Линейные уравнения с параметром 7

Линейные уравнения с параметром

Рассмотрим линейные уравнения с параметром вида: $$p(a)x-q(a)=0,$$ где \(p(a)\) и \(q(a)\)- выражения, которые зависят от параметра. Для того, чтобы решить такое уравнение, нужно найти все \(x\) при всех значениях параметра \(a\). Приведем наше уравнение к виду: $$p(a)x=q(a),$$ Отсюда единственное решение: \(x=\frac\) при \(p(a)≠0.\) Если же \(p(a)=0\) и \(q(a)=0\), то решением данного уравнения является любое число. И последний случай, когда \(p(a)=0\),а \(q(a)≠0\), то уравнение не имеет решений. Замечу, что по некоторым уравнениям сразу невозможно определить, являются ли они линейными. Выполнив некоторые преобразования, вдруг обнаружим, что в уравнении отсутствуют члены с \(x\) в степени большей, чем 1. Если изначально у нас и были старшие степени, то теперь они сократились. Мы провели анализ линейного уравнения в общем виде, теперь разберем несколько примеров:

Решить уравнение \(ax-5a=7x-3\) при всех возможных \(a\).

Перенесем все одночлены с \(x\) влево, а оставшиеся члены – вправо. И вынесем \(x\) за скобку, как общий множитель: $$x(a-7)=5a-3;$$ Первый случай, когда \((a-7)≠0\). Тогда мы можем поделить все уравнение на \(a-7\) и выразить: $$x=\frac<5a-3>.$$ Второй случай, когда \((a-7)=0\), получим уравнение $$x*0=32,$$ которое не имеет решений. Таким образом, мы нашли решения уравнения для всех значений параметра \(а\). Например, \(x=\frac<2><7>\) при \(a=0,\) \(x=\frac<-1><3>\) при \(a=1\) и т.д.
Ответ: При \(a=7\) \(x∈∅;\)
при \(a≠7\) \(x=\frac<5a-3>.\)

Найдите все \(a\), при которых корнем уравнения $$ax+5a-2(3x+2)=-5x+a^2$$ будет любое число.

Раскроем скобки и перенесем все члены, содержащие \(x\), влево, а остальные – вправо. $$ax-6x+5x=-5a+4+a^2$$ Приведем подобные: $$ax-x=a^2-5a+4$$ И вынесем за скобку \(x\) и разложим квадратный многочлен на множители: $$x(a-1)=a^2-5a+4$$ $$x(a-1)=(a-1)(a-4)$$ Первый случай: \((a-1)=0\),т.е. \(a=1\) $$x*0=(a-1)(a-4)$$ $$x*0=0.$$ Решением уравнения будет любое число.
Второй случай: \((a-1)≠0\), т.е. \(a≠1\) $$x=\frac<(a-1)(a-4)>=a-4.$$ Решением данного уравнения будет одно число \(x=a-4\).
Ответ: \(a=1.\)

Из ОДЗ видно, что \(5a+x≠0\) и \(x-5a≠0,\) таким образом, \(x≠±5a.\) Приведем уравнение к общему знаменателю \(x^2-25a^2\) и умножим на него все уравнение: $$x^2-5ax-x^2-10ax-25a^2=-100a^2$$ $$-15ax=-75a^2$$ $$ax=5a^2.$$

После преобразований получили линейное уравнение.

Первый случай: \(a=0.\) Получаем уравнение \(0*x=0.\) Решениями этого уравнения будет любое число, кроме \(x=0\) (ОДЗ \(x≠±5a\)).

Ответ: При \(a=0\) решениями уравнения будут все действительные числа, кроме \(x=0.\) Если \(a≠0,\) то решений нет.

Линейные уравнения с параметрами в 7-м классе (методические рекомендации)

Разделы: Математика

Известно, что в программе по математике для неспециализированных школ задачам с параметрами отводится незначительное место.
К задачам с параметрами, рассматриваемым в школьном курсе, относятся, например, задачи, в которых отыскивается решение линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследуется количество их корней в зависимости от значений параметров.
Естественно, что такой небольшой класс задач не позволяет учащимся овладеть методами решения задач с параметрами. В результате, у учащихся возникает психологический барьер уже при «первом» знакомстве с параметрами — это неизвестное и известное, переменная и постоянная. Выход из сложившейся ситуации — включать задачи с параметрами в каждую тему.

  • Для решения задач с параметрами требуется:

а) свободное владение навыками решения уравнений;
б) знание специфических преобразований, которые используются в уравнениях;
в) умение построить логическую цепочку рассуждений.

а) отработку навыков решения уравнений;
б) повышают интеллектуальный уровень ученика и его логическое мышление;
в) формируют навыки исследовательской деятельности;
г) повышают интерес к математике.

