Логарифмические и показательные уравнения и неравенства решу егэ

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства решу егэ

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [].

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение:

б) Определите, какие из его корней принадлежат отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащего отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [−1; 2].

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение:

б) Определите, какие из его корней принадлежат отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите его корни на отрезке

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [−2,5; −1,5].

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [−0,5; 0,5].

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

ЕГЭ Профиль №15. Логарифмические неравенства

15 заданием профильного ЕГЭ по математике является неравенство. Самым часто встречаемым неравенством, которое предлагают на реальных экзаменах в 15 задание, является логарифмическое неравенство. При решении логарифмических неравенств, в большинстве случаев (но не всегда) необходимо полностью находить область допустимых неравенств. Большая часть логарифмических неравенств, предлагаемых на реальных экзаменах, решается с помощью замен, методом интервалов или разложением на множители. Прежде чем решать логарифмические неравенства необходимо выучить свойства логарифмов, свойства логарифмической функции и уметь решать логарифмические уравнения. В данном разделе представлены логарифмические неравенства (всего 138) разбитые на два уровня сложности. Уровень А — это простейшие логарифмические неравенства, которые являются подготовительными для решения реальных логарифмических неравенств предлагаемых на ЕГЭ по профильной математике. Уровень В — состоит из неравенств, которые предлагали на реальных ЕГЭ и в диагностических работах прошлых лет.

Неравенства. Метод замены множителя (метод рационализации)

Полезный прием для решения сложных неравенств на ЕГЭ по математике – метод рационализации неравенства. Другое название — метод замены множителя. Это один из тех секретов, о которых ученику рассказывает репетитор. В учебниках о таком не написано.

Суть метода в том, чтобы от неравенства, содержащего в качестве множителей сложные показательные или логарифмические выражения, перейти к равносильному ему более простому рациональному неравенству.

Давайте для начала вспомним, что такое равносильные уравнения (или неравенства) В школьной программе этот важный вопрос почти не обсуждается. Поэтому запишем определение.

Равносильными называются уравнения, множества решений которых совпадают.

Заметим, что внешне уравнения могут быть и не похожи друг на друга.

Например, уравнения ( x − 3) 2 = 0 и x − 3 = 0 равносильны. Число 3 является единственным решением и того, и другого.

Уравнения и также равносильны. Оба они не имеют решений. Другими словами, множество решений каждого из них – пусто.

Уравнения и не являются равносильными. Решением первого уравнения является только x = 5. Решения второго – два числа: x = 5 и x = 1. Получается, что возведение обеих частей уравнения в квадрат в общем случае приводит к уравнению, неравносильному исходному.

Аналогичное определение – для неравенств.

Равносильными называются неравенства, множества решений которых совпадают.
Например, неравенства 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(x-1)(x-3)%3E0″ /> и 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cfrac%3Cx-1%3E%3Cx-3%3E%3E0″ /> равносильны – ведь множества их решений совпадают. В этом легко убедиться с помощью метода интервалов.

Неравенства log_<2>5″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?log_%3C2%3Ex%3Elog_%3C2%3E5″ /> и 5″ src=»https://latex.codecogs.com/gif.latex?x%3E&space;5″ /> также равносильны при 0″ src=»https://latex.codecogs.com/gif.latex?x%3E&space;0″ />. Заметим, что внешне эти неравенства не похожи – одно из них логарифмическое, другое алгебраическое.

Другими словами, при x > 0 неравенства 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?log_%3C2%3Ex-log_%3C2%3E5%3E0″ /> и 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?x-5%3E0″ /> имеют одинаковые решения. Если какое-либо число x > 0 является решением одного из них, то оно будет и решением второго.

А это значит, что при любом x > 0 выражение будет иметь такой же знак, как и выражение x − 5. Следовательно, если в какое-либо сложное неравенство входит в качестве множителя выражение то при выполнении условия x > 0 его можно заменить на более простое x − 5 и получить неравенство, равносильное исходному.

Вот ключевой момент. На этом и основан метод рационализации – замены множителей, содержащих сложные логарифмические или показательные выражения, на более простые алгебраические множители.

Например, выражение вида , где f и g – функции от x, a – число, можно заменить на более простое ( f − g) ( a − 1) – конечно, при условии, что f(x) > 0 и g(x) > 0. Доказательство легко провести самостоятельно.

А сейчас – самое главное: волшебная таблица, позволяющая заменять сложные логарифмические (или показательные) множители в неравенствах на более простые. Эта таблица является ключом к задаче С3. Вот увидите, она выручит вас на ЕГЭ по математике:

Сложный множительНа что заменить
log h f − log h g( h − 1) ( f − g)
log h f − 1( h − 1) ( f − h)
log h f( h − 1) ( f − 1)
h f − h g( h − 1) ( f − g)
h f − 1( h − 1) · f
f h − g h( f − g) · h
f, g — функции от x.
h — функция или число.

Конечно же, все выражения, которые содержат логарифмы, существуют при f, g, h > 0 и h ≠ 1.

Когда на ЕГЭ по математике вы применяете метод рационализации (замены множителя), — обязательно поясните, что вы им воспользовались. И не забудьте доказать соответствующую формулу. Иначе можно потерять балл.

