получили линейное уравнение. Первый случай: \(a=0.\) Получаем уравнение \(0*x=0.\) Решениями этого уравнения будет любое число, кроме \(x=0\) (ОДЗ \(x≠±5a\)). Ответ: При \(a=0\) решениями уравнения будут все действительные числа, кроме \(x=0.\) Если \(a≠0,\) то решений нет. Разделы: Математика Цель: Ход урока 2. Повторение: I. Линейное уравнение с одной переменной: 1. Дайте определение линейного уравнения с одной переменной [Уравнение вида ax=b, где х – переменная, а и b некоторые числа, называется линейным уравнением с одной переменной] 2. Сколько корней может иметь линейное уравнение? [- Если а=0, b0, то уравнение не имеет решений, х — Если а=0, b=0, то х R — Если а0, то уравнение имеет единственное решение, х = 3. Выясните, сколько корней имеет уравнение (по вариантам) Ответ: много корней Ответ: корней нет Ответ: единственный корень II. Линейное уравнение с 2 –мя переменными и система линейных уравнений с 2- мя переменными. 1. Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными. Приведите пример. [Линейным уравнением с двумя переменными называются уравнения вида ах +by=с, где х и у – переменные, а, b и с – некоторые числа. Например, х-у=5] 2. Что называется решением уравнения с двумя переменными? [Решением уравнения с двумя переменными называются пара значений переменных, обращающие это уравнение в верное равенство.] 3. Является ли пара значений переменных х = 7, у = 3 решением уравнения 2х + у = 17? 4. Что называется графиком уравнения с двумя переменными? [Графиком уравнения с двумя переменными называется множество всех точек координатной плоскости, координаты которых является решениями этого уравнения.] 5. Выясните, что представляет собой график уравнения: [Выразим переменную у через х: у=-1,5х+3 Формулой у=-1,5х+3 является линейная функция, графиком которой служит прямая. Так как, уравнения 3х+2у=6 и у=-1,5х+3 равносильны, то эта прямая является и графиком уравнения 3х+2у=6] 6. Что является графиком уравнения ах+bу=с с переменными х и у, где а0 или b0? [Графиком линейного уравнения с двумя переменными, в котором хотя бы один из коэффициентов при переменных не равен нулю, является прямая.] 7. Что называется решением системы уравнений с двумя переменными? [Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство] 8. Что значит решить систему уравнений? [Решить систему уравнений – значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.] 9. Выясните, всегда ли имеет такая система решения и если имеет, то сколько (графическим способом). 10. Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными? [Единственное решение, если прямые пересекаются; не имеет решений, если прямые параллельны; бесконечно много, если прямые совпадают] 11. Каким уравнением обычно задается прямая? 12. Установите связь между угловыми коэффициентами и свободными членами: k1 = k2, b1b2, нет решений; k1k2, одно решение; k1 = k2, b1 = b2, много решений. Вывод: На доске таблица, которую постепенно заполняет учитель вместе с учениками. III. Объяснение новой темы. где A1, A2, B1,B2, C1 C2 – выражения, зависящие от параметров, а х и у – неизвестные, называется системой двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными в параметрах. Возможны следующие случаи: 1) Если , то система имеет единственное решение 2) Если , то система не имеет решений 3) Если , то система имеет бесконечно много решений. IV. Закрепление Пример 1. При каких значениях параметра а система а) имеет бесконечное множество решений; б) имеет единственное решение а) , а=4 б) , а?4 а) если а=4, то система имеет бесконечное множество решений; б) если а4, то решение единственное. Пример 2. Решите систему уравнений Решение: а) , т.е. при m1 система имеет единственное решение. б) , т.е. при m=1 (2=m+1) и n1 исходная система решений не имеет в) , при m=1 и n=1 система имеет бесконечно много решений. Ответ: а) если m=1 и n1, то решений нет б) m=1 и n=1, то решение бесконечное множество в) если m1 и n — любое, то y= x= Пример 3. Для всех значений параметра а решить систему уравнений Решение: Из II уравнения найдем х=1-ау и подставим в I уравнение 1) а=0. Тогда уравнение имеет вид 0*у=3 [у ] Следовательно, при а=0 система не имеет решений Следовательно, у . При этом х=1-ау=1+3у 3) а0 и а-3. Тогда у=-, х=1-а(-=1+1=2 1) если а=0, то (х; у) 2) если а=-3, то х=1+3у, у 3) если а0 и а?-3, то х=2, у=- Рассмотрим II способ решения системы (1). Решим систему (1) методом алгебраического сложения: вначале умножим первое уравнение системы на В2, второе на – В1 и сложим почленно эти уравнения, исключив, таким образом, переменную у: Т.к. А1В2-А2В10, то х = т.к. А2В1-А1В2 0 у = Для удобства решения системы (1) введем обозначения: — главный определитель Теперь решение системы (1) можно записать с помощью определителей: х= ; у= Приведенные формулы называют формулами Крамера. — Если , то система (1) имеет единственное решение: х=; у= — Если , или , , то система (1) не имеет решений — Если , , , , то система (1) имеет бесконечное множество решений. В этом случае систему надо исследовать дополнительно. При этом, как правило, она сводится к одному линейному уравнению. В случае часто бывает удобно исследовать систему следующим образом: решая уравнение , найдем конкретные значения параметров или выразим один из параметров через остальные и подставим эти значения параметров в систему. Тогда получим систему с конкретными числовыми коэффициентами или с меньшим числом параметров, которую надо и исследовать. Если коэффициенты А1, А2, В1, В2, системы зависят от нескольких параметров, то исследовать систему удобно с помощью определителей системы. Пример 4. Для всех значений параметра а решить систему уравнений Решение: Найдем определитель системы: = (а+5)(5а+6) – (3а+10) (2а+3)= 5а 2 +31а+30-6а 2 -29а-30=-а 2 +2а=а(2-а) = (3а+2) (5а+6) –(2а+4)(2а+3)=15а 2 +28а+12-4а 2 -14а-12=11а 2 +14а=а(11а+14) =(а+5) (2а+4)-(3а+10)(3а+2)=2а 2 +14а+20-9а 2 -36а-20=-7а 2 -22а=-а(7а+22) 1) Тогда х= у= 2) или а=2 При а=0 определители Тогда система имеет вид: При а=2 Этого достаточно, чтобы утверждать, что система не имеет решений. 