Прежде чем ввести понятие «параметр», учащимся необходимо напомнить роль букв в алгебре. Обратить внимание ребят на то, что за буквой скрывается число.
Предложите учащимся задания, в которых надо выразить одну переменную через другую. К этим задачам надо возвращаться постоянно, особенно в 7-м классе, поскольку умение выражать одну переменную через другую очень пригодится при решении задач по физике, где требуется вначале составить буквенное выражение и только затем подставить числовые значения.

Пример №2.
Выразить х : а) ах = а-1; б) (а+2) х = а-1; в) а х = а -1.
Укажите, при каких значениях а имеет смысл полученное выражение.
Найдите значение х при а=2; а=3; а= -10.
Повторите на простых примерах, что такое уравнение, что значит решить уравнение. При решении уравнений типа 2х-2=-1;14х=-4; 3-3х=1 обратите внимание учащихся на то, что мы выразили неизвестное, которое надо найти, через числа.
Покажите, что в уравнение, помимо неизвестного, могут быть введены и другие буквы, и буквенные выражения. Например, ах=а-1, (а+2)х=а-1, (а+2)х=(а+2)-1, а х=а -1.
При этом, как всегда в алгебре, мы полагаем, что буквы могут принимать любые числовые значения. Например, задавая произвольно значения а для уравнения ах=а-1 получаем
при а=2 имеем 2х=2-1; при а=3 имеем 3х=3-1; при а=0 имеем 0х=0-1; при а=-4 имеем -4х=-4-1.

Пример №3.
Дано уравнение ах=5а-9.
Напишите уравнение, которое получится, если а=10; а=-2; а=0.

Пример №4.
Решить уравнение относительно х:
х+2=а+7.
Решение: х=а+5.
Переменную, которую надо найти, будем называть неизвестной, а переменную, через которую будем выражать искомую неизвестную, назовем параметром.

  • Параметрэто переменная величина, которая в процессе решения уравнения (задачи) считают фиксированной и относительно которойпроводится анализ полученного решения.
  • Решить уравнение с параметромэтозначит для каждого значения параметра найти значение неизвестной переменной, удовлетворяющее этому уравнению.

Заметим, что в нашем примере параметр а может принимать любые значения.
Ответ запишем так: при любом значении параметра а

х=а+5 .
Основное, что нужно усвоить при первом «знакомстве» с параметром, это необходимость осторожного обращения с фиксированным, но неизвестным числом. Необходимость аккуратного обращения с параметром хорошо видна в примерах, где замена параметра числом делает задачу банальной. К таким задачам, например, относятся задачи, в которых требуется сравнить два числа.

Пример №5.
Сравнить числа: а) а и ;
б) и 3а.
Решение:
а) естественно рассмотреть три случая:
если а 3а; если а = 0, то а = 3а; если а > 0, то а 3а; если а = 0, то -а = 3а; если а > 0, то -а -1 уравнение имеет два корня.

Как было сказано ранее, к уравнениям с параметрами надо возвращаться постоянно. Поэтому, на конец учебного года можно вынести уравнения:
1) (а-3)х=а2-9;
2) (3-2а)х=4а2-12а+9;
3) (а2-4)х=а2-5а+6;
4) (а2-1)х=а3+1
Решение.1) (а2-1)=0, а=±1.
При а=1 уравнение имеет вид 0х=2. Следовательно, решений нет.
При а=-1 уравнение имеет вид 0х=0. Следовательно, х- любое число.

Задачи для самостоятельного решения.

Для всех значений параметров а и в решите уравнения:

  1. (5а+1)х+25а2+10а+1=0;
  2. ах-а=х-1;
  3. (а2-4)х=а2+а-2;
  4. (а2-1)х-а2+2а-1=0;
  5. (а-2в)х+а+в=3;
  6. каких значениях параметра а уравнение а2(х-2)=х+а-3 имеет бесконечное множество решений?
  7. каком значении параметра а корень уравнения х+3=2х-а будет отрицательным числом?
  8. каждого значения параметра а определить число корней уравнения |x-1| =а.
  9. каждого значения параметра а определить число корней уравнения|5x-3| =а.

Используемая литература.

  1. Газета «Математика». Учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: Е.Пронина, « Линейные уравнения с параметрами» №12, 2000 г.; C.Неделяева, «Особенности решения задач с параметрами» №34, 1999 г.
  2. Азаров А.И., Барвенов С.А., Федосенко В.С. Методы решения задач с параметрами. Математика для старшеклассников. Минск: «Аверсэв», 2003.
  3. Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2004.
  4. Соколовская С.И., ДухонМ.Ю. Линейные уравнения и неравенства с параметром. Пособие для учащихся старших классов. М., 2005.

Линейные уравнения с параметрами в 7-ом классе.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Линейные уравнения с параметрами в 6- o м классе (методические рекомендации).

Солодовникова Галина Николаевна, учитель математики

МБОУ Школа №16 г. Саров Нижегородской области.

«Задачи с параметрами незаменимое средство для тренировки логического мышления».

Данный материал можно использовать на уроках математики в 6-ом классе, на занятиях математического кружка общеобразовательной школы, дать для самостоятельного ознакомления с данной темой ученикам 6-ого и 7-ого классов.