Обратите внимание, что мы говорим о замене множителя в неравенствах вида Знак здесь может быть любой: >, ≥, ≤. Правая часть обязательно должна быть равна нулю. И заменяем мы именно множитель (а не слагаемое, например). Иначе ничего не получится.

Перейдем к практике – к решению задач из вариантов ЕГЭ по математике Профильного уровня.

1.

ОДЗ неравенства:

Применим метод рационализации. В соответствии с нашей таблицей, множитель заменим на (2 − x − 1)( x + 2 − 1). Множитель вида заменим на ( x + 3 − 1)(3 − x − 1). Таким образом, от логарифмического неравенства мы перешли к рациональному:

Решим его методом интервалов:

Ответ:

2.

Заметим, что выражение положительно при x ∈ ОДЗ. Умножим обе части неравенства на это выражение.
Упростим числитель правой части неравенства:


Поделим обе части неравенства на 5 x > 0:

Неравенство уже намного проще, чем исходное. Но основания степеней разные! Чтобы применить метод рационализации, нам придется представить 2 x − 1 в виде степени с основанием 3.

Неравенство примет вид:

Воспользуемся методом замены множителя. Множитель вида h f −h g можно заменить на ( h − 1) ( f − g). Да и логарифм в знаменателе можно заменить на выражение x + 1.

Оценим . Это необходимо сделать, чтобы правильно расставить точки на числовой прямой.

Ответ:

3.

Постараемся упростить это неравенство. Область допустимых значений

0;\\ x+1\neq 0. \end\right.» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cleft%5C%3C%5Cbegin%3Cmatrix%3E&space;x%3E0;%5C%5C&space;x+1%5Cneq&space;0.&space;%5Cend%3Cmatrix%3E%5Cright.» />Отсюда следует, что x > 0. Это хорошо, потому что при данных значениях x выражение x + 1 строго положительно, следовательно, мы можем умножить на него обе части неравенства. Да и на x 2 тоже можно умножить обе части неравенства, и тогда оно станет проще

Преобразуем числители выражений в левой и правой части и сделаем замену log2 x = t

Теперь обе части неравенства можно сократить на 5 t > 0.


Поскольку , выражение 2 t−1 можно записать как 3 ( t−1)·log32

Заметим, что log32 − 2 t. Решим его:

Итак, t ≥ 1 или t ≤ log32 − 2.
Вернемся к переменной x:

или

Ответ:

4. Еще одна задача из той же серии.

Запишем ОДЗ:

Умножим обе части неравенства на 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?log%5E%3C2%3E_%3C2%3E32x%3E0″ />. Постараемся упростить числители выражений в левой и правой части.

Поделим обе части неравенства на 0.» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?2%5E%3Clog_%3C2%3E(4x)%3E%3E0.» />

Хорошо бы сделать замену. Пусть log2(4 x) = t. Тогда:

Неравенство примет вид:


Мы уже знаем, как представить число 7 в виде степени числа 2:

Применим метод рационализации.

Оценим

Применим в левой части неравенства формулу перехода к другому основанию

Последовательно применим метод замены множителя, то есть метод рационализации.
Напомним, что множитель log h f можно заменить на ( h-1)( f-1), а множитель (log h f — 1) — на ( h — 1)( f — h).

Поскольку 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(x+5)%5E%3C2%3E%3E0″ /> при x ∈ ОДЗ, а 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?2x%5E%3C2%3E+10x+14%3E0″ /> > 0 при всех x, получим:

Ответ: x ∈ (-5; -3]

Посмотрим, чем поможет метод замены множителя в решении сложного показательного неравенства.

6. Решите неравенство:

Числитель дроби в левой части — однородное выражение, где каждое слагаемое имеет степень 2х. Поделим обе части неравенства на

Поскольку , поделим обе части неравенства на

Применяя метод рационализации, множитель вида заменяем на

Остается решить неравенство методом интервалов. Но как сравнить и ?

Что больше? Давайте представим как логарифм с основанием

7. Теперь логарифмическое неравенство. Обратите внимание, что здесь лучше всего записывать решение в виде цепочки равносильных переходов. И само неравенство, которое мы упрощаем, и область его допустимых значений мы записываем в одну систему. И решаем ее.

Мы объединили в систему и область допустимых значений, и само неравенство. Применим формулу логарифма частного, учитывая, что

Используем также условия

Обратите внимание, как мы применили формулу для логарифма степени. Строго говоря,

Согласно методу замены множителя, выражение заменим

Решить ее легко.

8. А теперь неравенство с ловушкой. Мы надеемся, что вы помните — нельзя извлекать корень из неравенства.

Извлекать корень из неравенства нельзя! Можно перенести все в левую часть неравенства и разложить на множители как разность квадратов:

Применим формулы разности и суммы логарифмов, следя за областью допустимых значений. Все выражения под логарифмами в исходном неравенстве должны быть положительны.

Посмотрим на второе и третье неравенства системы. Поскольку х+5 положительно, то и выражение должно быть положительно.

Заметим, что решения неравенства — это все числа, кроме

По методу рационализации, каждый из множителей вида заменяем на

Просто равносильные преобразования. Выражение положительно всегда — так как в уравнении дискриминант отрицателен. Осталось применить метод интервалов.


источники:

http://math100.ru/prof-ege15-5/

http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/pokazatelnye-i-logarifmicheskie-neravenstva-chast-2/