Линейное уравнение с двумя переменными. 7-й класс
Разделы: Математика
Класс: 7
1. Структура урока.
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация опорных умений и знаний (10 мин.)
1) Устная работа.
2) Проверка домашней задачи.
- Объяснение нового материала (12 мин.)
- Физкультминутка (2 мин.)
- Закрепление изученного материала (15 мин.)
- Подведение итогов (5 мин.)
– знать какое уравнение называется линейным с двумя переменными, что является решением такого уравнения, какие уравнения являются равносильными, свойства уравнений.
– формирование интереса к решению уравнений; развитие внимания, мышления и памяти; воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля и математической культуры.
– выражать одну переменную через другую, определять является ли пара чисел решением уравнения.
– развитие внимания, логического мышления и памяти, уметь систематизировать и применять полученные знания, математически грамотной речи.
3. Оборудование урока: мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями, набор уравнений в конвертах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием.
2. Актуализация опорных умений и знаний
1) Устная работа.
Вопрос: Что называют уравнением?
Ответ: Равенство содержащее переменную называют уравнением.
Вопрос: С какими уравнениями вы знакомы?
Ответ: Линейными уравнениями.
Вопрос: Какое уравнение называется линейным?
Ответ: Уравнение вида ax+b=c называется линейным.
Заполните таблицу и ответьте на вопросы:
Уравнение
Решение уравнения
Вопросы:
- Укажите номера линейных уравнений?
- Укажите номера уравнений, которые не имеют корней?
- Укажите номера уравнений, у которых любые числа являются корнями?
- Укажите номера уравнений, которые имеют два корня?
- Укажите номера уравнений, у которых корнем является число 0?
Вопрос: Число 11 является корнем только одного из следующих уравнений. Назовите это уравнение.
.
Ответ:.
Выразите каждую из букв, входящих в формулу, через остальные:
а) v·t = s; б) J·R = U;
2) Проверка домашней задачи. Рассмотрим задачу:
Группу из 35 туристов решили расселить на теплоходе в трехместные и четырехместные каюты так, чтобы в каютах не оставалось свободных мест. Составьте математическую модель задачи.
Решение: (На доске решает ученик).
Пусть х – количество трехместных кают,
у – количество четырехместных кают.
Тогда 3х – всего туристов в трехместных каютах,
4у – всего туристов в четырехместных каютах.
Составим модель задачи 3х+4у=35.
Учитель: По условию задачи мы составили математическую модель.
Вопрос: Встречались мы с такой моделью?
3. Объяснение нового материала.
Вопрос: Какую особенность имеет эта модель.
Ответ: Уравнение с двумя переменными.
Вопрос: Как выглядит это уравнение.
Ответ: Уравнение с двумя переменными. Степень переменных первая. Составлено из коэффициента, переменной х, знака сложения, коэффициента, переменной у, знака равно и в правой части число.
Вопрос: Как можно назвать это уравнение?
(Линейное уравнение с двумя переменными).
Учитель: Сегодня на уроке мы изучим с вами новую тему: Линейное уравнение с двумя переменными. Вы узнаете какое уравнение называется линейным с двумя переменными, что является решением данного уравнения, свойства уравнения.
Возьмите конверт в руки и рассмотрите уравнения из конверта.
1. 2x-y=13; | 2. x+y 2 =4; | 3. 2x+y=5; | 4. 6a-4b-1=0; |
5. 2c-17d=3; | 6. ; | 7. xy+3=0; | 8. x-1+2y=0; |
9. x-y+4=0; | 10. 8y-5=6; | 11. 5х-4=1; | 12. 2у=6. |
Вопрос: Есть ли среди этих уравнений линейное уравнение с одной переменной.
Ответ: Да. № 10,№11,№12. (Положите их в конверт)
Вопрос: Как вы думаете, какие из этих уравнений не являются линейными? Почему?
Ответ: №7,№6,№2 (убираются уравнения которые имеют степень больше 1).
Вопрос: Какой вид имеют оставшиеся уравнения. Ответ: (ax+by+c=0).
Учитель: Давайте запишем определение:
Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида ax+by+c=0, где a,b,c– некоторые числа, x и y переменные.
3) Заполним таблицу:
Уравнение | a= | b= | c= | Таблица значений | Количество решений |
2x-y=13; | 2 | -1 | -13 | Бесконечное множество | |
2x +y=5; | 2 | 1 | -5 | Бесконечное множество | |
6a-4b-1=0 | 6 | -4 | -1 | Бесконечное множество | |
c-d=3; | 1 | -1 | -3 | Бесконечное множество | |
х-1-2y=0; | 1 | -2 | -1 | Бесконечное множество | |
x-y+4=0; | 1 | -1 | 4 | Бесконечное множество |
Вопросы: Определите коэффициенты в каждом уравнении.(…..)
Вопрос: Что является решением уравнения с двумя переменными?
Ответ: Решением уравнения ax+by+c=0 называют всякую пару чисел (х; у), которая удовлетворяет этому уравнению, т.е. обращает равенство с переменными ( ax+by+c=0) в верное числовое равенство.
Вопрос: Найдите корни в каждом уравнении.( ……)
Вопрос: Единственным будет решение. (Нет).
Вопрос: А сколько решений имеет такое уравнение. ( Бесконечное множество).