Первые шаги при решении задач с параметрами.

1.Задания на сравнение.

В данном задании а может принимать любые значения: а может быть числом отрицательным (а 0).

Рассмотрим три случая:

если а 0, то а> — а, например а=1, тогда — а=-1, 1>-1.

Решение можно записать так:

если а 0, то а> — а.

В данном задании а может принимать любое значение.

если а =0,то а =2а;

если а >0,то а 3 а;

если а =0,то (- а) =3а;

если а >0,то (- а) (-3 а);

если а >0,то (-5а) Уравнения, содержащие помимо неизвестных, еще и буквенные величины, называют уравнениями с параметрами.

Мы рассмотрим уравнения вида ах= b ,где х-неизвестное, b -некоторое число или выражение, а- параметр.

В уравнениях данного вида параметр а может принимать любые значения. Задача могла звучать так: найдите решение уравнения в зависимости от параметра а. Особо нужно выделить значение параметра, при котором коэффициент при неизвестном обращается в нуль.

В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.

Но при а=0 уравнение примет вид: 0∙х=1. Это уравнение корней не имеет, так как нет такого числа, которое при умножении на нуль дает единицу. При любом другом значении параметра а х= .

Ответ. Если а=0,то корней нет; если а≠0,то х= .

В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.

При а=0 уравнение примет вид: 0∙х=0. Корнем данного уравнения может быть любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль. При любом другом значении параметра а х=0.

Ответ. Если а=0 ,то х-любое число; еслиа≠0, то х=0.

В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.

Но при а=2 уравнение примет вид: 0∙х=1. Это уравнение корней не имеет, так как нет такого числа, которое при умножении на нуль дает единицу. При любом другом значении параметра а х=

Ответ. Если а=2 ,то корней нет; если а≠2,то х=

В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.

При а=2 уравнение примет вид: 0∙х=0. Корнем данного уравнения может быть любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль. При любом другом значении параметра а х=0.

Ответ. Если а=2,то х-любое число; еслиа≠2, то х=0.

В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.

При а=2 уравнение примет вид: 0∙х=5∙0 или 0∙х=0. Корнем данного уравнения может быть любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль. При любом другом значении параметра а х= или х=5.

Ответ. Если а=2,то х-любое число; еслиа≠2, то х=5.

В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.

При а=2 уравнение примет вид: 0∙х=0∙5 или 0∙х=0. Корнем данного уравнения может быть любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль. При любом другом значении параметра а х= или х= а+3

Ответ. Если а=2,то х-любое число; еслиа≠2, то х=а+3.

В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.

При а=7 уравнение примет вид: 0∙9∙х=0 или о∙х=0. Корнем данного уравнения может быть любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль.

При а= -2,уравнение примет вид 9∙0∙х=-9 или 0∙х=-9 . Это уравнение корней не имеет.

При а≠7, а≠ -2 корень уравнения х= или х= —

Ответ. Еслиа=7, то х-любое число;

если а= — 2, то корней нет;

если а≠7, а≠ — 2, то х = —

Задания для самостоятельной работы.

1.При каком значении параметра а уравнение:

Ответ:1)при а=0; 2)при а=2; 3)при а=3

2.При каком значении параметра а любое число является корнем уравнения:

Ответ:1)приа=0; 2)при а=5; 3) при а=3.

Ответ: 1)если b =0,то корней нет; если b ≠0, то х= — ;

4) если с=-1,то х-любое число; если с≠-1, то х=6;

5)если d =5,то корней нет; если d =-5, то х-любое число; если d ≠±5,то х=;

6)если а=3, то х-любое число; если а≠3 то х=а+2.

На следующих занятиях можно рассмотреть уравнения с параметрами, сводящиеся к линейным, а так же уравнения с параметрами, содержащие модуль.

1.Задачи с параметрами. П.И.Горштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир. «Илекса». Москва 2005.

2.Алгебра 7 класс. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Москва. «Вентана-Граф» 2015.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 924 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 686 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 309 человек из 69 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 580 624 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Алгебра», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

§ 2. Линейное уравнение с одной переменной

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 21.07.2018
  • 2296
  • 3

  • 18.07.2018
  • 348
  • 0

  • 29.06.2018
  • 276
  • 1

  • 25.06.2018
  • 243
  • 0

  • 25.06.2018
  • 1423
  • 0

  • 29.05.2018
  • 387
  • 14

  • 29.05.2018
  • 334
  • 9

  • 12.05.2018
  • 784
  • 4

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 23.07.2018 1869
  • DOCX 24 кбайт
  • 51 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Солодовникова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 4 года и 5 месяцев
  • Подписчики: 1
  • Всего просмотров: 12489
  • Всего материалов: 13

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/576204

http://infourok.ru/lineynie-uravneniya-s-parametrami-v-om-klasse-3165143.html