Показательные и логарифмические уравнения ЕГЭ по математике
Материал для подготовки к ЕГЭ по математике на тему: «Показательные и логарифмические уравнения».
12. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ И ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
12.1. Показательные уравнения
12.2. Логарифмические уравнения
Тест для проверки теоретических знаний
Примеры
Задачи для самостоятельного решения
Контрольный тест
Рекомендуем использовать этот материал при тщательной подготовке к сдаче ЕГЭ на высокий балл.
В теме содержатся теория и практические задания различного уровня сложности.
Решение логарифмических уравнений
Данный калькулятор позволяет найти решение логарифмических уравнений.
Логарифмическое уравнение – это уравнения, в которых переменная величина находится под знаком логарифма. Логарифмическая функция всегда монотонна и может принимать любые значения. Кроме того, переменный аргумент логарифма должен быть больше нуля и переменное основание логарифма должно быть положительным и не равным единице.
При решении логарифмических уравнений зачастую необходимо логарифмировать или потенцировать обе части уравнения. Логарифмировать алгебраическое выражение — выразить его логарифм через логарифмы отдельных чисел, входящих в это выражение. Потенцирование – нахождение выражения, от которого получен результат логарифмирования.
Для того чтобы найти корни логарифмического уравнения, нужно ввести это уравнение в ячейку и нажать на кнопку «Вычислить». В ответе отображаются корни уравнения и график логарифмической функции.
Калькулятор поможет найти решение логарифмических уравнений онлайн.
Для получения полного хода решения нажимаем в ответе Step-by-step.
Основные функции |
- : x^a
Показательные и логарифмические уравнения, неравенства
Разделы: Математика
В данной статье я хочу привести методический материал, который использую при проведении обобщающего урока по теме «Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств» с учениками 10 класса.
Цель урока: систематизировать знания о методах решений различных типов указанных уравнений и неравенств, закрепить навыки решения задач.
Ход урока
Показательные уравнения
Пример 1. 4·2 x — 2 x = 96 (линейное показательное уравнение).
Вводим новую переменную 2 x = у; у > 0, т.к. показательная функция не может принимать отрицательные значения.
Уравнение 2 x = 32 имеет корень x = 5.
Ответ: 5
Пример 2. 5 x + 2 / 5 x — 3 = 0 (квадратное показательное уравнение).
Вводим новую переменную 5 x = у; у > 0, т.к. показательная функция не может
принимать отрицательные значения.
Решая квадратное уравнение, получаем корни у1 = 1, у2 = 2.
Уравнение 5 x = 1 имеет корень х = 0.
Уравнение 5 x = 2 имеет корень х = log52.
Ответ: 0; log52
Показательные неравенства
Пример 1. 5 x — 5 x+2 ≥ — 120 (линейное показательное неравенство).
— 24 · 5 x ≥ — 120 | : (-24),
Т.к. 5 > 1, то функция у = 5 x является возрастающей.
Таким образом, при х ≤ 1 неравенство является верным.
Ответ: (-∞; 1]
Пример 2. 5 x +2 · 5 -x – 3 ≤ 0 (квадратное показательное неравенство).
5 2x +2 – 3 · 5 x ≤ 0 .
Вводим новую переменную 5 x = у > 0, т.к. показательная функция не может
принимать отрицательные значения.
Решая квадратное неравенство, получаем 1≤ y ≤ 2 .
Отсюда получим неравенство 1≤ 5 x ≤ 2.
Решая его, получаем 0 ≤ х ≤ log52
Ответ: [0; log52]
Логарифмические уравнения
Пример 1. log16x + log4x + log2x= 7 (переход к новому основанию логарифма).
Используя формулу перехода к новому основанию логарифма, получаем
Ответ: 16
Пример 2. lg 2 x– 3·lg x +2 = 0 (квадратное логарифмическое уравнение).
Вводим новую переменную lg x = у.
Получаем квадратное уравнение относительно новой переменной y 2 — 3y + 2 = 0 .
Решая квадратное уравнение, получаем корни у1 = 1, у2 = 2.
Ответ: 10; 100
Пример 3. log2(x 2 — 3x) = log2 (х — 3) (потенцирование логарифмических уравнений).
Потенцируя уравнение, получаем x 2 — 3x = х — 3 .
Решая квадратное уравнение, получаем корни х1 = 1, х2 = 3 .
При потенцировании логарифмического уравнение возможно появление посторонних корней, поэтому необходима проверка.
1) подставляя х = 1 в исходное уравнение, получаем log2(- 2).
Это выражение не имеет смысла, т.к. логарифмическая функция определена при положительном значении аргумента. Поэтому x1 не является корнем заданного уравнения.
2) подставляя х = 3 в исходное уравнение, получаем log2(0).
Это выражение также не имеет смысла, поэтому x2 не является корнем заданного уравнения.
Ответ: решений нет
Логарифмические неравенства
Пример 1. lg 2 x– lgx – 2 > 0 (квадратное логарифмическое неравенство).
ОДЗ: x > 0, т.к. логарифмическая функция определена при положительном значении аргумента.
Вводим новую переменную lg x = t .
Это квадратное неравенство выполняется при t 2 .
Множество всех решений исходного неравенства есть объединение множеств всех решений двух неравенств lgx 2 .
Т.к. логарифмическая функция с основанием 10 определена при х > 0 и возрастает,то первое неравенство имеет решение 0 100.
Ответ: (0; 0,1)U(100; +∞)
Пример 2. log5(3 — 4x) 0, откуда х 0,7.
С учётом области определения неравенства имеем 0,7 18.05.2014
http://allcalc.ru/node/668
http://urok.1sept.ru/articles/645454