Вопрос: Удобно находить корни уравнения методом подбора? (Нет)
Учитель: Внимание! Условимся записывать корни уравнения в круглых скобках (х ;у).
На первом месте Записываем значение х , на втором значение.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)!
Все мы умеем считать (хлопки в ладоши),
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте).
Руки за спину положим (руки за спину),
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох – выдох).
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев (показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (поднимаемся на носочках 10 раз)
5. Закрепление материала:
Работа по учебнику:
1. №247 (а, в) 2.№253 (а) 3.№ 256 (а) 4.№264 (а, в) 5.№ 265 (а),
6. Самостоятельная работа (10 мин).
I вариант
- Является ли решением уравнения 10x+y=12 пара чисел: а) (1;2); б) (3; -20)?
- Найдите три решения уравнения 5x– 2y=1.
II вариант
- Является ли решением уравнения 4x-3y=12 пара чисел: а) (3;0); б) (2; -7)?
- Найдите три решения уравнения 7x+ 2y=3.
7. Подведение итога урока:
Вопрос: Что нового вы узнали на уроке?
Вопрос: Какое уравнение с двумя переменными называется линейным?
Вопрос: Что является решением уравнения с двумя переменными?
1. №247 (б), 2. №253 (в), 3. № 256 (б), 4. №264 (б, г), 5.№ 265 (б, г).
Литература:
Уравнение с двумя переменными
Уравнение с двумя переменными и его решение
Уравнение вида ax+by = c , где a,b,c — данные числа, называется линейным уравнением с двумя переменными x и y.
Например: 2x+5y = 6; -x+1,5y = 0; $\frac<1><2>$ x-8y = 7
Уравнение с двумя переменными может быть не только линейным, т.е. содержать не только первые степени переменных x и y.
Например: $2x^2+y^2 = 3, x-5y^2 = 1, 7x^3+y = 7$
Решением уравнения с двумя переменными называется упорядоченная пара значений переменных (x,y), обращающая это уравнение в тождество.
О тождествах – см. §3 данного справочника
Например: для уравнения 2x+5y=6 решениями являются пары
x = -2, y = 2; x = -1,y = 1,6; x = -3,y = 2,4 и т.д.
Уравнение имеет бесконечное множество решений.
Свойства уравнения с двумя переменными
Уравнения с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называют равносильными. Уравнения с двумя переменными, не имеющие решений, также считают равносильными.
Уравнения с двумя переменными имеют такие же свойства, как и уравнения с одной переменной:
- если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую и изменить его знак, получится уравнение, равносильное данному;
- если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же, отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
Например: $2x+5y = 6 ⟺5y = -2x+6 \iff y = -0,4x+1,2$
Примеры
Пример 1. Из данного линейного уравнения выразите y через x и x через y:
Алгоритм: рассмотрим 3x+4y=10
1) оставим слагаемое с выражаемой переменной с одной стороны, остальные слагаемые перенесем в другую сторону: 4y=-3x+10
2) разделим полученное уравнение слева и справа на коэффициент при выражаемой переменной: y=-0,75x+2,5 — искомое выражение y(x).
Аналогично для x(y): $3x+4y = 10 \iff 3x = -4y+10 \iff x = -1 \frac<1> <3>y+3 \frac<1><3>$
Линейные уравнения с двумя переменными
Линейные уравнения с двумя переменными
Определение: Линейные уравнения с двумя переменными – это уравнение вида ax+by+c=0, где x, y — переменные, a, b,c – некоторые числа.
Например: 5х + 2у = 10; -7х+у = 5; х – у =2
Определение: Решение уравнения с двумя переменными – это пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.
Если х=4, у=1,5 , то 2 ∙ 4 – 3 ∙ 1,5 = 10
т. е. пара чисел (4; 1,5) не является решением уравнения.
Определение: Равносильные уравнения – это уравнения, имеющие одни и те же решения или не имеющие их.
1. В уравнении можно перенести слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак.
2. Обе части уравнения можно множить или разделить на одно и то же отличное от нуля число.
Выразить одну переменную через другую:
1) 2х +у = 5 2) 3)
График линейного уравнения с двумя переменными
Определение: График уравнения с двумя переменными – это множество всех точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями этого уравнения.
1. Пример: 3х + 2у = 6, где а=3, b=2, c=6
План 1) Выразить переменную у
у =
у = -1,5х +3 линейная функция вида y = kx + b,
2) Составить таблицу значений х и у
3) Построить график
2. Частные случаи построения графика ax + by = c
у =
x =
х = 2
Графика не существует
График – вся координатная плоскость
Решение систем уравнений с двумя переменными. Графический способ.
Определение: Система уравнений – это несколько уравнений, для которых находят общее решение.
Определение: Решение системы уравнений с двумя переменными – это пара значений переменных, обращающая каждое уравнение в верное равенство.
Если х=7, у=5, то , , верно,
т. е. (7; 5) – решение системы уравнений.
Определение: Решить систему – это значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.
План решения системы уравнений графическим способом
1. Выразить переменную у в первом уравнении.
2. Выразить переменную у во втором уравнении.
3. В одной системе построить графики данных функций.
4. Координаты точки пересечения графиков и является решением системы уравнений.
Пример:
1) х +у = 6 → у = 6-х линейная функция, график вида у = kx + b, k = -1, b = 6
http://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/uravnenie-s-dvumya-peremennymi/
http://pandia.ru/text/78/230/76832.php