1) если а и а, то х= у= 2) если а=0, то х, 3) если а=2, то (х; у) Пример 5. Для всех значений параметров а и b решить систему уравнений Решение: = =а+1-2b = = b -6; = 3a+3-b 1) . Тогда х= у= 2) Подставив выражение параметра а в систему, получим: Если b6, то система не имеет решений, т.к. в этом случае I и II уравнения системы противоречат друг другу. Если b=6, а=2b-1=2*6-1=11, то система равносильна одному уравнению 12х+2у=6 у=3-6х 1) если , (а), то x=, y= 2) если b, a, то система не имеет решений 3) если b=6, а=11, то х, у=3-6х Итог урока: Повторить по таблице и поставить оценки. При каких значениях параметра система уравнений а) имеет бесконечное множество решений б) не имеет решений б) b10 О чем эта статья: Статья находится на проверке у методистов Skysmart. Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6. Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой. Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева. Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет. Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство. Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни. Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль. Что поможет в решении: Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной. Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз: Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем. Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила. 1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный. Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5 Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть. Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный. Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2. Решим еще один пример: 6x = 5x + 10. Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус. Приведем подобные и завершим решение. 2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок. Применим правило при решении примера: 4x=8. При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение. Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица. Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит: Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения: Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12
Ответ: При \(a=7\) \(x∈∅;\)
при \(a≠7\) \(x=\frac<5a-3>
Второй случай: \((a-1)≠0\), т.е. \(a≠1\) $$x=\frac<(a-1)(a-4)>
Ответ: \(a=1.\)Решение систем линейных уравнений с параметрами
I ряд – I вариант II ряд – II вариант III ряд – III вариант I вариант: II вариант: III вариант: Решение простых линейных уравнений
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).Понятие уравнения
Какие бывают виды уравнений
Линейное уравнение выглядит так ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Квадратное уравнение выглядит так: ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0. Как решать простые уравнения
Разделим обе части на −4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.
−4x = 12 | : (−4)
x = −3
Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.
Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.
Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.
Алгоритм решения простого линейного уравнения |
---|
|
Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте алгоритм — храните его в телефоне, учебнике или на рабочем столе.
Примеры линейных уравнений
Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!
Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.
- Перенести 1 из левой части в правую со знаком минус.
Разделить обе части на множитель, стоящий перед переменной х, то есть на 6.
Пример 2. Как решить уравнение: 5(х − 3) + 2 = 3 (х − 4) + 2х − 1.
5х − 15 + 2 = 3х − 12 + 2х − 1
Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены. Не забываем при переносе из одной части уравнения в другую поменять знаки на противоположные у переносимых членов.
5х − 3х − 2х = −12 − 1 + 15 − 2
Приведем подобные члены.
Ответ: х — любое число.
Пример 3. Решить: 4х = 1/8.
- Разделим обе части уравнения на множитель стоящий перед переменной х, то есть на 4.
Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 − 7х.
- 4х + 8 = 6 − 7х
- 4х + 7х = 6 − 8
- 11х = −2
- х = −2 : 11
- х = −2/11
Ответ: −2/11 или −(0,18). О десятичных дробях можно почитать в другой нашей статье.
Пример 5. Решить:
- 3(3х — 4) = 4 · 7х + 24
- 9х — 12 = 28х + 24
- 9х — 28х = 24 + 12
- -19х = 36
- х = 36 : (-19)
- х = — 36/19
Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.
5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1
Сгруппировать в левой части неизвестные члены, в правой — свободные члены:
Приведем подобные члены.
Ответ: нет решений.
Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 − 7х.
http://urok.1sept.ru/articles/550012
http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-prostyh-linejnyh-uravnenij